Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка
консультация по коррекционной педагогике на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

В консультации рассмотрена суть мониторинга как систематического отслеживания результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании со стороны педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.

    Проблема методологического обеспечения процесса оптимизации образовательной деятельности в ДОУ и управление им является в настоящее время очень актуальной.

      Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса ДОУ является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствует адекватность оценки коллективом собственной деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.

      В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей педагогу  понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую деятельность.

      Каждый педагог должен иметь полное представление о характере своей деятельности, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга. Ценность его заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы ребенка, а в выявлении  причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия всех педагогов, работающих с ребенком. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка.

     

     Таким образом, суть мониторинга – систематическое отслеживание результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция.

    Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как бор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.

     Психолого-педагогический мониторинг – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.

     В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности. Развитие личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности) требует проектирование особой системы образования. Прежде всего, этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка, который будет в дальнейшем определять траекторию развития его личности.

     Основными задачами мониторинга, как механизма комплексным управлением качеством образования становится:

  • создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования;
  • выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образования в ДОУ;
  • получение вторичных сравнительных данных о динамике развития;
  • организация, сбор, хранение, обработка информации о динамике качества образования в ДОУ.

     Говоря о мониторинге уровня развития ребенка и определение его зоны ближайшего развития, можно выделить несколько этапов:

1 этап  - организационный

  • Определение цели мониторинга (что я буду делать, зачем).
  • Подбор инструментария мониторинга (с помощью чего я буду обследовать ту или иную функцию).
  • Определение метода мониторинга (как я буду это делать).

2 этап – обследовательский

  • Проведение диагностики
  • Заполнение индивидуальных карт развития ребенка, протоколов обследования.

3 этап – контролирующий

  • контроль результатов (что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным)
  • контроль процесса (имели ли место отклонения от нормы деятельности,  удачно ли подобраны средства, правильно ли определены временные параметры).

4 этап – анализ результатов мониторинга с определением зоны ближайшего развития каждого ребенка, постановка проблемы.

5 этап – планирование деятельности  по разделам программы с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

      Таким образом, психолого-педагогический мониторинг включает критику, проблематизацию, конструирование, анализ, диагностику, нормирование и программирование.

      Определяя индивидуальную траекторию развития ребенка, очень важно обратиться к такому понятию. Как зона ближайшего развития ребенка.

       В последнее время можно отметить повышенный интерес к этому понятию и рост числа экспериментальных исследований, посвященных и конкретизации и дальнейшей разработке этого понятия в рамках культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

      Можно выделить два основных направления, в рамках которых ведутся исследования «зоны ближайшего развития» ребенка. Первое связано с изучением «формы» существования «зоны ближайшего развития». Данная традиция основывается на понимании общения как движущей силы развития, на представлении Л.С.Выготского процесса развития, как сотрудничества «умеющего» взрослого и «неумеющего» ребенка. Собственно, разница между тем, что ребенок умеет сам и в сотрудничестве, и есть показатель «зоны ближайшего развития».  В рамках данной линии исследования, были сделаны важнейшие  выводы, касающиеся организации «развивающего общения» ребенка со взрослым и более умным сверстником («психологически взрослым»).

      Психика ребенка развивается при активном освоении внешнего мира в разных видах деятельности.  Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно исторического опыта – воспитания и обучения. Овладение ребенком средствами осуществления деятельности определяет процесс психического развития  ребенка, его индивидуальность.   Рассматривая проблему соотношения обучения и воспитания, Л.С.Выготский подчеркивал  их ведущую роль в развитии ребенка.   Он  отмечал, что обучение всегда должно идти впереди развития.

      Мы должны определить два уровня развития ребенка, без знания которых не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае

      Л.С.выготский выделил два уровня развития детей:

  1. Уровень актуального развития. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг.
  2. Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, с его помощью. Т.е., это разница между тем, что ребенок умеет делать сам, и что при помощи взрослого. Педагог может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, а завтра сможет сделать сам.

.    Уровень актуального развития – тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов развития. При определении умственного возраста с помощью тестов мы почти всегда имеем дело с уровнем актуального развития ребенка. Но простой опыт показывает, что уровень актуального развития не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день. Например, мы исследовали двух детей и определили умственный возраст в 7 лет. Это значит, что оба ребенка решают задачи, доступные семилеткам. Однако, при дальнейшей работе, между двумя детьми возникают различия: один из них с помощью наводящих вопросов, примеров, показа легко решает тесты, отстоящие от его уровня на 2 года; другой решает только те тесты, которые простираются на полгода вперед.  Здесь мы непосредственно сталкиваемся с центральным понятием. необходимым для определения зоны ближайшего развития ребенка – проблема подражания.

    Считалось, что для уровня умственного развития ребенка являлась показательной его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.

     Однако, это положение, как показывает исследование, несостоятельно. Существенное отличие подражания ребенка от животных заключается в том, что он может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной  деятельности, под руководством взрослого сделать гораздо больше, с пониманием, самостоятельно. Таким образом, то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, указывает нам на его зону ближайшего развития. Следовательно, с помощью тестов мы можем учесть не только  законченный на сегодняшний день процесс развития, уже законченные его циклы, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.

    То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика их развития совершенно разная.

     Особо важным является также положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

      Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития на завтрашний день. Зона ближайшего развития вооружает педагога возможностью понимать внутренний ход, сам процесс развития. Она позволяет предсказывать, что будет в развитии завтра.

Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого.

     В педагогике есть принцип – подход  каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.  В основе этого принципа лежат важные психологические закономерности: постепенность, неравномерность психического развития, индивидуальный темп развития. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя. Почему мы нередко не даем этого шанса ребенку? Чаще потому, что мы знаем уровень развития той или иной психической функции, свойства, качества ребенка, но соотнести с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития затрудняемся.

      Известно, что зону ближайшего развития ребенку задает взрослый, и это касается не только развития отдельных функций, психических качеств, но и личности в целом. Л.С.Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком – один из центральных факторов детского культурного развития.

        Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка.  Общение взрослого с ребенком – это тоже сотрудничество, но оно, прежде всего, ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик.

         Определению зоны ближайшего развития способствует применение специального методического аппарата, состоящего из методик определения уровня актуального развития и собственно методик по определению зоны ближайшего развития.

         Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые. В сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми развитие ребенка и происходит. Взрослый на основе ведущей для того или иного возраста деятельности создает для ребенка зону ближайшего развития.

       Для ребенка – дошкольника главное – мама (либо человек, ее заменяющий).  «Я делаю так, потому что так мама сказала». Педагогам следует учитывать это в общении и взаимодействии с ребенком.

        Обучаемость, как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе.  В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослыми усваивать знания.

       Для оценки обучаемости ребенку предлагают заведомо трудное задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи. Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и, тем не менее, они  могут выполнить задание неправильно.

       В ходе обследования учитывается не только «количество» оказываемой ребенком помощи при решении мыслительных задач, но и ее «качество», так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и эмоционально-волевыми особенностями ребенка.

       Психолог Костикова М.Н. предложила различать пять видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку в процессе решения мыслительных задач:

  1. Стимулирующая (активизация собственных сил ребенка: «Подумай», «посмотри внимательно»).
  2. Эмоционально-регулирующая (положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал»).
  3. Направляющая (постановка цели, повторение инструкции «Вспомни, что нужно сделать…»).
  4. Организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка «Чем отличается?»,  «Как назвать одним словом?»)
  5. Обучающая   (объяснение способа выполнения задания).

Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.

     Зона ближайшего развития способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам. Каждая из программ,  даже самая инновационная, ориентируется на некую общую зону ближайшего развития ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим так уже скучно. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результаты сотрудничества с педагогом в свою зону ближайшего развития. От этого зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, и межличностные отношения.

    «Педагог в процессе обучения создает ряд зародышей, т.е. вызывает в жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл, для того, чтобы принести плоды.  Привить ребенку в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь  новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности. Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужно правильно построенные процессы обучения»,- отмечал Л.С.Выготский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Игра и "зона ближайшего развития" дошкольника.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельно...

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

"Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования."

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...