Мастер – класс для педагогов по теме: «Волшебное искусство – оригами»
материал
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.
Задачи:
- рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;
- познакомить педагогов с приемами выполнения поделки в технике оригами;
- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, сделать собачку для кукольного театра в технике модульного оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_dlya_vospitateley_volshebnoe_iskusstvo_origami_-_kopiya_-_kopiya.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Конспект мастер – класса для педагогов Тема: «Волшебное искусство – оригами»
Воспитатель:
Т.М. Заздравных
г. Алейск 2023 г.
Тема: «Волшебное искусство оригами».
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму.
Японская пословица.
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.
Задачи:
- рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;
- познакомить педагогов с приемами выполнения поделки в технике оригами;
- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, сделать собачку для кукольного театра в технике модульного оригами.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами и для них без участия детей;
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
- работы из бумаги
Материалы и инструменты для работы:
- офисная цветная бумага;
- образец готового изделия;
Структура мастер – класса:
#1042;ступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Оригами как вид искусства.
Значение оригами для развития ребенка.
3. Практическая часть.
Освоение приемов складывания базовых форм оригами.
Изготовление собачки для кукольного театра в технике оригами.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса:
Вступительная часть.
1. Организационный момент. Встреча и размещение участников.
2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.
- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Волшебное искусство оригами». Сегодня я кратко ознакомлю вас с историей возникновения оригами и его разновидностями, а в процессе практической деятельности вы освоите азы оригами и сделаете поделку.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
- Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») — это древнее искусство складывания объемных фигурок из бумаги.
Первые бумажные листочки, сложенные в необычные фигурки, появляются в Японии в 7 в. н. э. сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.
Фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали стены японских храмов, помещали на жертвенный костер.
В течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству.
Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом.
Во второй половине ХIХ века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
В начале ХХ века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно – европейскому образцу. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф. Фребеля - создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати.
Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно он создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком.
Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Херосима. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне считали, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Именно тогда Япония объявила оригами своим национальным искусством.
В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.
Существует несколько разных техник оригами. Самое древнее – это классическое оригами, в котором поделка складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги.
Да, действительно, из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».
В детском саду процессе конструирования из бумаги один из видов детской деятельности.
• Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
• Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов.
• Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
• Оригами развивает: мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал и креативное мышление. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Поэтому оригами используют в разных видах детской деятельности:
- оформлении интерьера;
- созданию альбомов “Оригами”;
- сюжетно-ролевых играх;
- дидактических играх;
- подвижных играх с ободками-масками;
- театральной деятельности: пальчиковый и настольный театр;
- изготовлении поделок-поздравлений к праздникам.
Методические рекомендации
В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок.
Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаются пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например: «Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку: «Здравствуй, Нижний Уголок!» Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ используется с учётом необходимости. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых, например – дорисовывание или оформление готовых моделей оригами художественными средствами и т. п. В заключении осуществляется игра с действующей фигуркой.
3. Практическая часть.
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Думал, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».
- Сегодня мы сделаем собачку из бумаги для кукольного театра. Почему для своего мастер-класса я выбрала именно собачку? Потому что в русских народных сказках собака издавна считалась символом верности, ума, честности и благородства. Она – друг животных и человека, всегда приходит на помощь. Надо сказать, что существует несколько способов изготовления собачек. Мы выполним один из них.
(Работа по схеме).
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"
Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и...
Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"
Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебные подсолнухи оригами»
Для создания аппликации были созданы подсолнухи по технике оригами....
Мастер - класс с педагогами на тему "Волшебная страна платилинография"
Повышение профессионального мастерства педагогов....
Мастер класс для родителей по теме «Волшебный мир оригами»
рассказать родителям о культуре Японии, о возникновении оригами и девочке Сасаки Садаку....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебная страна-пластилинография. Обратная пластилинография»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе....
Мастер – класс для педагогов на тему: «Волшебное искусство – оригами»
Цель: Повышение профессионального уровня и мотивации педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Обмен опытом по конструированию из бумаги в технике оригами....