Консультация для педагогов
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
«Использование конструкторов ЛЕГО как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение МБДОУ № 18 «ЛУЧИК»
Подготовила воспитатель:
Короткова Кристина Николаевна
Консультация для педагогов на тему:
«Использование конструкторов ЛЕГО как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы.»
Цель:
*Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО-конструирования.
Задачи:
1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.
2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.
3. Разработать механизм внедрения ЛЕГО - конструирования в рамках культурной образовательной практики проектной деятельности педагогов.
4. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка: проектор, ноутбук
Презентация для педагогов
Волшебный мешочек
Лего кирпичики - по количеству педагогов
Конструктор для создания фигуры с одинаковым количеством кирпичиков для каждой команды сзашифрованными словами: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое
Чистые листы, ручки для каждой команды
Ход консультации
Часть 1. Практическая деятельность с педагогами.
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно
ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нем,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живет большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнем на всех рычит.
ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Угадайте, что здесь? Предложить потрогать, пощупать. Какие кирпичики нащупали?
Задание. Как вы думаете: Какие задания можно дать детям, чтобы заинтересовать? С какой целью можно использовать такую игру?
Уважаемые коллеги, достаньте по одному кирпичику из мешочка. Как можно разделить детей на группы? ( по цвету, по количеству шипов на кирпичике, по длине) Разделитесь, пожалуйста, по цвету. Займите рабочие столы по определённому цвету Лего кирпичиков.
- Дидактическая игра «Составь по представлению»
Задание. Составьте любую фигуру, используя одинаковое количество кирпичиков без остатка и расшифруйте закодированные слова.
Мы разделились не только по цвету Лего кирпичиков, но и по образовательным областям. -Как вы думаете ПОЧЕМУ? (конструирование интегрируется со всеми образовательными областями)
- Игровое задание «Предложи свою игру»
Задание. Как можно использовать интеграцию каждой образовательной области с Лего конструктором. Какие игры и задания можно предложить нашим детям.
- Физ минутка «Лего на голове»
Задание. Каждая команда придумывает задание, которое должны выполнить все не уронив кирпичик со своей головы.
(Например: Сделать два шага, повернуться кругом, присесть, погладить живот , поднять праую ногу, левую рук, пройти спиной 3 шага и др.)
Часть 2. Проектная деятельность с презентацией
Слайд 2 «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Введение ЛЕГО-конструировани в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Слайд 3 ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
-вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
-единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
-учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Основные принципы
от простого к сложному;
учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Слайд 4. Лего конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справится. Данная технология актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Слайд 5. Введение ЛЕГО конструирование обусловлена требованиями ФГОС ДО к
*формированию развивающей предметно-пространственной среды,
*востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника,
*формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Слайд 6 Лего-технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность
Слайд 7 Использование игровых приёмов:
приносит разнообразие в процесс обучения и развития,
делает его более ярким и динамичным,
развивает конструктивное творчество, воображение ,
мелкую моторику.
вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям.
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий,
развивают фантазию.
Слайд 8 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Слайд 9 Некоторые преимущества лего-технологии
Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации лого-психо-коррекционной игры.
Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Слайд 10 Проектная деятельность с использованием Лего технологии
является средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».
основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно - речевую деятельность дошкольников.
Внедрение ЛЕГО-технологии в детский сад происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.
Социально-коммуникативное развитие;
Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы. Использовать в режиссёрских играх, сюжетно-ролевых, играх фантазированиях театралзациях, экспериментирование как предметы –заместители, оформление игрового пространства, артрибуты, деление на части
Познавательное развитие;
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
Речевое развитие;
Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку, рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Речь-рассуждение, речевое планирование.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. Классифицировать понятия, подобрать существительны,глаголы или прилагательные при описании…
Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Рассказать последовательность постройки, алгоритм.
Используются ЛЕГО — элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, призвуковом анализе слов, составлении схемы слов, предложений, составлении схемы слов, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
Художественно – эстетическое развитие;
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»
Оборудование (материалы): кубики цветные.
Строим из кубиков несколько домиков (гаражей, заборчиков и т.д.) разных цветов.
Подбираем предметы разных цветов.
Инструкция № 1. Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поселить лошадку в синюю конюшню.
Инструкция № 2. Ребенку предлагают собрать у зеленого дома только зеленые предметы, а у красного только красные.
Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей. Обвести постройку, раскрасить, заштриховать по контуру.
Физическое развитие;
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.
ходьба/бег змейкой между деталями конструктора
челночный бег
удержание равновесия
упражнения на развитие координации движений
упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
«LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
Использование ЛЕГО конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения. Это близко к теме моего самообразованя «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Поэтому и цель моего проекта напрвлена….
Слайд 14 Цель проектной деятельности направлена на развитие у дошкольников логического и конструктивного мышления.
Задачи проектной деятельности:
* развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, функций анализа и синтеза, творческих задатков;
*формирование умения сотрудничать с партнером;
*развитие коммуникативных способностей посредством конструкторской деятельности.
В наших группах используются различные наборы конструктора Лего. Это- удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
Слайд 15 Новизна состоит в том, что в проекте предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.
Условия инновационной работы:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.
• большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
• каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Наметила этапы работы.
На 1 этапе Целеполагание. Заручилась поддержкой родителей. Была проведена анкета об «Использование ЛЕГО конструктора в семье», изготовила папку-передвижку, сделала подборку для познавательных бесед. Организовала фотоконкурс с участием всех членов семьи «Игры нашей семьи». Вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений
Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.
На 2 этапе Основной. Обогатили Уголок конструирования, разработала рекомендации для родителей и педагогов, картотеку дидактических игр и заданий по лего-конструированию, провела непосредственно-образовательную деятельность по ФЭМП, конструированию, использовала Лего на занятиях по обучению грамоте, составляли рассказы о постройках., альбом с образцами построек.
На 3 этапе Заключительном Провела родительское собрание «Роль ЛЕГО конструктора в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей» с элементом практической работы , как самостоятельной , так и совместно с детьми. Начала разработку Рабочей программы
Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство обучения, облегчающее жизнь родителей в нашем суматошном мире. Совместная деятельность родителей и детей в детском саду и дома - бесценный опыт, лучший способ для установления эмоционального благополучия в семье.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...