"Инновационные техники и технологии развития творчества у детей дошкольного возраста".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

 

Чем разнообразнее детская деятельность,  тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные  возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных   видов деятельности  в детском саду  является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка  в собственное творчество, в процессе которого создается  что- то  красивое, необычное. Мною была разработана  программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по разделу «Художественный труд» - «Волшебная бумага», которая предполагала создание условий для развития творчества дошкольников. Главным в развитии детского творчества считаю применение  нестандартных форм и методов работы с детьми, применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности. Это изготовление поделок из бумаги и картона в различных нетрадиционных техниках  "Бумагопластики", применение в работе метода экспериментов, использование элементов  арт - терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные техники и технологии развития творчества

у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой  маленького исследователя, с радостью  и удивлением  открывающего  для себя  незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные  возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных   видов деятельности  в детском саду  является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка  в собственное творчество, в процессе которого создается  что- то  красивое, необычное.

С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Меня как педагога всегда волновал вопрос о стереотипности детских работ. Работая воспитателем, я отмечала, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах нет творческого подхода.

Чтобы увести детей от стереотипного мышления я поставила перед собой несколько задач:

 1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;

 2)научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками;

3)активизировать у детей желание искать пути разрешения проблемных ситуаций (вместе с педагогом);

4) формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты, эксперименты).

Всё это стало возможным при переходе нашего учреждения на художественно-эстетическое направление в работе. Мной была разработана                       программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по разделу «Художественный труд» - «Волшебная бумага», которая предполагала создание условий для развития творчества дошкольников. Была открыта студия изобразительной деятельности, где имеется всё необходимое для привития любви

 дошкольника к изобразительному искусству, развития его творчества. Работа в данном направлении помогла мне понять, что для развития творческих

способностей дошкольника нужен иной взгляд на общение с ним, отличный от традиционных рассказов и показов. Главным в развитии детского творчества считаю применение нестандартных форм и методов работы с детьми, применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности.

          Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Так появилась идея заняться с детьми изготовлением поделок из  бумаги.

          Занятия бумажной пластикой  имеют множество преимуществ.

•        Бумага – один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение.

•        Бумага встречается везде и  широко используется как поделочный материал. Обыкновенный газетный лист может превратиться в шапочку от солнца, а тетрадный – в птицу, лягушонка, забавного зверька.

•        Первое знакомство со свойствами бумаги  происходит в детстве. Ребята любят делать из нее лодочки, самолеты и другие игрушки, выполняя которые они познают окружающий мир.

•        С годами интерес к бумаге не должен пропадать. Украшение новогодней елки, зала не обходится без бумаги. Из нее делают конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски.

•        Народные умельцы выполняют из этого материала удивительные вырезки и аппликации. Не обходят своим вниманием бумагу и специалисты – ее применяют в практике оформительских работ.

•        Бумага – материал универсальный.  Она легко рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Благодаря этим свойствам бумага незаменима для развития творческих способностей ребенка.

 Изучив  литературу,  я убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в процессе обучения в школе и в жизни.

  Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость художественным трудом побудила меня  организовать досуг детей дошкольного возраста в форме кружка «Волшебная бумага», на занятиях которого расширяется творческий потенциал дошкольников.

Был разработан  учебно – тематический план работы кружка «Волшебная бумага». В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок из бумаги и картона  в различных нетрадиционных  техниках «Бумагопластики».  

Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они напоминают игру и  открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные методики часто помогают решить проблемные ситуации, которые решить традиционными способами бывает невозможно. При традиционных формах обучения ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия. Применение нетрадиционных техник выполнения работ  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные  эмоции. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение  таких занятий способствует  снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии  с самим собой и окружающим  миром, дарит  детям новую  широкую  гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.  Дети узнают о новых материалах, их свойствах,  различных  способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества.

Способов нетрадиционных техник работы с бумагой  много. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники бумагопластики. В младших группах подходят техники изготовления изделий из бумажных комочков, полосок и мятой бумаги.

  • Из бумажных комочков малыши делают «снежные дорожки», «сердитую тучку», «пушистого зайчика», «репку»…
  • Из полосок бумаги – «гриву и хвост  для лошадки», «волосы клоуну», «лучики солнышку»…
  • Из мятой бумаги – «цветы для мамы», «пушистые облака», «снеговика»…

В старших группах знакомлю детей с техниками изготовления изделий   из мятой бумаги, изделий из полосок, изделий на основе конуса, цилиндра, коробок,  изделий в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовления макетов. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.

    Для работы с детьми накоплен большой дидактический материал: конспекты занятий, авторские методические пособия, наглядные средства (схемы, образцы работ, образцы бумаги). Программно-методическое и информационное обеспечение помогают организовать образовательную деятельность интересно и грамотно.

    Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность. Поэтому использую в своей работе метод эксперимента с

различными материалами. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать, в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

      Занимаясь с детьми изготовлением поделок из бумаги, я столкнулась с фактом: дети имеют недостаточные знания о свойствах и разнообразии бумаги. Эта проблема подвела меня к необходимости расширить  информированность детей в данной образовательной области, организовать  познавательно – исследовательскую деятельности дошкольников.Очень заинтересовала детей исследовательская деятельность на тему: «Ищем предметы из бумаги». Этими исследованиями дети с удовольствием занимались в детском саду и дома. Не остались в стороне и родители. В результате этой работы был создан альбом: «Бумага в нашей жизни». Увлекшись этой темой, мы собрали коллекцию разных видов бумаги,  стараясь подбирать разные по фактуре экземпляры.

    Педагог младшей группы обратилась к детям старшей группы за помощью: сделать бумажные кораблики, но такие, чтобы малыши могли как можно дольше ими играть. Отобрали бумажные листы из коллекции и провели опыт «Вся ли бумага намокает одинаково быстро?». В результате дети сделали малышам прочные и яркие кораблики из плотной журнальной бумаги.

Затем были опыты:

  • «Бумажные цветы»,
  • «Лист-силач»,
  • «Мостик»,
  • «Волшебная бумага»,
  • «Сминание бумаги»,
  •  «Сравнение бумаги»,
  • «Разрывание бумаги»,
  • «Шуршащая и поющая бумага»,
  • «Склеивание бумаги»,
  • «Летающая бумага».

Детям понравилось экспериментировать с бумагой, многие показывали фокусы-опыты дома, друзьям.

Большие возможности для развития творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений, умение видеть необычное в обычном дает метод создания проблемной ситуации.   «Проблематизация, важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей» (Н.Н.Поддьяков).

В практике обучения детей я широко применяю проблемные ситуации,  «сталкиваю усвоенные знания и умения детей с новыми фактами».

На занятиях создаю разные  проблемные ситуации, в которых детям приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Например:

   -«Злой волшебник забирает ножницы» - Дети рвут бумагу руками, изготавливают поделку.

   -«Злой волшебник заколдовывает картину» - Детям предлагается незаконченное панно, дети расколдовывают картину,  заполняют ее бумажными фигурками.

  - «Игра «Волшебный квадрат» - Детям предлагается изготовить фигурки животных способом оригами.

   - «Кто-то спрятался в бумаге?» - Дети помогают выбраться      и т.д.

   - «Игры с бумагой» -  Позволяют проявить фантазию и в листе мятой бумаги  увидеть птиц, зверей, предмет или фантастическое существо.

  - «Творческое задание «Такие разные домишки» -  Детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок и т.д.)  Это задание помогает уйти от стереотипности в изображении.

- композиция «Цветочные фантазии»,

- панно «Мой портрет»,

- макет «Детская площадка».  

Решая проблемные ситуации, дети проявляют инициативу, самостоятельность, любознательность, творчество. Я радуюсь достижениям детей, отмечаю и поощряю находки, положительно отношусь к детской инициативе. Такая обстановка на занятиях помогает существенно развить и усовершенствовать творческие способности  детей, получить радость и удовлетворение от своей созидательной деятельности, удивительных открытий.

При проведении занятий использую элементы арт-терапии. 

Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов.

Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. На занятиях использую свои авторские сказки: «Маленькая страна», «Царство Нептуна», «Жили – были матрешки…», «Волшебный квадрат», «Ёж и зайчик», «Новогодняя история», «Сказочный лес», «Фея цветов». Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций,  для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по

знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

Работа по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности проходит в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп и не ограничивается стенами изостудии. В группах созданы мини-центры по развитию детского творчества. В них расположены все необходимые материалы для самостоятельной деятельности детей.

 Работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и помещений нашего учреждения. Привитие эстетического вкуса, развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни для наших воспитанников начинается с территории детского сада, красоту которой создали коллектив сотрудников и родителей.

 Исходя из вышесказанного, считаю, что изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника должно входить в жизнь детей с раннего возраста.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по художественному труду в старшей группе.

                                                  Тема:  «Путешествие в осень»

Программное содержание:

1.Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.

2.Учить детей составлять комбинированные барельефные портреты из желудей, косточек, различных семян, колосков и т. д.

3. Развивать навыки пространственного моделирования, вовлекать детей в созидательный творческий процесс.

4. Развивать фантазию, остроумие.

5.Формировать основы эстетического восприятия.

6.Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.

7.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Материал:

- репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»;

- репродукция с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня;

- макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными листьями;

- засушенные листья осенних деревьев, а также силуэты березы, клена, рябины;

- аппликации на тему «Природа и фантазия»;

- грамзапись музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Октябрь»;

- природный материал: желуди, косточки, различные семена, колоски, мох, сухоцветы и т.д.

- барельефное изображение портретов из пластилина.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, что это ветерок принес нам в группу. (Находят письмо.)

                                          Кто – то бросил мне в оконце

                                          Посмотрите письмецо.

                                          Может это лучик солнца

                                          Что щекочет мне лицо?

                                          Может это воробьишко

                                          Пролетая обронил?

                                          Может, кто письмо как мышку

                                          На окошко заманил?

                                          От кого пришло письмо

                                          Вам ведь хочется узнать?

                                          Тогда надо постараться

                                          Все загадки отгадать.

1загадка: «Если на деревьях листья пожелтели,

                   Если в край далекий птицы улетели,

                   Если небо хмурое, если дождик льется,

                   Это время года как зовется?»

(Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрим от кого это письмо и что в нем написано?

«Дорогие ребята!

Расскажите мне о природе – чудеснице в это время года. Что вы почувствовали, услышали, ощутили? Я посылаю вам свои загадки, а вы мне пришлите ваши осенние подарки. Жду ваших ответов. Приходите в гости». « Осень».

- Ребята, вы хотите сходить в гости к осени?

Давайте присядем на полянке.

Воспитатель: «Жила – была волшебница и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В заколдованном мешке хранила она волшебную палочку. Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и раз… Зеленые листья превращаются в красные, багряные, лиловые, оранжевые. Покрутит осень палочкой над головой  - налетит порывистый ветер, безжалостно сорвет с деревьев наряд и унесет его далеко, далеко, до самой реки.  Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими осенними слезами»».

- Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень?  (Ответы детей: грибами, листьями, дождем и т.д.)

- А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они?

 

                       В тишине лесной глуши

                       Шепот к Шороху спешит.

                       Шепот к Шороху спешит,

                       Шепот по лесу шуршит:

                       - Ты куда?

                       - К тебе лечу.

                       Дай на ушко пошепчу:

                       Шу – шу – шу.

                                                                        В.Суслов.

- Давайте представим, какие лесные шорохи можно услышать осенью?

- Какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?  (Ответы детей).

Игровое упражнение «Слушаем звуки осенней погоды».

- Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом.

- Капли дождя стучат по земле.

- Слышен шорох листьев, шум ветра.

- А теперь отгадайте вторую загадку Осени.

(Рассказ Д.Н.Кайгородовой «Разноцветные кораблики».)

- «Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

 - Расскажите, что это за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло?  (Ответы детей).

- А теперь я приглашаю вас на пруд. («Голубой островок» из бумаги с разбросанными разноцветными листьями.)

Потрогайте их,  понюхайте. Чем они пахнут?  Какие на ощупь? Посмотрите, какое множество оттенков в этих листьях – корабликах.

