Приобщение дошкольников к миру технического изобретательства посредством конструирования
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
В статье изложен опыт работы по приобщению дошкольников к миру технического изобретательства через конструирование, посредством новых видов конструкторов «Магформерс» и «Кликс». Так же уделено внимание развивающей предметно-пространственной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_doshkolnikov_k_miru_tehnicheskogo_izobretatelstva.docx | 522.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к миру технического изобретательства
через конструктивную деятельность
Никишина С.Б.
Воспитатель МАДОУ «Д/С № 11 «Капелька»
Сегодня у современного общества существует высокая потребность в специалистах с конструктивным, техническим мышлением.
Специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Конструируя, дети имеют неограниченную возможность придумывать, создавать, изобретать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Этому в образовательных учреждениях способствует развивающая предметно - пространственная среда.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место уделено развивающей предметно-пространственной среде (в п.3.3. ФГОС изложены требования к развивающей предметно - пространственной среде). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Всем этим требованиям отвечают новые виды конструкторов. Остановимся подробнее на них. Использование таких видов конструктора, как «Магформерс» и «Кликс» вызывает большой интерес у старших дошкольников. Конструкторы «Магформерс» и «Кликс» основаны на нетрадиционных способах скрепления деталей между собой, это:
Стягивание – плоская развертка объемной модели выкладывается и вытягивается вверх за центральный элемент.
- Строительство – плоская развертка объемной модели выкладывается и окружается «стеной» из элементов Магформерс.
- Скручивание – плоская развертка выкладывается и скручивается в объемную модель.
- Сгибание – плоская развертка объемной модели складывается в объемную модель.
- Сложение (комбинирование) – способ сборки более сложных моделей из нескольких предварительно собранных объемных фрагментов.
- Преобразование – превращение одной модели в другую заменой одной или нескольких деталей.
Конструкторы «Магформерс» и «Кликс» позволяют создавать модели, как на плоскости, так и знакомят детей с объёмными фигурами, основами математики и геометрии, в формате 3D – моделирования.
Основная идея конструкторов «Магформерс» и «Кликс» - развитие восьми незаменимых форм интеллекта у детей: моделирования,
логического мышления, сенсорного развития, любознательности,
креативности (творческих способностей), математического и научного мышления (исследовательских навыков), воображения (приложение 2).
А это значит, что дети овладевают следующими умениями и навыками: знакомятся с принципами магнетизма; умеют пользоваться инструкциями, чертежами, схемами; строят постройки по образцу, по условиям, по модели, по теме, по собственному замыслу; строят крупные модели, используют их в сюжетно - ролевых и режиссёрских играх, используют разные способы постройки; создают изображения из геометрических фигур на плоскости и преобразовывают их в объёмные модели; знакомятся с основами математики и геометрии. Также ребята расширяют свой словарный запас такими понятиями и терминами как: конструкция, равновесие, комбинирование, сложение, стягивание, скручивание, сгибание, преобразование, магнетизм, и активно применяют их в процессе конструирования.
Детям нравится играть с этими конструкторами, они просят родителей купить такие же конструкторы, и продолжают играть с конструкторами и дома. Это помогает организовать домашний досуг. На опыте дети познают конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Увлеченность конструированием способствует развитию у детей пространственного, логического, ассоциативного мышления и памяти, приобщению к миру технического изобретательства. Это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. А после выпуска из детского сада дети успешно занимаются в кружках дополнительного образования, таких как «Робототехника», где приобщаются к техническому изобретательству.
Так давайте же будем организовывать конструктивную деятельность так, чтобы дети обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивые постройки; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013года.
3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - Сан-ПиН 2.4.1.3049 – 13.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008.
6. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. М.:- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в Детском саду-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
8. Парамонова Л.А.Конструирование как средство развития творческих способностей. - М.:Педагогический университет «ЭКСМО», 2010.
Приложение 1
Способы скрепления деталей конструктора.
Приложение 2
Модель восьми незаменимых форм интеллекта у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к миру детской литературы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\...
«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ЭКОЛОГИИ»
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как...
Методический инструментарий для изучения степени приобщения дошкольников к миру художественной культуры
Методический инструментарий для изучения степени приобщения дошкольников к миру художественной культуры...
Проект «Приобщение дошкольников к миру детской литературы»
Цель: Формирование у детей устойчивого инЦель: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгойтереса к общению с детской книгой...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...
Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к миру искусства посредством пения"
В данном материале раскрываются методы и формы работы с дошкольниками по формированию у них певческого голоса, плавной, по...
Статья "Знакомство дошкольников с миром технических профессий посредством проектной деятельности"
В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с инженерными профессиями посредством проектной деятельности.Автор раскрывает этапы реализации пректа, их содержание....