Приобщение дошкольников к миру технического изобретательства посредством конструирования
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

В статье изложен опыт работы по приобщению дошкольников к миру технического изобретательства  через конструирование, посредством новых видов конструкторов «Магформерс» и «Кликс». Так же уделено внимание развивающей предметно-пространственной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к миру технического изобретательства

 через конструктивную деятельность

Никишина С.Б.

Воспитатель МАДОУ «Д/С  № 11 «Капелька»

Сегодня у современного общества  существует высокая потребность в специалистах с конструктивным, техническим мышлением.

       Специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.  Конструируя, дети имеют неограниченную возможность придумывать, создавать, изобретать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Этому  в образовательных учреждениях способствует  развивающая  предметно - пространственная среда.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место уделено развивающей предметно-пространственной среде (в п.3.3. ФГОС изложены требования к  развивающей  предметно - пространственной среде).  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

     Всем этим требованиям отвечают  новые виды конструкторов. Остановимся подробнее на них. Использование таких видов конструктора, как  «Магформерс» и «Кликс» вызывает большой интерес у старших дошкольников. Конструкторы «Магформерс» и «Кликс» основаны  на нетрадиционных способах скрепления деталей между собой, это:

Стягивание – плоская развертка объемной модели выкладывается и вытягивается вверх за центральный элемент.

  •  Строительство  – плоская развертка объемной модели выкладывается и окружается «стеной» из элементов Магформерс.
  •  Скручивание – плоская развертка выкладывается и скручивается в объемную модель.
  •  Сгибание – плоская развертка объемной модели складывается в объемную модель.
  •  Сложение  (комбинирование) – способ сборки более сложных моделей из нескольких предварительно собранных объемных фрагментов.
  •  Преобразование – превращение одной модели в другую заменой одной или нескольких деталей.

 Конструкторы «Магформерс» и «Кликс»    позволяют создавать модели, как  на плоскости, так и знакомят детей с объёмными фигурами, основами математики и геометрии, в формате 3D – моделирования.

Основная идея конструкторов «Магформерс» и «Кликс» - развитие                  восьми незаменимых форм интеллекта у детей: моделирования,
логического мышления, сенсорного развития, любознательности,
креативности (творческих способностей),  математического и научного мышления (исследовательских навыков), воображения (приложение 2).

А это значит, что дети овладевают следующими  умениями и навыками:  знакомятся с принципами магнетизма; умеют пользоваться инструкциями, чертежами, схемами; строят постройки по образцу, по условиям, по модели, по теме, по собственному замыслу; строят крупные модели, используют их в сюжетно - ролевых и режиссёрских играх,  используют  разные способы постройки;  создают изображения из геометрических фигур на плоскости и преобразовывают их в объёмные модели;  знакомятся с основами математики и геометрии. Также ребята расширяют свой словарный запас такими понятиями и терминами как:   конструкция,  равновесие,  комбинирование, сложение, стягивание, скручивание, сгибание, преобразование,  магнетизм, и активно применяют их в процессе конструирования.

           Детям нравится играть с этими конструкторами, они просят родителей купить такие же конструкторы, и продолжают играть с конструкторами и дома. Это помогает организовать домашний досуг. На опыте дети познают конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Увлеченность конструированием способствует развитию  у детей пространственного, логического, ассоциативного мышления и памяти, приобщению к миру технического изобретательства. Это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. А  после выпуска из детского сада дети успешно занимаются в кружках дополнительного образования, таких как «Робототехника», где приобщаются к техническому изобретательству.

Так давайте же будем организовывать конструктивную деятельность   так, чтобы дети обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивые постройки; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

       

 

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013года.

3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы в дошкольных организациях -  Сан-ПиН 2.4.1.3049 – 13.

5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008.

6. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. М.:- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в Детском саду-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

8. Парамонова Л.А.Конструирование как средство развития творческих способностей. - М.:Педагогический университет  «ЭКСМО», 2010.

Приложение 1

Способы скрепления деталей конструктора.

схема

Приложение 2

Модель восьми незаменимых форм интеллекта у детей.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к миру детской литературы

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\...

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ЭКОЛОГИИ»

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как...

Методический инструментарий для изучения степени приобщения дошкольников к миру художественной культуры

Методический инструментарий для изучения степени приобщения дошкольников к миру художественной культуры...

Проект «Приобщение дошкольников к миру детской литературы»

Цель: Формирование у детей устойчивого инЦель: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгойтереса к общению с детской книгой...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к миру искусства посредством пения"

В  данном  материале  раскрываются  методы  и  формы работы  с  дошкольниками по  формированию у  них  певческого голоса,  плавной,  по...

Статья "Знакомство дошкольников с миром технических профессий посредством проектной деятельности"

В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с инженерными профессиями посредством проектной деятельности.Автор раскрывает этапы реализации пректа, их содержание....