Программа кружковой работы по развитию познавательного интереса и исторического мышления у детей 5 - 6 лет на тему "Музей и дети"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Историческое мышление – это специфический, логически обусловленный тип мышления, направленный на исследование изменений развития человеческой общности на каждом временном отрезке его развития, а так же, изменения отдельных объектов и субъектов, нравственных и культурных традиций и мира культуры в целом. Можно предположить, что сущностной основой исторического мышления является системное поэтапное и целенаправленное воспроизводство прошлого для целостного, комплексного понимания событий настоящего и планирования и стратегического выстраивания концепции будущего.
Формирование исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) является одной из основных целей современного воспитателя. Одним из способов достижения поставленной цели является музейная педагогика. «Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»» [1, с.12].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_i_deti_kruzhok_2020-2021.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
Принята На Педагогическом совете Протокол педсовета № от « » « » 20 г. | Утверждена: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» ____________И. В. Брук Приказ № от |
Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Музей и дети» направленности для детей 5-6 лет «Здоровячки».
Разработчик программы:
Воспитатель: Матанцева Е. А.
г. Смоленск, 2020 – 2021 у.г.
Содержание.
- Список детей, посещающих кружок «Музей и дети»;
- Организация (место/время/используемое оборудование) проведения занятий кружка;
- Пояснительная записка (цель и задачи);
- Актуальность проблемы;
- Способы и формы работы с детьми;
- Ожидаемые результаты;
- Участники и сроки реализации программы работы кружка;
- Планирование работы с детьми по кружковой деятельности;
- Используемая литература.
- Список детей, посещающих кружок «Музей и дети».
- Организация проведения занятий кружка «Музей и дети для старшей группы».
Место проведения занятий: старшая группа «Здоровячки» (возраст детей: 5-6 лет).
Время проведения занятий: 1, 3 вторник каждого месяца с 15:30 до 15:55 (с перерывами на релакс-минутки и физкульт-минутки).
Используемое оборудование: иллюстрации (подобранные специально для каждого занятия), игровой материал (куклы, фигурки животных, паззлы или иные игрушки, способные наглядно подкрепить устную речь воспитателя), акварель или гуашь (для практической работы по тематике кружка), цветной картон, бумага и пластилин (для оформления работ детей, связанных с тематикой кружка), музыкальное сопровождение, фильмография (демонстрация коротких мультипликационных сюжетов, презентаций на тематику занятия), сказки и рассказы, содержащие закрепляющий сюжет материал и т.д..
- Пояснительная записка (цель и задачи).
Формирование исторического мышления у детей дошкольного возраста (в нашем случае, в старшей группе – возрастные границы 5 - 6 лет), несомненно, является одной из приоритетных задач любого воспитателя. Если начать закладывать основы исторического мышления у детей на ранних этапах, то есть, еще в младшей и средней группе детского сада, и продолжать эту традицию в старшей и подготовительной группах, то уже к концу дошкольной ступени у детей будет основательная база знаний, умений и навыков, которые станут стартовым комплектом для полноценного развития общего мышления, логики и чувства любви и уважения к своей Родине и культурам других народов в личности каждого ребенка, а так же, будет сформирована база для успешного обучения в школе. В результате, перед воспитателем возникает проблема поиска и отбора необходимых и наиболее эффективных методов и приемов работы, способствующих формированию исторического мышления у детей в ДОУ в процессе воспитательной, игровой и учебной деятельности.
Для конструктивного обоснования нашей работы необходимо определить само понятие «историческое мышление».
Историческое мышление – это специфический, логически обусловленный тип мышления, направленный на исследование изменений развития человеческой общности на каждом временном отрезке его развития, а так же, изменения отдельных объектов и субъектов, нравственных и культурных традиций и мира культуры в целом. Можно предположить, что сущностной основой исторического мышления является системное поэтапное и целенаправленное воспроизводство прошлого для целостного, комплексного понимания событий настоящего и планирования и стратегического выстраивания концепции будущего.
