Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мир без опасности»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Котина Екатерина Александровна

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность ребенка.

Удобство и комфортные условия проживания в цивилизации являются не только свободным выбором человека, но и необходимой, неизбежной средой его существования. Поскольку полностью избежать риски невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир без опасности» направлена на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации безопасного поведения, на повышение уровня готовности обучающихся к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, формирование культуры безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_bez_opasnosti.docx109.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-коммуникативной направленности

«Мир без опасности»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок обучения: 2 года

                                                                                  Разработчики: Котина Е.А.

Оглавление

 1. Введение

 2. Пояснительная записка

2.1Направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

2.2.  Цели и задачи программы

2.3.  Возраст детей, сроки реализации, режим занятий

2.4. Формы и методы обучения

2.5. Педагогические технологии

2.6. Критерии  и способы определения результативности

2.7. Формы подведения итогов

2.8. Ожидаемые результаты

3. Учебно-тематический план по модулям

4. Материально-техническое обеспечение

5. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

6. Список литературы.

  1. Введение

                                 Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.

                                                                                Грейс Хоппер.

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность ребенка.

Удобство и комфортные условия проживания в цивилизации являются не только свободным выбором человека, но и необходимой, неизбежной средой его существования. Поскольку полностью избежать риски невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир без опасности» направлена на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации безопасного поведения, на повышение уровня готовности обучающихся к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, формирование культуры безопасного образа жизни.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мир без опасности»  для детей 5-7 лет  является составной частью Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мир Без опасности» (Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017., 2-е издание, перераб. и доп.), реализуемой Муниципальным бюджетным дошкольным   образовательным  учреждением «Детского сада  комбинированного вида № 181» городского округа Самары, реализующего программы дошкольного образования.  

Программа дополнительного образования «Мир без опасности» разрабатывается педагогами старших, подготовительных к школе возрастных групп и специалистами, для каждой из перечисленных возрастной группы.

В основу дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Мир без опасности» заложена парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» (Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017., 2-е издание, перераб. и доп.).

Методологическую и теоретическую основу образовательной программы «Мир без опасности» составляют культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к проектированию образовательного и воспитательного процесса в дошкольной педагогике.

«Мир Без Опасности» — авторская программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.

  1. Пояснительная записка

Направленность

Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» создана в ответ на запрос современного социума — семьи, общества и государства — к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, умеющего сохранять свое здоровье (физическое и психическое), делать выбор в соответствии с принятыми социокультурными нормами (на основе адекватного анализа ситуации), управлять своим состоянием и поведением, готового к встрече с быстро меняющимся миром и стремительно обновляющейся культурой, умеющего работать в команде и нести ответственность за результаты своей деятельности, который способен к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни. Программа охватывает следующие виды детской безопасности:

- витальная (жизнь и здоровье),

- социальная,

- экологическая,

- дорожная,

- пожарная,

- информационная и др.

Она определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга).

Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы обусловлена необходимостью дополнения содержания комплексной образовательной программы в части формирования у дошкольников наиболее детальных представлений о собственной безопасности, знакомства с адекватными формами поведения при возникновении опасности.

Отличительной особенностью парциальной образовательная программы «Мир Без Опасности» является ориентир на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Предусматривает реализацию принципа непрерывности образования на всех его уровнях, обеспечивает преемственность программ (целей, задач, содержания) дошкольного и начального общего образования.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию дошкольников, обучению детей адекватному поведению. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие таких качеств у человека становится причиной различных происшествий и неправильных действий в опасных ситуациях. Обращение к проблеме безопасности с самого раннего детства обеспечивает не только эффективное поведение в условиях риска, но и формирование культуры безопасного поведения в обществе.

Основное внимание в Программе дополнительного образования уделено следующим разделам: «Безопасность жизни и здоровья»,  «Опасные предметы, существа и явления», «Информационная безопасность».  Приоритетный выбор этих разделов обусловлен необходимостью дополнения материалов, используемых в рамках реализации Основной образовательной программы ДОУ (Инновационной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой). Учитывая высокий интерес дошкольников к различным гаджетам, их относительную доступность,  особенно остро стоит вопрос информационной безопасности детей, прежде всего – дошкольников как наиболее незащищённую группу пользователей сети Интернет.

  1. Цели и задачи программы

Цели Программы:

становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции».

Основные образовательные задачи  Программы:

1) Создание условий для формирования культуры безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира (природы, общества, культуры) и самого себя (своего тела, здоровья, потребностей, особенностей, интересов, способностей).

2) Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.).

3) Создание условий для системного ознакомлений ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.).

4) Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры.

5) Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный, разрушение/ созидание, движение/покой, жизнь/смерть, часть/целое и др.).

 6) Развитие восприятия, мышления, воображения как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.

7) Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как уникальной личности.

2.2. Возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий.

Данная программа реализуется в старших и подготовительных к школе группах детей 5-7 лет. Срок реализации программы – 2 года

Занятия проводятся один раз в неделю по 25 мин в старшей группе, по 30 мин. в подготовительной к школе группе.

