Методическая разработка «Умелые мастера» Художественно-эстетическое развитие Возраст детей: 6 – 7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.

 Программа определяет и решает актуальные проблемы развития творческого потенциала, личности воспитанника, представляя возможности для самостоятельного построения и конструирования своего сознания. Через игру – приобщение к миру техники, искусству и конструированию, познание себя.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяет развить имеющийся у них познавательный интерес к событиям и явлениям окружающего мира.
Занятия по данной программе стимулируют любознательность ребёнка, развивают навык поиска и анализа дополнительной информации, дают элементарные представления об исследовательской работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_mastera.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 Пушкинкского р-на СПБ»

        

                                                                                                         

Методическая разработка

 «Умелые мастера»

Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей: 6 – 7 лет

                                                                                                                                     Составитель:

Воспитатель первой квалификационной категории

Солошенко Елена Анатольевна

г. Санкт-Петербург

Содержание программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Актуальность рабочей программы………………………………………3
  3. Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности………………………..4
  4. Цель и задачи программы………………………………………………..4
  5. Отличительные особенности программы……………………………….5
  6. Принципы, положенные в основу рабочей программы ……………….5
  7. Схема занятия включает………………………………………………….5
  8. Планируемые результаты………………………………………………...5
  9. Тематический план………………………………………………………..6
  10.  Перспективное планирование…………………………………………...6
  11.  Содержание рабочей программы дополнительного образования……10
  12.  Методическое обеспечение программы дополнительного

образования……………………………………………………………….10

  1.  Мониторинг рабочей программы……………………………………….11
  2.  Список литературы………………………………………………………14

Пояснительная записка

Доказано, что с развитием человеческого общества меняется место ребенка в нем, а, следовательно, и история игрушки. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества, игрушки не исчезают вместе с исчезновением тех орудий труда, копиями которых они являются. Действия с такими игрушками превращаются в упражнения для развития определенных качеств. Таким образом, современным детям всегда нужны новые увлекательные игрушки, которые в некоторой степени связаны с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Образовательные конструкторы LEGO представляют собой ту новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения дети собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, дошкольники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни. В этом и состоит особенность самодельных игрушек; они не дают угаснуть духовным силам ребенка, способности созиданию творческой личности. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

     Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

художественных правил.

Актуальность: Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.

 Программа определяет и решает актуальные проблемы развития творческого потенциала, личности воспитанника, представляя возможности для самостоятельного построения и конструирования своего сознания. Через игру – приобщение к миру техники, искусству и конструированию, познание себя.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяет развить имеющийся у них познавательный интерес к событиям и явлениям окружающего мира.
Занятия по данной программе стимулируют любознательность ребёнка, развивают навык поиска и анализа дополнительной информации, дают элементарные представления об исследовательской работе.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (подраздел конструктивно-модельная деятельность)  с детьми подготовительной группы, по развитию у детей конструктивно-модельных творческих способностей, формируя интерес к конструированию (способный конструировать сложные детали), мотивируя личность к творчеству.

Материал на занятиях по лего-конструированию рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Цель рабочей программы:

Формирование у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Задачи рабочей программы: Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость). Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы. Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).

Расширять коммуникативные способности детей через   создание игровых ситуаций.

Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.

Отличительные особенности программы:     Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности конструкторскому творчеству, и умение принимать нестандартные решения; из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.  

Лего-конструирование способствует:

- развитию самостоятельности и творческой самореализации собственных замыслов старшего дошкольника;

- умению работать в паре и коллективе;

- решению познавательных задач.

Эти компоненты являются предпосылками овладения универсальными учебными действиями, которые играют важную роль при подготовке ребенка к школе.

Формы организации работы с детьми.

-Конструирование по образцу.

Дети рассматривают образцы построек, которые выполнены из деталей конструктора. Педагог (воспитатель) показывает и объясняет способы их воспроизведения. Происходит передача готовых знаний, способов действий, что отражает совместную образовательную деятельность, которая является одним из этапов подготовки детей к самостоятельной поисковой деятельности.

-Конструирование по модели. Дети знакомятся с образцом модели, анализируют вместе с педагогом (воспитателем) элементы, из которых она собрана. Совместно решается проблемная задача: как и в какой последовательности воспроизвести, сконструировать эту модель.

Постановка проблемной задачи с последующим её решением является элементом исследования, направленного на развитие логического мышления и познавательных действий детей.

-Конструирование по наглядным схемам. Дети знакомятся с понятием «Схема», рассматривают и обсуждают нарисованные схемы и чертежи разных моделей, учатся сами изображать (рисовать) простейшие схемы на листе бумаги. Это является одним из важных этапов наглядного моделирования.

-Конструирование по замыслу. Особенностью является то, что дети сами решают, что и как они будут конструировать. Такая творческая работа нацелена на развитие самостоятельности, применения умений и навыков, приобретенных детьми ранее.

-Конструирование по теме. Дети ясно представляют тему конструкции, сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материалы, которые классифицируют по цвету, форме, продумывают способы выполнения работы. Содержание образовательной деятельности построено с учетом культурных практик, которые являются одним из требований ФГОС ДО. Культурные практики ребенка - это активная продуктивная образовательная деятельность, направленная на развитие  5 универсальных умений. Способы реализации культурных практик в рабочей программе  представлены через систему творческих заданий, ориентированных на преобразование и создание новых объектов, ситуаций, явлений.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором;

- повышение уровня знаний о конструкциях и ее основных формах;

- повышение коммуникативных способностей детей;

- повышение интереса к лего – конструированию.

Схема занятия включает:

-Подготовка - установка на работу.

-Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).

-На каждом занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.

- Физминутки несут развитие мелкой моторики рук. Занятие носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач.

Прогнозируемые результаты:

К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.

Ребенок знает:

-Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);

-Разнообразные детали по форме и величине.

Ребенок умеет:

-соединять детали конструктора;

-строить по карточке;

-следовать устным инструкциям;

-аккуратно выполнять работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы  являются:

-Составление альбома  тематических  работ.

-Проведение тематических выставок.

-Участие в творческих конкурсах на уровне ДОУ и муниципальном уровне

-Мастер-классы для родителей, педагогов, детей среднего дошкольного возраста.

Тематический план


п/п

Наименование тем

Общее количество занятий

Количество     минут

Вводная диагностика

1

30

Знакомство с Лего

4

120

  3.

Конструирование по замыслу

8

240

  4.

Конструирование по теме

21

630

  5.

Итоговое занятие

1

30

  6.

Диагностика по итогам года

1

30

Итого:

36 часов

1080 мин.=18ч.

Перспективное планирование

МЕСЯЦ

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1неделя.

Мониторинг

Выявить знания и умения детей на начало года.

2 неделя.

Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором

  • Познакомить детей с конструктором,
  • рассказать об истории его возникновения.
  •  Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

3 неделя.

Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики)

  • Познакомить детей с основными элементами «кирпичиками».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

4 неделя.

Знакомство с лего-элементами (формочки)

  • Познакомить детей с основными элементами «формочки».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Октябрь

1неделя.

Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики)    

  • Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

2 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назвать ее тему, давать общее описание.
  •  Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

3 неделя.

Мостик через речку

  • Показать новые детали,
  • учить строить мостик.
  • Развивать мелкую моторику и навыки конструирования, учить доводить дело до конца, развивать терпение

4 неделя.

Избушка Бабы Яги

  • Учить строить по карточке,
  • учить строить сказочную избушку.
  • Развивать творческое воображение.

Ноябрь

1неделя.

Грузовик везет кирпичики

  • Учить строить по карточке,
  • находить различия и сходства  в схемах.
  • Учить рассказывать о проделанной работе.

2 неделя.

Конструирование по замыслу  

  • Закрепить полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

3 неделя.

Разные дома

  • Учить строить дома разной величины и длины.
  • Развивать мелкую моторику и навыки конструирования.

4 неделя.

Лабиринт

  • Познакомить с плоскостным конструированием.
  • Учить строить сложную постройку из лего-конструктора.
  • Развивать внимание, наблюдательность, мышление,
  • Развивать мелкую моторику рук.

Декабрь

1неделя.

