Зона ближайшего развития
консультация по конструированию, ручному труду

Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! – совет психологов педагогам. В ответ педагоги опускают глаза и замолкают. Неудобно спросить: « А это, простите, как?» Но редкий педагог сможет объяснить, что под этим подразумевается: высокая теория существует сама по себе, а практика – сама по себе. Между тем введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним. Попробуем разобраться, что же это такое – зона ближайшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_blizhayshego_razvitiya.docx95.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Педагог-психолог МАДОУ детский сад № 56 г.о. Самара

Айткалиева Р.С.

Тема: «Зона ближайшего развития»

D:\Ринат\Documents\Маме\Статья 3. Зона блтжайшего развития\686742.jpg

Самара

2019г

Зона ближайшего развития

Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! – совет психологов педагогам.

В ответ педагоги опускают глаза и замолкают. Неудобно спросить: « А это, простите, как?» Но редкий педагог сможет объяснить, что под этим подразумевается: высокая теория существует сама по себе,  а практика – сама по себе.

Между тем введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним.

Попробуем разобраться, что же это такое – зона ближайшего развития.

Актуальный уровень развития ребенка – это то, что он знает и умеет выполнять самостоятельно.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок самостоятельно не выполняет, но с помощью взрослого у него получается. Это его завтрашнее будущее. Завтра Вы ему будете уже меньше помогать при выполнении чего-либо. На другой день с этим он уже будет справляться самостоятельно, а Вы ему будете помогать уже в чем-то другом. Таким образом, актуальный уровень развития ребенка будет повышаться, а зона ближайшего развития расширяться.

D:\Ринат\Documents\Маме\Статья 3. Зона блтжайшего развития\зоны1.png

Ребенок – существо становящееся. Его психические функции и способности развиваются с возрастом. Каждой возрастной ступени соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «реального развития ребенка». Определяя его, пишет Л. Выготский, мы всего лишь заглядываем во вчерашний день и констатируем: в предшествующий период развитие шло так-то и так-то. Этого совершенно недостаточно. Психические функции и способности ребенка развиваются неравномерно. Какие-то из них к моменту диагностики уже сложились, их развитие завершилось. Но в это же время психике того же самого ребенка свойственны и другие процессы – еще не завершенные, становящиеся. Результаты становления будут явственны только «завтра».

Выражаясь образно, психика ребенка находится одновременно в других состояниях – твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки.

Согласно представлениям Выготского, не созревшие на сегодняшний день, но находящиеся в периоде созревания, психические процессы образуют зону ближайшего развития.

Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком. Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. К примеру, трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на клочки или смять в комок газету. А в сотрудничестве со взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комка – бумажный мячик.

Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно.

Это психологический тезис. Для нас важны его педагогические следствия.

О том, что же это за следствия, рассказывает Елена Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

«Существует представление, что одни педагогические системы выстраивают работу с ребенком в зоне его актуального развития, а другие – в зоне ближайшего развития. По большому счету это неверно. Педагог – если он чему-то обучает ребенка – не может работать вне зоны ближайшего развития. Зону актуального развития можно только проверять или эксплуатировать. Ведь это то, чему ребенок уже научился, чем он овладел.

Обучая, взрослый вступает с ребенком в общение – выстраивает обучающую ситуацию. Но каждый раз, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, ситуация выстраивается по-разному.

К примеру, дети научились скатывать пластилиновые шарики. Это освоенное умение. А взрослый предлагает им слепить снеговика. Один на ходу «поймает» идею – взрослый лишь намекнет: надо поставить шарик на шарик. И вот уже в ряд выстраиваются снеговики разных видов и размеров, с разными штуковинами на головах – от шляпы о ведра. И в руках у них и метелки, и веники, и мешки, и даже цветы – вне сезона.

Другому ребенку нужно подробно объяснить, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров. Нужно заставить его вспомнить, что с носом снеговику служит морковка или сучок, что в руках он должен что-то держать, и т.д. и т.п.

О чем это свидетельствует? О том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития – разная. У одного большая, у другого – маленькая. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи. Это и есть показатель индивидуальных возможностей.

Но тот ребенок, который с лету ухватил принцип лепки снеговика, может испытывать затруднения при овладении алгоритмом решения задач или с трудом усваивать правила орфографии. Значит, зона ближайшего развития не существует в единственном числе. Для каждого человека существуют различные зоны ближайшего развития – в зависимости от области деятельности, от индивидуальных склонностей к различным видам деятельности.

Неправильно также полагать, что, работая с ребенком в зоне его ближайшего развития, педагог ориентируется на эту зону. Он ориентируется на ее изменение, расширение.

Зона ближайшего развития, как и зона актуального развития, - тоже сложившееся образование: вот это я могу сделать с помощью взрослого. А это – не могу, как бы вы меня не стращали и не обличали. Что происходит в процессе обучения? В процессе обучения зона ближайшего развития меняется. Сегодня ребенок мог придумать историю только с помощью педагога. Педагог помог ему в описании персонажей, в выстраивании сюжетной линии. А через некоторое время ребенку потребуется лишь несколько наводящих вопросов: зона его ближайшего развития в области овладения языком существенно расширилась.

И педагог в этой ситуации способен предугадывать дальнейшее развитие ребенка или предположить зону его отдаленного развития. Вот этот, к примеру, скорее всего со временем перейдет к самостоятельному сочинительству, преуспеет в области литературного творчества. Этот будет писать неплохие сочинения на заданную тему. Этому всегда придется опираться на образцы. А в области математики все будет наоборот: дети меняются местами. Кто-то сохранит одинаково высокие показатели по различным направлениям.

Выготский не разрабатывал понятия зоны отдаленного развития. Но мы все таки можем им оперировать: с ним связано представление о некой творческой потенции ребенка, о необходимости забрасывать крючок педагогической удочки далеко вперед. Зону отдаленного развития практически невозможно просчитать. Ее лишь возможно угадать интуитивно, опираясь на опыт общения с ребенком.

Слово «общение» вообще является ключевым для образовательной ситуации. Обучение возможно только в процессе общения детей между собой и общения педагога с детьми. Ведь ребенок, как писал Выготский, развивается в ситуации сотрудничества. Сотрудничество, как объяснялось выше, предполагает диалог. Начинается оно с умения педагога грамотно определить зону актуального развития. Тогда ребенок в процессе обучения сможет опираться на свой опыт и не сломается, не разуверится в своих силах.

Другое необходимое качество – умение ставить вопросы: так, чтобы они оказывались в зоне ближайшего развития ребенка. Этому умению обязательно надо учить будущего педагога. Общению, сотрудничеству и диалогу, а не методикам. Методики – дело наживное. А вне общения они мертвы. Методики должны рождаться из живого чувства ребенка, из обостренной педагогической интуиции.

Тогда педагог будет безошибочно «попадать» в зону ближайшего развития своих учеников и успешно работать на ее расширение и на личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

В консультации рассмотрена суть мониторинга как систематического отслеживания результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция....

Игра и "зона ближайшего развития" дошкольника.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельно...

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого....