Программа "Занимательное конструирование" (возраст 2-3 года)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Программа "Занимательное конструирование" расчитана на детей 2-3 лет. Знакомит детей с конструктивной деятельностью, учит основам конструктивной деятельности, развивает интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по конструированию | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Капелька»»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Занимательное конструирование»
Возраст обучающихся: 2-3 года.
Срок реализации: 1 учебный год.
Авторы - составители
Воспитатели:
Моисеева Ю.В.
Симаненко С. В.
г.Протвино
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………….……………3
- Тематический план ……………………………………………………...…8
- Содержание программы……………………………………………….....16
Список литературы…………………………………………….……………….17
- Пояснительная записка
Программа по конструированию для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствиии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№1155) и учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Е.Н., Комаровой Т. С., Васильевой М.А, и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятия 10-15 минут, принцип занятий от простого к сложному. С октября по май, 29 занятий.
Концепция программы
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из лего-конструкторов. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего–конструирование увлекает ребенка, способствует формированию новых знаний об окружающем мире, закладывает первые предпосылки игровой деятельности.
Целевые ориентиры программы
Программа нацелена на развитие у детей интереса к конструктивной деятельности. Формированию предпосылок игровой деятельности. Знакомству детей со строительным материалом, с разновидностями конструкторов. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор и лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе игры приобретать такие социальные качества как любознательность, активность. В ходе образовательной деятельности дети учатся строить из конструкторов, получают и закрепляют первые знания о цвете, форме и величине. Развивается игровая и конструктивная деятельность детей.
Принципы работы по программе
-принцип последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип учёта индивидуальных особенностей,
-принцип интегрированного подхода.
Задачи
- развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- обучать конструированию по образцу, рисунку, показу педагога, по замыслу;
- формировать предпосылки конструктивной деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)
Методы обучения: наглядные, словесные и практические.
- Наблюдение с детьми.
- Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картинок и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.
- Показ способа действия.
- Упражнения.
- Игровые приёмы.
- Совместный анализ выполненной работы.
- Художественное слово.
Ожидаемые результаты:
- развить мелкую моторику;
- сформировать умение использовать строительный материал;
- закрепить знания основных цветов, изучить дополнительные цвета в лего-конструкторе;
- изучить название основных геометрических форм;
- поддерживать порядок во время игры с конструктором;
- под руководством педагога определять последовательность действий;
– сооружать элементарные постройки и называть их (башни, заборчики, домики и др.)
– пользоваться понятиями «высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же»;
– замыкать пространство (забор, дом и т.п.);
–правильно использовать различные детали в постройках и игрушки;
– добавлять недостающие для завершения работы элементы;
- осуществляет подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать по образцу;
Итогами детской деятельности служат выставки детских работ, фотоотчеты.
Условия работы и материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. В групповой комнате, хорошо проветренной и освещенной. Используется конструктор «Лего-дупло» с наглядными картинками, конструктор «Томик», игрушки для обыгрывания построек. Продолжительность занятия 10 – 15 минут. Программа разделена на два блока, первый блок работа с конструктором лего-дупло, второй блок-работа с деревянным конструктором «Томик».
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками дошкольных организаций, педагогами дополнительного образования, родителями дошкольников.
2.Тематический план
1 блок. Занятия с конструктором «Лего-дупло»
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Октябрь | 1. 2. 3. | Давайте познакомимся. Давай посмотрим. Змейка. | Познакомить детей с конструктором «Лего-дупло». Научить спокойно, воспринимать яркие элементы. Сформировать навыки управления поведением. Учить ставить одинаковые кубики один на другой, «положить» постройку. Усложнение: делаем змейку «полосатой», чередуем цвета кубиков. |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Ноябрь | 4. 5. 6. 7. | Найди и покажи. Таинственный мешочек. Загадочные картинки. Гусеница. Загородки и заборы для домашних животных. | Изучить цвет, форму деталей, познакомить детей с названиями деталей. Показать способ крепления деталей. Учим строить по показу педагога. Учим строить по данной картинке. Учим подбирать детали необходимого размера. Скреплять их плотно между собой в ширину и в высоту. Замыкать пространство. |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Декабрь | 8. 9. 10. 11. | Строительство дорожек узких и широких. Ворота. Зоопарк. Строим вольеры для животных. Домик. | Освоить способ подбора деталей по размеру, цвету. Рассматриваем готовую постройку. Учим подбирать детали по размеру и форме. Строим вольеры низкий для слона, высокий –для жирафа. Строим стены одинаковые по величине. Добавляем длинный кирпичик-крыша. |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Январь | 12. 13. 14. | Заборчик. Машинки. Железная дорога и поезд. | Закреплять умение ставить детали друг на друга, скреплять их между собой. Конструируем машины из готовых деталей. Кабины, кузова, колес. (Пожарная машина, полицейская машина, грузовая машина и др.) Конструируем поезд из готовых деталей. (Кабина, вагончики, колеса) Учим детей соединять детали железной дороги по кругу. Замыкать пространство. |
2 блок. Занятия с деревянным конструктором «Томик»
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Февраль | 1. 2. 3. 4. | Башенка и дорожка для птички. Башня с лесенкой. Дорога для поезда. Домик для матрешки. | Учим ставить кубик на кубик, плотно приставлять кирпичики друг к другу узкой стороной. Вопрос для развития мышления. «Что надо чтобы кошка не достала птичку?»(сделать башню выше) Учим сооружать постройку из восьми кубиков и кирпичика. Вопрос: «Кто по лестнице пойдет?» Задание: убрать два кубика справа. Как починить башню? Учим плотно прикладывать кирпичики узкой стороной друг к другу в два рядя, сохраняя между ними равное расстояние. Задание: убрать по кирпичику с середины каждого рельса. Вопрос: как починить рельсы? Учим ставить кубик на кубик на некотором расстоянии друг от друга, сверху накладывать плашмя кирпичик, а затем на него призму- крышу. |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Март | 5. 6. 7. 8. | Домик для собачки. Гараж для машины. Домик для собаки и жирафа. Домик со скамейкой. | Учить ставить кирпичики на узкую, короткую сторону, плотно прикладывая друг к другу. Сверху накладывая призмы. Вопрос: «Какие еще животные могут жить в домике?» Учить ставить вплотную друг к другу кирпичики с трех сторон на узкую сторону и класть сверху три кирпичика. Задание: ввести в гараж машину большего размера. Почему сломался гараж? Продолжаем учить детей ставить кубик на кубик, добиваясь устойчивости башни, и соотносить кол-во кубиков с высотой постройки. Вопросы: «Может ли жираф жить в домике собаки?» «Что надо сделать, чтобы собака смогла пригласить жирафа в гости?» Учим строить в правильной последовательности два предмета, делать несложные перекрытия. Вопрос: «Как уберечь уточку от лисы» (Спрятать уточку в домик) |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Апрель | 9. 10. 11. 12. | Домик с забором. Мост. Мост для машины. Полочка для книг. | Учить строить в правильной последовательности домик. Дополнять постройку несложными конструкциями. Вопрос: «Как сделать один длинный забор?». Учить ставить кубики на некотором расстоянии друг от друга, накладывая сверху пластину-перекрытие, а с двух сторон по одной призме- скату. Вопрос: «Как из моста сделать скамейку?» (Убрать скаты.) Учить размещать кубики горизонтально на некотором расстоянии друг от друга, накладывая сверху плашмя длинный кирпичик, с двух сторон приставлять к нему призмы-скаты. Вопрос: «Что надо сделать, чтобы под мостом проехала машина?» Учить класть пластину на стол, по краям устанавливать два кубика, сверху класть еще одну пластину, вновь накладывать два кубика и делать перекрытие из такой же пластины. Вопрос: «Как из полочки для книг сделать две скамейки?» |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Май | 13. 14. 15. | Мост большой для пешеходов. Птичий двор. Зоопарк. | Учить строить лесенку из шести кубов и делать перекрытие, накладывая сверху пластину. Вопросы: «Как из пешеходного моста сделать лесенку?», «Кто по ней пройдет?», «Что можно построить из оставшихся кубиков?» Учить приставлять плотно друг к другу кирпичики, ставя их на длинную узкую сторону, Замыкая пространство. Ставить по два кубика друг на друга, сверху накладывать плашмя кирпичик (ворота). Вопрос: «Что сделать, чтобы птицы не убежали со двора?» (Закрыть ворота двумя кирпичиками.) Закрепляем умение ставить кирпичики плотно друг к другу на узкую длинную сторону (забор), ставить кубики один на другой и накладывать сверху пластину (ворота). Вопросы: «Чем накормить зверей?», «Кто что ест?» |
3.Содержание программы
Программа включает в себя конструирование из конструктора «Лего-Дупло» и усложняется конструированием из деревянного строительного материала конструктор «Томик».
Тематика занятий выстроена по принципу от «простого к сложному». Каждое следующее занятие вытекает из предыдущего, что позволяет детям лучше усвоить материал. У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, эксперементирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающими игрушками. Обследуя детали конструктора, педагог учит детей называть их цвет и форму, конструктивные свойства ( маленький кубик, красный кирпичик, длинная, короткая дощечка и пр.) На занятиях дети учатся различать детали предлагаемых наборов конструктора и называют некоторые из них. В процессе занятий у детей развиваются элементарные конструктивные умения -соотносят детали, их взаиморасположение, устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуют элементы, строят простые перекрытия. Формируются пространственные понятия вверху, внизу и др.
Учатся выкладывать изображения по образцу, рисунку, по показу педагога. Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию. Поощряется самостоятельная конструктивная деятельность детей. На занятиях в процессе конструирования и по окончании формируется сюжетная игра, тем самым развивается речевое и игровое общение детей.
По окончанию занятий уделяется большое внимание приобщению к детей к порядку, аккуратно разбирать постройки, складываем и убираем игрушки.
4. Список литературы
- Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»2010 г. (Программа и методические рекомендации)
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» 2012г. (Методическое пособие)
- Сайт «Рутвет» ,статья «Конструктивная деятельность дошкольников».
- Ваш малыш день за днем: энциклопедия по уходу за ребенком до трех лет.2010 год.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет...
Проект по лего-конструированию возраст 2-5 лет.
Проект по лего-конструированию расчитан на возраст детей 2-5 лет....
ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА " ПЕДАГОГ ГОДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2024 ГОДУ В НОМИНАЦИИ " ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА" Коломейцевой Ирины Николаевны
Интернет-портфолио воспитателя - это индивидуальная папка, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие о профессиональных достижениях педагога в образовательной деятельности, результаты...
Рабочая программа кружка «LEGO -конструирование» возраст 4 - 5 лет
Рабочая программа кружка «LEGO -конструирование» возраст 4 - 5 лет...