Методическая разработка «Умелые ручки» В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Поэтому очень важно заложить основу, способствующую развитию ребенка.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для родителей
«Необычное из обычного»
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого
возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.
Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный
рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для
принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с
помощью пальцев скручивается в шарик.
Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой
распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после
чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон.
Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от
тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками,
ракушками, стружкой и т.п.
Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги –
простой или бархатной.
Выполнение аппликации родителями.
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для родителей
«Такая разная крупа»
техника «посыпание» и техника «вдавливание»
Техника "Посыпание" – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.
Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью)
Способы окраски крупы
На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая.
Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными.
Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.
Техника «вдавливание»
1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) – вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.
Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.
Практическая деятельность родителей
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для родителей
«Разноцветные лоскутки»
Техника торцевания – метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Она представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения – квиллинга и при этом достаточно проста для того, чтобы использовать торцевание в детском саду, для старших дошкольников.
Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких объемных элементов из бумаги. Для этих целей лучше использовать гофрированную, но ее цветовая гамма не слишком разнообразна, поэтому для создания ярких картин посредством торцевания можно использовать цветные салфетки и даже двухслойную туалетную бумагу. Объемный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура.
Изготовление поделок методом торцевания – работа несложная, но чрезвычайно кропотливая, она требует усидчивости и аккуратности. Готовые работы могут стать не только замечательным подарком, украшением интерьера, но и предметом гордости для маленьких мастеров, а также источником вдохновения, мотивирующим на создание новых шедевров.
Что нужно для изготовления поделки методом торцевания?
Для создания оригинальных поделок нужно совсем немного: материал для основы, клей, ножницы и, самое главное, так называемый «торцовочный» инструмент. Это длинная тонкая палочка с тупым концом – подойдет для этих целей стрежень от ручки, апельсиновая палочка для маникюра, палочка для японской еды и так далее. Для основы чаще всего берут картон, но можно «опушить» любую поверхность, к которой приклеивается лист бумаги: деревянную плитку, пенопласт и так далее.
Для того, чтобы помочь составить конкретное представление о технике торцевания, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс.
Поделка методом торцевания «Цветы»
- Из гофрированной бумаги нарезаем квадратики размером примерно 1 см².
- На основе рисуем цветок.
- Тонкой полоской на небольшой отрезок контура наносим клей.
- Инструмент для торцевания ставим на квадратик из бумаги.
- Бумагу сминаем и катаем инструмент между пальцами.
- Получилась торцовка-заготовка.
- Ставим ее на клей.
- Стержень вынимаем.
- Каждый следующий элемент приклеиваем вплотную друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
- Узор можно заполнить только по контуру, а можно – сплошным слоем.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 «ЯБЛОНЬКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Методическая разработка
«Умелые ручки»
(аппликация с использованием нетрадиционных приемов)
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Воспитатели группы компенсирующей
направленности для детей с ЗПР
№19 «Солнышко»
Скопина Наталья Юрьевна
Матвеева Валентина Ивановна
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Поэтому очень важно заложить основу, способствующую развитию ребенка.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.
Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная деятельность. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке изобразить предмет. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.
У детей с ЗПР очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия. Эти действия не имеют изобразительной направленности, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.
Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны аппликации у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.
Всё это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с ЗПР на всём протяжении дошкольного детства.
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) аппликации, мы столкнулись с некоторыми проблемами: движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Мы заметили, что у них нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Аппликация необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции.
Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом. Занятия аппликацией с использованием нетрадиционных техник, при организационной помощи, дают значительный обучающий и развивающий эффект.
Дети благополучно овладевают нетрадиционными техниками в аппликации; овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; приобретают навык взаимодействия друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми с ОВЗ опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью нетрадиционных техник обеспечивает развитие образного видения, мелкой моторики, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие речи.
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, нами была создана методическая разработка художественной направленности “Умелые ручки”– основной идей которого является использование нетрадиционных приемов в аппликации.
Одним из несомненных достоинств занятий по аппликации с использованием нетрадиционных приемов, с детьми с особенностями в развитии, является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.
Актуальность: аппликация с использованием нетрадиционных приемов, способствует развитию не только мелкой моторики и зрительно-моторной координации, но и таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческие способности. Развитие восприятия, пространственная ориентация детей с ОВЗ.
Цель: апробировать выбранные технологии, проанализировать эффективность их внедрения.
Задачи:
- учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира используя нетрадиционные аппликации.
- воспитывать навыки аккуратной работы, отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах,
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, изобразительную деятельность детей, сюжетно-игровой замысел, интерес к процессу и результатам работы, интерес к коллективной работе.
