Программа кружка «Умная сова» для старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

Дементьева Ольга Александровна

Программа кружка "Умная сова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Математический кружок «Умная сова» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. «От рождения до школы»; учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, З.А. Михайловой «Математика – это интересно» и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления детей, имеющих математические способности.

ФГОС выделяют познавательное развитие в отдельную образовательную область. Целью кружка по элементарной математике является формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Кружок «Умная сова» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с повышенным интересом к познавательно-интеллектуальным видам деятельности.

Цель кружка – Создание условий для всестороннего развития детей, развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Задачи кружка:

  • Развивающие:
  • Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
  • Образовательные:
  • Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
  • Воспитательные:
  • Воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

Сетка занятий и режим работы:

  • Работа проводится вне занятий во вторую половину дня в группе №5.
  • Длительность занятий 25 минут.
  • Категория обучаемых: 5-6 лет.

Методы, используемые на занятиях кружка:

- игры-эксперименты,

- модели, схемы.

- развивающие игры.

- логические задачи.

- здоровьесберегающие задачи.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Методическое обеспечение:

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.
  • Геометрические мозаики и головоломки.
  • Занимательные книги по математике.
  • Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
  • Простой карандаш; набор цветных карандашей.
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
  • Счетный материал, счетные палочки.
  • Набор цифр.
  •  Головоломки: (кроссворды, задачи в стихах)
  • Дидактические пособия.

Перспективное планирование работы кружка «Умная сова» в старшей группе №5

Месяц

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Октябрь

1

Счёт до 5

Упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

-«Считай дальше»

-«Уравняй по-разному»

-«Что, где находится?»

- дидак. игра «Десять пальчиков»

-логическая игра «Найди фигуру»

2

Квадрат

Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п.

-«Составь квадрат»

-«Весёлый счёт»

-«Подбери пару»

-«Укрась коврик»

- дидак. игра «Давай посчитаем»

- логическая игра «Что перепутал художник»

3

Сравнение предметов по длине

Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.

-«Сравни по длине»

-«Продолжи счёт»

-«Увеличь на один»

- логическая игра «Назови одним словом»»

4

Четырёхугольник

Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь».

- дидак.игра «Фигуры в окружающих предметах»

- логическая игра «Что лишнее»

-«Что, где находится?»

-«Назови четырёхугольники»

5

Число и цифра 6

Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

-«Число 5»

- логическая игра «Малыш и Карлсон»

-«Сбоку-рядом»

6

Составление предмета из треугольников

Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение.

-«Укрась коврик» «Сложи из треугольников»

- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

7

Трапеция, ромб

Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

-  дидакт. игра «Давай посчитаем»

- логическая игра «Учим фигуры»

-«Длиннее, короче»

-«Трапеция, ромб»

8

Число и цифра 7

Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

- дидак. игра «Учим цифры»

- логическая игра

«Гришкин счёт»

-«Продолжи счёт»

-Калейдоскоп»

Ноябрь

1

Измерение

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

- дидак. ира счёт»

- логическая игра «Сравни»

-«Измерь длину»

-«Измени фигуру»

2

Далеко - близко

Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».

- Дидак. игра «Емелина неделя»

- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

-«Раздели на части»

-«Далеко-близко»

-«Измерь длину»

3

Число и цифра 8

Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

-  Дидак.игра «Учим цифры»

- логическая игра «Части суток»

-«Продолжи счёт»

-«Число 8»

4

Измерение

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление.

- дидак. игра «Сосчитай-ка»

- логическая игра «Логические задачки»

-«Измерь, сколько мерок»

-«Весёлый счёт»

5

Четырёхугольник

Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

- логическая игра «Логические задачки»

-«Составь из палочек»

-«Сосчитай на слух»

-«Продолжи счёт»

6

Измерение

Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать логическое мышление.

- логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»

-«Измерь длину меркой»

7

Календарь

Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

- логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»

-«Сосчитай, не ошибись»

-«Что такое календарь»

Декабрь

1

Неделя

Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.

- дидак.игра «Дни недели»

- логическая игра «Магазин игрушек»

-«Живая неделя»

-«Составь из треугольников»

-«Составь узор»

2

Число и цифра 9

Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

- дидак.игра «Учим цифры»

- логическая игра «Давай посчитаем»

-«Живая неделя»

-«Сосчитай, не ошибись»

3

Число и цифра 0

Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов.

- логическая игра «Мурка в зоопарке»

- «Который по счёту»

4

Число 10

Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

- дидак.игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Найди лишнее»

-«Число 10»

-«Продолжи счёт»

-«Составь фигуру из палочек»

-«Живая неделя»

5

Месяц

Познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

-«Живая неделя»

- компьютерная игра «Свойства фигур»

- логическая игра «Времена года»

6

Измерение

Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.

- дидак.игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Учим цифры»

-«Сколько? Который?»

-«Составь из единиц»

-«Сосчитай на ощупь»

7

Измерение

Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

- дидак. игра «Учим фигуры»

- логическая игра «Малыш и Карлсон»

-«Измеряем объём»

-«Увеличь-уменьши на 1»

8

Времена года

Закреплять знания о временах года

- игра «Разложи правильно»

- «Что не так?»

Январь

1

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

- логическая игра «Математический мультконцерт»

-«Назови адрес»

-«Сложи также»

2

Четырёхугольники

Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек.

- дидак.игра «Числовой ряд»

- логическая игра «Признаки предметов»

-«Измерь длину»

-«Увеличь-уменьши на 1»

-«Выложи фигуру из палочек»

3

Ориентировка во времени

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели.

- дидак.игра «Дни недели»

- логическая игра «Признаки предметов»

-«Составь узор»

-«Назови адрес»

4

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,; упражнять в счёте.

- дидак.игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Признаки предметов»

-«Измерь длину по-разному»

-«Назови адрес»

-«Ближе - дальше»

-«Назови адрес»

5

Измерение

Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения.

- логическая игра «Признаки предметов»

-«Измерь длину»

-«Длиннее - короче»

6

Геометрические фигуры

Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

- логическая игра «Числовой ряд»

-«Составь фигуру из палочек»

7

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел.

- дидак.игра «Числовой ряд»

- логическая игра «Прямой и обратный счёт»

- «Назови соседей числа»

-«Опиши узор»

8

Понятие «широкий – узкий»

Познакомить детей с этими понятиями

- «Лесенка»

- «Найди дорожку»

Февраль

1

Измерение

Упражнять в сравнении объёмов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

- дидак. игра «Части суток»

- логическая игра «Гришкин счёт»

- «Сравни по объёму»

2

Ориентировка в пространстве

Упражнять в делении квадрата на четыре равные части, путём складывания по диагонали; учить показывать одну четвёртую; составлять предмет из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве.

- логическая игра «Меры длины»

-«Раздели на части»

-«Покажи часть»

-«Составь фигуру»

3

Повторение

Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счёте.

- логическая игра «Меры длины»

-Чем похожи»

4

Понятие «больше, меньше»

Познакомить детей с этими понятиями

- игра «Как разговаривают числа»

5

Порядковые числительные

Познакомить детей с этими понятиями

- игра «Какой по счету»

6

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Закрепить представление о геометрических фигурах

- игра «Сравни и заполни»

7

Состав чисел из единиц

Учить составлять числа из единиц. Учить ориентироваться в пространстве

- игра «Путешествие на поезде»

Март

1

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве, количественного и порядкового счета

Математические задачки в стихах

2

Понятие «таблицы»

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец). Учить пользоваться с простейшими таблицами

3

Логические задачи на цветовую последовательность

Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия

4

Сравнение двух групп предметов

Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, равенство – неравенство

- игра «Каких предметов больше»

5

Решение задач на сложение и вычитание

Решать задачи на сложение и вычитание

Работа со счетными палочками

6

Число и цифра

 Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифры

- Дидактическая игра «Соберем урожай»

7

Работа со счетными палочками

Учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елка, лодка)

- Дидактическая игра «Портрет»

Апрель

1

Дорисуй и раскрась

Учить соотношениям: часть, целое

- Дидактическая игра «Почини платье»

2

Понятие сначала, потом

Закрепить у детей представление о этих понятиях, учить правильно устанавливать причинно-следственные связи

- «Что сначала, что потом»

3

Приключения «Красной шапочки»

Математическая викторина

4

Знакомство с тетрадкой в клетку

Развитие графических навыков

- Дидактическое упражнение:

«Найди нужную клетку»

5

Работа в тетради

Развивать умение концентрировать внимание

-Д/у:

«Лабиринт», «Ёжик»

6

Работа в тетради

Учить проводить наклонные линии

- Графический диктант:

«Кораблик»

7

Работа в тетради

Учить рисовать с помощью линеек по образцам

-Д/у:

«Найди волшебные линейки»

8

Работа в тетради

Учить детей приемам штриховки в заданном направлении

-Д/у:

«Что изменилось?»

Май

1

Составляющие части задачи

Упражнять в решении задач, помочь запомнить составляющие части задачи

2

Соседи числа

Познакомить с понятием предыдущее и последующее

- игра «Найди соседей»

3

Игра – путешествие во времени

Расширять представление о частях суток и последовательностях дни недели

- игра «Когда это бывает?»

«Расставь по порядку»

4

Отгадывание загадок

Развитие логического мышления

Математические задачки в стихах

5

Штриховка цифр

Выкладывание образа цифры из различных предметов

-Д/и: «Цифры спрятались»

6

Праздник математики

Закрепить пройденный материал

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

- Повысят уровень умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения детей.

- Повысят уровень развития логического мышления.

- Разовьют интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»

Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....

Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...

Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)

Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"...

Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".

Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения....

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...