Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Пропасть между актуальными умениями и возможностями ребенка давно уже интересует многих психологов и педагогов. Этот важный аспект развития требует рассмотрения его в примерах или на практике, чтобы уяснить, для чего необходимо обострить внимание на таком психологическом термине как «зона ближайшего развития», и чем он может быть полезен для психологов, педагогов, воспитателей и самих родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_sozdaniya_zony_blizhayshego_razvitiya.docx | 174.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику
Ребенок – существо становящееся. С возрастом его психические функции и способности развиваются. Говоря образно, психика ребенка находится одновременно в двух состояниях – твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще течет и меняется.
Другими словами, можно различить как бы два уровня: на одном (уровень актуального развития) – те психические качества, которые уже сформировались; на другом (уровень ближайшего развития) – те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении.
Зона актуального развития – это умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, и ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может выполнить сам, и тем, что он может выполнить с помощью других.
Например: трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на кусочки или смять его в комок. И лишь в сотрудничестве с взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комочка – бумажный мячик.
Еще пример: дети научились скатывать пластилиновые шарики. Это освоенное умение. А взрослый предлагает им слепить из этих шариков снеговика. Один на ходу «поймает» идею — взрослый лишь намекнет: надо поставить шарик на шарик. Другому же ребенку нужно подробно объяснить, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров. Нужно заставить его вспомнить, что носом снеговику служит морковка или сучок, что в руках он должен что-то держать, и т. д. и т. п.
Это говорит о том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.
Подрастая, ребенок одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и речь, и счет, и рисование, и письмо, и катание на велосипеде, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.
Если человек не справляется с предложенным заданием и никакая, даже самая серьезная и разносторонняя, помощь извне не может обеспечить выполнения задания, это означает, что материал, который необходимо усвоить, способы, при помощи которых задание может быть выполнено, новые знания и умения, необходимые для его решения, находятся вне зоны ближайшего развития данного человека. Если же какой-то материал находится вне зоны ближайшего развития, то практически невозможно научить субъекта полноценно им пользоваться. Он в лучшем случае запомнит то, что говорил педагог, или то, что написано в учебнике, воспроизведет алгоритм решения задач, который ему удалось запомнить, но осмыслить этот материал, понять его связи и взаимодействие с другими темами внутри одной и той же дисциплины и с другими предметами он будет не в состоянии. Как правило, именно этот материал, даже если субъект и смог его воспроизвести и ограниченно использовать, довольно быстро забывается.
Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет взрослым (педагогам и родителям) находиться на полшага впереди своего малыша, чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию, а также необходимую для развития навыка среду.
К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное - заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.
Определение зоны ближайшего развития невозможно без теснейшего общения и сотрудничества с ребенком. А для ребёнка общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное – это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.
Понятие «зоны ближайшего развития» можно представить как два концентрических круга. Первый и внутренний имеет меньший размер, чем второй, который его окружает.
Первый символизирует собой активность ребенка, а наружный – это деятельность взрослого совместно с ребенком. Задача взрослого – постепенно расширить круг ребенка, который сможет увеличиться за счет наружного, вашего.
Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:
- первая «доза» - подсказать, как сделать;
- вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;
- третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.
Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Сложность индивидуального подхода к детям подчеркивал А.С. Макаренко. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.Предавая большое значение индивидуальному подходу, А. С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы.
Примерная схема организации индивидуальной работы. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям. Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто, чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
При подготовке и проведении занятий с детьми необходимо учитывать следующие моменты: зону ближайшего, темп работы ребенка; уровень развития той или иной психической функции каждого ребенка на данный момент; предпочтительные интересы в общении детей друг с другом и в выборе развивающих игр.
Занятия дифференцированного подхода имеют определенную структуру.
1. Вводная часть
Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т. п. Мотивами могут стать помощь педагогу ("Я не успеваю подготовиться к занятию по математике - помоги мне вырезать эти круги и овалы и т. п."), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т. п.
2. Организационная часть
Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т. п.); распределить задания между детьми.
3. Основная часть
Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
4. Заключительная часть
В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра и "зона ближайшего развития" дошкольника.
«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельно...
Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."
1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...
Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"
В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...
В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?»
Сообщение из опыта работы...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Консультация для педагогов "Актуальность создания ЗБР в реализации индивидуального подхода к дошкольнику".
Ребенок – существо становящееся. С возрастом его психические функции и способности развиваются. Говоря образно, психика ребенка находится одновременно в двух состояниях – твердом и жидком....
Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка
Технология «Портфолио» в дошкольном учреждении является одной из инновационных образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в о...