Конспект ООД в старшей группе "Удивительные узоры Ханты"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Конспект ООД  в старшей группе "Удивительные узоры Ханты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_udivitelnye_uzory_hanty.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма  «Березка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

на тему: «Удивительные узоры ханты»

для детей старшей группы

                                                        Подготовила и провела:

                                                                           Воспитатель старшей группы № 25

                                               МАДОУ «Березка»

                                                                              Абдуразакова Дженнет Муратбековна

г. Когалым

2017г.

Тема: «Удивительные узоры ханты»

Художественное конструирование (продуктивная  деятельность)

Содержание занятия – интегрированное (занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные темой содержания «Орнаменты народов ханты»).

Форма организации занятия  - нетрадиционное (занятие – аппликация орнаментов в разных техниках). Составление детьми орнаментов по своим собственным впечатлениям.

На занятии использована технология «ТРИЗ».

ЦЕЛЬ: 

Закрепление знаний детей о традициях национальной культуры «ханты» через создание орнаментов в разных техниках аппликации.  

Формирование положительного отношения и воспитание чувства гордости у детей к малой родине

ЗАДАЧИ НОД:

Образовательные:

  • Закрепить представления детей о национальной одежде коренных жителей Югры, их отличительных особенностях.
  • Способствовать закреплению названий элементов узора и самостоятельно составлять детьми узор, передавая характерные особенности, располагая его на полосе.
  • Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе искусства ханты использовать характерные для него элементы узора, цветовую гамму.
  • Выполнять орнамент народов ханты в технике аппликации бисером на пластилине.
  • Создавать орнаменты ханты по своим собственным впечатлениям.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления детей о коренных жителях Югры.
  • Формировать интерес наблюдать, совершенствовать, делать выводы.
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие, через расширение представления о разнообразии народного искусства ханты.
  •  Развивать у детей творческую инициативу и самостоятельность, усовершенствовать навыки контролирования собственной деятельности и отыскивания наиболее рациональных способов решения предложенных задач.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство коллективизма.
  • Доставить детям удовольствие от общения друг с другом, способствовать сплочению детского коллектива.
  • Продолжать формировать интерес, чувство гордости и уважения к традициям культуры ХМАО.

Технические:

  • Совершенствовать умения детей безопасно работать ножницами.
  • Развивать мелкую моторику, работая с мелкими деталями.
  • Соблюдать в художественно продуктивной деятельности при создании узора  

            симметрию, повторяемость орнамента.

Словарная работа:

Активизация словаря – Чум, ханты, бисер, орнамент. Отражать в речи собственные наблюдения используя  названия орнаментов ханты.

Здоровьесберегающие технологии: Сказкотерапия, смена видов деятельности, перемещение детей в пространстве группы.

Оборудование:

- Мини-музей (оформленный в группе по теме «Узоры ханты»), стол с раздаточным изобразительным материалом.

Демонстрационный материал:

- сказочная книга «Украденные узоры ханты».

Раздаточный материал:

- подносы для изоматериала, пластины покрытые пластилином, блюдца с разноцветным бисером, наборы тесьмы, лента-змейка длиной по 10 см.,, ножницы, набор пуговиц. Все по 15 шт. каждого вида.

Пластины имеют липучку с обратной стороны, с помощью которой она, как орнамент, будет крепиться в книге на одежде ханты.

Предварительная работа по подготовке воспитателя:

- сбор экспонатов для мини-музея группы по теме «Узоры ханты»,

- оформление мини-музея в группе «Узоры ханты»,

- оформление альбомов для насмотренности детьми «Жизнь и быт ханты», «Эти удивительные орнаменты».

- изготовление сказочной книги «Украденные узоры ханты» размером 50см*100см с четырьмя разворотами по четырем времени года.

Работа с родителями:

ЗАДАЧИ:

- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами группы в вопросах толерантности и культуры.

- Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций культуры народов ханты.

- Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО – ханты через познание их обычаев и традиций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ:

  • Привлечь родителей к активным формам совместной с детьми деятельности (консультация «Роль семьи в воспитании нравственно - патриотического воспитания дошкольников» Итог: - пополнение мини-музея совместно сделанными экспонатами);
  • Организация совместного посещения Музейно-выставочного центра г. Когалыма;
  • Поддерживать стремление родителей, развивать художественную деятельность детей в детском саду (организовать мини-выставку в группе);
  • Помощь родителей в создании серии видео - роликов «Мы живем в Югре»

Предварительная работа с детьми:

- экскурсия в музейно-выставочный центр города Когалыма по теме «Узоры ханты»

- чтение и  анализ сказок народов ханты.

