Программа кружка по ручному труду с нетрадиционными материалами "Умелые ручки".
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Нургалеева Раиля Каримулловна

Программа кружка "Умелые ручки" расчитана на работу с детьми 4-7 лет. Работа производится с нетрадиционными материалами, что способствует творческому развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Основные требования к уровню развития у детей 4-7 лет конструктивных способностей и ручного труда……………….……………9

3. Список использованной литературы……………………………………..13

5. Приложение №1 «Календарно - тематический план по ручному труду для детей 4 – 7 лет»……………………………………………………………..14

6. Приложение №2 «Диагностическая карта выявления умений и навыков по ручному труду у детей 4 – 7 лет»………………………..…..…40

Программа кружка по ручному труду «Умелые ручки».

Для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Срок реализации: 3 года.

Программу разработала: Нургалеева Раиля Каримулловна,

воспитатель 1 квалификационной категории.

1. Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать его руки.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами. Работая с бумагой, картоном, ватными дисками, ватой, поролоном, салфетками, крупой и другими материалами. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, способствующие развитию мышц кистей рук, совершенствованию глазомера, расширению кругозора. У него расширяются представления о возможностях предметов, формируются навыки конструирования и моделирования.

Использование данных материалов значительно развивает объемное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве.

Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детали. Таким образом, формируется художественный вкус, повышается творческий интерес к работе.

Наиболее доступными в обработке из нетрадиционных материалов являются бумага, картон, ватные диски, вата, поролон, салфетки, крупа.

Ватные диски – это плоские ватные круги. Их можно использовать в аппликации и оформлять объемные поделки.

Из поролона и ватных шариков можно смастерить объемные игрушки, пригодятся они и в аппликации.

Цветные синтетические салфетки очень удобны для аппликации и шитья мягких игрушек, так как салфетки достаточно прочные и мягкие, их легко резать, склеивать и сшивать, скреплять за счет прорезей в деталях. Детям с салфетками работать проще, чем с тканью и даже бумагой.

В аппликации и объемных поделках, где как основной материал используют поролон, ватные диски или шарики, мелкие детали могут быть выполнены из другого материала, например, бумаги, клеенки, пряжи или ткани. Такое сочетание материалов сделает поделку выразительной и красочной, а также более доступной для выполнения детьми дошкольного возраста.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому, что работа с нетрадиционными материалами открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Для занятий в кружке используются различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и другие материалы.

 Цель программы: Обучение работе с нетрадиционными материалами направленного на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитие творческих способностей. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Задачи, которые решаются в процессе работы с нетрадиционными материалами.

  1. Воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
  2. Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
  3. Развивать умения, обеспечивать культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
  4. Учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, любознательности, ценности.
  5. Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
  6. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

           Ожидаемый результат работы.

 Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами работы с нетрадиционными материалами, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Разовьется творческая способность детей.

Диагностика проводится при рассматривании готовых работ детей и во время наблюдения за выполнением заданий.

Итоги реализации программы: использование лучших работ в оформлении интерьера групп, ДОУ, организация выставок детских работ, составление портфолио лучших работ.

          Интеграция с другими областями.

Речевое развитие. Развитие всех компонентов устной речи. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинке, беседы и дидактические игры.

Познание. Расширять представления детей  о предметах и явлениях окружающего мира. Знакомить со свойствами предметов и их предназначением.

Социально – коммуникативное развитие. У детей развиваются коммуникативные качества, они учатся общаться, договариваться и помогать друг другу. Развиваются навыки самостоятельности, культуры труда.

Физическое развитие. Во время кружка проводятся физкультминутки, которые способствуют снятию физического напряжения.

Художественно – эстетическое развитие. Во время продуктивной деятельности включается спокойная мелодия, что придает спокойную атмосферу во время работы. Чтение художественных произведений по теме кружкового занятия.

Методические приемы: словесный – беседа, обсуждение; наглядный: показ, книги, иллюстрации; поисковый - поиск новых идей и материалов; креативный – творческий подход.

Формы работы: Программа предполагает проведение двух мероприятий в неделю, во вторую половину дня.

С детьми 4-5 лет в неделю 40 минут, из них на предварительную работу 20 минут, на основную работу 20 минут. Общее количество занятий в год – 60.

С детьми 5-6  лет в неделю 50 минут, из них на предварительную работу 25 минут, на основную работу 25 минут. Общее количество занятий в год – 60.

С детьми 6-7  лет в неделю 60 минут, из них на предварительную работу 30 минут, на основную работу 30 минут. Общее количество занятий в год – 60.

Взаимодействие с родителями:

-  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-  объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

-  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Мероприятия для родителей:

  1. «День открытых дверей» - посещение родителями занятия кружка «Умелые ручки». Октябрь
  2. Семинары – практикумы: «Волшебные поделки». Декабрь

«Творите своими руками». Март 

  1. Консультации: « Как воспитывать творческую личность». Ноябрь

« Истоки рукоделия». Февраль

4. Конкурсы творческих семейных работ с использованием нетрадиционных материалов с последующей защитой. «Наше лето». Сентябрь;  «Зимняя сказка». Январь

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду»; И.В.Новикова; - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 112с.
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998. – 192с.
  3. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006.- 15с.
  4. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно»; О. В. Пойда Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013. – 128с.


2. Основные требования к уровню развития у детей 4-7 лет конструктивных способностей и ручного труда

Средняя группа

Ожидаемые результаты к концу года:

• У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.

• Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей.

• Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.

• У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).

• Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции.

• Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, прикрепляя, экспериментируя с ними).

• Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).

• Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.

• Развивается творчество, изобретательство.

• Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.

• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.

• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.

• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.

• Учатся пользоваться ножницами, клеем.

• Развивается деловое и игровое общение детей.

• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

Старшая группа

Ожидаемые результаты к концу года:

• У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.

• Формируется интерес к конструированию из разных материалов.

• Совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.

• Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.

• Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.

• Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).

• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

• Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

• Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

• Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

• Формируется стремление к совместной деятельности.

• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

• Сформировано умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

• Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

• Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

Подготовительная к школе группа

Ожидаемые результаты к концу года:

• Формируются представления детей о созидательном труде людей творческих и прочих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей (дизайнеры, инженеры-конструкторы, ученые, строители, станочники и пр.).

• Сформирован устойчивый интерес к конструированию.

• Сформированы представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.

• Развита способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях.

• Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.

• Формируется умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.

• Сформированы навыки пространственной ориентации.

• Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.

• Осваиваются разные виды конструкторов и формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).

• Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.

• Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайнерской деятельности.

• Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).

• Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.

• Приобщаются к дизайнерской деятельности (к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).

• Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.

• Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

• Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.

                               3. Список  использованной литературы

  1. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду»; И.В.Новикова; - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 112с.
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998. – 192с.
  3. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006.- 15с.
  4. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно»; О. В. Пойда Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013. – 128с.
  5. «От салфеток до квиллинга»; Черкасова
  6. «Аппликация в детском саду»; А.Н.Ермолаева;  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-144 с.
  7. «Детское творческое конструирование»; Л.А.Парамонова; - Академия, 2002.- 192с.
  8. «Художественный труд в детском саду»; И.А.Лыкова; Карапуз, Сфера, 2008. – 176с.
  9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова; Мозаика – Синтез, 2002.- 186с.
  10. «Конструировании и ручной труд в детском саду»; Л.В.Куцакова; Просвещение, 1990 – 158с.

                                                                                         

                                                                                                 

                                                                                               Приложение №1

Календарно - тематический план для работы с детьми 4-5 лет.

Октябрь

Овощи.
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. Учить размазывать пластилин на гладкую поверхность.

Материал: 

Пластилин, картон с трафаретом.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овощей;

- провести Д/и «Что, где растет?».

Фруктовый сад.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

Предварительная работа:

- беседа о фруктовом саде, вспомнить названия фруктов;

- познакомить с техникой работы с крупами;

- Д/и «Назови ласково».

Грибок.
Цель: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением грибов;

- нанести изображение гриба на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Съедобное – несъедобное».

Листопад.
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки, краски.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением осени, вспомнить такое явление как листопад;

- познакомить с техникой работы с бумажными салфетками;

- нарисовать на картоне деревья без листьев;

- Д/и «Скажи, когда это бывает?».