Режим занятий ( календарный год)

Образовательная деятельность

с 1 сентября по 31 мая

Диагностический период (первичная диагностика)

с 1 сентября по 15 сентября

Рождественские каникулы (общероссийские)

с 1 января по 10 января

Диагностический период (итоговая диагностика)

с 20 мая по 25 мая

Летний оздоровительный период

с 1 июня по 31 августа

2.3. Формы и методы обучения

1. Групповые занятия

2. Индивидуальные беседы

3. Тематические беседы

4. Участие в конкурсах

5. Мастер-классы,

6. Практико-ориентированные  или исследовательские проекты и мн. др.

Методы обучения:

а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

2.4. Педагогические технологии

1. Образовательная технология «Ситуация» 

В дидактическую основу Программы заложена универсальная технология деятельностного метода «Ситуация», разработанная Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллиной, А.И. Берениной, И.А. Лыковой в качестве педагогического инструмента для реализации комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий». Суть данной технологии заключается в организации таких образовательных ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднением (проблемой), выявляют то, что пока не получается, исследуют причины затруднения, выходят на самостоятельную формулировку задач (познавательных, нравственных, художественных, двигательных и др.), а затем в специально созданных условиях делают свои «открытия», например: почему этот предмет (материал, явление, процесс) опасен для жизни и здоровья человека; какова причина данной опасности (объект ядовитый, хрупкий, острый, режущий и др.); что нужно делать (или, наоборот, не делать), чтобы данной опасности избежать; какое правило поведения мы вынесем из этой ситуации; что такое правило; зачем людям нужны правила и мн. др.

При этом педагог выступает «проводником» детей в мир человеческой культуры и социума, поэтому берет на себя роли организатора, инициатора, помощника, консультанта. Ниже приводится вариант образовательной технологии «Ситуация», модифицированный автором программы «Мир Без Опасности». В отличие от базовой технологии, в данном варианте предложено семь (а не шесть) последовательных «шагов» (введен еще один этап, связанный с широкой апробацией освоенного опыта в новых условиях на основе многоуровневой интеграции), третий «шаг» получил название «Проблематизация», имеются особенности в комментариях, учитывающих специфику парциальной программы.

 Алгоритм образовательной технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную с взрослым деятельность. Дети выявляют, что они хотят сделать (узнать, понять, найти, испытать), в результате появляется «детская» цель деятельности.

2. Актуализация детского опыта. Создаются условия для осуществления и разворачивания деятельности или «ансамбля деятельностей» (по В.В. Кудрявцеву), где целенаправленно актуализируется опыт детей, в т.ч. базовые понятия, представления, «ясные» и «неясные» (по Н.Н. Поддьякову) знания, умения, практические навыки, необходимые детям для нового «открытия».

3. Проблематизация (затруднение в ситуации). В контексте выбранной темы (вопроса, сюжета, проблемы) моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности и приходят к выводу о необходимости нового знания или способа действий.

4. «Открытие» нового знания (способа действий). Создаются условия для самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решаются проблемные вопросы, делаются «пробы» нового способа. Используя различные методы и формы взаимодействия с детьми (включенное наблюдение, обсуждение, ситуационная беседа, подводящий диалог, побуждающий диалог, моделирование, экспериментирование, «мозговой штурм» и др.), педагог поддерживает «построение» нового знания или способа действий, которые фиксируются детьми в речи (формулировки понятий и правил поведения) и, по возможности, в знаках (образах, символах).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему детского опыта. Создаются условия для осуществления разных видов деятельности, в которых новые знания или способы действий используются детьми совместно с освоенными ранее.

6. Перенос сделанного «открытия» в новые смысловые контексты. Создаются условия для применения освоенного опыта (знания, понятия, правила поведения) в новых или измененных условиях для его широкой апробации каждым ребенком. Это возможно на основе многоуровневой интеграции содержания разных видов деятельности, форм взаимодействия педагога с детьми и их родителями, дидактических подходов, принципов, форм и методов.

7. Осмысление. Создаются условия для обобщения освоенного опыта (знания, способа) и формирования предпосылок универсальных умений, действий, способностей. С помощью системы вопросов: «Что случилось?», «Почему это произошло?», «Как удалось справиться?», «Какие правила поведения (знания, практические умения, личностные качества) помогли преодолеть опасность?», «Кто пришел на помощь?». Воспитатель помогает детям осмыслить результат деятельности или формулировку понятия (правила поведения), зафиксировать достижение «детской» цели, выявить условия, которые позволяют преодолевать данное затруднение.

2. Технология проектной деятельности  - использование метода проектов – недельное тематическое планирование.

3. Технология исследовательской деятельности  - вид  интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения

4. ИКТ  - использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности

5. Личностно  – ориентированная технология - направлена на развитие и саморазвитие личности ребёнка

6. Игровая  технология организованная образовательная деятельность, режимные моменты, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность.  

