Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_3.docx | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 352»
603108, город Нижний Новгород, ул. Электровозная, д. 8а, тел. (факс) (831) 242-26-89 ОКПО 58272447, ОГРН 1025202397120
ИНН/КПП 5257054536/525701001
Программа кружка
«В стране оригами»
(старший дошкольный возраст)
Выполнила :
воспитатель Т.Л.Михайлова
Нижний Новгород
2018 учебный год
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на
части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Обучающие:
2018-2019 учебный год
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
2019-2020 учебный год
Задачи:
- Познакомить детей с базовыми формами:дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.
- Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами.
- Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги:
- бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно
- быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги;
- прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с
- другом;
- сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
- развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику;
- воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству - оригами.
Принципы реализации кружка
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, получаемые детьми в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Организациооно – методическое обеспечение программы(возраст детей, сроки реализации,режим занятий , наполняемость групп)
Кружок «В стране оригами» рассчитана на 2 года обучения старшая и (подготовительная к школе группа.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Список детей:
Алиева Диана
Воронов Артем
Глухов Дима
Елин Саша
Елина Алиса
Карпова Ксюша
Клименкова Оля
Чувилин Павел
Шумилова Маруся
Мышин Андрей
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Научаться ориентироваться на листе бумаги;
- Познакомятся с искусством оригами;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Общие правила при обучении техники оригами:
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование:
- Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора, цветная бумага для принтера.
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
Первый год обучения
Сентябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. 2. 3. | Знакомство с искусством оригами ----------------------- ------------------------ | Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Показать детям примеры поделок в техники оригами. Рассказать детям ,как можно окрасить бумагу самостоятельно(окрашивание набрызгом, окрашивание печатанием- штампы и трафареты) -Предложить детям попробовать окрасить бумагу любым способом Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон и тд. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
4. | Сказка квадратика | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
Октябрь | ||
1. 2. | «Гриб» «Стаканчик» | Познакомить с базовой формой «треугольник» Продолжать знкомить детей с понятием «Съедобные грибы» Учить использовать в своей работе клей и ножницы при необходимости. Продолжать знакомить детей с базовой формой «Треугольник». Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник». |
3. 4 | «Щенок» «Самолет» | Закрепить с детьми базовую форму «Треугольник», Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта и познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» -Подготовить бумагу для работы,предварительно самостоятельно ее окрасить Закреплять у детей умение понятия «вертикально и горизонтально» |
ноябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Рыбка» | .Учить детей использовать карандаш на соей заготовке,закреплять умение вырезать ножницами по контору |
2. | «Лягушонок» | ЗаУчить загибать острые углы полученного треугольника навстречу друг другу, чтобы их концы пепрекрестились |
3. | Коллективная раблта «Рыбки в аквариуме» | Закреплять у детей умение складывать базовую форму « треугольник» самостоятельно, используя при этом в своей работе ножницы и цветную бумагу для украшения. |
4. | Изготовление подарков к «Дню Матери» | Закреплять у детей умение делать поделки из базовой формы «Треугольник».Закреплять у детей умение создавать коллективную работу. |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Воздушный змей « | Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей». Изготовление елочных игрушек «оздушный змей» |
2. | «Дед Мороз» | Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность. |
3. | «Елочка» | Познакомить с базовой формой «двойной треугольник». Закреплять у детей у мение ориентироваться квадратном листоче. |
4. | «Снегурочка» | Учить создавать поделки, используя в работе два квадрата.Закреплять у детей умение завершать выразительный образ, используя карандаши и фломастеры. |
Январь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Снегирь» | Закреплять у детей умение создавать поделку из окрашенной квадратной бумаги с двух сторон. Уточнять и обобщать знания детей о зиме, вызвать положительный эмоциональный отклик на изменения в природе, учить передавать свои переживания средствами художественного конструирования |
2. | « снежинки» | Продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя форму «Воздушный змей» в количестве 6-8 штук.. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. |
3. | «Молодая ворона» | Закреплять у детей умение работать с базовой формой воздушный змей |
4. | «Синица» | Учить использовать в своей работе двухстороннюю бумагу Познаомить детей с приемом «Складка» Развивать у детей воображение и фантазию |
февраль
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Лебедь» | Продолжать знакомить детей с базовой формой «двойной треугольник».Закреплять умение намечать рисунок карандашом |
2. | «Рыбка» | Закреплять умение работать с базовой формой «двойной треугольник» Использовать в своей работе приемы аппликации |
3. | Колективная работа «Кораблики в море» | Закрепление знания базовой формы «конверт», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму,продолжать учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. |
Март
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. |
2. | «Весна красна» | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. |
3. | «Солонка» | Познакомить с базовой формой «Конверт»,учить сгибать углы к центру, Познакомить с разными видами домашней посуды |
4. | «Корзина для весенних цветов» | Закреплять умение самостоятельно складывать форму «двойной треугольник» Развивать воображение и фантазию( при украшение корзиночки) |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Ракета» | Продолжать учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
2. | «Самолетик» | Закрепить умения создавать поделку базовую форму «двойной треугольник» самостоятельно. Уточнять знания детей о празднике «День космонавтиков» |
3. | «Пирамидка» | Познакомить с базовой формой «Квадрат- конфетка» Закреплять умение дополнять свою работу дополнительным фоном |
4. | «закладка из «конфеток» | Закреплять умение складывать форму «конфетка» ,следуя словесным инструкциям воспитателя |
Май
№ | Тема | Программное содержание |
1. | «Весенний цветок» | Закреплять умение самостоятельно выполнять форму»конфетки», вызывать желание подбирать разную цветовую гамму по соему замыслу |
2. | «Бабочка» | Совершенствовать навык самостоятельно изготавливать базовую форму «двойной треугольник». Побеседвать с детьми на тему «Насекомые весной» |
3. | «Голубь мира» | Дать детям знания о том, что голубь –символ мира и добра. Закреплять у детей умение делать из формы «треугольник» гармошку и использовать в работе ножницы. |
4. | Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. |
К концу года обучения дети могут:
- ориентироваться на листе бумаги
- знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
- знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
- изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
- работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
- уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
Программа кружка «Умная сова» для старшего дошкольного возраста.
Программа кружка "Умная сова"...
Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...
Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".
Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения....
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...
Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия с родным краем....