      Ноябрь

Овечка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овечки, составить небольшой рассказ о животном;

- познакомить с техникой работы с ватой;

- Д/и «Назови детенышей».

Цыпленок.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Предварительная работа:

- беседа о домашней птице, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами и с ватой;

- нанести с помощью трафарета изображение цыпленка на картон.

Ёж.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением ежа;

- нанести изображение ежа на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Домашнее или дикое животное».

Лес.
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением леса, познакомить с названиями деревьев;

- нарисовать на картоне деревья с помощью трафаретов;

   Декабрь

Снежинка.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, макаронами. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить  дело до конца.

Материал: 

макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением снегопада, побеседовать о свойствах снега;

- познакомить с техникой работы с макаронами;

- подготовить основу для аппликации.

Свитер.
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Развивать воображение.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Предварительная работа:

- беседа об одежде, вспомнить её разновидности, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами;

- нанести с помощью трафарета изображение  на картон и вырезать его с помощью взрослого.

Шапка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением головных уборов;

- закрепить умение работать с ватой;

- Д/и «Подбери головной убор».

Лошадка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением лошадки, составить небольшой рассказ о лошадке;

- нарисовать на картоне лошадку с помощью трафаретов;

    Январь

Птичка на кормушке.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением птички на кормушке, побеседовать о том, что птицам зимой необходима наша помощь;

- подготовить основу для аппликации.

Тарелочка.
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Развивать творчество и воображение, умение украшать тарелочку с помощью разных круп.


Материал: 

трафарет тарелки, клей ПВА, кисть, крупы, семена.

Предварительная работа:

- беседа о посуде и её разновидностях, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами;

- нанести с помощью трафарета изображение  на картон и вырезать его с помощью взрослого;

- чтение сказки Чуковского «Федорино горе».

Печенье.
Цель: Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Соленое тесто, стека для украшения.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением кондитерских изделий, рассказать из чего их пекут;

- познакомить детей с соленым тестом и техникой работы с ней.

Февраль

Диван.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал:

 Картон, клей, кисточка.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением мебели;

- познакомить с техникой работы с картоном;

- подготовить основу для конструирования.

Машина.
Цель: Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.

Материал:

спичечные коробки, клей ПВА, кисть, 4 пробки от бутылок.

Предварительная работа:

- беседа о видах транспорта, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с картоном;

- подготовить детали для конструирования.

Кубок для папы.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал:

 Картон -трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

Предварительная работа:

- побеседовать о предстоящем празднике 23 февраля, о необходимости приготовить подарок для папы;

- закрепить умение работать с крупами и другими материалами.

Дом.
Цель: Учить детей работать с коробками из- под туалетной воды, цветной бумаги, клея. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, клей, кисть, цветная бумага, коробками из  под туалетной воды.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением города и домов, рассказать какие бывают дома;

- подготовить детали для конструирования.

Март

Цветок для мамы.
Цель: Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о предстоящем празднике 8 марта, о необходимости приготовить подарок для мамы;

- познакомить с техникой работы с салфетками;

- подготовить основу для аппликации.

Корзиночка.
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.

Материал: 

бутылка из - под лимонада, ножницы.

Предварительная работа:

- познакомить детей с техникой работы с пластиковыми бутылками;

- поговорить с детьми о том, для чего нужна корзинка;

- Д/и «Собери в корзинку овощи».

Жираф.
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением жирафа, составить рассказ о нём;

- познакомить детей с животными жарких стран;

- закрепить умение работать с крупами и другими материалами.

Подснежник.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Бумага для квиллинга, клей, кисточка

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением подснежников, объяснить, зачем этот цветок так назвали;

- познакомить с новой техникой: квиллинг.

Апрель

Коллективная работа. «Перелетные птицы» 
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о перелетных птицах, что весной они снова возвращаются к нам из теплых стран;

- познакомить с техникой работы с ватными дисками;

- подготовить основу для аппликации.

Космос.
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением космоса;

- поговорить с детьми о том, что в апреле празднуется день космонавтики;

- подготовить основу для аппликации.

