Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к миру искусства посредством пения"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
В данном материале раскрываются методы и формы работы с дошкольниками по формированию у них певческого голоса, плавной, полнозвучной речи. чистоты интонации при пении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Консультация для родителей на тему:
«Приобщение дошкольников к миру музыкального искусства посредством пения»
Мусина Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №339
Обучение детей пению в детском саду – одна из важнейших задач музыкального руководителя. Эта задача требует от педагога большого профессионализма. Пение с дошкольниками является методом, регулирующим дыхание, развивающим лёгкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим выработать плавную и полнозвучную речь. Крикливое, сиплое пение не только неправильное, но и вредно для здоровья. Голос дошкольника очень робок и податлив, поэтому, чем раньше прививаются ребёнку навыки звукообразования, тем лучше становится его речевой аппарат. Возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить голос ребёнка к дальнейшему совершенствованию. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие. Для того чтобы приобщить дошкольников к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности, я поставила перед собой задачи:
-развивать и укреплять дыхательную систему дошкольников;
-тренировать мышцы гортани, голосовых связок;
-расширять певческие возможности дошкольника, а именно диапазон голоса;
-содействовать выразительности пения и речи, улучшать тембр голоса;
-способствовать развитию мелодического и ритмического слуха, музыкальной памяти;
-повышать работоспособность, улучшать настроение, активизировать внимание.
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые в образовательной деятельности по обучению пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка.
Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело меня к идее начать развитие певческого голоса дошкольников с речевого этапа. Со старшими дошкольниками на речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. И прежде чем выразительно и легко петь, ребёнок учится легко и выразительно говорить.
Речевой этап
Виды деятельности | Цель речевого этапа |
Артикуляционная гимнастика | Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата |
Игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание | Обострить интонационный слух |
Развивающие игры с голосом | Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков |
Речевые зарядки | Сделать обучение пению приятным и привлекательным занятием |
Речевые игры и упражнения | Легко и незаметно подготовить детей к пению |
ритмодекламация | Совершенствовать правильное произношение |
Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. В последнее время значительный успех в работе над артикуляцией преподносит нам методика В.Емельянова. Я использую в основном следующие упражнения:
-цоканье и пощёлкивание языком;
-круговые движения языком между зубами и щеками;
-покусывания языка боковыми зубами, внутренней поверхности щёк и т.д.
Такая гимнастика очень полезна детям с недоразвитием речи и её активно в своей работе проводит логопед.
У старших дошкольников певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Профессиональные певцы и ораторы могут говорить или петь на диафрагмальном дыхании не только фразы, но и целые предложения. Диафрагмальное дыхание очень полезно для здоровья. Оно способно полной вентиляции лёгких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь интенсивно доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Это отчасти компенсирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни. Но эта информация только доля взрослых, которые в состоянии понять и осознать её значимость. Детям же бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который незаметно и постоянно тренирует диафрагмальную мышцу. В самом начале речевого этапа полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в волны и дыханием рисуем большие и маленькие волны, спокойные, тёплые, ласковые. Или, обогреваем своим тёплым дыханием пальцы рук. Затем удлиняем выдох , используя различные образы, такие как:
-сердитая кошка (выдыхание на согласных «ш»);
-жужжащая пчела или жук;
-гул самолёта.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность:
-почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
-всплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
-расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
-успешно развивать интонационный и фонематический слух;
-готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией. Например:
Ослик
Ослик загрустил:
И-а…
Хвостик потерял вчера.
Он бродил -поцокать языком
И вдыхал -вздохнуть
А нашёл – закричал:
--Ура! И-а!
С.А. Коротаева
Речевые ритмо-интонационные игры служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и снимать содержательный смысл музыки, большое влияние оказывают на развитие вокальных данных старших дошкольников, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:
-чувства ритма,
-темпа, тембра, интонационной выразительности;
-развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
-раздвигают границы диапазонов речевого и певческого голоса;
-формируют естественное звучание голоса.