Формирование исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) является одной из основных целей современного воспитателя. Одним из способов достижения поставленной цели является музейная педагогика. «Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»» [1, с.12].
Цель кружковой деятельности – заложить основы формирования исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) в организации воспитательной, игровой и учебной деятельности.
Задачи кружковой деятельности:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
- Диагностика исходных знаний детей по проблеме формирования исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) на основе более ранних элементов, рассматриваемых в младшей и средней группе;
- Выявить педагогические условия формирования исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) в организации воспитательной, игровой и учебной деятельности;
- Разработать план практических занятий с детьми по формированию исторического мышления у детей в ДОУ (игровых, познавательных, экспериментальных);
- Реализовать план практических занятий;
- Провести диагностику по результатам реализации практических занятий с детьми в средней группе ДОУ;
- Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию исторического мышления у детей старшей группы в ДОУ.
- Актуальность проблемы.
В наше время проблема развития и воспитания человека в историческом аспекте и формирование и развитие исторического мышления выдвинулись в ряд наиболее значимых и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества, но при этом сохранить связь с традициями, культурой, обычаями нашего народа, а так же, познакомить с культурой других народов, чтобы сформировать толерантное и уважительное отношение, гармоничную среду для дружбы и общения. Все это, в свою очередь, способствует разностороннему, комплексному развитию личности каждого ребенка, как индивидуально, так и в группе сверстников.
«Характер человека более всего формируется впервые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы,- ложится прочно, становится второй натурой человека… Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы» (К.Д. Ушинский)
Анализируя слова К. Д. Ушинского можно сказать, что и историческое мышление формируется у ребенка с самого раннего детства в отдельных его элементах и проявлениях. Так, например, частью исторического мышления у дошкольника является любовь к своей матери, своей семье, узнавание ребенком истории своей семьи, ее традиций и научение ребенком следованию тем правилам, которые приняты в семье. Дальнейшее развитие исторического мышления ребенка происходит с поступлением его в дошкольное учреждение, где дети начинают знакомиться более детально с окружающим миром, историческим прошлым своего и других народов. На этом этапе формируется любовь ребенка к Родине, малой Родине, местам, где он родился. Это становится стартовой площадкой для формирования такого чувства как патриотизм, а на основании этих чувств возникает интерес к изучению истории родного края, своей страны, общечеловеческой истории, следовательно, историческое мышление ребенка поэтапно развивается и укрепляется. Основополагающим фактором в развитии общего и исторического мышления любого ребенка является чувство любопытства, заинтересованности. Поэтому контрольным критерием успешности деятельности воспитателя является формирование и укрепление в детях любопытства к окружающему миру, его прошлому, к людям и коммуникации между ними.
История не ставит перед собой целью «обучить» ребенка, она, прежде всего, стремится к воспитанию думающего, размышляющего и неограниченного в своих суждениях человека, умеющего разделять истину и навязываемые идеологией мнимые представления. Фактически, можно сказать, что история призвана сформировать и развить ментальность человеческой общности, следовательно, история необходима для осознания человеком самого себя, своего внутреннего «Я», собственной личности. Человек, имеющий представление о своих исторических корнях, причисляет себя к отечеству. «На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру».
Таким образом, мы видим, что вопрос формирования исторического мышления у детей в дошкольном учреждении на разных возрастных этапах является значимым и актуальным в воспитании подрастающего поколения.
- Способы и формы работы с детьми.
Наиболее эффективным способом работы в нашем кружке стоит считать игровую тематическую деятельность, так как приоритетным и ведущим видом деятельности в данном возрасте (5-6 лет) является игра.
Так же, стоит отметить, что нами будут использоваться такие формы работы как: тематическое художественное творчество, лепка, конструирование и аппликация из природного материала, экспериментальная работа (эксперименты с водой и песком, растительным материалом, радужным песком и т.д.).
Для того, чтобы заинтересовать детей и привлечь их внимание к работе в кружке мы будем использовать: сказкотерапию, театрализацию через фигурки животных/кукол, арт-терапию (работа детей с народными узорами), фильмо- и мультфильмотерапию, презентации для визуализации материала, демонстрацию наглядного материала в виде картинок.
