Приобщение дошкольников к миру детской литературы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rek.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Приобщение дошкольников к миру детской литературы»
Составитель:Маркеева, воспитатель
Проблема приобщения детей к книгам - есть общегосударственная и личностно значимая задача. Детская литература позволяет решать многие задачи образования личности. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству.
Детская литература, которую воспитатель и родители каждодневно читают ребенку - это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное воздействие. Общение с этим искусством ценно и для взрослых: оно учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки -раскраски и рассказки, разноформатные художественные и научно -нравственные , а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.
Детские книги должны быть оформлены с учетом особенностей детского восприятия, так как они являются синтезом трех видов искусства: искусства слова, живописи или книжной графики и дизайна. Каждое из них по-своему облегчает ребенку восприятие образов мира.
Главной целью восприятия книг детьми 3 – 5 лет является
совершенствование чувственного восприятия искусства и формирование первоначального умения ребенка общаться с книгой как источником творчества. В этот период книга становится организатором игр, досуга, занятий}, активизируется как источник образцовой речи.
Для реализации этой цели подбираются книги- произведения и книги сборники, разножанровые и разнотемные книги, требующие творческого участия детей в воспроизведении их содержания. Это книги для раскрашивания, рассказывания, для драматизации сказок, книги-игры (с фишками, картами, вкладышами и игрушки с встроенными деталями, с вырубкой, с движущимися фигурками персонажей, это книги - фильмы (мультфильмы) и книги альбомы для вырезания и оформления самоделок, это книги, богатые песенками, стихами и прозой для заучивания наизусть.
Согласно возрастным особенностям дошкольников, мною составлено перспективное планирование по данному разделу, в котором отдавалось предпочтение больше книгам деятельного типа, призывающим к участию в творческом процессе чтения - рассматривания. В ходе планирования учитывалось соединение художественных произведений с другими видами искусства - музыкой, изобразительной деятельностью, театром. Например, при заучивании наизусть стихов осенней тематики русских классиков и современников, дети прослушивали произведение П. И. Чайковского «Времена года», затем старались нарисовать рисунки по восприятию и личным впечатлениям. Литературные произведения особенно успешно воспринимаются тогда, когда они обыгрываются. Дети становятся маленькими артистами и вживаются в литературный образ.
Планируя нерегламентированную деятельность, считаю обязательным мероприятие, образно называемое «погружение в детскую литературу в течение дня». Это приближает художественное произведение к детской жизни. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию.
Трудовая деятельность
У меня есть лейка,
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку
Новую мою?
Как луна сияет ...
Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью
Утренняя гимнастика
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Бегать и скакать.
Здоровье в порядке?
Спасибо зарядке!
Умывание
Знаем, знаем, да - да - да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По - нем - нож - ку ...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
Завтрак
Расскажу тебе, дружок,
Про вишневый пирожок!
Словно всадник на кобылке
Пирожок сидит на вилке!
Он галопом едет, едет,
А куда он едет, едет?
Ты ответить должен сам:
Ам!
Художественная литература введена в нашем детском саду как фронтальное занятие и занимает часть раздела «Социальный мир».
Поэтому регулярно, раз в неделю проводим специальные занятия с книгами обучающего типа, а закрепление изученного организуется ежедневно.
Работа с книгой на занятиях состоит из трех этапов: до чтения, в процессе чтения, после чтения. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной.
В процессе чтения идет сопоставление словесного и иллюстративного образа, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.
После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.
Проверку качества занятия можно провести следующим приемом: один и тот же вопрос задать детям в начале и в конце занятия (например, о чем это произведение?). Ответы детей покажут новый, более высокий уровень восприятия или, напротив, отсутствие продвижения детей в развитии восприятия к эстетическому уровню.
Показателем успешности литературного образования дошкольников может служить самостоятельное, добровольное обращение ребенка к книге, заинтересованное слушание и участие в беседах, а также умение общаться с детской книгой «один на один».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение дошкольников к миру детской литературы»
Цель: Формирование у детей устойчивого инЦель: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгойтереса к общению с детской книгой...
Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы
Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы" Художественная литература –...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...
Проект "Приобщение детей к миру художественной литературы"
Вид проекта: познавательный, игровой. Тип проекта: информационно - творческий, групповой. Продолжительность: долгосрочныйУчастники проекта:дети средней группы,родители в...
Статья "Приобщение дошкольников к миру художественной литературы"
Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр зарубежных мультфильмов, компьютерные игры. Из-за этого они не знают и не узнают героев русских сказок и де...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к миру детской литературы
Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.Кни...