Методы и приемы, используемые в деятельности:
Наглядные методы:
-показ способов действий с материалами;
-предъявление наглядных пособий.
Словесные методы:
-анализ выполненных работ;
-объяснения способов действия с материалами;
-использование художественного слова.
Практические методы:
- обучение нетрадиционным приемам аппликации – обрывная мозаика, мозаика из салфеток, торцевание, мозаика из крупы.
-индивидуальный подход к детям с ЗПР с учётом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития.
Игровые методы:
-сюрпризные моменты, игровые ситуации;
-пальчиковые игры, динамические упражнения
Участники: воспитатели, дети, родители.
Предполагается работать как индивидуально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу деятельности дети:
• Реализуют познавательную активность.
• Развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
• В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
• Знакомятся с художественными произведениями.
• стихами, потешками, пальчиковыми играми.
• Развивают сенсорные эталоны.
• У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
• На занятиях с использованием нетрадиционных приемов, снимется страх, боязнь не справиться с процессом, стимулируется положительная мотивация к деятельности, происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
• Но главное значение занятий с использованием нетрадиционных приемов, состоит в том, что в конце обучения — у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Тематический план(2020-2021 учебный год).
месяц | Тема. Задачи. | Взаимодействие со специалистами и родителями. | Пальчиковая игра. |
Сентябрь. | Диагностика. | Диагностика совместно с дефектологом. | |
Октябрь. | «Волшебная бумага» («Поиграйка») Расширить знания о разной фактуре бумаги и ее свойствах (мнется, рвется, скатывается). через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . | Консультация дефектолога. (познавательное развитие). | 1.Дует, дует ветер Дует, задувает, Жёлтые листочки С дерева срывает. 2.Солнышко греет уже еле-еле; Перелётные птицы на юг улетели. |
Ноябрь. | 1.»Шарики воздушные, ветерку послушные». 2. «Платьице для куклы Кати».
| Художественной литература. | 1.У Антошки есть игрушки: вот весёлая лягушка. Вот железная машина. Это мяч - он из резины. 2.Привет, Николка! Бери скорей иголку! Будем шить Кате новое платье. |
Декабрь. | 1. «Белый снег пушистый». 2. «Ёлочка-красавица». Знакомство с новым приемом «мозаика из салфеток»
| Консультация вспитателя | 1.Ох, как холодно зимой! Не хочу идти домой! Нужно ручки мне согреть. Подышать и растереть. 2.Висят на ёлке бусы, хлопушка и звезда. Мы любим нашу ёлку! Да! Да! Да! |
Январь. | «Чашка для Мити».
Диагностика. | Совместное творчество с родителями. | 1.Чашка синяя для Мити, что бы чаю смог попить он, соку, сливок, лимонаду, нам украсить чашку надо. |
Февраль. | 1. «Машина».
| Мастер класс «Сделаем подарок вместе с мамой». | 1.Будем пальчики сгибать-будем транспорт называть: автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, пять видов транспорта назвали. |
Март. | 1. «Сосульки-плаксы» 2. «Цветы для милой мамы».
| Экологическое воспитание. | 1.Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку. 2.Возвращаются скворцы, наши старые жильцы. Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. |
Апрель. | 1. «Коврик для белочки». 2. «Цветок для друга».
| Совместное творчество с родителями. | 1.Прыгает по веточкам невеличка-белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? 2.Мы красивые цветочки, нас так любят мотылёчки, любят бабочки, букашки. Детки нас зовут ромашки. |
Май. | 1. « Цыплята». 2. « Котята».
Диагностика. | Ознакомление с окружающим. (совместная деятельность с психологом). | 1.Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши-все красивы, хороши. 2.Довольна корова своими телятами, овечка довольна своими игнятами, кошка довольна своими котятами, довольна свинья поросятами, а я довольна своими ребятами. |
Формы и методы контроля:
• Диагностика 3 раза в год: в начале года, в середине и в конце.
• Метод наблюдения (на занятиях).
• Открытые занятия раз в квартал.
• Участие в выставках детского сада, а также городских выставках.
• Выставки на родительских собраниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
Методическая разработка "Умелые ручки" (пластилинография)
цель: формирование элементарных представлений об объектах окружающего мира через образовательную область "Художественно-эстетическое развитие" с использованием нетрадиционно-художественной технике "пл...
Методическая разработка. Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной к школе группы "Традиции чаепития"
Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателей....
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...
Дополнительная программа художественной направленности «Умелые ручки» (для группы компенсирующей направленности)
Цели, задачи работы кружкаЦель Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с ра...
Методическая разработка интегрированного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Очей очарованье…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеАксайского района детский сад общеразвивающего вида второй категории №11«Красная шапочка»...