7. Технология проблемного обучения  создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания

8. Технология развивающего обучения  - направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

2.5.  Критерии и способы оценки результативности

Специфика дошкольного детства (гибкость и пластичность развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность, зависимость от эмоционального состояния, значительный разброс вариантов развития), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие требований ответственности ребенка за достигнутый результат) обусловливают необходимость определения результатов освоения программы «Мир Без Опасности» в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Это отражено и в тексте ФГОС ДО: «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования», которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей». Эффективность работы образовательной организации и соответствие ее деятельности требованиям ФГОС ДО оценивается по комплексу условий, которые созданы в образовательной организации.

ФГОС ДО описывает требования к ряду условий реализации программы. Наиболее важно спроектировать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, и обеспечить соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

Создание соответствующих условий обеспечивает возможность полноценного развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Таким образом, задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции педагогом, непосредственно работающим с детьми, остается актуальной.

ФГОС ДО выдвигает четкие требования к процедуре педагогического и психологического мониторинга: «При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которые проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».

2.6. Формы подведения итогов

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Проведение психологической диагностики возможно только с согласия родителей (законных представителей) ребенка. Для педагогической диагностики, которая выступает рабочим инструментом педагога в ходе реализации образовательной Программы дошкольной образовательной организации, согласие родителей не требуется.

ФГОС ДО подтверждает целесообразность проведения педагогической диагностики (мониторинга), но не обозначает требования к ее содержанию и процедуре. Поэтому педагог может использовать те диагностические методики, которые ему знакомы, понятны, эффективны, рациональны (удобны), адекватны поставленным задачам. Но свобода выбора сопряжена с высокой ответственностью, поэтому надежнее обращаться к высоко рейтинговым методикам, апробированным в широкой практике и получившим признание профессионального сообщества.

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы целевые ориентиры предполагают у детей дошкольного возраста формирование предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Особенности проведения педагогического мониторинга

 Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

 Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

Оптимизация работы педагога с группой детей.

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

В связи с этим, педагогический мониторинг:

 Не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений.

Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику.

Учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений.

Позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности ребенка.

 Учитывает целевые ориентиры, представленные в программе, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Программа исследования проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.

Формы проведения итогов реализации программы:

 По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

  • Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
  • Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

2.7. Ожидаемые результаты

К пяти годам ребенок:

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.).

 При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.

Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие.

Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде), часть из них – самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых.

 Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

Проявляет стремление к обращению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности).

 Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.

Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.

Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой,  полить растение.

Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно вовремя закрывать кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п.

 К шести годам ребенок:

 Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения (дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, в природе); знает и старается соблюдать основные правила личной безопасности.

Имеет представления о здоровом образе жизни, может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым (делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.); начинает понимать ценность жизни и здоровья.

Самостоятельно и правильно выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, старается быть опрятным и аккуратным), самостоятельно одевается и раздевается, имеет представления о том, как связаны гигиена и здоровье человека.

Осторожен, осмотрителен с новыми вещами, знает, что сначала нужно узнать о них, а затем уже начинать пользоваться.

Умеет привлечь внимание взрослого в случае болезни, травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие.

Может оценить в соответствии с общепринятыми правилами свои поступки и поступки окружающих людей (детей и взрослых), отрицательно относится к нарушению общепринятых норм и правил поведения.

Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональное состояние окружающих, проявляет сочувствие и готовность помочь.

Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно и комфортно (с помощью речи) решать спорные ситуации.

Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий.

Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?»;

Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой; знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.

Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание участвовать в природоохранной деятельности, во время прогулок на территории детского сада любуется цветами, бабочками, первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы.

 Применяет на практике некоторые навыки экологически безопасного поведения и ресурсосбережения, знает о существовании опасных (ядовитых) растений, животных, грибов.

К семи годам ребенок:

 Имеет представления о разных видах безопасности: витальной (жизни и здоровья человека), социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной; получил начальные представления о безопасности личности, общества и государства; имеет первичные представления об обществе, о государстве и принадлежности к нему.

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Старается вести себя дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, в природе, во время прогулок и путешествий в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями.

Активно общается со сверстниками и взрослыми; может оценивать свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий.

Может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности.

 Может рассуждать о безопасности жизни и здоровья, о здоровом образе жизни (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.

 Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.); выполняет правила культуры еды.

Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила.

Знаком со способами обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи; умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации, пытается их использовать.

Способен самостоятельно действовать (в различных видах детск5ой деятельности, в повседневной жизни);стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником в зависимости от ситуации.

Имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления животных и растений к среде обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от действий человека и от его личных действий, знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Таким образом, программа способствует: умственному развитию (у детей формируется культура безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования, они учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы);

нравственному воспитанию (на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения правил детской безопасности, желание оказывать помощь друг другу по мере необходимости, учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям);

эстетическому воспитанию;

трудовому воспитанию (изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе);

физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам).

  1. Учебно-тематический план по модулям

Старшая группа

Общее количество занятий в течение года 36, из них:

  1. Модуль «Безопасность жизни и здоровья» 12 занятий
  2. Модуль «Азбука безопасного общения» 4 занятия
  3. Модуль «Опасные предметы, существа и явления»16 занятий
  4. Модуль «Информационная безопасность»  4 занятия

Подготовительная к школе группа

Общее количество занятий в течение года – 36, из них:

1.Модуль «Безопасность жизни и здоровья» - 17 занятий

2. Модуль «Опасные предметы, существа и явления» - 13 занятий

3. Модуль «Информационная безопасность»  -5 занятий

Старшая группа

№п\п

Наименование модуля

                Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Безопасность жизни и здоровья»

12

8

4

2

«Азбука безопасного общения»

4

1

3

3

«Опасные предметы, существа и явления»

16

11

5

4

«Информационная безопасность»  

4

3

1

Итого

36

26

10

Подготовительная к школе группа

№п\п

Наименование модуля

                Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Безопасность жизни и здоровья»

17

12

5

2

«Опасные предметы, существа и явления»

14

9

5

3

«Информационная безопасность»  

5

3

2

Итого

36

24

12

Образовательные задачи: 

Модуль «Безопасность жизни и здоровья»

Витальная безопасность

• Углубить представление о жизни и здоровье как безусловных человеческих ценностях. Обогащать представления и совершенствовать навыки безопасного поведения детей по отношению к жизни и здоровью (своему и других людей). Продолжать развивать интерес к своему телу и здоровью. Воспитывать потребность в самостоятельном и постоянном соблюдении правил здоровьесберегающего поведения.

Пожарная безопасность

• Продолжать знакомить с огнем как явлением культуры и его значением в жизни человека («Как человек приручил огонь и где его поселил?»). Расширить представления о том, как человек управляет огнем (конструкции для огня; профессии, связанные с огнем ).

Дорожная безопасность

• Продолжать знакомить с дорогой как явлением культуры («Как человек проложил дорогу, изобрел колесо и сконструировал транспорт?»). Уточнить представление о строении городской дороги и сооружениях для безопасного движения. Формировать практические навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте. • Познакомить с работой экстренных служб, связанных с безопасностью в транспорте и на дороге.

Модуль  «Азбука безопасного общения»

 • Создавать условия для позитивной социализации каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

• Продолжать знакомить детей с нормами и правилами безопасного поведения и доверительного общения в социуме. Дать представление о том, что у разных народов и в разных культурах нормы могут быть различными, но это не мешает людям общаться и понимать друг друга.

• Содействовать формированию опыта безопасного сотрудничества и сотворчества в разных видах деятельности на основе принятых и осмысленных социокультурных норм.

 • Воспитывать культуру общения, желание выполнять общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

 • Дать представление о том, что каждый человек (личность) обладает определенными обязанностями и правами. Познакомить с правами ребенка и способами их защиты.

Модуль «Опасные предметы, существа и явления»

• Содействовать установлению причинно-следственных связей между опасными явлениями природы и рисками для людей, природы, архитектурных сооружений, транспорта, заводов (гололед, гроза, метель, ураган, наводнение, извержение вулкана и др.).

• Продолжать формировать основы экологической культуры, экологически грамотного поведения в окружающей среде, формировать первые навыки ресурсосбережения, природоохранные навыки поведения в природных условиях и в населенных пунктах.

Модуль «Информационная безопасность»  

• Становление основ информационной культуры детей.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе на 2021 – 2022 учебный год.

Тема занятия

                 Задачи

    Дата

Литература

Модуль «Безопасность жизни и здоровья»

Всего часов - 12 (теория – 8/ практика -4)

1.

Хорошо на свете жить

Углубить представление о жизни и здоровье как безусловных человеческих ценностях.

1 неделя, Сентябрь

§1.4  (стр.14)

2.

Здоровье и его помощники

Обогатить представления и совершенствовать навыки безопасного поведения детей по отношению к жизни и здоровью (своему и других людей)

2 неделя, Сентябрь

§1.4   (стр.15)

3.

Волшебное слово «Здравствуй!»

Познакомить с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, с обычаями и традициями разных стран, расширение кругозора;

развитие чувства коллективизма через командные игры.

3 неделя, Сентябрь

 §1.4  (стр.21)

4.

Зачем режим необходим

Сформировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

4 неделя, Сентябрь

§1.4   (стр.23)

5.

Игра «Режим дня»

Закрепить с детьми представление о частях суток: (утро, день, вечер, ночь). Развивать связную речь, активизировать словарь; учить детей собирать целое изображение из нескольких частей, развивать образное мышление, внимание, логику, зрительное восприятие, мелкую моторику.

1 неделя, Октябрь

§1.4   (стр.25)

6.

Кладовая витаминов

Расширить знания детей об овощах и фруктах, ягодах и грибах; познакомить детей с витаминами А, В, С, D и другие; раскрыть их значение для человека.

Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

2 неделя, Октябрь

 §1.4  (стр.82)

7.

Что такое микробы?

Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма. 3акрепить знания правила личной гигиены. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

3 неделя, Октябрь

§1.4  (стр.79)

8.

«Витаминная семья» (театрализованная игра-зрелище)

Закрепить с детьми знания о полезности  лесных и садовых ягод.

4 неделя, Октябрь

§5 (стр.54)

9.

Личная гигиена

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

1 неделя, Ноябрь

 §1

(стр.98)

10.

Закаляться - с болезнями не знаться

Расширять и систематизировать представления о важности для жизни и здоровья закаливающих процедур.

2 неделя, Ноябрь

§1.4  

11.

Одеваемся с умом

Формировать представления детей об одежде, ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве.

Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

3 неделя, Ноябрь

§1.4  (стр.50)

12.

«Мой дружок веселый мячик»

Обобщить представление детей в разнообразии мячей и их назначении;

учить детей выделять характерные признаки

развивать любознательность и познавательную активность в спортивных играх с мячом; формировать культурно-гигиенические и физические навыки.

4 неделя, Ноябрь

§1.4  (стр.32)

                             Модуль «Азбука безопасного общения»

                             Всего часов -4  (теория – 1/ практика -3)

13.

Внешность человека может быть обманчива

Учить устанавливать собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными;

формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.

 1 неделя, Декабрь

§1  (стр.40)

14.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми

Формировать представление детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях на наглядной и словесной основе.

2 неделя, Декабрь

§5

(стр.83)

15.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

  • Учить соблюдать некоторые меры безопасности у детей, вырабатывая алгоритм поведения в неожиданной опасной ситуации;
  • обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;
  • закреплять знания об источниках опасности в быту.

3 неделя, Декабрь

§5

(стр.86)

16.

Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Развивать умение находить выход из создавшейся ситуации, умение слушать, отвечать на вопросы, рассуждать, правильно излагать свои мысли.

Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

4 неделя, Декабрь

§5 (стр.85)

                   Модуль «Опасные предметы, существа и явления»

                      Всего часов -16 (теория – 11/ практика -5)

17.

Огонь – мастер, помощник и покровитель

Расширить представления о том, как человек управляет огнем.

конструкции для огня; профессии, связанные с огнем (повар, кузнец, металлург, стеклодув и др.).

2 неделя,

Январь

§1.7  (стр.15)

18.

Огонь-воитель и разрушитель

Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

Познакомить с работой экстренных служб, связанных с пожарной безопасностью.

3 неделя, Январь

§1.7  (стр.29)

19.

Пожар

Правила поведения при возникновении пожара

Формировать у детей понятие «пожарная безопасность». Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.

4 неделя, Январь

§5  (стр.13)

20.

Ездит, плавает, летает…

Расширить знания о видах транспорта.

Развивать навыки взаимодействия;

развивать воображение, творческие способности детей.

1 неделя, Февраль

§1.5

(стр.28)

21.

Дорожные знаки

Расширить знания детей о дорожных знаках, о безопасности на дорогах, о правилах поведения на улице.

2 неделя, Февраль

§1  (стр.117)

22.

В городском транспорте

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

3 неделя, Февраль

§1 (стр.114)

23.

Опасные сумерки. «Засветись в темноте и стань заметней на дороге»

Формировать практические навыки безопасного поведения на дороге в темное время суток.

Познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами.

4 неделя, Февраль

§1.5 (стр.65)

24.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закреплять в игровой форме практические навыки поведения на улице пешехода и водителя.

1 неделя, Март

§6  (стр.50)

25.

«Можно и нельзя»

Воспитать у детей привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

2 неделя, Март

§1.8  (стр.6)

26.

Кошка и собака – наши соседи

Учить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).

Формировать у детей представления о правилах правильного обращения с домашними питомцами и бездомными.

3 неделя, Март

§5 (стр.40)

27.

Правила безопасности на детской площадке

Обобщить и закрепить знания детей по безопасному поведению во дворах домов, на детской площадке.

4 неделя, Март

§1.8 (стр.23)

28.

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Рассказать детям, в чем заключается опасность открытых окон и балконов для детей.

1 неделя, Апрель

§1 (стр.66)

29.

Электроприборы

Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

2 неделя, Апрель

 §4  (стр.10)

30.

«Кто поможет?

(учимся пользоваться телефоном для вызова экстренных служб)

Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуация.

Закрепить понятие «экстренный случай» и номера телефонов, соответствующие данной службе.

Формировать умение правильно объяснить ситуацию.

3 неделя, Апрель

§1  (стр.63)

31.

Обучение детей правилам поведения на воде

Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

4 неделя, Апрель

§5 (стр.60)

32.

Поездка к морю

Закрепить представления детей о том, как вести себя на воде (в море). Учить оказывать элементарную помощь пострадавшим.

4 неделя, Апрель

§5 (стр.62)

                        Модуль «Информационная безопасность»  

                             Всего часов -4 (теория – 3/ практика -1)

33.

Откуда бумага к нам пришла

Расширить представления детей об истории возникновения бумаги и об использовании её в современном обществе. Развивать познавательный интерес в процессе изучения предметов окружающего мира.

1неделя,

Май

§1.6  (стр.16)

34.

Как появилась книга

 Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги. Развивать речевую и познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

2неделя,

Май

§1.6

(стр.21)

35.

«В тишине библиотеки»

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам.

которые приняты для читателей, посещающих библиотеку.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

3неделя,

Май

§1.6  (стр.28)

36.

Конструирование с элементами аппликации «Где живут книги?»

Расширять опыт творческого конструирования предметов мебели из строительного материала.

4неделя,

Май

§1.6 (стр.31)

Перспективно-тематическое планирование в подготовительной к школе  группе на 2021 – 2022 учебный год.

Тема занятия

Форма проведения

Дата

Литература

Модуль «Безопасность жизни и здоровья»

Всего часов - 17 (теория – 12/ практика - 5)

1.

Знакомство с анатомией

Углубить, расширить знания детей о строении тела человека

1 неделя, Сентябрь

§1.4  (стр.56)

2.

Как устроено тело человека

Совершенствовать умение называть части тела человека.

2 неделя, Сентябрь

§1

(стр.84)

3.

Как работает сердце человека

Познакомить детей с назначением и работой сердца.

3 неделя, Сентябрь

§1  (стр.86)

4.

Как мы дышим

Познакомить детей с органами дыхания.

4 неделя, Сентябрь

§1 (стр.90)

5.

Мы – будущие олимпийцы

Закрепить знания о пользе зарядки. Расширить кругозор о занятие физической культурой в разных странах в давние времена. Обогащать двигательный интерес детей через ритмические упражнения и игры.

1 неделя, Октябрь

§1.4   (стр.33)

6.

Спинки-тростинки

Формировать у детей позицию на укрепление сохранение своего здоровья, выработки правильной осанки. Закрепить практические умения и навыки детей ,способствующих формированию правильной осанки и профилактике ее нарушения

2 неделя, Октябрь

§1.4   (стр.57)

7.

Кожа - наша защита

Формировать представление о коже, её строении, функциях, значении. Прививать заботу о собственном здоровье.

3 неделя, Октябрь

§1.4   (стр.59)

8.

Уши- для звуков ловушки

Формировать представление об органах слуха и их основных функциях. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

4 неделя, Октябрь

§1.4   (стр.62)

9.

Правила гигиены и безопасности

Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Развивать умения игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

1 неделя, Ноябрь

§1.4  (стр.64)

10.

Вот вопрос - зачем нам нос?

Познакомить детей с органами дыхания. Дать понятие об основных функциях носа.

2 неделя, Ноябрь

§1.4   (стр.68)

11.

Что такое Насморк?

Правила гигиены и безопасности

Закрепить правила гигиены и ухода за носом. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

3 неделя, Ноябрь

§1.4   (стр.70)

12.

Что бы глазки блестели

Закреплять представление детей о глазах и их назначении.

 Развивать навыки исследования предметов с помощью глаз.

4 неделя, Ноябрь

 §1.4  (стр.73)

13.

Правила гигиены и безопасности

Гимнастика для глаз

Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.

Познакомить детей со строением  глаза.

-развивать умение выполнять гимнастику для глаз и различать эмоции по глазам.

 Воспитывать бережное отношение к глазам, желание заботиться о своем здоровье

1 неделя, Декабрь

§1.4  (стр74.)

14.

Чтоб кусался зубок

Правила гигиены и безопасности

Закрепить  правила чистки зубов, о здоровом питании;

Способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму (по схеме, последовательно);

Воспитывать потребность заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены .

2 неделя, Декабрь

§1.4   (стр.76)

15.

Медицина на страже здоровья

Закрепить представления о труде медицинских работников, расширить и уточнить знания о труде врачей, имеющих разные специализации.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к людям медицинских профессий, показать важность и сложность их работы.

 3 неделя, Декабрь

§1.4   (стр.85)

16.

Профессия «Спасатель»

(Игра «МЧС спешит на помощь»)

Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии «спасатель», о содержании работы сотрудников МЧС; с оборудованием, инструментами, необходимыми для работы спасателей; расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

4 неделя, Декабрь

 §1.4  (стр.85)

17.

Пожарная Безопасность. Ёлочка, не зажгись!

Вспомнить правила пожарной безопасности перед новогодними праздниками. Закрепить знания о причинах возникновения пожара и правилах поведения при его возникновении. Познакомить со средствами пожаротушения. Познакомить с разными видами елок. Воспитывать в детях уверенность в своих силах и умение ориентироваться в проблемных ситуациях. Развивать осмотрительность и осторожность.

4 неделя, Декабрь

§1.7 (стр.85)

                  Модуль «Опасные предметы, существа и явления»

                        Всего часов - 14 (теория – 8/ практика - 5 )

18.

Правила Дружелюбной Дороги (ПДД). Причины ДТП.

Воспитывать у детей уважительное отношение к ПДД и стремление следовать им. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

2 неделя, Января

§1.5  (стр.23)

19

Безопасная дорога в детский сад и домой.

Актуализировать знания детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешеход.
Мотивировать детей к самостоятельному рассказыванию о пройденных ими маршрутах от дома до детского сада и обратно.

3 неделя, Январь

§1.5

(стр.41)

20.

Опыт Безопасного Общения. Правила поведения в толпе.

Формировать представление о том, как вести себя в экстремальной ситуации: что нужно знать, к кому обращаться и т.д.

Способствовать развитию у детей осмотрительности, осторожности; предостеречь от контактов с незнакомыми людьми.

Закреплять знания детьми сведений о себе: имя, фамилия, домашний адрес и др.

Воспитывать желание помочь персонажу, попавшему в беду.

4 неделя, Январь

 §1 (стр.129)

21.

Как гулять детворе зимой во дворе?

А как гулять в жару?

Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний и летний период времени.

1 неделя, Февраль

§1.8  (стр.29)

22.

Опасный лед

Формировать представления о правилах безопасного поведения вблизи водоёмов во время весенних паводков;

Развивать дисциплинированность, самоконтроль.

2 неделя, Февраль

§1.8  (стр.27)

23.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе

Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. 

3неделя,

Февраль

§1  (стр.70)

24.

Как вести себя в грозу

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

4 неделя, Февраль

§1.8  (стр.52)

25.

Как вести себя при ЧС в природе

Закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях;

Развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приемы оказания первой медицинской помощи;

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

1 неделя, Март

§1.8  (стр.55)

26.

Съедобные не съедобные грибы

Закрепить представление о строении гриба;

Способствовать формированию умения отличать съедобные грибы от несъедобных грибов; 

Познакомить детей с правилами сбора грибов;

Способствовать развитию мышления, внимания, воображения, быстроты реакции, познавательного интереса.

2 неделя, Март

§1 (стр.70)

27.

Лекарственные и ядовитые растения

        Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную книгу;

Формировать навыки и умения при взаимодействии с незнакомыми и опасными растениями;

Развивать чувство осторожности

Учить различать данные растения по внешнему виду 

3 неделя, Март

§5 (стр.27)

28.

Насекомые

«Правила поведения при встрече с насекомыми

Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

4 неделя, Март

§5  (стр.36)

29.

Контакты с животными

 Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

1неделя, Апрель

§1 (стр.83)

30.

Оказание первой медицинской помощи

Закрепить основные правила безопасного поведения в быту.

Познакомить детей с элементарными приемами первой медицинской помощи, воспитывать желание быть здоровым.

2неделя, Апрель

§1.4 (стр.83)

31.

«Экзамены в автошколе»

Закрепить знания детей о ПДД.

Развивать интерес к реальной жизни и желание отображать её в продуктивной деятельности.

3неделя, Апрель

§1.9 (стр.43)

Модуль «Информационная безопасность»  

Всего часов - 5 (теория – 3/ практика - 2 )

32.

Кто и как делает журнал и газету

Расширять кругозор детей.

Воспитывать интерес к чтению, рассматриванию.

4неделя, Апрель

 §1.6  (стр.33)

33.

Наш помощник компьютер

Актуализировать знания детей о правилах техники безопасности при работе с компьютером.

Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

1 неделя, Май

§1.6   (с54)

34.

Всемирная сеть - интернет

Способствовать расширению кругозора ребят.

Формировать информационную культуру воспитанников;.

2 неделя, Май

§1.6  (стр.60)

35.

Безопасность в интернете

Формировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности.

Разработать нормы и правила поведения детей в сети Интернет.

 

3 неделя, Май

§1.6   (стр.81)

36.

Заманчивый мир рекламы

Игра «Рекламисты»

Раскрыть сущность рекламы, дать детям представление об истории возникновения рекламы и профессии рекламиста.

Познакомить с разновидностью рекламы: текстовая, на ТВ, на радио, наружная реклама.

Научить детей изготавливать рекламный плакат.

4 неделя, Май

§1.6  (стр.44)

  1. Материально-техническое обеспечение

Согласно ФГОС ДО, развивающая среда современной ОО проектируется на основе следующих принципов:

- содержательной насыщенности;

- гибкости (вариативности);

- полифункциональности;

-  трансформируемости;

-  безопасности;

- доступности.

Основные рекомендации, связанные с оборудованием и содержанием помещений ДОО, в которых могут быть травмоопасные предметы и ситуации:

1. Соблюдение САнПиН.

2. Маркировка детской мебели – мебель нужно подбирать с учетом антропометрических показателей, стулья должны быть в комплекте со столом одной группы мебели.

3. Состояние крепления стационарного детского оборудования к стенам.

4. Содержание детских игрушек.

5. Применение моющих средств.

 6. Наличие ограждения отопительных приборов.

 7. Наличие и содержание медицинских аптечек.

8. Наличие инструкций по охране труда.

Основные рекомендации приведены в учебно-методическом пособии «Развивающая среда современного детского сада» (авторы Аверин С.А., Лыкова И.А., Казунина И.А., Кожевникова В.В.).

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

1.Базовый комплект

  1. Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  2. Лыкова И.А. Детская безопасность. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная безопасность. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг, огонь — враг. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  8. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.

2. Дополнительный комплект        

  1. Аверин С.А., Лыкова И.А., Казунина И.И. Развивающая среда современного детского сада. — М.: Цветной мир — ЭЛТИ-КУДИЦ, 2017.
  2. Агурицева Е.А., Баландина Л.А. Комплексная безопасность в дошкольной образовательной организации. Информационнометодическое обеспечение : Практическое пособие. / Под ред. А.К. Сундуковой.— М.: ИД «Цветной мир», 2016.
  3. Демидова В.Е., Сундукова А.Х. Здоровый педагог — здоровый ребенок. Культура питания и закаливания. Практическое руководство. М.: ИД «Цветной мир», 2013.
  1. Список литературы
  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. [Текст]. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  2. Агурицева, Е.А., Баландина, Л.А. Комплексная безопасность в дошкольной образовательной организации. Информационнометодическое обеспечение : Практическое пособие. [Текст]. / Под ред. А.К. Сундуковой. — М.: ИД «Цветной мир», 2014.
  3.  Алиева, Т.И., Арнаутова, Е.П., Протасова, Е.Ю. Безопасность ребенка на улицах города. [Текст]. — М.: ИД «Карапуз», 1999.
  4. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2–7 лет. [Текст]. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  5.  Белая К.Ю., В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, В.Н. Сахорова «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Москва, «Просвещение», 1998.
  6. Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения/ Спб «Детсво – пресс»,2008.
  7. Горвиц, Ю.М. Зачем малышам компьютер. [Текст]. // Детский сад от А до Я. —2003. — № 1.
  8.  Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]. — М.: ИНТОР, 1996.
  9. Сташкова Т.Н., Гурылева Н.И. Организация освоения образовательной области «Безопасность. –Вол. ИД «Учитель», 2014.
  10.  Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://beriknigi.ru/vospitanie/eremeeva-v-d-hrizman-tp-malchiki-i-devochki-dva-raznyih-mira.html 
  11. Запорожец, А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]. — М.–Л.: АПН РСФСР, 1948. — С. 102–112.
  12.  Лыкова, И.А. «Азбука народной культуры»: образовательная программа духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Ассоциация «Народные художественные промыслы России»; Издательский дом «Цветной мир», 2017.
  13.  Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения к окружающему миру). [Текст]. — М.: ИД «Цветной мир», 2016.
  14.  Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова / под ред. Е.А. Романовой, А.Б.
  15. Малюшкина. [Текст]. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Приложение№1

Диагностические карты

Ответы детей оцениваются в баллах:шкалаь оценевания

 3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

Высокий уровень  с 16 – 18 баллов

Средний  уровень с  13 – 15 баллов

Низкий    уровень с   12 баллов

Количественный уровень в %  высчитывается по формуле:

Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить 

       на идеальный балл.

Идеальный балл = количество детей  умноженное  на 3

Качественный уровень в %  высчитывается по формуле:

Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить

       на идеальный балл.

Примерные темы для проведения диагностики: 

Ребенок и другие люди

  1. Что знает ребенок о контактах с незнакомыми людьми?                                                           *** опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми,                                                                *** если «чужой» приходит в дом,                                                                                                     *** общаться с незнакомыми людьми на улице,                                                                                         *** значение экстренных телефонов (01,02,03)

Ребенок и природа

  1. Правила поведения в лесу;
  2. Как беречь природу? (от чего загрязняется окружающая среда?)
  3. Правила контактов с животными;
  4. Знает ли ребенок съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
  5. Ядовитые растения;

Ребенок дома

  1. Основные правила обращения с бытовыми приборами (электроприборы, ножницы, иголки);
  2. Источники опасности дома (открытые окна, балкон,…);
  3. Экстремальные ситуации в быту;

Здоровье ребенка

  1. Что надо делать, чтобы не заболеть (профилактика заболеваний);
  2.  Навыки личной гигиены;
  3.  Для чего нужны врачи?
  4.  Правила обращения с лекарствами и витаминами;
  5.  Правила первой помощи;

Эмоциональное благополучие ребенка

  1.  Что делать, чтобы не ссориться с друзьями;

Ребенок на улицах города

  1.  Устройство проезжей части;
  2.  «Зебра», светофор другие дорожные знаки для пешеходов;
  3.  Дорожные знаки для водителей и пешеходов;
  4.  Правила езды на велосипеде;
  5.  Знает правила поведения в транспорте (не кричать, разговаривать тихо, уступать место старшим);

                                                          Диагностика  

 

Ф.И. ребенка

                     Разделы программы (вопросы)

Ребенок и другие люди

Ребенок и природа

Ребенок дома

    Здоровье ребенка

Эмоц благо

Ребенок на улицах города

итог    

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  15

16

17

18

19

20

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 11

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...

Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Познаю себя»

  Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Маленькие патриоты»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мы вместе»

Развитие детей с РАС представляет наиболее трудный вопрос в современной психолого-педагогической практике. Всепроникающие нарушения, характерные для данной нозологической группы препятствуют гормональ...