Методическая разработка «Умелые мастера» Художественно-эстетическое развитие Возраст детей: 6 – 7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Программа определяет и решает актуальные проблемы развития творческого потенциала, личности воспитанника, представляя возможности для самостоятельного построения и конструирования своего сознания. Через игру – приобщение к миру техники, искусству и конструированию, познание себя.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяет развить имеющийся у них познавательный интерес к событиям и явлениям окружающего мира.
Занятия по данной программе стимулируют любознательность ребёнка, развивают навык поиска и анализа дополнительной информации, дают элементарные представления об исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_mastera.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 Пушкинкского р-на СПБ»
Методическая разработка
«Умелые мастера»
Художественно-эстетическое развитие
Возраст детей: 6 – 7 лет
Составитель:
Воспитатель первой квалификационной категории
Солошенко Елена Анатольевна
г. Санкт-Петербург
Содержание программы
- Пояснительная записка…………………………………………………..3
- Актуальность рабочей программы………………………………………3
- Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности………………………..4
- Цель и задачи программы………………………………………………..4
- Отличительные особенности программы……………………………….5
- Принципы, положенные в основу рабочей программы ……………….5
- Схема занятия включает………………………………………………….5
- Планируемые результаты………………………………………………...5
- Тематический план………………………………………………………..6
- Перспективное планирование…………………………………………...6
- Содержание рабочей программы дополнительного образования……10
- Методическое обеспечение программы дополнительного
образования……………………………………………………………….10
- Мониторинг рабочей программы……………………………………….11
- Список литературы………………………………………………………14
Пояснительная записка
Доказано, что с развитием человеческого общества меняется место ребенка в нем, а, следовательно, и история игрушки. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества, игрушки не исчезают вместе с исчезновением тех орудий труда, копиями которых они являются. Действия с такими игрушками превращаются в упражнения для развития определенных качеств. Таким образом, современным детям всегда нужны новые увлекательные игрушки, которые в некоторой степени связаны с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Образовательные конструкторы LEGO представляют собой ту новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения дети собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, дошкольники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни. В этом и состоит особенность самодельных игрушек; они не дают угаснуть духовным силам ребенка, способности созиданию творческой личности. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
художественных правил.
Актуальность: Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Программа определяет и решает актуальные проблемы развития творческого потенциала, личности воспитанника, представляя возможности для самостоятельного построения и конструирования своего сознания. Через игру – приобщение к миру техники, искусству и конструированию, познание себя.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяет развить имеющийся у них познавательный интерес к событиям и явлениям окружающего мира.
Занятия по данной программе стимулируют любознательность ребёнка, развивают навык поиска и анализа дополнительной информации, дают элементарные представления об исследовательской работе.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (подраздел конструктивно-модельная деятельность) с детьми подготовительной группы, по развитию у детей конструктивно-модельных творческих способностей, формируя интерес к конструированию (способный конструировать сложные детали), мотивируя личность к творчеству.
Материал на занятиях по лего-конструированию рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.
Цель рабочей программы:
Формирование у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Задачи рабочей программы: Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость). Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы. Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
Расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.
Отличительные особенности программы: Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности конструкторскому творчеству, и умение принимать нестандартные решения; из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Лего-конструирование способствует:
- развитию самостоятельности и творческой самореализации собственных замыслов старшего дошкольника;
- умению работать в паре и коллективе;
- решению познавательных задач.
Эти компоненты являются предпосылками овладения универсальными учебными действиями, которые играют важную роль при подготовке ребенка к школе.
Формы организации работы с детьми.
-Конструирование по образцу.
Дети рассматривают образцы построек, которые выполнены из деталей конструктора. Педагог (воспитатель) показывает и объясняет способы их воспроизведения. Происходит передача готовых знаний, способов действий, что отражает совместную образовательную деятельность, которая является одним из этапов подготовки детей к самостоятельной поисковой деятельности.
-Конструирование по модели. Дети знакомятся с образцом модели, анализируют вместе с педагогом (воспитателем) элементы, из которых она собрана. Совместно решается проблемная задача: как и в какой последовательности воспроизвести, сконструировать эту модель.
Постановка проблемной задачи с последующим её решением является элементом исследования, направленного на развитие логического мышления и познавательных действий детей.
-Конструирование по наглядным схемам. Дети знакомятся с понятием «Схема», рассматривают и обсуждают нарисованные схемы и чертежи разных моделей, учатся сами изображать (рисовать) простейшие схемы на листе бумаги. Это является одним из важных этапов наглядного моделирования.
-Конструирование по замыслу. Особенностью является то, что дети сами решают, что и как они будут конструировать. Такая творческая работа нацелена на развитие самостоятельности, применения умений и навыков, приобретенных детьми ранее.
