ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному развитию «Хозяюшка»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Шульга Ольга Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по социально-коммуникативному развитию

«Хозяюшка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyayushka_2019.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

 Дятьковского района

Утверждено

Утверждаю

на педагогическом совете

МАДОУ ДС КВ «Солнышко»

заведующий

МАДОУ ДС КВ «Солнышко»

/Мулярт Л.В./

(подпись)

Протокол №____

от «____»__________20__ г.

Приказ №____

от «____»__________20__ г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по социально-коммуникативному развитию

«Хозяюшка»

                                                                                 

Педагог: Шульга О.Н.

       

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации в объеме: 11 ч 40мин

г. Дятьково

2019– 2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность  темы

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, готовить, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых было приняло решение о необходимости организации кружка «Хозяюшка».

Законодательное и научно-методическое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Устав МАДОУ ДС КВ «Солнышко».
  • Основная образовательная программа МАДОУ ДС КВ «Солнышко».

Цель программы:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде; 
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, и организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами; 
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; 
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи программы:

  • способствовать привитию навыков самообслуживания;
  • развивать трудовые способности детей;
  • воспитывать умения доводить начатое дело до конца;
  • развивать художественный вкус детей;
  • помочь овладеть первыми навыками работы с инструментами и приборами.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

  • Программа ориентирована на воспитанников 5-6 лет и составлена в соответствии с их возрастными особенностями.

Срок реализации программы:

  • Программа рассчитана на 1 год.

Формы реализации программы:

  • беседы;
  • дидактические игры;
  • словесные игры, загадки;
  • викторины, конкурсы
  • рассматривание картин, предметов, электроприборов;
  • экскурсии на кухню.
  • чтение познавательной литературы.

Методы и приемы реализации программы:

  • методы мотивации и стимулирования;
  • методы создания условий;
  • методы, способствующие осознанию детьми опыта поведения и деятельности;
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения; 
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением;
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов;
  • практический метод.

Принципы организации работы:

  • принцип гуманизации;
  • дифференциации;
  • индивидуализации;
  • непрерывности и системного образования.

Методическое обеспечение программы:

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано необходимое пространство: в группе отведено место для занятий по приготовлению
  • На пищеблоке имеются все необходимые электроприборы для занятий по приготовлению
  • Имеется фонд наглядно-иллюстрированных материалов.

Предполагаемый результат:

  • умение сервировать стол;
  • умение готовить для себя простейшие салаты, бутерброды, канапе из заранее подготовленных ингредиентов;
  • знание различных видов рукоделия;
  • умение пользоваться электроприборами, столовыми предметами.

Содержание программы

Дата

№ НОД

Тема НОД

Программные задачи

Октябрь

07.10.19

«Разговор о правильном питании»

«Полезные продукты»

Дать детям необходимые и нужные сведения о пользе некоторых продуктов питания: гречневая крупа, молоко, мясо, рыба, кефир, чеснок.

14.10.19

«Сила и красота воды. Какую воду нужно пить»

Рассказать детям, что лучше употреблять кипяченую воду. Объяснить, что вода выводит из организма вредные вещества, поэтому её нужно пить больше. В период заболевания гриппом воду употреблять в виде чая с лимоном, мёдом и малиной.

21.10.19

«Пейте соки натуральные»

Систематизировать знание детей о пользе употребления натуральных соков: яблочного, виноградного, морковного. Убедить детей в значимости употребления соков для всего организма человека.

28.10.19

«Предметы – помощники»

«Чай – здоровье»

(целебные свойства) (1)

Сервировка чайного стола, заваривание различных видов чая. Разговор о целебных свойствах чая.

                                                                                    Ноябрь

11.11.19

«Чай – здоровье»

(целебные свойства) (2)

Закрепить сервировку чайного стола, заваривание различных видов чая. Продолжить разговор о целебных свойствах чая.

18.11.19

«Электрические приборы» (1)

Уточнить знания детей об электрических приборах, какие они знают, для чего нужны, какую роль играют в жизни человека. Познакомить с соковыжималкой, её использованием. Приготовить сок из яблок и моркови.

25.11.19

«Электрические приборы» (2)

Уточнить знания детей об электрических приборах, какие они знают, для чего нужны, какую роль играют в жизни человека. Познакомить с блендером, его использованием. Приготовить пюре из яблок.

2.12.19

«Путешествие чудесных ручек»

«Знакомство со свойствами ткани»

Познакомить детей с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, шить; мнется, но ее можно гладить; ткань можно стирать; она может быть разного цвета, разной толщины, гладкой и негладкой. развивать внимание, умение выделять признаки ткани( из какой ткани что шьют).

9.12.19

«Волшебные спицы»

Познакомить с вязальными спицами и вязаными изделиями. Расширять и пополнять знания детей о пряже, шерсти, спицах и вязании на них.

                               Декабрь

16.12.19

Сказка «Волшебный крючок»

Дать детям первоначальные сведения о вязании крючком. Продолжать знакомство с инструментами и материалами для вязания.

23.12.19

«Знакомство с вышивкой»

Познакомить детей с ещё одним видом рукоделия – вышивкой. Показать орудия труда рукодельниц: иголки, пяльца, нитки мулине, ножницы. Воспитывать бережное отношение к вещам, одежде.