Рыбки.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: 

крышечка из-под йогурта, пластилин, семена, крупы, зубочистка, ножницы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением аквариума;

- познакомить детей с разновидностями рыб;

- закрепить умение работать с крупами и другими материалами.

Цветы.
Цель: Учить детей работать с разным материалом, учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением цветов, познакомить с разновидностями цветов;

- познакомить с работой с новыми материалами.

Май

Бабочка.
Цель: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о насекомых, рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек;

- нарезать полоски из цветной бумаги;

- подготовить основу для аппликации;

-Д/и «Посади бабочек на цветы».

Открытка для ветеранов.
Цель: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

Предварительная работа:

- поговорить с детьми о том, что в мае празднуется день победы, поговорить о ветеранах;

- подготовить основу для аппликации.

Лето.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: 

цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением лета;

- закрепить с детьми признаки лета, учить составлять рассказ по картинке;

- закрепить умение работать с крупами и другими материалами.

Диагностика. Выставка работ.

Итого: 60 занятий

                Календарно - тематический план для работы с детьми 5- 6 лет

Октябрь

Наш веселый огород, что здесь только не растет.
Цель: Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и оранжевого цветов шириной 1см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми об овощах, которые росли в огороде детского сада;

- познакомить с техникой работы с гофрированной бумагой;

- подготовить основу для аппликации, нарезать полоски гофрированной бумаги;

- Д/и «Что, где растёт?».

Фруктовый сад.
Цель: Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закрепить технику работы с гофрокартоном. Развивать воображение, мелкую моторику.

Материал: Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением фруктового сада;

- поговорить с детьми о том, какие фрукты можно увидеть в саду;

- подготовить основу для аппликации, нарезать полоски гофрированной бумаги;

Коллективная работа. 
Корзина грибов.
Цель: Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.

Материал: Готовое изображение плетеной корзинки. Полоски гофрокартона длиной 20-30 см белого цвета для ножек грибов, полоски коричневого и оранжевого цветов длиной 10-15 см. Клей ПВА, кисти, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса;

- познакомить детей с разновидностями грибов;

- закрепить умение работать с гофрокартоном.

Коллективная работа.
Золотая осень.
Цель: Продолжать учить детей использовать в работе гофрокартон. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Тонированный лист бумаги формата А3, полоски.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением осени, закрепить признаки осени;

- познакомить с работой с новыми материалами.

        Ноябрь

Коллективная работа. 
Флаг России.
Цель: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о России, рассмотреть её символику.

- познакомить с техникой работы с салфетками;

- подготовить основу для аппликации.

Куколка из носового платка.
Цель: Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.

Материал: 

Носовой платок, вата, нить.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением кукол, сделанными своими руками;

- поговорить с детьми о том, что куклы можно не только купить, но и сделать своими руками.

Машина.
Цель: Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: 

Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением транспорта;

- познакомить детей с частями машины;

Человечек.
Цель: Учить правилам безопасной работы с желудями, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного выполнения работы.

Материал: 

желуди, пластилин.

Предварительная работа:

- познакомить с работой с природными материалами.

        Декабрь

Ветка рябины.
Цель: Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал:

 картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о рябине, рассмотреть иллюстрации;

- познакомить с техникой работы с салфетками;

Снегирь.
Цель: Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей ПВА, кисть, покрашенное пшено, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением снегирей;

-подготовить основу для аппликации.

Коллективная работа.
Морозные узоры.
Цель: Совершенствовать умение выполнять из бумаги для квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: 

Тонированный лист ватмана формата А3. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см. Зубочистки (острые концы предварительно обрезаны). Клей ПВА, кисти, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением морозного утра, рассмотреть узоры на окне;

- познакомить детей с работой по технике квиллинг.

Коллективная работа.
Елочка пожеланий.
Цель: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику.

Материал: 

лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

Предварительная работа:

- подготовить детали ладошек.

Январь

Рождественский подарок. Ангелочек.
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Материал: 

картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о Рождестве;

- познакомить с техникой работы с ватными дисками;

- подготовить основу для аппликации.

