План работы по самообразованию «Развитие креативности у детей старшей группы с помощью оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Синицына Валентина Васильевна

ТемаРазвитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами.

Цель:

• Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами.

• Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

• Расширить знания о приемах конструирования из бумаги

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Организовать работу кружка в группе.

6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2017-2018.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение «Детский сад комбинированного вида «Светлячок»

МБОУ «Пустошкинский центр образования»

182300, г.Пустошка, ул. Октябрьская д. 20. тел/факс (81142) 2-17-23, электронная почта lyubov-sokolova-2012@mail.ru

План работы по самообразованию «Развитие креативности у детей старшей группы с помощью оригами»

Подготовила: Синицына В.В

Г.Пустошка.

ТемаРазвитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами.

Цель:

• Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами.

• Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

• Расширить знания о приемах конструирования из бумаги

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Организовать работу кружка в группе.

6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.

Актуальность

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ)Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Формы и методы работы:

1. Проведение тематических занятий,

2. Оформление серии выставок для детей.

3. Изготовление поделок.

4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

5. Составление перспективного планаразработка конспектов, создание развивающей среды.

6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

7. Работа с методической литературой

8. Подготовка и оформление документации.

Приёмы и методы:

• Словесный

• Практический

• Наглядный

• Продуктивный

• Проблемный

• Частично-поисковый

• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Начало работы над темой – сентябрь 2016г; окончание работы – май 2017г.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

1. Беседа с детьми на тему«Что такое оригами»

- продолжить познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами.

2. Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

3. Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.

4. НОД «Заяц с морковкой».Цели: Учить во время работы соблюдать правила оригами. Закреплять умения делать прямые надрезы. Учить составлять предметное изображение и аккуратно наклеивать его. Развивать выдумку в связи с общим творческими замыслом. Взаимопомощь.

5.НОД «Яблоко» Цели: Научить детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении, закрепить выполнение базовой формы треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба, активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических формах, вкусовых  свойствах яблок.

6. НОД «Гриб». Цели:

познакомить с операцией складывания базовой формы « треугольник»,

учить определять число и размер  деталей в изделии,

 расширить знания об окружающем мире,

формировать навыки правильного поведения в природе.

Развивать внимание, умение повторять действия после показа, память, самостоятельность, мелкую моторику рук. Воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.

Октябрь

  1. НОД «Колос». Цели: Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку. Расширить знания у детей о пользе хлеба для человека. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания. Учить складывать бумагу в разных направлениях для получения деталей оригами и формирования композиции. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
  2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Домик». Цели: Образовательные задачи:формировать умения следовать устным инструкциям;обучать различным приемам работы с бумагой; повторить основные геометрические фигуры. Развивающие задачи: развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию; развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев; развивать пространственное воображение.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  3. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Платье для куклы». Цели: продолжать учить складывать бумагу в технике оригами из базовый фигуры квадрат.
  4. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Стаканчик» Цели: развивать умение складывать «стакан», БФ «треугольник», передавать сходство с предметом; Развивать память; развивать интерес к оригами.

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».
  2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Собачка».

Цели: Учить детей складывать бумагу в разных нaпpавлениях, придавая форму собаки. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Развивать фантазию, творчество, сообразительность.

Развивать мелкую моторику рук в процессе труда. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к домашним животным.

  1. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Лисичка». Цели:  формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;обогащать словарь ребенка специальными терминами; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер;развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; повышать интерес к занятиям оригами через игру.
  2.  НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Жираф». Цели:

- продолжить формировать интерес детей к искусству оригами;

- формировать умение конструировать поделку «жирафа»;

- формировать умение работать по инструкции и показу воспитателя;

- продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях;

- продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- продолжить развивать речь в процессе совместного обыгрывания поделок.

Декабрь

1. Просмотр презентации с детьми «Искусство оригами»

- повышать интерес детей к творчеству, активизировать желание научиться чему-то новому.

2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Белые медведи». Цели: рассказать, как быстро можно сделать фигурку медведя из знакомого метода сложения бумаги; Закрепить знания, полученные на занятиях оригами; Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни; Формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения, начатого до конца;Воспитывать культуру поведения на занятии.

3. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Снегири».

Цели: - Уметь создавать образ методики оригами под диктовку.

- Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины и делать складку.

- Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях.

- Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

- Развивать мелкую моторику пальцев, внимание, память.

- Развивать познавательный интерес, расширить кругозор, активизировать словарь ребенка.

4. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему « Елочка» (см.Портфолио)

Январь

1. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».

- привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.

2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Матрешка». Цели:

• дать детям знания об истории создании русской матрёшки

• продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая чёткие и правильные сгибы.

• обогащать и активизировать словарь детей

• развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы

• укреплять мелкую моторику пальцев рук

• развивать память, внимание, воображение, мышление

• воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, истории своей Родины

• воспитывать терпение, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

3. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Подводный мир. Рыбки».

Цели: - развивать навыки работы с бумагой;

- отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, по горизонтали и вертикали пополам;

- совершенствовать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

- развивать навык коллективной работы при составлении композиции.

Февраль.

  1. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Профессии»

Цели: Обобщить представления о профессиях, закрепить умения и навыки создавать поделки в технике «оригами», используя базовую форму «волшебный змей».

 Создать условия для развития творческого воображения, памяти, внимания, уверенности в своих силах, конструктивного мышления.

 Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, стремление делать работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.

2.НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Подарок для папы».

Цели: формировать умения следовать устным инструкциям, обучать различным приемам работы с бумагой, продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, создавать композицию с изделиями, выполненными из бумаги; развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать художественный вкус, творческие способности детей, развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, приучать к точным движениям пальцев; воспитание интереса к конструированию из бумаги, совершенствоватние трудовых навыков, воспитание аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Март

1. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Подарок для мамы».

Цели: Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами.

• Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях

• Учить составлять сюжетную композицию;

• Развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать терпение и усидчивость.

2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Грач».

Цели: закрепить характерные признаки весны; развивать познавательный интерес, внимание, память и навыки работы с бумагой,                       ножницами; воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе.

3. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Журавль» Цели:

- учить складывать бумагу, тщательно выравнивая углы, закрепить умение следовать устным инструкциям. Закрепить понятия: «диагональ», «угол», «сторона», «заготовка»;

- совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами;

- формировать представления детей об особенностях образа жизни журавлей;

- расширять представление детей о перелётных птицах.

развивающие:

- развивать моторику кистей и пальцев рук, зрительно-двигательную координацию;

- развивать пространственное воображение, творческое мышление;

- развивать память, речь, внимание у детей;

- обогащать словарный запас детей.

- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;

- воспитывать интерес к жизни птиц.

4. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Шапочка медсестры».

Цели: - учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию;

- расширять коммуникативные способности детей.

Апрель

1. Консультация для родителей «Как воспитать творческую личность».

2. НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Ракета».

Цели:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

- развивать мелкую моторику рук и глазомер

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей

- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев

- развивать пространственное воображение;

- воспитывать интерес к конструированию из бумаги

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки

- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- формировать умения следовать устным инструкциям

- обучать различным приемам работы с бумагой

- обогащать словарь ребенка специальными терминами

- Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины

- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

3.НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Пароход».

Цели: обучать различным приёмам работы с бумагой;

познакомить с речным транспортом;

обогащать словарный запас детей;

развивать внимание, память, пространственное

воображение, мелкую моторику пальцев рук;

воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

учить аккуратности, умению содержать рабочее место в

порядке.

Май

1. Коллективная композиция «Пернатые друзья»

- учить работать с исходной формой «квадрат»;

- продолжать развивать интерес к искусству оригами;

- воспитывать усидчивость.

2. Оформление альбома «Вот что мы умеем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План работы по теме "Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами".

План работы по теме  «Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами» педагога : Селиверстовой Ирины Николаевны.  Цель:  ·...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие креативности у детей старшей группы с помощью оригами»

Цель:Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детейстаршей группыв процессе занятий по обучению оригами. Повысить профессиональную квалификациюпо вопр...

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи: ü  Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;ü...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»

      Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 л...