30.12.19

«Красота из наших рук»

 «Посадка зелени, укропа, лука, петрушки»

Систематизировать знания детей: для чего нужна посадка этой зелени. Познакомить с приемами посадки семян.

Январь

13.01.20

«Такие разные фрукты»

Расширить и уточнить знания детей о фруктах,  их пользе для здоровья человека. Поддерживать интерес детей к экспериментированию. Воспитывать любознательность.

20.01.20

«Чудеса своими руками»

Показать детям, как можно сделать что-то красивое, необычное из фруктов (апельсин, киви, виноград и др.)

Февраль

27.01.20

«Вкуснейшие бутербродики»

«Что такое бутерброд»

Формировать представления детей со способами приготовления пищи. Познакомить с различными видами бутербродов.  

03.02.20

«Микроволновая печь»

Познакомить детей с микроволновой печью. Показать, как можно в ней готовить бутерброды.

10.02.20

«Угостим малышей»

Учить детей ставить заготовки для бутербродов в микроволновую печь. Учить самостоятельно украшать зеленью.

17.02.20

«Путешествие в царство маленьких поварят»

«Канапе»

Познакомить детей с канапе. Показать разные способы их приготовления, оформления в блюде.

Март

02.03.20

«Ну-ка, папа, налетай!»

Украшение зеленью тостов и канапе, приготовленных воспитателем.

16.03.20

 «Мамочке с любовью»

Приготовление молочного коктейля «Весеннее настроение» в подарок мамам (дегустация блюда)

23.03.20

«Чудесный праздник Женский день!»

Предложить мальчикам приготовить сладкий сюрприз для девочек (сладкое канапе) из заранее приготовленных продуктов, создать условия для проявления творчества.

30.03.20

«А это вам от нас!»

Познакомить детей с книгами, журналами, с рецептами разных салатов. Показать детям, как готовится простейший салат.

Апрель

06.04.20

«Ой, как вкусно и красиво!»

«Встреча масленицы» (экскурсия на пищеблок)

Познакомить детей с электромиксером для замешивания теста. Попросить повара показать этапы замешивания теста.

13.04.20

«Красивые чудо – салфетки»

Учить детей красиво складывать салфетки для оформления стола. Воспитывать эстетику и чувство прекрасного.

20.04.20

 «Красивый стол»

Учить детей красиво сервировать стол, правильно располагая столовые приборы. Научить детей разным способам складывания салфеток для украшения стола. Воспитывать умение творчески подходить к задуманному делу.

27.04.20

«Путешествие в

Простоквашино»

На основе занятия закрепить знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких растений и продуктов они входят (витамин А, В, С). Приготовить  с детьми фруктовый салат из бананов и груш.

Май

18.05.20

«Хочу играть»

«Азбука правильного питания»

. Закрепить знания детей о полезных продуктах питания и их значении для человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

25.05.20

«Я это умею»

Обобщение знаний, умений, навыков в сервировке стола, в использовании электроприборов

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

«Полезные продукты»

1

«Сила и красота воды. Какую воду нужно пить»

1

«Пейте соки натуральные»

1

«Чай – здоровье» (целебные свойства)

2

«Электрические приборы»

2

«Знакомство со свойствами ткани»

1

«Волшебные спицы»

1

сказка» Волшебный крючок»

1

«Знакомство с вышивкой»

1

 «Посадка зелени, укропа, лука, петрушки»

1

«Такие разные фрукты»

1

«Чудеса своими руками»

1

«Что такое бутерброд?»

1

«Микроволновая печь»

1

«Угостим малышей»

1

«Канапе»

1

«Ну-ка, папа, налетай!»

1

 «Мамочке с любовью»

1

«Чудесный праздник Женский день!»

1

«А это вам от нас!»

1

«Встреча масленицы» (экскурсия на пищеблок)

1

«Красивые чудо – салфетки»

1

 «Красивый стол»

1

«Путешествие в Простоквашино»

1

«Азбука правильного питания»

1

«Я Это умею»

1

Общее количество занятий                                                                                                       28

Годовой календарно-учебный график

Содержание

Возрастная группа

Старшая группа

Форма предоставления услуги

подгрупповая

Длительность занятий

25минут

Количество занятий в неделю/месяц

1/4

Общее количество занятий по программе

28

Количество часов неделю/месяц

25 минут / 1час 40 минут

Общее количество часов по программе

                  11 часов  40 мин

Периоды (даты) отчетных (открытых) занятий

декабрь/май

Праздничные (нерабочие) дни

в соответствии с производственным календарем

Список используемой литературы:

  1. Ресурсы интернет.
  2. «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О.В. Дыбина «Сфера» М.2003 г.
  3. «Бытовые электроприборы. Какие они?» К.П. Нефёдова
  4. «Весёлый этикет» Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности социально-коммуникативное развитие Тема: «Маленькое приключение домовенка Кузи»

конспект занятия с детьми старшей группы, направленный на профилактику правил дорожного движения. с помощью прилагаемого мультфильма дети с легкостью осваивают основные знаки дорожного движения, прави...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Познаю себя»

  Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мир без опасности»

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Маленькие патриоты»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...