Кошка.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, нитками, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, нитки вязальные, крупы, ножницы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением кошки с котятами, составить небольшой рассказ по картинке;

- Д/и «Назови детенышей».

Матрешка из соленого теста.
Цель: Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать моторику рук.

Материал: 

Соленое тесто, образцы, краски, кисти.

Предварительная работа:

- рассматривание матрёшек, обратить внимание на их форму;

- закрепить с детьми технику работы с тестом.

Февраль

В царстве рыб.
Цель: Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о рыбах, рассмотреть иллюстрации;

- познакомить с техникой работы с дисками;

- подготовить основу для аппликации.

Фоторамка для папы.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Материал: картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета

Предварительная работа:

- поговорить с детьми о том, что в феврале празднуется день защитников отечества, подвести детей к тому, что необходимо приготовить подарки для пап.

Подкова для дома.
Цель: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Материал: 

соленое тесто, стека.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о предназначении подковы;

- закрепить умение детей работать с соленым тестом.

Древо семьи.
Цель: Формировать умение работать с бумагой, салфетками, ватными дисками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Материал: 

Картон формата А4, цветная бумага, салфетка зеленого цвета, ватные диски, клей ПВА, ножницы, кисти, салфетки.

Предварительная работа:

- подготовить детали для аппликации;

- побеседовать о семье, о её членах;

- чтение художественной литературы по теме занятия.

       Март

Веточка мимозы.
Цель: Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с гофрокартоном. Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию.

Материал: 

Тонированный лист бумаги формата А3. Полоски гофрокартона зеленого цвета шириной 0,5 см, длиной 15 см и 3 см. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о предстоящем празднике – международном женском дне;

- рассмотреть иллюстрации с изображением мимозы;

- познакомить с техникой работы с салфетками;

Мебель для кукол.
Цель: Закрепить умение работать разным материалом (спичечными коробками) Учить планировать ход выполнения работы. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Материал: 

спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением предметов мебели;

- поговорить с детьми о том, кто какую мебель хочет смастерить.

Одежда.
Цель: Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

Трафарет, крупы, клей ПВА, кисти, клеенка, салфетки.

Предварительная работа:

- предложить детям самостоятельно выбрать предмет одежды для украшения.

Мороженое.
Цель: Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с клеем, ватой, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

Картон, трафарет, клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка, крупы, вата.

Предварительная работа:

- поговорить с детьми о том, из чего готовят мороженое;

- подготовить детали для аппликации.

        Апрель

Ласточка. 
Цель: Учить детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о ласточке, о месте её обитания;

- чтение художественной литературы по теме;

- подготовить основу для аппликации.

Медведь.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: 

трафарет, пшено, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением медведя выходящего из берлоги, составить рассказ по картинке;

Цветы.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал:

Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением первых весенних цветов;

- предложить детям самостоятельно выбрать материал для украшения.

Коллективная работа.

Космос.
Цель: Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус.

Материал: 

Тонированный лист ватмана формата А3. Гофробумага зеленого, белого цветов. Цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов.Зубочистки. Клей ПВА, ножницы, кисти.

Предварительная работа:

- рассмотреть иллюстрации с изображением космоса, напомнить о прошедшем дне космонафтики;

- подготовить детали для аппликации;

- закрепить технику работы квиллинг.

      Май

Открытка для ветеранов.
Цель: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

Предварительная работа:

- побеседовать с детьми о праздновании Дня победы, рассказать про ветеранов;

- познакомить с техникой работы с салфетками;

- подготовить основу для аппликации.

Пирожное.
Цель: Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с соленым тестом, пуговицами, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

Соленое тесто, крупы, пуговицы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением продуктов питания, напомнить, что пирожное это кондитерское изделие;

- предложить детям самостоятельно придумать способы украшения пирожного.

Любимая поделка.
Цель: Развивать фантазию, воображение. Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

Материал: 

полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка., крупы, трафареты, вата, бумага, картон, соленое тесто.

Предварительная работа:

- предложить детям материал для выполнения поделки на свободную тему;

- подготовить детали для будущей поделки.

Выставка работ. Диагностика.

