Дополнительная образовательная программа на тему «Волшебное искусство оригами»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Цель программы направленна на всестороннее интеллектуальное, эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей средствами оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_origami_srednyaya_gruppa.docx | 222.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка.
«Волшебное искусство оригами».
Пояснительная записка.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель программы – направленна на всестороннее интеллектуальное, эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей средствами оригами.
Задачи:
- Познакомить детей с новым видом искусства.
- Развивать мелкую моторику.
- Обогащать словарь детей за счет введения терминов, принятых в оригами.
- Формировать связную речь.
- Закреплять знание геометрических фигур.
- Развитие глазомера.
- Развитие умения координировано работать и правой и левой рукой.
- Развитие конструктивного мышления.
- Вырабатывать умение слушать, понимать и выполнять инструкции.
- Активизация мыслительных процессов.
- Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Способствовать концентрации внимания.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
- Развивать воображение и фантазию.
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебное искусство оригами» рассчитана на 3 года (средняя, старшая, подготовительная группы). Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Количество детей в группе 15 человек.
Продолжительность занятия:
20 минут – средняя группа,
25 минут – старшая группа,
30 минут – подготовительная группа.
Общее количество учебных занятий в год – 34.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:
Вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой.
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
- Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Познакомятся с искусством оригами.
- Овладеют навыками культуры труда.
Формы проведения итогов реализации программы кружка
«Волшебное искусство оригами».
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
Результативность данной программы.
Воспитанники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои. Принцип создания книг, коробок. Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.
3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
Средняя группа.
№ П/П | Название темы | Кол-во Занятий |
1 | Знакомство с разными видами бумаги | 3 |
2 | Правила пользования материалами и инструментами | 1 |
3 | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | 2 |
4 | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | 2 |
5 | Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны) | 1 |
6 | Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы) | 1 |
7 | Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали) | 1 |
8 | Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола | 1 |
9 | Сказка квадратика | 1 |
10 | Гусеница | 1 |
11 | Листья | 1 |
12 | Яблоко | 1 |
13 | Ёлка | 1 |
14 | Груша | 1 |
15 | Гриб | 1 |
16 | Письмо Карлсону | 1 |
17 | Закладка из «конфеток» | 1 |
18 | Самолет | 1 |
19 | Цветы из «конфеток» | 1 |
20 | Бабочка | 1 |
21 | Лягушонок | 1 |
22 | Рыбка | 1 |
23 | Щенок | 1 |
24 | Зайчик | 1 |
25 | Кораблик | 1 |
26 | Звездочка | 2 |
27 | Голубь | 1 |
28 | Слон | 1 |
29 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО | 34 |
Перспективное планирование. Средняя группа. | ||||
Месяц | Вид занятия | Тема | Программное содержание | Примечание |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 1 | Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве | |
Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 2 | Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве | ||
Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 3 | Познакомить детей со свойствами бумаги, на примере бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их особенности, использование и применение в детском творчестве | ||
Ознакомление с правилами безопасности | Правила пользования материалами и инструментами | Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.16 | |
О К Т Я Б Р Ь | Общие сведения об оригами | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 16 |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 17 | |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть) | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 19 | |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать) | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 20 | |
Н О Я Б Р Ь | Конструирование | Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны) | Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата пополам | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 22 |
Конструирование | Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы) | Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 22 | |
Конструирование | Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали) | Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали и пополам | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 22 | |
Конструирование | Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола | Применение полученных навыков в повседневной жизни (сюжетно ролевая игра сервируем стол) | Авторский конспект | |
Д Е К А Б Р Ь | Конструирование | Сказка квадратика | Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 29 |
Конструирование | Гусеница | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 11 | |
Конструирование | Листья | Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14 | |
Конструирование | Яблоко | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14 | |
Я Н В А Р Ь | Конструирование | Ёлочка | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 29 |
Конструирование | Груша | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14 | |
Конструирование | Гриб | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 33 | |
Ф Е В Р А Л Ь | Конструирование | Письмо Карлсону | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к центру, создавая конверт. Складывая два угла к центру, получить форму «конфетки», положить её в конверт. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18 |
Конструирование | Закладка из «конфеток» | Познакомить детей с формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18 | |
Конструирование | Самолет | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 39 | |
М А Р Т | Конструирование | Цветы из «конфеток» | Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18 |
Конструирование | Бабочка | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 34 | |
Конструирование | Лягушонок | Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 37 | |
Конструирование | Рыбка | Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 36 | |
А П Р Е Л Ь | Конструирование | Щенок | Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 40 |
Конструирование | Зайчик | Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 43 | |
Конструирование | Кораблик | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 45 | |
Конструирование | Звездочка | Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8 деталей из 2-4 цветов | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18 | |
М А Й | Конструирование | Звездочка | Из полученных на предыдущем занятии фигур «конфетки», склеиваем фигуру звезды на круглое основание. Учить детей следовать словесным указаниям, внимательно и аккуратно соединять части композиции. Воспитывать художественный вкус, усидчивость | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18 |
Конструирование | Голубь | С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры | С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких» | |
Конструирование | Слон | С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры | С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких» | |
Конструирование | Итоговое занятие | Оформить выставку детских работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по изо «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ставит...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...
Дополнительная образовательная программа на тему: «Волшебные краски».
Дополнительная образовательная программа на тему: «Волшебные краски»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Волшебное искусство – оригами»
Цель: Повышение профессионального уровня и мотивации педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Обмен опытом по конструированию из бумаги в технике оригами....
Мастер - класс для педагогов по оригами на тему: "Волшебное искусство оригами"
Знакомство педагогов со знаками в оригами и техникой сложения журавлика....
Мастер – класс для педагогов по теме: «Волшебное искусство – оригами»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.Задачи:...