Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру
консультация по коррекционной педагогике
Публичная презентация личного опыта на областном практико-ориентированном семинаре для специалистов реабилитационных центров Московской области «ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД» Формы и методы работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.52 КБ |
![]() | 20.36 КБ |
![]() | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Богородский»
Публичная презентация личного опыта на тему
«Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру»
Подготовила – учитель-дефектолог Жерновая Е.В.
Дата проведения: 01.12.2022г.
Слайд 1
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру
Слайд 2
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребёнка, а также фундаментальные личностные образования.
Слайд 3
Главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное развитие. На первый взгляд может показаться, что сенсорное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.
Слайд 4
Сенсорное развитие детей с ОВЗ имеет свои особенности:
- нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность: проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе;
- страдает также и целостность восприятия: дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта;
- скорость восприятия заметно ниже, чем у детей с нормой развития для данного возраста;
- у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность – детям с ОВЗ свойственна общая пассивность восприятия: данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков;
- у детей отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;
- существенным недостатком является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Слайд 5
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Слайд 6
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Слайд 7
Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста с ОВЗ включает в себя:
- развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания;
- формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания;
- обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина;
- формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.
Слайд 8
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Слайд 9 Видео
Слайд 10
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Слайд 11
В играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
Слайд 12 Видео
Слайд 13
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
Слайд 14 она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра – занятия и дидактические или автодидактические игры.
Слайд 15 Видео
Слайд 16
В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Слайд 17
Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Слайд 18 Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
Ребёнку с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Слайд 19 При проведении игр с детьми раннего возраста с ОВЗ следует помнить:
- для ребёнка с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры – важное условие: педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре;
- необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Слайд 20 Видео
Слайд 21
Роль взрослого в игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Слайд 22
Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Использование игр и игровых приемов у детей раннего возраста с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании.
Слайд 23
Таким образом, сенсорное воспитание служит основой познания мира. Особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получать собственный опыт. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития. Руководство дидактическими играми должно всемерно сохранять их самостоятельную игровую форму и заинтересованность малышей в игре.
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Программа Областного практико-ориентированного семинара для специалистов реабилитационных центров Московской области
«ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД»
Формы и методы работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ»
приуроченного к Международному дню инвалидов
в рамках «Декады инвалидов».
Место проведения: ГБУСО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Богородский», г.о. Электросталь, пр-т Южный, д.5 к.4
Количество участников: 40 человек
Дата проведения: 01.12.2022г.
Начало проведения: 10.00
9.00-9.30 | Регистрация участников семинара. Встреча гостей. |
9.30-10.00 | «Экскурсия по Центру» Заведующий ОРДИ-4 С.А. Сергеева, старшая медсестра П.Е. Салова |
10.00-10.20 | Открытие семинара. Приветственное слово. Директор ГБУСО МО «КЦСОР «Богородский» О.В. Гамага Заведующий отделением ОРДИ№2 Л.В. Никитина |
10.20-10.30 | «Цели и задачи Отделения реабилитации несовершеннолетних» заведующий ОРН Е.В. Емельянова |
10.30 – 10.40 | «Медицинская реабилитация детей с ОВЗ» врач-психиатр В.В. Арутюнова |
10.40-10.55 | «Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов» специалист по социальной работе Е.Л. Кривич |
10.55-11.10 | «Дефектологическое сопровождение детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с РАС» учитель-дефектолог Н.О. Васильева |
11.10 – 11.20 | Театральный номер « участники театральной студии «Затейники» под руководством педагога дополнительного образования Н.А. Клюс |
11.30 – 12.00 | Работа по блокам (видеопрезентации и мастер-классы для гостей и обсуждение направлений работы) |
Блок 1 | АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ. ( логопед Познякова С.Н., логопед Кузнецова Е.В.) |
Блок 2 | "Анимация как современный метод реабилитации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ" Педагог дополнительного образования Якимовская Л.И. |
Блок 3 | Мастер-класс «Волшебный мир» Психолог Шефер Е.О., психолог Новенко Е.В. |
Блок 4 | Мастер-класс «Бумагопластика» Педагог дополнительного образования Ворона Е.В., педагог дополнительного образования Клюс Н.А. |
Блок 5 | «Своевременное формирование у ребёнка пространственных представлений одно из важнейших условий повышения его достижений» учитель-дефектолог Новинькова Н.Г. «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру» учитель-дефектолог Е.В. Жерновая |
Блок 6 | «Использование нестандартного оборудования на занятиях по АФК с детьми с ОВЗ» педагог дополнительного образования Е.А. Немолочнова, инструктор ЛФК А.М. Сарайкина |
Блок 7 | Мастер-класс «Сюжетное рисование» педагог дополнительного образования В.А.Скворцова |
Блок 8 | Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей у детей – инвалидов через взаимодействие с родителями» специалист по работе с семьей О.А. Соловова |
12.10 – 12.40 | Подведение итогов семинара. Обмен мнениями. Заключительное слово директора ГБУСО МО «КЦСОР «Богородский» О.В. Гамага Заведующего отделением ОРДИ№2 Л.В. Никитина |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста...

Презентация по самообразованию. Тема: "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста".
Я выбрала тему самообразования "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста". Данная презентация чётко и ясно объясняет всю суть моей работы над самообразованием и даже больше....

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...
Перспективный план дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста
Перспективный план...

План по самообразованию на 3 года "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ через дидактические игры с использованием ИКТ"
План по самообразованию на три года...

Консультация для родителей «Ознакомление детей раннего возраста с величиной через дидактические игры»
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие наз...