Творческий проект " Уральская игрушка. Кот"
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду
Любезные мамы и папы! Пожертвуйте старые шляпы,
А также пальто и жакеты, ненужные в доме предметы,
все то, что хранится - пылится и Вам ни на что не годится:
перчатки, носочки, клубочки, остаточки и лоскуточки.
Сошьем мы забавных зверушек, получится много игрушек:
Из майки, из байки, из ватки - кармашки, подушки, прихватки;
Из марли, мочалки, соломы - русалки, солдаты и гномы.
Вы будете нами гордиться! Нам все - все - все пригодится!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект " Уральская игрушка. Кот" | 143.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области
Детское объединение « Умелые ручки»
Проект: « Уральская мягкая игрушка. Кот.»
Направление: Декоративно- прикладное искусство.
Выполнила:
Киселёва Анастасия Сергеевна, 12лет
Руководитель:
Киселёва Валентина Фёдоровна,
педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД ДДТ
Называевск- 2017.
Содержание
1. Введение 3
1.1. Актуальность темы 3
1.2. Цель и задачи 3
1.3. Из истории мягкой игрушки 5
2. Изучение проблемы 8
2.1. Выбор изделия 8
2.2. Изучение ассортимента и свойств текстильных материалов 8
2.3. Изучение ручных и машинных швов 9
2.4. Работа с выкройкой 10
2.5. Знакомство с различными видами швов, отделкой, декорированием, набивкой 11
3. Практическая часть 12
3.1. Мягкая объемная игрушка – кот 12
4. Заключение, выводы 16
5. Литература 18
6. Приложения 19
1. Введение
Девизом к настоящей работе, я думаю, послужит это обращение к родителям:
Любезные мамы и папы! Пожертвуйте старые шляпы,
А также пальто и жакеты, ненужные в доме предметы,
все то, что хранится - пылится и Вам ни на что не годится:
перчатки, носочки, клубочки, остаточки и лоскуточки.
Сошьем мы забавных зверушек, получится много игрушек:
Из майки, из байки, из ватки - кармашки, подушки, прихватки;
Из марли, мочалки, соломы - русалки, солдаты и гномы.
Вы будете нами гордиться! Нам все - все - все пригодится!
- Актуальность темы
Изготовление игрушки – самоделки – увлекательное занятие, которое, как я думаю, позволит ощутить радость от результатов своего труда.
У взрослого забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося в мир детства, а для детей это неизменный спутник и друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства.
Самодельная игрушка из ткани и меховых лоскутков все чаще входит в разряд современных сувениров.
Самостоятельно изготовленная игрушка - самоделка становится особенно любимой и дорогой.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Главное в изготовлении мягких игрушек – настроение автора, которое навсегда запечатлеется в ней и в дальнейшем передаст положительную, творческую энергию будущим обладателям такого изделия.
1.2. Цели и задачи
Цель проекта:
Изучение различных видов швов, тканей, отделки и применение их в изготовлении мягкой игрушки.
Задачи:
- Изучение истории игрушки;
-Выбор изделия;
-Изучение ассортимента и свойств текстильных материалов;
-Изучение ручных и машинных швов;
-Работа с выкройкой;
-Знакомство с различными видами швов, отделкой, декорированием, набивкой.
1.3. Из истории мягкой игрушки
У всех в детстве были любые игрушки. И конечно же особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек? Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами.
Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть.
Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.
В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.
Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35-12 тыс. лет до н.э. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других районов. Поражает мастерство скульптуров каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.
Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.
Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы-марионетки.
Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе Возрождения. Даже современное название "игрушки" возникло только после 1523 года во Франции.
В XVI веке возникло ремесло по изготовление кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери – забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.
Только в XIX веке образовался "Синдикат французских фабрикантов игрушек". С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности. Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразнее при использовании теста из дешевой ржаной муки. Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.
Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке. В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей. Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, барби, черепашками-ниндзя и другими кумирами детства. Но все равно самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка, который.возможно, достался в наследство от старшего брата или сестры или даже от родителей. Первые мягкие игрушки появились в Германии. Первыми прославившимися на весь мир игрушечными медведями являлись Teddybear (игрушечный медведь Тедди) немецкой фирмы Штайф. Игрушечный медведь стал неразлучным спутником большинства детей. Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность и утешать малышей. В минуты грусти малыш держит их на руках, нежно прижимая к себе, вцепляется в них, когда ему плохо.
В России история мягких игрушек насчитывает не очень много лет. Вместе с развалом Советского Союза пришлось заново создавать условия для развития игрушечной индустрии, чтобы дешевые игрушки были доступны большому количеству детей. Значительная часть компаний, которые сегодня работают на этом рынке или пришли к нам из-за рубежа, были созданы после девяностых. Обычно с мягкими любимцами дети не расстаются даже на ночь, ложась с ними в обнимку в постель, поэтому очень важно, чтобы они были сделаны из экологически чистых материалов, которые не принесут вреда здоровью ребенка.
2. Изучение проблемы:
2.1. Выбор изделия
Так как я очень люблю животных, а особенно кошек, то проблем с выбором какую мягкую объемную игрушку буду шить, у меня не было. Я решила, что это будет кот.
2.2. Изучение ассортимента и свойств текстильных материалов
На занятиях мы познакомились с широким ассортиментом тканей, смогли сравнить множество видов по внешним признакам и качеству.
Для своего проекта выделили следующие ткани:
-шерстяная ткань - текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании её с другими видами нитей. В зависимости от вида сырья различают чисто шерстяные и полушерстяные ткани. В зависимости от вида используемой пряжи ее различают как камвольную, тонкосуконную и грубосуконную. Шерстяная ткань обладает достаточной устойчивостью к истиранию, действию света, упругостью, гигроскопичностью, высокими тепловыми качествами. Основную массу шерстяной ткани составляют одёжные: платьевые, костюмные и пальтовые (рис.1 приложения №1).
-костюмная – плотная, мягкая, чуть ворсистая ткань. Она бывает и гладкая.
А также одноцветной или пестротканой. Костюмная ткань может быть двухлицевой, то есть сотканная таким образом, что лицевая и изнаночная сторона абсолютно одинаковая по структуре. Она обладает достаточной устойчивостью к истиранию, действию света и химической чистке, упругостью, гигроскопичностью. Добавление синтетических волокон повышает ее износостойкость и увеличивает способность к образованию волокнистых комочков на поверхности ткани (рис.2 приложения №1).
-велюр - шерстяная, тяжелая, обычно гладко окрашенная ткань, мягкая на ощупь, эластичная, с грубой бархатистой поверхностью и коротким ворсом. Похожа на плюш, но у велюра ворс значительно короче и распространяется по всей поверхности (рис. 3 приложения №1).
-флок - является нетканым текстилем с рисунком - тиснением, обладает грязеотталкивающими свойствами (рис.4 приложения №1).
Для набивки мягкой игрушки:
-синтепон - это легкий, объемный, упругий нетканый материал. Синтепон используют для всех видов утепленной одежды, в том числе и детской, а также для изготовления одеял, покрывал и других изделий для дома (рис.5 приложения №1).
2.3. Изучение ручных и машинных швов
На занятиях были изучены различные виды ручных и машинных швов.
Чтобы изделие имело привлекательный вид, швы должны быть аккуратными и не портить ее. Для шитья мягкой игрушки «кот» были использованы следующие виды швов:
- Шов «вперед иголку» или смёточный. Он считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани, для этого шва можно использовать недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины (рис.1 приложения № 2).
- Петельный шов. Им обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют петли для пуговиц. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2-4 мм, высота 5-10 мм.
(рис.2 приложения №2).
- Шов «назад иголку» или строчка. Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и швы пухлей. На изнанке - никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются (рис.3 приложения № 2).
- Потайной шов. Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни с лицевой стороны. Шьют справа налево. В своей работе мы применяли его для пришивания носа, рта, подушечек у ступней. В старину работу портнихи, прежде всего, оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно - значит портниха опытная и аккуратная (рис.4 приложения № 2).
Для соединения деталей применялся стачной шов. Выполняется такой шов на швейной машине.
2.4. Работа с выкройкой
На практических занятиях и в специальной литературе, познакомилась с чертежами выкроек мягкой игрушки в натуральную величину. Для того чтобы получить свою выкройку нужно перевести на кальку все детали игрушки, а затем через копировальную бумагу перенести выкройку на картон. После этого аккуратно вырезать ее ножницами. Полученные выкройки я храню: каждую в отдельном конверте – файле, так как она еще может пригодиться.
Узнала и то, что при изготовлении игрушек большое значение имеет аккуратный и правильный раскрой материала. Нужно внимательно следить за тем, чтобы парные детали не были выкроены на одну сторону.
Затем нужную, хорошо проглаженную ткань, разложить на столе лицевой стороной вниз, а сверху картонную выкройку и обвести ее по контуру (если ткань светлая, то можно использовать простой карандаш, если темная, то мыло или мел).
2.5. Знакомство с различными видами швов, отделкой, декорированием, набивкой
При изготовлении изделия были применены ручные швы: «вперед иголку», «петельный», «потайной», «через край». Основные детали игрушки стачивались на швейной машинке. Изделие выглядит намного аккуратнее, если в работе использовать нитки в цвет ткани.
Для набивки деталей туловища применяется нетканый материал - синтепон, так как он легкий и объемный.
Правильно набитая форма – очень важный момент в изготовлении мягкой игрушки, которая должна получиться нетвердой с ровной поверхностью, но сохранять задуманную форму.
Не менее важна отделка и декорирование изделия. Для этого, нужно определиться, какой образ игрушки будет задуман. То есть, мягкая игрушка должна иметь индивидуальность, только ей присущие черты. На это повлияет оформление мордочки, в том числе носа и глаз, а также подушечек на ступни. Глаза изготовлены из кусочков флока. Состоят они из трех деталей разного цвета: светлая деталь большого размера – подглазник, меньшая деталь темного цвета – глаз, третья самая маленькая деталь – зрачок. Детали накладываются друг на друга и пришиваются каждая отдельно петельным швом.
3. Практическая часть:
Необходимые для работы:
инструменты:
-иголки и булавки;
-ножницы;
-линейку и сантиметр;
-карандаш;
-наперсток;
-утюг;
-швейную машинку;
материалы:
-нитки для шитья и вязания;
-бумага для выкроек;
-ткань;
-синтепон;
Приготовив рабочее место, приступаем к работе.
3.1. Мягкая объемная игрушка – кот
Из бумаги приготовили выкройки следующих деталей кроя
(приложение № 1):
1.голова - 2 детали;
2.мордочка - 1 деталь;
3.туловище - 2 детали;
4.лапа - 4 детали;
5.ступня - 4 детали;
6.«рука» - 2 детали;
7.«нога» - 2 детали;
8.уши - 4 детали;
9.глаза - 6 деталей разных размеров и оттенков попарно;
10. нос - 1 деталь;
11.рот - 1 деталь;
12.«подушечки» на ступни - 10 деталей;
13.хвост - 1 деталь;
Выбрали для будущего кота следующие виды тканей:
-драп светло-коричневый;
-темно-коричневый велюр для «рук» и серый для носа;
-шерстяную ткань белого цвета для мордочки и «подушечек» на ступни;
-искусственный мех желтовато-коричневого оттенка для хвоста;
-костюмную ткань красного цвета для рта;
-небольшие кусочки флока разного цвета для глаз;
-синтепон для набивки.
Для изготовления одежды:
-шерстяную ткань для комбинезона;
-шелковую ткань для галстука-бабочки;
Нужные ткани хорошо прогладила, положила лицевой стороной вниз. А на ткань поместила выкройки.
Выкроила детали головы, лап, туловища, ступней, ушей из драпа.
Далее из велюра выкроила детали для ушей, «рук» и носа.
Затем из шерстяной ткани сделала выкройку мордочки, деталей ступней, ушей и «подушечек» на ступни.
Из искусственного меха вырезала детали для хвоста, из полушерстяной ткани деталь для рта, шесть деталей из флока разных размеров и цветов (попарно) для глаз. При изготовлении игрушки большое значение имеет аккуратный и правильный раскрой материала.
Приготовила нитки, подобранные по оттенку к основному цвету игрушки, так как от этого мягкая объемная игрушка - кот будет выглядеть аккуратнее.
-Изготовив все детали для мягкой объемной игрушки - кот, приступила к ее сборке.
-Сложила попарно все детали.
-Сметала детали головы и ушей, вывернула их.
-Приколола булавкой уши к верхней части головы в тех местах, где это было отмечено на выкройке. Приметала готовые ушки к голове там, где они приколоты булавкой, закрепив шов в местах втачивания ушей.
-Вывернула готовую голову кота на лицевую сторону. Набила ее синтепоном. Здесь особенно важно хорошо набить голову: она должна быть достаточно тугой, круглой, без комков, с гладкой поверхностью, так как без этого не получится важная технологическая операция - утяжка.
-Сметала детали туловища, «рук», «ног», лап и ступней.
-Прошила «руки» и «ноги», лапы и ступни на швейной машинке и вывернула их.
-Произвела набивку полученных частей, стараясь в первую очередь заполнять небольшими кусочками набивки концы деталей.
-Пришила ступни к «ногам», а лапы к «рукам». Приколола готовые «руки» и «ноги» к туловищу в тех местах, где это отмечено на выкройке.
Затем прошила и закрепила швы в местах присоединения рук и ног на швейной машинке. При этом не забыла расположить «ноги» так, чтобы ступни у готового кота были направлены вперед.
-Набила вывернутое туловище синтепоном.
-Пришила голову к туловищу по кругу, чуть присобирая детали головы.
-Пришила к отмеченному на выкройке месту хвост.
Теперь можно приступить к декорированию.
-Сделала из кусочка велюра нос так, чтобы он получился выпуклым. По краю выкроенной детали сметала швом «вперед иголка», затем, положив во внутрь немного синтепона, стянула шов и закрепила.
-Таким же образом только из кусочка красной костюмной ткани выполнила рот кота, пришив его потайным швом.
-Из разных по размеру и цвету кусочков флока, выкроила глаза. Пришила их, наложив друг на друга.
-Оформила лапы, пришив «подушечки» из шерстяной ткани по такому же способу, как и нос.
-Изготовила одежду для кота.
Изделие готово.
А чтобы ему не было скучно, сшила по той же выкройке подружку (приложение № 3).
4.Заключение, выводы
Просмотрев специальную литературу, я определилась с выбором самодельной мягкой объемной игрушки, которую хочу сшить, решив, что это будет кот. Вместе с моим педагогом мы поэтапно изучали и выполняли всё необходимое. Я считаю, что настоящий проект позволил мне реализовать свой творческий потенциал, а также выполнить все поставленные перед собой задачи.
В результате проделанной работы я познакомилась с ассортиментом и свойствами некоторых текстильных материалов. Кроме того, подобрала необходимые для моего изделия ткани.
Изучила виды ручных и машинных швов, познакомилась с декорированием, отделкой, а также использовала их.
Научилась правильно работать с выкройкой, набивкой мягких объемных игрушек и выполнять ее сама.
Поняла, что, используя отделку и декорирование можно изготовить неповторимую самодельную мягкую игрушку.
Увлеклась пошивом мягких игрушек. Планирую продолжить работу по теме.
Иначе говоря, благодаря именно данной работе, я пришла к выводу, что, используя различные материалы, цвета, индивидуальные отделки, а также собственную фантазию можно создать мягкую игрушку оригинального облика, вложив в нее положительное, творческое настроение.
Мне кажется, что такая игрушка становится произведением искусства. А создание игрушки – это способ творческого самовыражения ее автора, своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Думаю, что с этим невозможно не согласиться.
Итогом моего труда явилось участие самодельной мягкой объемной игрушки «кот» в конкурсе .
Литература
1.Агапова И. А., Давыдова М. А. «Мягкая игрушка своими руками»
- М.: Рольф, 2001. -240 с., 8 с. цв. вклейка.
2.Гаврильченко Т. В. «Волшебный лоскуток. Шьем игрушки» - М.: Айрис-пресс, 2008.-144 с.,
3.Кобякова Н. К. «Поделки из ткани» - М.: Айрис-пресс, 2006. - 160 с.,
4.Кононович Т. П. «Мягкая игрушка: Веселый зоопарк» - М.: РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: Валерии СПД 2002. - 112 с.,
5.Лихачева Т. Г. «Моя подружка - мягкая игрушка» - Я.: «Академия развития», 2004. -93 с.,
6.Лущик Л. И. «Оригинальная мягкая игрушка - трансформер» - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.,
7.Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики» - М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс, 1998. - 109 с.,
8.Неботова З., Кононович Т., «Мягкая игрушка: Игрушки - сувениры» - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2005. - 160 с.,
9.Онищенко В. В. «Мягкие игрушки своими руками» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 224 с.,
Приложения.
Приложение 1
Рис.1 Рис.2
Рис.3 Рис.4
Рис.5
Приложение 2
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.3
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский-творческий проект: «Народная игрушка – Дымка. Филимоновская» .
Визитная карточкаисследовательско-творческого проекта«Народная игрушка Дымка. Филимоновская.»Авторы проектаДети, родители, педагоги средней группы Андреева Н.А., Строилова Д.Г.ГБОУ СОШ № 2044 До...
Творческий проект "Театральные игрушки"
Цель: Приобщать дошкольников к сказкам посредством различных видов театра .Задачи:· Познакомить детей с некоторыми игрушками народных промыслов.·...
Познавательно - творческий проект "Новогодняя игрушка"
«Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?», «Как отмечают Новый год в разных странах...
Творческий проект "Необычные игрушки"
Творческий проект "Необычные игрушки"...
Творческий проект "Народная игрушка"
Проект для детей второй группы раннего возраста МКДОУ "Детский сад №4". подготовила воспитатель Клягина Н.В....
Творческий проект Новогодняя игрушка возраст детей 3-4 года (детско-взрослый, творческий, краткосрочный)
Основная идея проекта Приобщение к атмосфере всеобщего волшебства в предновогодние дни, это прекрасные условия для развития художественно-эстетических способностей, воспитание нравственных качест...