кружок в подготовительной группе "Волшебные бусинки"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей возраста 6- 7 лет. В программе спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_businki._kruzhok.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение с. Малая Малышевка структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Рассмотрено на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20 ___ г. ____________
Протокол № ________________ «___» ___________ 20 ___ г. Старший воспитатель сп д\с «Солнышко» Авдеева О.Е. ____________
Кружок «Волшебные бусинки»
Подготовительная группа №3
Воспитатель : Бикмурзина О.В.
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка.
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей возраста 6- 7 лет. В программе спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке и леске.
Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - “перспективными” - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа соответствует возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.
Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.
Задачи программы:
обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.
развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.
воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Механизм реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 1год.
Форма организации работы : групповая
Место провединия: методический кабинет
Режим работы кружка:
1 занятие в неделю по 30 минут
Группа комплектуются с учетом возраста, индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество учащихся в группе составляет 5-8 человек в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Прогнозируемые результаты
К концу года:
Учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;
Учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.
У детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.
1 год обучения:
Цель:
Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.
Задачи :
Обучающие - дать некоторые знания из истории развития бисероплетения; ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.;
Развивающие - развить внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, формировать умение замечать красивое вокруг себя; развивать познавательную мотивацию. Воспитывающие - воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам; воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Методическое обеспечение программы
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
Организация воспитательного процесса.
Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в выставках декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.
Подведение итогов.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.
Необходимый методический материал:
Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
Коллекция образцов;
Библиотека литературы по бисероплетению;
Ножницы , подставки для бисера , Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);
Используемая литература:
Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Белова В. “Игрушки и колье в технике “кирпичный стежок”” журнал “Чудесные мгновения”, “Бисер”, №1, 2007.
Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом МСП, 2003.
Чиотти Д. Бисер. – М.: Ниола-Пресс, 2008.
Тематическое планирование в подготовительной группе
Октябрь.
Тема 1.
«Из истории бисера».
Цель
: - познакомить детей с одним из редких видов декоративно прикладного искусства -плетением из бисера;
-пробуждать интерес к бисероплетению;
-освоить технологический прием плетения «продеть в замок».
Тема 2-3.
«Букет незабудки».
Цель:
-закрепить прием плетения «в замок» ;
-развивать чувство ритма и зрительную память;
-развивать мелкую моторику рук.
Материал:
круглый голубой, желтый и зеленый бисер, проволока, зеленые нитки, клей ПВА.
Описание работы.
На первом занятии начинаем плести лепестки цветов из голубого бисера по схеме № 1. Цветок состоит из 5 лепестков голубого цвета и желтой серединки - схема 2. На втором занятии дети плетут листья по схеме 3. Все детали собрать в букет, Стебель смазать клеем ПВА и обмотать зелеными нитками.
Тема: «Пчелка». (3 занятия)
Цель:
-продолжать учить плести способом «в замок»;
-закреплять навыки счета;
-учить разбираться в схемах;
-освоить новый способ плетения «продеть змейкой».
Материал:
круглый черный, прозрачный и желтый бисер, проволока, ножницы.
Описание работы.
Из прозрачного бисера плетем способом «в замок» по схеме 1 крылья, затем по схеме 2- туловище. На заключительном этапе прикрепляем крылья к туловищу плетением «змейка» изготавливаем усики и лапки
Ноябрь
Тема: «Рябинка». (3 занятия)
Цель:
- познакомить с новым способом плетения «петелька» ;
- воспитывать внимание и усидчивость;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал:
круглый бисер желтого, красного и оранжевого цвета, проволока, веточка дерева, небольшая ваза или баночка из-под крема.
Описание работы.
На 1 и 2 занятии дети плетут ветки рябины из желтого и оранжевого бисера по схеме 1. На 3 занятии из красного бисера ягоды по схеме 2. Затем изготовленные детали прикрепить к ветке дерева. Баночку залить гипсом и поставить в нее готовое изделие.
Декабрь
Тема: «Елочка». (3 занятия).
Цель:
- продолжать учить детей плести способом «петелька»;
-пробуждать у детей интерес к созданию новых, необычных изделий;
- готовить руки к письму.
Материал:
круглый белый бисер и стеклярус (если елочка будет «снежная») или зеленый бисер и стеклярус, проволока, подставка для елочки, пайетки в виде снежинок.
Описание работы.
Плести ветки по схеме 1. Соединить все ветки в изделие и украсить пайетками-снежинками. Установить елочку на подставку или в баночку, залитую гипсом.
Январь
Тема : "Морское дно". 3 занятия.
Цель:
- продолжать учить детей плести по схемам;
- закреплять знания счета;
- учить решать композиционные задачи.
Материал:
зеленый, белый, красный, розовый, золотистый, фиолетовый, прозрачный бисер, мелкие камешки, ракушки, проволока, фон, клей ПВА, стеклярус красного и серебристого цвета.
Описание работы.
Рыбок плетем по схемам 1 и 2 из золотистого и красного, черного бисера, красного стекляруса. Водоросли из зеленого бисера по схеме 3 и 4. готовые изделия приклеить клеем ПВА на фон, украсить камешками и ракушками.
Февраль
Тема: «Виноград» (3 занятия).
Цель:
- обучить детей новому способу «оплетание бисером круглых и
овальных бусин»;
- развивать образное и пространственное мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал:
круглые бусы синего или фиолетового цвета, рубленный бисер в тон бус, проволока, зеленый стеклярус, фон, клей ПВА.
Описание работы.
Первые 2 занятия дети плетут виноград по схеме 1. На 3 занятии по схеме 2 изготавливают листья винограда. Все детали собрать в гроздь. Оформить на панно.
Март
Тема: «Стрекоза» (2 занятия).
Цель:
- продолжать учить плести насекомых, уже знакомыми способами
плетения;
- учить разбираться в схемах;
- воспитывать аккуратность и усидчивость;
- развивать чувство ритма.
Материал:
белый или прозрачный бисер для крыльев, две больших бусин для глаз, три штуки голубого стекляруса для туловища, проволока, ножницы.
Описание работы.
Плетем 4 крыла по схеме 1, затем делаем туловище и соединяем готовые детали вместе.
Тема: «Жук»
Материал:
красный и черный бисер, 2 бусины зеленого цвета для глаз, проволока.
Апрель
Тема: «Фиалки» (3 занятия).
Цель:
- развивать чувство ритма и зрительную память;
- учить решать композиционные задачи;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал:
рубленный сиреневый или фиолетовый бисер, круглый желтый и зеленый бисер, проволока, маленькая вазочка.
Описание работы.
По схеме 1 плести лепестки и листья фиалки. Все детали собрать в букет и поставить в вазочку.
Май
Тема: «Колокольчик» (3 занятия).
Цель:
- закреплять навыки счета;
- воспитывать аккуратность, внимание усидчивость;
- готовить руки к письму.
Материал:
синий, зеленый, желтый бисер, проволока.
Описание работы.
Подготовить 5 лепестков, тычинки с пестиками, листик. Проволоку, на которой выполняются тычинки и пестик, следует сделать подлиннее, т. к. она служит основой стебля. К этой основе крепим лепестки цветка и листики, которые нужно сделать по схеме 1 и 2.
Внимание, конкурс!!!!!
- «Герои сказок» конкурс рисунка прием работ до 30 сентября.
- «Животные рядом с нами» рисунок, декоративно прикладное творчество.
- «Фантазии госпожи осени» рисунок, фотография.
По всем вопросам обращайтесь к Оксане Владимировне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Крошка". Кружок в подготовительной группе.
Цель кружка: развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности. Задачи ...
Кружок «Читалочка» (подготовительная группа)
Цели: 1. Учить детей чтению.2. Тренировать в дифференциации звуков по разным характеристикам.3. Расширять словарный запас детей.4. Развивать связну...
Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...
«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....
Логопедический кружок в подготовительной группе
laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...
Кружок в подготовительной группе
Кружок в подготовительной группе...
Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"
Художественный труд Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны...