Программа кружка по конструированию и ручному труду "Очумелые ручки
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Данная программа направлена на развитие у детей 4-5 летнего возраста творческих способностей; закрепление эталонов формы, цвета; формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ochumelye_ruchki.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Занятия проходят в игровой форме.
Срок реализации программы 7 месяцев.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с бумагой, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ней, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работой с бумагой, которая включает в себя различные способы создания образов предметов. В процессе работы с этим материалом дети познают его свойства, возможности преобразования, учатся использовать при изготовлении различных поделок. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни, формируется избирательное отношение к бумаге. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизна и отличительная особенность программы кружка по ручному труду является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств материала, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручных умений и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы. Развитие творческих способностей и ручных умений у детей 4-5 лет.
Задачи программы:
- Научить детей различным приемам работы с бумагой: сминание, скручивание, складывание, разрезание.
-Научить детей создавать объемные поделки из полосок бумаги, составлять из этих поделок композиции.
- Познакомить с некоторыми способами изготовления объемных поделок из бумаги в технике оригами, бумажная скульптура.
- Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Тематический план занятий кружка «Очумелые ручки»
Тема | Задачи | Материал |
Октябрь | ||
«Солнышко лучистое» | Формировать умение создавать объемные поделки путем склеивания из полосок бумаги лучиков-петелек различной длины и прикрепления их к серединке солнышка при помощи клея. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтым, оранжевым). | Два круга диаметром 10 см желтого цвета, полоски желтого цвета длиной 30 см (8 шт.), полоски оранжевого цвета длиной 20 см (8 шт.), клей-каран-даш, салфетки, клеенки. |
«Божья коровка» | Формировать умение создавать объемные поделки из полосок бумаги различной длины, соединенных в петельки при помощи клея, путем накладывания концов полоски друг на друга; соединять в единое целое полученные петельки, наклеивая одну на другую (от маленькой и, заканчивая самой большой); разрезать полоску бумаги вдоль пополам, закручивать ее концы при помощи ножниц; аккуратно приклеивать на готовую поделку элементы декора. | Полоски бумаги красного цвета длиной 30, 26, 22, 18, 14 см шириной 1,5 см (5 шт.); полоска бумаги черного цвета длиной 15 см шириной 2 см; круги черного цвета диаметром 1 см (7 шт.), полоска бумаги черного цвета длиной 5 см шириной 2,5 см; основа поделки – листик (из зеленой бумаги), клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Рыбка» | Формировать умение создавать объемные поделки из полосок бумаги различной длины и цвета, соединенных в петельки при помощи клея, путем прикладывания концов полоски друг к другу; собирать в единое целое полученные петельки, приклеивая их к основе поделки; дополнять поделку необходимыми элементами. | Полоски бумаги красного цвета длиной 15см (6 шт.), полоски зеленого цвета длиной 15 см (8 шт.), полоски желтого цвета длиной 15 см (8 шт.), полоски розового цвета длиной 15 см (5 шт.), полоска голубого цвета длиной 20 см (1 шт.) (ширина полосок 1,5 см), основа поделки овал розового цвета, 1 глаз, голова желтого цвета, клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
«Царевна Лебедь» (коллективная работа) | Формировать умение создавать коллективные работы при помощи знакомой техники – склеивания из полосок бумаги различной длины и одинаковой ширины петелек; размещать полученные петельки в определенном порядке на основе поделки; готовить фон будущей работы (при помощи техники надрывания изготавливать волны, скатывания кусочков бумаги в комочек создавать пену на волнах); размещать готовую поделку на фоне; дополнять работу необходимыми элементами, проявляя творчество. | Лист голубого картона формата А3, полоски бумаги белого цвета длиной 10 см (10 шт.) и длиной 15 см (18 шт.), заготовка туловища лебедя, 1 глаз,клюв, по одному листу бумаги синего, голубого и фиолетового цветов, лист бумаги золотистого цвета, фигурный дырокол «Звездочка», клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
Ноябрь | ||
«Тыква» | Формировать умение создавать объемные поделки из полосок бумаги одинаковой длины, соединяя их концы поочередно между собой при помощи клея (один на другой), создавая форму шара; украшать готовую поделку элементами декора; скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и приклеивать их в середину цветка тыквы; разрезать полоску бумаги на две части по долевой, закручивать ее концы при помощи ножниц. | Полоски бумаги бледно-оранжевого цвета длиной 24 см шириной 1,5 см (6 шт.); полоска бумаги зеленого цвета длиной20 см шириной 2 см; прямоугольник желтого цвета размером 4х5 см; 1 цветок; 2 листика (из бумаги зеленого цвета); основа поделки в форме облачка (из бумаги зеленого цвета), клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Петушок, петушок – красный гребешок» (1 занятие) | Закреплять умение создавать объемные поделки из полосок бумаги одинаковой длины, соединяя их концы поочередно между собой при помощи клея (один на другой), создавая форму шара (2 шара разным диаметром); соединять детали поделки (туловище и голову) при помощи клея между собой. | Полоски бумаги желтого цвета длиной 24 см, 14 см (по 6 шт.) шириной 1,5 см; основа поделки в форме облачка (из бумаги зеленого цвета); клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
«Петушок, петушок – красный гребешок» (2 занятие) | Закреплять умение изготавливать дополнительные детали поделки: крылья, бородку (из полосок бумаги, склеенных в петельки), гребешок (из полосок бумаги, скрученных и склеенных в кольцо); размещать и закреплять эти детали на поделке. | Полоски бумаги красного цвета длиной 8см (3шт.), 9 см (1 шт.), 3см (1 шт.), полоски бумаги желтого цвета длиной 21 см (1 шт.), 17 см (3 шт.),13 см (1 шт.), 2 глаза, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Открытка для любимой мамочки» (подарок ко «Дню матери») | Формировать умение делать поздравительные открытки своими руками, украшая их объемными цветами, лепестки которых сделаны из сердечек двух размеров, серединки цветов выполнены из квадратиков, закругленных при помощи ножниц; дополнять цветочную композицию элементами декора. | Основа открытки – лист двустороннего цветного картона формата А4, сложенный пополам, сердечки красного цвета 15 шт., сердечки меньшего размера розового цвета 15 шт., квадраты желтого цвета размером 2х2 см, фигурные дыроколы «Цветочек», «Бабочка», рельефные полоски для украшения открытки разных цветов, полоска бумаги зеленого цвета длиной 10 см шириной 2,5 см, заготовка вазы, листы цветной бумаги для маленьких цветочков, гель с блестками, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
Декабрь | ||
«Мое любимое животное» | Закреплять умение создавать объемные поделки по выбору на основе шара, склеенного из полосок бумаги, дополняя их необходимыми элементами. | Полоски голубого, зеленого, розового цветов длиной 20 см шириной 1,5 см; заготовки головы и лап хрюшки, лягушки; глаза; заготовки рта рыбки, полоски бумаги розового и голубого цветов для хвоста, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы, фломастер черного цвета. |
«Зайчик» | Формировать умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (головы будущего зайчика) и полоски бумаги, надрезанной с обеих сторон по разметке (туловища с лапками); разрезать пополам лист бумаги прямоугольной формы и закруглять края полученных прямоугольников (ушей) и лапок при помощи ножниц; собирать поделку в единое целое, изгибая туловище зайчика дугой и приклеивая его к основе поделки, дополнять работу необходимыми элементами. | Полоски бумаги белого цвета длиной 17 см шириной 3 см (1 шт.), 12см (1 шт.), 6 см (1 шт.), полоска розового цвета длиной 4 см шириной 3 см, глазки, заготовка носика, узкая ленточка длиной 15 см, основа поделки в форме облачка голубого цвета, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы, фломастер черного цвета. |
«Рыжая плутовка» | Формировать умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (головы лисички) и полоски бумаги, надрезанной с обеих сторон по разметке (туловища с лапками); закруглять края лапок при помощи ножниц с одного края; разрезать пополам лист бумаги квадратной формы по диагонали; собирать поделку в единое целое, изгибая туловище лисички дугой и приклеивая его к основе поделки; дополнять работу необходимыми элементами. | Полоски бумаги оранжевого цвета длиной 17 см шириной 3 см (1 шт.), 12см (1 шт.), квадрат оранжевого цвета размером 1,5х1,5 см, глазки, заготовка носика, узкая ленточка длиной 15 см, основа поделки в форме облачка голубого цвета, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы, фломастер черного цвета. |
Елочная игрушка «Снеговик» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (2шт. разного диаметра); соединять поделку в единое целое, дополняя ее необходимыми деталями; формировать умение сгибать полоску бумаги по разметке в нескольких местах. | Полоски бумаги голубого цвета длиной 28 см (2 шт.), 22 см (1 шт.),18 см (2 шт.) (ширина 3 см), полоски бумаги зеленого цвета длиной 12см (1 шт.), 6 см (1 шт.), полоска бумаги красного цвета длиной 12 см шириной 1.5 см, полоска бумаги черного цвета длиной 23 см шириной 3 см, узкая тесемка, заготовки глаз, носа-морковки, клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
Январь | ||
«Кот Рыжик» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (2шт. разного диаметра); соединять поделку в единое целое (голову и туловище), дополняя ее необходимыми деталями; формировать умение закручивать полоску бумаги при помощи ножниц. | Полоски бумаги оранжевого цвета длиной 24 см (1 шт.), 15 см (2 шт.), заготовки лапок, глаз, носика, усов, квадрат оранжевого цвета размером 1,5х1,5 см (2 шт.), клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Улитка» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (раковины улитки) (цилиндры разного диаметра 5 шт. вклеены друг в друга) и изогнутой в дугу полоски бумаги (туловища); собирать поделку в единое целое; прикреплять поделку к основе, дополнять необходимыми деталями. | Полоски бумаги сиреневого цвета длиной 30 см (1 шт.), 21 см (1 шт.), 15 см (1 шт.), полоски зеленого цвета длиной 24 см (1 шт.), 18 см (1 шт.), 12 см (1 шт.) шириной 3 см, полоска зеленого цвета длиной 10 см шириной 1,5 см, заготовки глаз, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Елочка» | Формировать умение изготавливать несложные объемные поделки в технике оригами (из листов квадрата, сложенных пополам по диагонали); закреплять умение складывать пополам лист бумаги прямоугольной формы. | Квадраты зеленого цвета размером 5х5, 8х8, 11х11 см, полоска коричневого цвета длиной 12 см шириной 2 см, основа поделки в форме облачка голубого цвета, клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
Февраль | ||
«Зимний лес» (коллективная работа) | Закрепление умения создавать коллективные работы, используя элементы оригами (елки), создавая поделки на основе низкого цилиндра (головы животного) и полоски бумаги, надрезанной с обеих сторон по разметке (туловища с лапками); создавать композицию из готовых поделок. | Основа для коллективной работы – лист голубого картона размером 60х80 см, квадраты зеленого цвета размером 5х5, 8х8, 11х11 см (по 8 шт. каждого размера), полоска коричневого цвета длиной 12 см шириной 2 см (8 шт.), полоски бумаги белого цвета длиной 17 см шириной 3 см (1 шт.), 12см (1 шт.), 6 см (1 шт.), полоска розового цвета длиной 4 см шириной 3 см, глазки, заготовка носика, узкая ленточка длиной 15 см, полоски бумаги оранжевого цвета длиной 17 см шириной 3 см (1 шт.), 12см (1 шт.), квадрат оранжевого цвета размером 1,5х1,5 см, глазки, заготовка носика, узкая ленточка длиной 15 см, полоски бумаги серого цвета длиной 17 см шириной 3 см (1 шт.), 12см (1 шт.), квадрат серого цвета размером 1,5х1,5 см, глазки, заготовка носика, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Гирлянда из сердечек для украшения группы» | Закреплять умение создавать объемные поделки из полосок бумаги разной длины, соединяя их концы с одной и другой стороны поочередно между собой при помощи клея, придавая форму сердечка; соединять сердечки в гирлянду. | Полоски бумаги красного цвета длиной 25, 19, 13 см шириной 1,5 см (по одной полоске всех размеров на каждого ребенка), полоски бумаги розового цвета длиной 22, 16 см шириной 1,5 см (по одной полоске всех размеров на каждого ребенка), узкая атласная лента 3м, клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
«Открытка для папы» | Формировать умение изготавливать поздравительные открытки, используя элементы оригами (кораблик – из листов квадратной формы, сложенных пополам по диагонали, у которых нижние углы затем отгибаются к противоположным сторонам); закруглять ножницами углы квадрата (солнце, иллюминаторы корабля); дополнять поделку готовыми формами, создавая композицию. | Основа открытки – лист голубого картона формата А 4, сложенный пополам; квадрат белого цвета размером 10х10 см, листы голубой, синей, фиолетовой бумаги (для волн), квадраты желтого цвета размером 3х3 см, полоска бумаги желтого цвета шириной 5 см длиной 8 см, бумажные салфетки, квадраты красного цвета размером 1,5х1,5 см, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы, фигурный дырокол «Звездочка». |
«Летят самолеты» | Формировать умение изготавливать поделки на основе высокого цилиндра (корпус самолета), дополнять поделку необходимыми деталями (пропеллер – из петелек, крылья, хвост). | Листы зеленой бумаги размером 14х 12 см, полоски бумаги голубого цвета длиной 10 см (2 шт.), 8 см (1 шт.) шириной 1 см, заготовки крыльев 2 шт., хвоста самолета 1 шт., клей-карандаш, салфетки, клеенки. |
Март | ||
«Открытка с ирисами» | Закреплять умение делать поздравительные открытки своими руками, используя элементы оригами (цветы ириса); дополнять поделку готовыми формами, создавая композицию. | Основа открытки – лист цветного картона формата А 4, заготовка вазы, полоска зеленой бумаги длиной 10см шириной 0,5 см, квадрат зеленого цвета размером 6х6 см, квадраты сиреневого цвета размером 3,5х3,5 см, фигурные дыроколы, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Лягушка» (настольный театр «Теремок») | Формировать умение изготавливать героев настольного театра «Теремок», используя технику оригами (лист квадратной формы складывается пополам по диагонали, затем нижние углы отгибаются к противоположным сторонам); закруглять при помощи ножниц углы квадрата (глаза); приклеивать поделку к основе-палочке. | Квадраты зеленого цвета размером 10х10 см (1 шт.), 3х3 см (2 шт.), палочка -основа поделки, черный маркер, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Заяц» (настольный театр «Теремок») | Формировать умение изготавливать героев настольного театра «Теремок», используя технику оригами (лист квадратной формы складывается пополам по диагонали, затем нижние углы отгибаются к противоположным сторонам); разрезать при помощи ножниц лист бумаги прямоугольной формы пополам и закруглять его края с одной стороны (уши зайца); прорисовывать маркером необходимые детали; приклеивать поделку к основе-палочке. | Квадраты белого цвета размером 10х10 см (1 шт.), белые прямоугольники размером 8х6 см (1 шт.), палочка - основа поделки, черный маркер, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Мой любимый герой» (настольный театр «Теремок») | Закреплять умение изготавливать героев настольного театра «Теремок», используя технику оригами (лист квадратной формы складывается пополам по диагонали, затем нижние углы отгибаются к противоположным сторонам); дополнять поделку по своему усмотрению необходимыми деталями; приклеивать поделку к основе - палочке. | Квадраты размерами 10х10 см, 14х14 см, 16Х16 см (оранжевого, серого, коричневого цветов), квадраты вышеперечисленных цветов, палочка - основа поделки, черный маркер, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
Апрель | ||
«Весеннее дерево» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (ствол скручивается из полосы бумаги, ветки – контур детской ладошки, обведенный и вырезанный заранее); разрезать маленькие квадратики по диагонали пополам (листочки); собирать поделку в единое целое. | Заготовка ствола из коричневой бумаги (контур детской ладошки с полоской бумаги в основании), зеленые квадратики размером 1,5х1,5 см, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы. |
«Паучок» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра; дополнять поделку необходимыми деталями, разрезая прямоугольный лист бумаги на полосы (лапки); собирать поделку в единое целое. | Лист коричневого цвета прямоугольной формы размером 20х4 см, черный прямоугольник размером 13х11 см, клей-карандаш, салфетки, клеенки, ножницы, черный маркер. |
«Гусеница» | Закреплять умение изготавливать поделки на основе низкого цилиндра (5 цилиндров одинакового диаметра и высоты); собирать поделку в единое целое, склеивая цилиндры между собой, дополнять ее необходимыми деталями. | Лист зеленого цвета прямоугольной формы размером 18х4 см (5 шт.), заготовки глазок, клей-карандаш, салфетки, клеенки, черный маркер. |
«Бинокль» | Формировать умение изготавливать поделки на основе высокого цилиндра, соединять два цилиндра между собой при помощи полоски бумаги (перекладины). | Черные прямоугольники размером 11х16 см, полоска черной бумаги размером 10х3 см, , клей-карандаш, салфетки, клеенки, тесемка 50 см. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по ручному труду с нетрадиционными материалами "Умелые ручки".
Программа кружка "Умелые ручки" расчитана на работу с детьми 4-7 лет. Работа производится с нетрадиционными материалами, что способствует творческому развитию детей....
Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".
Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...
Программа кружка художественной направленности "Очень умелые ручки"
методическая разработка...
Программа кружка по продуктивной деятельности «Умелые ручки» в средней группе
Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес к аппликации, ручному труду, конструированию из бумаги....
Программа кружка с одаренными детьми "Умные ручки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15189742","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Волшебные ручки" (4-5 лет)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....