Городской транспорт

  • Закрепить знания о городском транспорте,
  • учить строить автобус.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память.

2 неделя.

Светофор

  • Закрепить знания о светофоре,
  • Закреплять умение строить его из лего-конструктора

3 неделя.

Знакомство с дорожными знаками

  • Познакомить с дорожными знаками.
  • Учить строить дорожные знаки на плате.
  • Развивать мелкую моторику рук.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать мелкую моторику.

Январь

1 неделя.

Животные на ферме

  • Учить находить материал для постройки,
  • закрепить полученные навыки.
  • Развивать мелкую моторику.

2 неделя.

Овечка

  • Вызвать положительные эмоции от художественного слова.
  • Закрепить знания о домашних животных,
  • учить строить животных.
  • Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя.

Пастбище

  • Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначение о пользе человека.
  •  Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
  •  Воспитывать любознательность.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Февраль

1неделя.

Играем в зоопарк

  • Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
  • Учить строить зоопарк.
  • Развивать фантазию, творческую инициативу.

2 неделя.

Слон

  • Учить строить слона с большим хоботом
  • Учить строить по схеме.
  • Развивать внимание, мелкую моторику.

3 неделя.

Верблюд

  • Продолжать знакомить с обитателями зоопарка,
  •  учить строить одно и двугорбых верблюдов.
  • Учить строить по схеме.
  • Развивать мелкую моторику.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Март

1неделя.

Плывут корабли

  • Рассказать о водном транспорте.
  • Учить строить корабли,
  • развивать творчество, фантазию.

2 неделя.

Катер

  • Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик).
  • Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.
  •  Развивать самостоятельность, мелкую моторику

3 неделя.

Корабль

  • Закреплять навыки конструирования.
  • Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету.
  • Учить устанавливать пространственное расположение построек.
  • Развивать память, навыки конструирования, мелкую моторику.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Апрель

1неделя.

Космический корабль

  • Рассказать о космическом корабле,
  • учить строить космический корабль.
  • Развивать фантазию, воображение.

2 неделя.

Ракета

  • Учить строить ракеты по схеме.
  • Закрепить навыки крепления деталей.
  • Развивать внимание, терпение.

3 неделя.

Луноход

  • Рассказать о луноходе,
  • учить строить луноход из деталей конструктора.
  • Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Май

1неделя.

Строим город

  • Закреплять полученные навыки в конструировании,
  • Закреплять умение самостоятельно строить по карточке.
  •  Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

2 неделя.

Дома на нашей улице

  • Закрепить умение строить разные дома
  • Закрепить умение строить по схемам.
  •  Развивать творческую инициативу, внимание.

3 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

4 неделя.

Итоговое занятие.

  • Выявить знания детей за год.
  • Оформление выставку детских работ за период обучения.
  • Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Мониторинг

Содержание рабочей программы дополнительного образования.

Первое-второе полугодие:

1.Закреплять навыки, полученные в старшей группе;

2.Обучать конструированию по графической модели;

3.Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в постройке;

4.Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

- наборы лего-конструктора

- схемы различных построек (приложение 2)

- картотека дидактических игр (приложение 3)

- проекты (приложение 4)

- физкультурные атрибуты

- мелкие игрушки

Мониторинг освоения программы

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

п/п

Фамилия

Имя

ребенка

                                  Критерии оценки

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит по образцу

Строит более сложные постройки

В – высокий уровень «3 балла» С – средний уровень «2балла» Н – низкий уровень «1балл»

Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).

Педагог показывает ребенку квадрат и предлагает назвать или показать углы, стороны.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не выполняет задание.

Высокий уровень: 

Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Низкий уровень:  

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: М.,2012.

2.Конструируем, играем, учимся: Учебное пособие.М.,2006.

3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.

4. Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.

5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС

Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Снеговик» с учетом ФГОС.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: научить детей рисовать снеговика с помощью тычка(ватной палочки); упражнять детей в рисовании п...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка "Умелые мастера". Конструктивно-модельная деятельность. Старший дошкольный возраст.

Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представле...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Возраст детей: 4-5 лет

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей....

Методическая разработка «Умелые ручки» В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Поэтому очень важно заложить основу, способств...