- А теперь подбросьте листочки вверх. Что с ними происходит? (Падают, кружатся, летят, вальсируют.)

- Как это можно назвать? (Листопад.)

Давайте еще устроим листопад? (Музыкальное сопровождение.)

Каким стало ваше настроение?

- А теперь ваши листочки давайте подарим деревьям.  (Дети размещают листья на деревьях).

  Игровое упражнение «С какой ветки детки?»

Полюбуйтесь, какие нарядные стали наши деревья.

Воспитатель:           «Осень длинной, тонкой кистью

                         Перекрашивает листья.

                         Красный, желтый, золотой-

                         Как хорош ты, лист цветной!»

- Это разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всем ее очаровании, давайте отправимся в лес. Садитесь на поляну.

Рассматривается картина И.Левитана «Золотая осень».

- Найдите, что здесь золотое?  (Ответы детей).

- Об этой картине говорится: «Золотое чудо природы»

Давайте посмотрим и полюбуемся золотой осенью.  (Звучит музыка).

Воспитатель: «Мы видим , как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба.  Лес сверкает, как золотой остров.  Земля покрыта мелким желто – зеленым ковром».

- А теперь взгляните на другую картину (А.М. Грицай «Летний сад) и скажите, какой еще бывает осень? (Ответы детей: хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая.)

Воспитатель: «Это уже не золотая, праздничная осень, это предзимье. Деревья сбросили свой наряд. Они такие беззащитные  на фоне хмурого осеннего неба. На земле уже почти невидно листвы.  Ждет она, когда ее накроет мягкое пуховое покрывало снега».

- Художники нам рассказали о красоте осени кистью и красками. Поэты восторгаются ей в стихах. О какой осени поэт А.С.Пушкин сказал: «Унылая пора, очей очарованье…»

- А теперь отдадимся власти  нежного ветерка и отдохнем под музыку осени.

(Релаксация под музыку «Времена года» П.И.Чайковского «Октябрь».)

- Из этого прекрасного уголка осени мы с вами перенесемся в «уголок экспериментирования».  Какой необычный «транспорт» мы для этого выберем? Осенние листочки, облака – путешественники или осенние паутинки?

                      «Ветер щеки толстые надул, надул, надул,

                        И на листочки пестрые подул, подул, подул»,

- Игровое упражнение на дыхание.

(Слабый ветерок - нежно подуть.

 Сильный - с натугой, продолжительно.)

- Закройте глаза. Отправляемся.

- Сейчас  мы составим главный цвет осени - огненный, золотой. (Дети смешивают краски и рисуют лучи желтого, красного, оранжевого цвета.)

Давайте полюбуемся «прощальным»   лучиком осени, который у нас получился.

- Королевы Осень такая выдумщица.  У нее есть еще и «Чудесная мастерская».  Вот ее выставка «Фантазия». Присмотритесь к работам получше.  Что вы здесь видите?  (Выставлены вниманию детей композиции из засушенных осенних листьев, выполненных педагогом).

- Мастером здесь может стать каждый. Хотите в осенней мастерской поработать? Сегодня мы с вами составим веселые барельефные портреты, а потом пошлем их Осени. Согласны? (Дети выполняют работу: составляют барельефные портреты  используя природный материал: желуди, косточки, различные семена, мох, колоски, сухоцветы  и др.).

- Сегодня мы увидели, какой выдумщицей и волшебницей бывает Королева Осень. Сколько она приносит сюрпризов и подарков, ярких красок! Сегодня мы прощаемся с Осенью. Ведь к нам в окно уже стучится зима. Какое у вас настроение? У нас с вами радостное настроение, ведь мы справились со всеми заданиями Осени. Давайте улыбнемся и споём осеннюю песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности"

Обощение опыта работы по развитию детского творчества детей с ипользованием инновационных технологий...

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...

Семинар-практикум «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста».

Семинар может быть полезен воспитателям детского сада. Задачи: Познакомить педагогов с организацией  работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раск...

Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте...

Влияние занятий в технике оригами на развитие речи детей дошкольного возраста

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: ...