Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр
методическая разработка
Конспект мастер-класса "Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей
дошкольного возраста в процессе
музыкально - дидактических игр
Как известно, в раннем возрасте начинается усвоение ребенком сенсорных эталонов, усвоение которых происходит наиболее успешно если педагог организует увлекательные игры, вовлекаясь в сюжет которых, дети усваивают необходимый программный материал.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Как показывает практика, систематическое применение музыкально-дидактических пособий и игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. А так же обогащает детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.
Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими».
В наших ритмических играх мы используем основные слоги (та, ти-ти). Эти ритмические слоги прошли проверку временем. У основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее.
- Презентация. Ритмическая игра «Весенние чудеса».
Предлагаю вашему вниманию ритмическую игру. Вызвать 8 человек.
Раздать бубны и ложки. Зрителей в зале поделить пополам и разделить на две команды ( у кого будут длинные звуки, у кого – короткие звуки).
Объяснить .
БОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ обозначают ДЛИННЫЕ ЗВУКИ и говорим «ТА» (мах ребром ладони).
- Показываем и говорим только большие предметы.
- И играть длинные звуки у нас будут бубны.
- Играем только на большие предметы.
МАЛЕНЬКИЕ ПРЕДМЕТЫ обозначают КОРОТКИЕ ЗВУКИ и говорим «ТИ-ТИ» (хлопки в ладоши).
- Показываем и говорим только маленькие предметы.
- И играть короткие звуки у нас будут ложки.
- Играем только на маленькие предметы.
1.раз, два, ТРИ - посмоТРИ,
прилетели журавЛИ.
2.мы гуЛЯТЬ в сад пойДЁМ
и цвеТОВнабеРЁМ.
3.звонкие каПЕЛИ,
ПТИЧЬИ ТРЕЛИ.
4.кап, кап, кап, звенит капЕЛЬ.
приближается апрЕЛЬ.
5.солнышко лучистоЕ,
НЕБО чистоЕ.
6.свети, свети, ЯСНО,
чтобы не поГАСЛО.
7.к нам на длинной тонкой ножке
скачет дождик по дорожке.
8.дождик, ЛЕЙ, ЛЕЙ, ЛЕЙ.
капель НЕ ЖАЛЕЙ.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
А сейчас нам всем вместе нужно будет внимательно послушать и выполнить музыкальные задания, т.к. перейти к следующему этапу можно лишь выполнив предыдущий.
Объяснить :
- Из предложенных вариантов необходимо выбрать правильный.
2.Презентация. Музыкально-дидактическая игра «Проделки Кощея Бесцветного».
1. Определи движение мелодии.
2. Определи жанр.
3. Определи ритм.
4. Определи инструмент.
5. Кто композитор.
Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности, расширяет кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создаёт условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Спасибо за помощь и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же ...
консультация для родителей «Значение развития музыкально-сенсорных способностей в дошкольном возрасте »
Консультация предназначена для родителей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Оборудование мобильной площадки Percussion Play для развития музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.
Одна из эффективных форм работы по развитию музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста в нашем детском саду - это созданная совместными усилиями родителей и педагогов мобильная музыкальн...