-Конструирование по теме. Дети ясно представляют тему конструкции, сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материалы, которые классифицируют по цвету, форме, продумывают способы выполнения работы. Содержание образовательной деятельности построено с учетом культурных практик, которые являются одним из требований ФГОС ДО. Культурные практики ребенка - это активная продуктивная образовательная деятельность, направленная на развитие 5 универсальных умений. Способы реализации культурных практик в рабочей программе представлены через систему творческих заданий, ориентированных на преобразование и создание новых объектов, ситуаций, явлений.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором;
- повышение уровня знаний о конструкциях и ее основных формах;
- повышение коммуникативных способностей детей;
- повышение интереса к лего – конструированию.
Схема занятия включает:
-Подготовка - установка на работу.
-Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
-На каждом занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.
- Физминутки несут развитие мелкой моторики рук. Занятие носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач.
Прогнозируемые результаты:
К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.
Ребенок знает:
-Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
-Разнообразные детали по форме и величине.
Ребенок умеет:
-соединять детали конструктора;
-строить по карточке;
-следовать устным инструкциям;
-аккуратно выполнять работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-Составление альбома тематических работ.
-Проведение тематических выставок.
-Участие в творческих конкурсах на уровне ДОУ и муниципальном уровне
-Мастер-классы для родителей, педагогов, детей среднего дошкольного возраста.
Тематический план
№ | Наименование тем | Общее количество занятий | Количество минут | |
Вводная диагностика | 1 | 30 | ||
Знакомство с Лего | 4 | 120 | ||
3. | Конструирование по замыслу | 8 | 240 | |
4. | Конструирование по теме | 21 | 630 | |
5. | Итоговое занятие | 1 | 30 | |
6. | Диагностика по итогам года | 1 | 30 | |
Итого: | 36 часов | 1080 мин.=18ч. |
Перспективное планирование
МЕСЯЦ | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1неделя. Мониторинг | Выявить знания и умения детей на начало года. |
2 неделя. Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором |
| |
3 неделя. Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики) |
| |
4 неделя. Знакомство с лего-элементами (формочки) |
| |
Октябрь | 1неделя. Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики) |
|
2 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
3 неделя. Мостик через речку |
| |
4 неделя. Избушка Бабы Яги |
| |
Ноябрь | 1неделя. Грузовик везет кирпичики |
|
2 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
3 неделя. Разные дома |
| |
4 неделя. Лабиринт |
| |
Декабрь | 1неделя. Городской транспорт |
|
2 неделя. Светофор |
| |
3 неделя. Знакомство с дорожными знаками |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Январь | 1 неделя. Животные на ферме |
|
2 неделя. Овечка |
| |
3 неделя. Пастбище |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Февраль | 1неделя. Играем в зоопарк |
|
2 неделя. Слон |
| |
3 неделя. Верблюд |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Март | 1неделя. Плывут корабли |
|
2 неделя. Катер |
| |
3 неделя. Корабль |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Апрель | 1неделя. Космический корабль |
|
2 неделя. Ракета |
| |
3 неделя. Луноход |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Май | 1неделя. Строим город |
|
2 неделя. Дома на нашей улице |
| |
3 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
4 неделя. Итоговое занятие. |
| |
Мониторинг |
Содержание рабочей программы дополнительного образования.
Первое-второе полугодие:
1.Закреплять навыки, полученные в старшей группе;
2.Обучать конструированию по графической модели;
3.Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в постройке;
4.Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
- наборы лего-конструктора
- схемы различных построек (приложение 2)
- картотека дидактических игр (приложение 3)
- проекты (приложение 4)
- физкультурные атрибуты
- мелкие игрушки
Мониторинг освоения программы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
№ п/п | Фамилия Имя ребенка | Критерии оценки | ||||
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения | Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением | Называет все детали конструкторов | Строит по образцу | Строит более сложные постройки | ||
В – высокий уровень «3 балла» С – средний уровень «2балла» Н – низкий уровень «1балл»
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).
Педагог показывает ребенку квадрат и предлагает назвать или показать углы, стороны.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень:
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Низкий уровень:
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: М.,2012.
2.Конструируем, играем, учимся: Учебное пособие.М.,2006.
3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.
4. Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.
5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС
Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Снеговик» с учетом ФГОС.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: научить детей рисовать снеговика с помощью тычка(ватной палочки); упражнять детей в рисовании п...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Методическая разработка "Умелые мастера". Конструктивно-модельная деятельность. Старший дошкольный возраст.
Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей....
Методическая разработка «Умелые ручки» В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Поэтому очень важно заложить основу, способств...