Ритмо-интонационные игры включают в себя ритмы имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д. Например, речевая игра на текст заклички «Дождик». Проговариваем текст в размере две четверти:
«Дождик, дождик,
пуще лей!
Чтобы было
Веселей!
Варианты заданий.
- Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз - тихо.
- Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
- Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
- Две группы детей играют в «эхо»:
а) первая произносит громко весь текст, вторая – как эхо, произносит тихо;
б) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлёпает(можно поменяться ролями);
в) первая только произносит текст, вторая только хлопает, и наоборот;
г) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения:
д) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами и т.д.
Главное в проведении ритмо-нтонационных игр не допускать усталости и утомления детей, потери интереса.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный и музыкальный образы неразделимы. Формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию чёткой дикции и выразительного исполнения различных настроений способствует ритмодекламация. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Если с детьми поработать отдельно над интонациями радости и удивления в речи, то впоследствии в работе над песней они обязательно вспомнят, как они выражали радость или печаль.
Радость (фрагмент)
К.Чуковский
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Цель речевой зарядки – подготовить голос дошкольника к речи и пению.
В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевые зарядки дают и оздоравливающий эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность. Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста. Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных полржений (сидя, стоя, в движении и т.д.) Например:
Мы на горку поднимались - руки одна за другой каждые два слога
По ступенькам ледяным. - поднимать вверх
В санки сели? Сели, сели.
Ух! Летим. – руки быстро опустить вниз
Н.И.Сухова
Разучивание песни со старшими дошкольниками целесообразно проводить нетрадиционно стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребёнок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом и доверительностью. Здесь есть возможность привлечь к работе даже неуверенных в себе детей. Если кто-то сразу не может включиться, он всё равно это сделает в следующий раз. Проведение в кругу артикуляционной гимнастики, развивающих игр с голосом, речевых зарядок поддерживает внимание и интерес детей к этой работе.
Показ и разучивание новой песни тоже может проходить нетрадиционно. Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни. Например:
- Педагог ходит внутри круга и поёт песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребёнок, напротив которого он встал берёт из рук педагога цветок или шумовой инструмент и продолжает ходить под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. На следующую паузу в пении педагога ведущий-ребёнок останавливается и отдаёт предмет тому, перед кем он остановился. Следующий ребёнок берёт из рук ведущего предмет и идёт по кругу дальше, и т.д. Если детей в кругу много, то внутри круга под пение педагога могут ходить 2-3 человека.
- «Превращаем всех детей в Птиц или Лошадок, Медведей, Зайцев, Инопланетян, Гномов и т.д. Условно Птицы летают по всему залу, но как только услышат раскаты грома (звуки барабана), сразу собираются на своём «дереве» и затихают. В это время педагог продолжает петь новую песню или часть её. Как только пение опять прекращается, «птицы» вновь полетели по всему залу (лесу, поляне, парку)
- После того как превращённые дети вдоволь порезвятся, они уставшие, ложатся отдохнуть (своего рода релаксация-расслабление) и слушают пение педагога.
И таких вариантов вхождения в песню можно придумать много, лишь бы работала фантазия у педагога. Особенно эти методы разучивания песни подходят для гиперактивных детей, что сейчас особенно актуально.
Разный уровень певческих способностей детей в группе создаёт большие трудности в разучивании песни. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создаёт большие трудности хорошо поющим детям. Поэтому неточное пение в образовательной деятельности звучать не должно, для этого можно использовать хрестоматийный пример.
Разделим всех детей на «птичек» - правильно поющих и «рыбок» - с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и голоса. Первые поют всё, а вторые вслух то, что у них получается правильно. То, что у них не получается, они поют как «рыбки», т.е. открывают рот, артикуллируя точно, ритмично, но поют про себя, без звука. Педагог подсказывает каждой группе их действия. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки.
Для развития певческих навыков дошкольников необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений и усиливают здоровьесберегающий и образовательный эффект.
Используемая литература.
1. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению «Музыкальная палитра»
Санкт-Петербург, 2008
2.Т.Калеева Слово музыка движение Казань 2001
.