Для того, чтобы усваиваемый материал не перегружал сенсо-моторную функцию ребенка нами будут использоваться следующие виды работы: физкульт-минутка (проводимая после первых 10-15 минут работы в кружке) – легкие упражнения на мышцы рук, ног и туловища в игровой форме; релакс-минутка (завершающий этап работы кружка, проводимая на 35-40-й минуте работы в кружке) – под музыкальное сопровождение (национальные мотивы, звуки природы) дети вместе с воспитателем выполняют расслабляющие упражнения на все группы мышц, или воспитатель рассказывает поучительную историю, связанную с темой занятия.
- Ожидаемые результаты.
После работы с детьми в кружке по итогам диагностики дети старшей группы приобретают следующие знания, умения, навыки:
- Ребенок знает имена своих ближайших родственников, название города и страны, в которой он живет;
- Ребенок может называть 3 эволюционные группы развития человеческой общности (древнейшие люди, люди средних веков, современные люди) и определять их по картинкам;
- Ребенок знает 3-6 названий традиционной росписи (гжель, хохлома, дымковские мотивы, мезенская роспись, жостовская роспись, федоскинская роспись);
- Ребенок по предлагаемым картинкам может определить на какой из 3 эволюционных группах развития человеческой общности создавались иллюстрируемые предметы быта, строения;
- Ребенок при прослушивании отрывка музыкального произведения (звуков природы) может определить, какому явлению или животному/птице природного мира, принадлежит данное исполнение;
- Ребенок по картинке может определить от 1 до 5 достопримечательностей России;
- Ребенок умеет работать с экспериментальным материалом (песком, водой, радужным песком, растительными материалами);
- Ребенок способен смешивать в разные оттенки акварель или гуашь;
- При просмотре иллюстраций, ребенок способен назвать сюжет изображения, а так же, составить простую историю по картинке (5-7 предложений);
- Ребенок по картинке способен узнавать «7 чудес света»;
- Ребенок способен в простой форме рассказать о тех традициях, праздниках, которые принято реализовывать в их семье (5-7 предложений);
- Ребенок способен изобразить свою семью на листе бумаги;
- У ребенка сформировано элементарное представление о культуре своего народа (традициях, обычаях) и заложены первоосновы патриотического мышления;
- Ребенок имеет представление о значимости природы, необходимости ее охраны и соблюдения правил гигиены и безопасности;
- Дети имеют элементарное представление о термине «экология»;
- Дети способны по памяти назвать от 1 до 7 потешек, пестушек, пословиц и поговорок;
- Ребенок способен назвать от 5 до 9 традиционных русских народных праздников (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала, Святки, День семьи/любви и верности (8 июля), Вербное воскресенье, Раданица и т.п.);
- Ребенок имеет интерес к окружающему миру и людям, проявляет активность в коммуникации со взрослыми и с другими детьми;
- Дети, совместно с родителями, оформляют итоговую работу «Альбом наших путешествий».
- Участники и сроки реализации программы работы кружка.
Участники: дети старшей группы №2 «Здоровячки» МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок»», родители детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок»», воспитатели старшей группы МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок»».
Сроки реализации программы работы кружка «Музей и дети»:
Сентябрь 2020 – май 2021 года.
- Планирование работы с детьми по кружковой деятельности.
Закладка работы кружковой деятельности (для воспитателя) | |||||||||
1 | Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме | ||||||||
2 | Диагностика исходных знаний детей по проблеме формирования исторического мышления у детей в ДОУ (старшая группа) | ||||||||
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Содержание работы | Время проведения | |||||
Подготовительный этап (работа с детьми) | |||||||||
1 |
|
|
Совместно с детьми вспоминаем и закрепляем понятие «история» и роль игрушки в жизни древних людей.
| сентябрь 2020 | |||||
2 |
|
| 1) Диалоговая беседа с детьми по вопросам: кто с ними живет (мама, папа, братик, сестричка и т.д.), описание дома, в котором живут дети. Мини-рассказ с целью формирования знаний детей о Смоленске и о России (закрепляем у детей представления о названии родного города/страны).
| сентябрь 2020 | |||||
3 |
|
|
| октябрь 2020 | |||||
4 |
|
|
| октябрь 2020 | |||||
5 |
|
|
| ноябрь 2020 | |||||
6 |
| 1) Краткий рассказ о том, что такое «экология», обсуждение с детьми, какие могут быть опасности, связанные с нарушением экологии в природе, определение правил безопасности и охраны экологии 2) Подвижная игра – определение правил безопасного поведения в природе | 1) Знакомим детей с понятием «экология», формируем интерес к охране, бережному отношению к природе 2) Закрепляем полученные детьми знания через практическую игровую деятельность. Дети пробуют себя в роли экологов, развиваем детскую фантазию | ноябрь 2020 | |||||
Основной этап | |||||||||
1 |
| 1) Демонстрация изображений с жостовской росписью, повествование сказки «Серебряное копытце» 2) Изобразительное творчество детей | 1) Знакомим детей с историей возникновения жостовской росписи, ее традиционными особенностями на примере иллюстраций и сказки 2) Закрепляем полученные детьми знания, через практическую изобразительную деятельность | декабрь 2020 | |||||
2 |
|
|
| декабрь 2020 | |||||
3 |
| 1) Демонстрация изображений с садами Семирамиды, рассказываем о втором чуде света 2) Изобразительное творчество детей | 1) Знакомим детей с историей второго чуда света 2) Закрепляем полученные детьми знания, через практическую изобразительную деятельность | декабрь 2020 | |||||
4 |
|
|
| январь 2021 | |||||
5 |
|
|
| январь 2021 | |||||
6 |
|
|
| февраль 2021 | |||||
Заключительный этап | |||||||||
1 |
|
| 1) Формируем у детей представления о традициях древних славян, о главных зимних праздниках, играх, сопровождавших эти праздники 2) Закрепляем интерес к истории русского народа 3) Закрепляем интерес детей к обрядовым традиционным праздникам через непосредственное в них участие Продолжаем формировать интерес детей к истории | март 2021 | |||||
2 |
|
|
| март 2021 | |||||
3 |
|
|
| апрель 2021 | |||||
4 |
|
| 1) Продолжаем формировать историческое мышление и развивать интерес детей к истории и культуре разных народов мира 2) Учим анализировать и сравнивать внешний вид, свойства и предназначение разных архитектурных строений; учим видеть красоту в элементарном 3) Формируем патриотические чувства, через знакомство детей с русскими достопримечательностями | апрель 2021 | |||||
5 |
|
|
| май 2021 | |||||
6 |
|
|
| май 2021 | |||||
Итоговая работа | |||||||||
1 | Вторичная диагностика после работы в кружке |
- Используемая литература.
- Амонашвили Ш.А., «Здравствуйте дети!»: Пособие для учителей-М: Просвещение, 1988.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский - М.: Знание, 1983. - 96 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
- Воточникова А. П., Работа с младшими детьми – новое направление для музея-панорамы «Бородинская битва» / А. П. Воточникова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 182-188.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В 2 т. Т 2. Исследование мышления в советской психологии. - М.: Просвещение, 1966. - 446 с.
- Галянт И.Г. , «Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО». // Москва: «Просвещение», 2015.
- Грибовская И.Г., «Народное искусство и детское творчество»// М., «Просвещение», 2015.
- Долгих Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. - № 2. – С. 82-85.
- Доронова Т.Н., «Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей». //Москва: «Просвещение», 2015.
10. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.
11. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
12. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289.
13. Тихомиров, О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии .— М. : Academia, 2002 .— 287 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 780 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района
Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....
Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Экспериментально-опытническая деятельность в детском саду занимает немаловажное значение в организации учебно-воспитательного процесса. Дети любят оыты, любят экспериментировать,а если все опыты стану...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....
Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...