развитие речи через конструктивную деятельность
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Вагина Татьяна Фёдоровна

развиваем речь детей через конструктивную деятельнось

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostruktivnaya_deyat-st.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26 «Сказка»

Консультация для воспитателей

Развитие речи детей посредством конструктивно – модельной деятельности

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»

Л.С. Выгодский

Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога.

Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности детей – это использование конструктивно-модельной деятельности.

В результате работы по конструированию дошкольники:

- создают красочные, привлекательные поделки вне зависимости от их навыков;

- учатся конструировать по образцу, по моделям и самостоятельно;

- получают опыт анализа конструкций, идей;

- учатся описывать по алгоритму и сочинять загадки, сказки, рассказы;

Конструкторы могут быть разными, но все они играют важную роль в речевом развитии детей - дошкольников.

Работа воспитателя по развитию речи у детей во время конструктивной деятельности должна состоять из определенной последовательности.

Сначала от ребенка не требуется ответа словом.

1. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним.

2. Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь).

3. Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов.

Наряду с сопряженной речью, воспитатель практикует и отраженную форму речи - повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи воспитатель использует в процессе практической конструктивной деятельности. Более сложные - в конце, по завершении работы. Воспитатель подводит итог того, что дети сделали. Содержанием рассказа педагога, как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы.

Во время конструирования у детей развиваются:

- коммуникативные способности, совершенствуется мелкая моторика рук, сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение мыслить логически, выстраивая логические цепочки по принципу заданного ряда.

Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения, вести диалог, тем самым пополнять и обогащать словарный запас. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированней их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки.

Первым шагом в развитии понимания речи во время конструктивной деятельности является усвоение

номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды конструктивной деятельности.

Развитие речи детей на материале конструктивной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в создаваемый образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Образовательная деятельность «Мой город» (развитие речи и конструктивная деятельность), для детей старшей инклюзивной группы.

Образовательная деятельность «Мой город» (развитие речи и конструктивная деятельность), для детей старшей инклюзивной группы. Формирование знаний о родном городе Омске....

Проектная деятельность по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Обследуя речевое развит...

Организация работы по развитию речи через конструктивно-техническое творчество дошкольников. «Создание макета «Весенний лес».

Организация работы по развитию речи через конструктивно-техническое творчество дошкольников.«Создание макета «Весенний лес». Средняя группа Воспитатель Кадоркина Алёна Вяче...

"Развитие дошкольников через конструктивную деятельность."

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие....