Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
материал
Проблема:
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_1.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Проблема:
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.
Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
она является близким другом для ребенка;
в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
главное в этих играх – эмоциональный контакт;
дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Цель мастер-класса:
приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослым.
Задачи мастер-класса:
- привлекать внимание к истории куклы, выделяя её достоинства;
- развивать фантазию, знакомить с элементарными приёмами рукоделия.
План работы мастер-класса:
1. Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»
2. Презентация «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
3. Выставка методического материала.
4. Практическая часть: изготовление куклы «Пеленашки».
5.Обыгрывание
Литература:
1. Дошкольное воспитание 2011г. №7 А.Аскарова «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» стр. 117
2. Л.В. Грушина «Тряпичные куклы» Издательский дом «Карапуз»2013г.
3. Интернет сайт http://www.o-detstve.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Народные игрушки как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Проект по приобщению детей к истокам русской культуры...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
Мастер-класс для педагогов "Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"
Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы "Хороводницы"...
Мастер-класс "Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны. Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы....
Мастер-класс для педагогов " Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"
Цель:Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народно...
Презентация «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»
Мастер-класс для педагогов...
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педаг...