Итого: 60 занятий

            Календарно - тематический план для работы с детьми 6- 7 лет

Сентябрь

Осьминог. Учить отрезать часть ватного диска по прямой линии и разрезать диск на узкие полоски.

Осваивать приемы наклеивания волокнистых материалов на основу для аппликации. Использовать дополнительные детали из бумаги, способствовать развитию творчества и самостоятельности детей.

Материалы: образец; голубой картон размером в половину листа; два ватных диска; обрезки цветной бумаги; детали рта, глаз, носа осьминога; ножницы; простой карандаш; клей ПВА; кисть клеевая; поднос; клеенка; тряпочка.

Предварительная работа:

- рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением рыб, крабов, осьминогов, медуз;

- провести дидактическую игру «Кто, где живет?».

Сова. Учить отрезать часть ватного диска по прямой и округлой линии на глаз и по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы. Выполнение аппликации позволит провести словарную работу, уточнить значение глаголов разрезать, надрезать и вырезать. Закреплять приемы наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации. Использование дополнительных деталей из бумаги позволит сделать аппликацию более выразительной.

Материалы: образец; картон синего или фиолетового цвета размером в половину листа; три ватных диска; обрезки цветной бумаги; детали глаз, клюва совы; ножницы; простой карандаш; клей ПВА; кисть клеевая; поднос; клеенка; тряпочка.

Предварительная работа:

-побеседовать о ночных лесных птицах, образе жизни, повадках;

- рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением совы, филина, обратить внимание на их внешний вид;

-выполнить разметку на дисках.

Барашек. Для аппликации используются разные материалы: бумага, вата, пряжа. Разметка фигурки барашка выполняется по шаблонам круга и овала, остальные детали дорисовывают самостоятельно. Упражнять детей в вырезании силуэта барашка по контуру, знакомить с приемом наклеивания пряжи «Улитка». Упражнять в приеме мелкого нарезания пряжи и ваты, наклеивания ваты способом «насыпь».

Материалы: образец; цветной картон или бумага для  рисования размером в половину листа; вата; светло – коричневая бумага для фигурки барашка; пряжа коричневого, желтого, зеленого, красного цвета; цветная бумага; ватные диски для облаков; шаблоны круга и овала; ножницы; простой карандаш; фломастеры; клей ПВА; кисть клеевая; поднос; клеенка; тряпочка.

Предварительная работа: 

-побеседовать с детьми о домашних животных, их повадках, играх, внешнем виде;

- рассмотреть иллюстрации с изображением домашних животных;

-  подготовить основу аппликации, наклеив на голубой картон полоску зеленого цвета (лужок).

Цыпленок. Использование в аппликации различных материалов (ваты, пряжи, бумаги) позволяет сравнивать не только их физические свойства (цвет, фактуру, толщину, прочность), но и художественные возможности. Упражнять детей в создании аппликаций из ватных дисков, наклеивании пряжи приемом «насыпь». Отрабатывать приемы нарезания и подкручивания бахромы на полоске бумаги, вырезать детали сложенной несколько раз.

Материалы: образец; шаблон цыпленка, цветка клевера, листочка; круги диам. (5,5 см.) из желтой и белой бумаги и такой же круг из картона с наклеенной на нго пряжи; цветной картон зеленого цвета; пряжи желтого и красного цвета; ватный диск; разноцветное конфетти; ножницы; простой карандаш; клей ПВА; кисть клеевая; поднос; клеенка; тряпочка.

Предварительная работа:

- рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением полевых цветов, в том числе клевера. Обратить внимание на форму листьев и цветов;

- побеседовать о домашних птицах;

- предложить выполнить аппликацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"

·         Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...

Программа кружка по ручному труду в средней группе.

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.        …Тема кружковой работы является актуальной,...

программа кружка по ручному труду

quot;Творческая мастерская"...

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"...

Рабочая программа кружка по ручному труду "Затейники" в старшей группе

Программа для старшей группы, включающая занятия по квиллингу, лепке, мыловарению...

Программа кружка по ручному труду "Пчелка"

Программа по ручному труду,  расчитана на три года обучения( 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Программа разработана с учетом ФГОС....