- рассматривание орнаментов и узоров народов ханты (альбом «Удивительные орнаменты ханты», «Жизнь и быт коренных народов севера»);

- знакомство с народными играми  ханты (разучивание, использование их в режимных моментах);

- просмотр видео роликов «Мы живем в  Югре», «Когалым – жемчужина Сибири».

Индивидуальная работа с детьми:

- беседы, чтение художественной литературы,

- рассматривание орнаментов, обсуждение,

- рисование по теме: «Украсим малицу ханты»,

- аппликация по теме «Кисы и варежки для ханты».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

1.Вводная часть – 4 мин.

а) внесение нового экспоната в мини-музей «Игольница» - метод неожиданного гостя, позволяющий организовать детей,

б) название детьми  разных узоров, которые им знакомы – наглядный метод, распознающего характера, который формирует знания об особенностях узоров орнаментов ханты,

в) обсуждение с детьми, что изображено на орнаменте игольницы – наглядный метод, репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается  узор на игольнице, словесный метод – вопросы, элементарный анализ, обсуждение.

2. Основная часть – 18 мин.

а) воспитатель показывает детям необычную сказочную книгу «Украденные узоры ханты» - наглядный метод, сюрпризный момент,

б) рассказывание воспитателем сказки – словесный метод, позволяющий поставить цель занятия, эмоциональное изложение  сказки, игровая мотивация.

в) решение детьми проблемной ситуации – как помочь героям сказки – словесный метод и игровая ситуация. Дети, рассуждая, ищут и находят путь решения.

г) дети подбирают необходимый изобразительный материи для продуктивной деятельности – практический метод позволяющий планировать свою дальнейшую деятельность.

д) самостоятельная продуктивная деятельность детей – практический метод позволяющий детям проявить свое творчество, умения и навыки.

3.Заключительная часть – 3 мин.

а) дети располагают свои работы в книге, предавая законченный образ героям – эмоциональный отклик детей,

б) обобщение воспитателя, вывод –  художественное слово (чтение четверостишья М. Шульгина),

в) обсуждение с детьми – справились ли они с поставленной целью?  Анализ занятия, перспектива на бедующее -  детям предстоит восстановить последнюю страничку книги.

Организация детей на занятии:

а) занятие начинается с детьми у мини-музея в группе,

б) дети переходят в центр группы, размещаются на подушечках, заинтересованные внесением воспитателем необычной книги,

в) дети переходят к столу с изобразительным материалом, заранее приготовленный для них в большом количестве,

г) рассаживаются за столы, организуя свое рабочее место,

д) дети собираются у книги в центре группы, для размещения своих работ.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. В группу входит приглашений родитель. Он вносит новый экспонат для мини-музея.

Родитель рассказывает об экспонате: «Я принесла игольницу. Она сшита руками женщины ханты и предназначена для хранения игл. А иглы у ханты могут быть сделаны из костей рыб и животных. Украшена игольница -  узорами из бисера. А вот что означает этот узор, я забыла…»

Воспитатель: «Было бы интересно узнать, что изобразила мастерица ханты. (Перед детьми ставится проблемная задача, которую необходимо решить).

Дети рассказывают, что они знают про узоры и орнаменты, обращаясь к экспонатам находящимся в музее. Вместе приходят к выводу о том, что изображено на игольнице.

Дети: «Это может быть вышит узор называющийся -  лапка лисы. На узоре изображены рога оленя и т.п.»

В ходе решения проблемной задачи, воспитатель поддерживает инициативу детей вопросами и уточнениями.

Воспитатель: «Как бы хотелось узнать! Что же хотела нам рассказать эта игольница?»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: «Ребята, мы с вами много узнали о традициях, обычаях ханты. Познакомились с их бытом и праздниками. В знак своей благодарности и желания дружить с вами, они передали нам старинную книгу. Хотите взглянуть?»

(Заинтересовав детей, воспитатель вносит большую самодельную книгу. Дети рассаживаются на мягкие подушечки. Воспитатель, открывая книгу страницу за страницей, «читает» сказку «Украденные узоры ханты».)

     « - Далеко, далеко в холодной, снежной тайге жила семья ханты. Жили они дружно. От ветра и трескучего мороза согревал их чум. Олени кормили их. Мужчины ходили на охоту и рыбалку, чтобы прокормить семью. Женщины летом и осенью собирали грибы и ягоды. Холодными зимними вечерами женщины трудились над пошивом одежды, украшая ее удивительными орнаментами.

         Но однажды в чум залетел старый черный ворон. Громко каркнув, он молвил человечьим голосом: - «Я знаю, что вы, ханты – хорошие охотники и рыболовы. Все свои удачи, победы над зверем и птицей изображаете в узорах на орнаменте. Покажите мне их, эти волшебные орнаменты. Я и только я хочу властвовать в тайге.

         Женщины не хотели делиться секретами со старым вороном. И тогда он украл узоры ханты, а чум заколдовал. Никто не смел больше вышивать из бисера. Ханты с каждым днем теряли удачу на охоте, а огонь в чуме медленно гас…»

(Воспитатель, останавливает повествование сказки, констатируя, удивленно, что в книге нет последней страницы).

Воспитатель: «Нет страницы, и мы не узнаем, чем закончилась сказка» (Создавая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к поиску путей ее решения).

Дети: «В чуме погаснет огонь и нечего будет есть. Станет темно и женщины не смогут шить одежду. Станут гибнуть и животные собаки и олени»

(Дети предлагают свои варианты чем они могут помочь. Воспитатель подводит детей к принятию одного общего  решения)

Вывод: Дети могут помочь семье ханты, создав узоры из бисера и тесьмы

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Как же вы переживаете за героев сказки и непременно хотите им помочь. Давайте приступать к работе. Пусть старый ворон увидит узоры и расколдует чум».

Самостоятельная творческая деятельность детей.

(Дети подходят к столу с изобразительными материалами.  Выбирают им необходимый. Подбирают необходимого цвета пластинку. Сочетая колорит, выбирают нужного оттенка и цвета бисер, тесьму, змейку для составления своего орнамента, руководствуясь своими впечатлениями. Организуют свое рабочее место. Воплощают свои идеи, располагая на пластилиновой полоске аппликацию из выбранного материала).

По окончании работы, каждый ребенок прикрепляет свой орнамент на страничку книги, завершая образ ханты.

Заключительная часть:

(По мере заполнения страничек воспитатель собирает детей вокруг себя. Восхищаясь работами детей, воспитатель интересуется, кого или что изобразил на своем узоре ребенок)

Дети: «Я сделал узор из ленточек, называется узор – хвост белки. У меня узор называется – след зайца. И т.п.»

Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, расколдует старый ворон чум? Чем закончится сказка?»

Дети: «Да. Расколдует.  Ворон поймет, что ханты его не испугались. Ворон увидит наши орнаменты и даст ханты огонь. Они снова будут охотиться. Будут в чуме печь хлеб».

Воспитатель: «Мы все с вами разные, но у всех у нас одна страна – большая Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете ее сделать крепкой, могучей, если будете заботиться о близких, если будете настоящими друзьями. А вот последнюю страничку мы  обязательно с  вами восстановим. У нас впереди много времени.

Воспитатель заканчивает деятельность строчками стихотворения.

- Хантыйские орнаменты красивы,

   В них все предметы Родины моей,

   Ты больше не найдешь во всей России

   Таких цветов и сказочных зверей.

                                                            М. Шульгин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников в старшей группе «Узор на ткани».

Данное занятие используется в старшей группе с детьми с ОНР для закрепления знаний по лексической теме "одежда". Оно способствует формированию у детей  умений и навыков  по рисованию элемент...

Конспект открытого занятия «Морозные узоры» старшая группа

Конспект открытого занятия  «Морозные узоры»старшая группа...

План конспект для старшей группы занятия по рисованию с элементами узоров «Осенние листья».

Цель: формирование навыков рисования.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей раскрашивать карандашами. Закрепит...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Узоры на посуде"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Узоры на посуде"...

Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" На тему "Удивительны узоры ханты"

Интегрированное занятие в нетрадицеонной форме организации (занятие-аппликация орнаментов в разных техниках)...