Проект «Внедрение ТИКО – конструирования в ДОУ» в рамках проекта «Наука в Подмосковье»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Рощупкина Наталия Михайловна

Программа дополнительного образования детей «В стране ТИКО» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/balasih5.gifC:\Users\Dom\Desktop\картинки МИШКИ и разные\i_108.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»

Проект

«Внедрение ТИКО – конструирования в совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

в рамках проекта «Наука в Подмосковье»

Составила:

Рощупкина Н.М., воспитатель

г. Балашиха,

 2019 г.

Введение

Программа дополнительного образования детей «В стране ТИКО» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.

«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. 
      В игре с конструктором ребенок учит не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время в детском саду интересно и с пользой. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

    Изучив курс «ТИКО – конструирование», дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

     Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества. Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста. Проект «ТИКО- конструирование» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Актуальность и педагогическая целесообразность проекта «ТИКО-моделирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Основные принципы реализации Проекта:

  1. Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  2. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
  3. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  5. Принцип гуманизма. Предполагает гуманность, как качество, присущее людям - способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам.
  6. Принцип возрастного подхода – предполагает планирование изучаемого материала с использованием форм работы, опираясь на ведущий вид деятельности для дошкольника – игру, не предполагая заучивания конкретных законов и прав. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

    Целью Проекта является интеллектуально-творческое развитие детей в игре.

        Задачи Проекта:

1.        Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2.        Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3.        Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4.        Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

5.        Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 

Ожидаемые результаты реализации программы.

         Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. 

   

Учебно-тематический план

Месяц

№ занятия

Тема

Продолжительность

Декабрь

1

«Птица», «Кормушка».

30 минут

2

«Дед Мороз», «Ёлочка».

30 минут

3

«Конструирование новогоднего символа»

30 минут

4

«Санки», «Снежинка».

30 минут

5

«Конструирование снежной крепости»

30 минут

Январь

1

«Моделирование ледяной арктической пустыни»

30 минут

2

«Сказка», «Колобок».

30 минут

3

«Маша и медведь», «Курочка Ряба».

30 минут

4

«Теремок», «Репка».

30 минут

Февраль

1

«Военная техника», «Танк».

30 минут

2

«Подводная лодка».

30 минут

3

«Пилотка военная», «Звезда».

30 минут

4

«Воздушный шар».

30 минут

Март

1

«Весна», «Цветок», «Ваза».

30 минут

2

«Птица», «Птенец».

30 минут

3

«Бабочки и цветок», «Рыбка».

30 минут

4

«Паук», «Паутина».

30 минут

Соотнесение технологии «ТИКО-моделирование» с ФГОС ДО

Технология

«Сказочные лабиринты игры»

ФГОС ДО

Задачи

Развивает познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое.

Развивает наблюдательность, исследовательский подход к объектам и явлениям окружающей действительности.

Развивает воображение, креативность, мышление (умение гибко и оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Формирует базисные представления об окружающем мире, речевые умения.

Педагогический процесс способствует интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Образовательный процесс построен на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития.

Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в специфических видах деятельности, предоставляется возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Развивающее вариативное образование ориентированно на зону ближайшего развития.

Организованные виды деятельности стимулируют развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

Развивающая среда

- интеллектуально-игровой центр – объёмное или плоскостное «ТИКО-моделирование», «населённое» сказочными персонажами сказок, методик к конструированию, -  способный меняться в зависимости от образовательной задачи;

- один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей), способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

- содержательно насыщенная, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;

-трансформируемое пространство позволяет изменять пространственно-предметную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Ожидаемые результаты

Развитие сенсорных способностей.

Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

Тренировка мелкой моторики.

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

Развитие творческих способностей.

Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Фантазирование вслух, игра звуками и словами.  Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания.  Развитие воображения, фантазии.

Овладение основными формами и видами игры.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Способен к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивающимся и проявляющимся в игре.

Владеет разными формами и видами игры.

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Развита крупная и мелкая моторика.

Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить, поделки из различных материалов.

Содержание проекта

Месяц; номер занятия

Название темы

Цель

1.

Декабрь. Занятие №1

«Птица», «Кормушка».

 Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор «ТИКО – Архимед».

ТИКО-поделки: птица, кормушка.

2.

Декабрь. Занятие №2

«Дед Мороз», «Ёлочка».

Учить взаимодействовать в процессе своей деятельности.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор «ТИКО – Архимед» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: символ 2019 года, Дед Мороз, елочка.

3.

Декабрь. Занятие №3

«Конструирование новогоднего символа».

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: символ 2019 года.

4.

Декабрь. Занятие №4.

«Санки», «Снежинка».

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево).

Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат).

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: снежинка, санки.

5.

Декабрь. Занятие №5.

«Конструирование снежной крепости».

Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр.

Учить конструировать многогранник с помощью развёртки

Знакомить с многогранником – додекаэдр.

Развивать фантазию, воображение.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: снежная крепость.

6.

Январь. Занятие №1.

«Моделирование ледяной арктической пустыни».

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки; белый медведь, льдина.

7.

Январь. Занятие №2.

«Сказка», «Колобок».

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк.

8.

Январь.

Занятие №3.

«Маша и медведь», «Курочка Ряба».

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: девочка, медведь, бабушка, дедушка, курица, мышь.

9.

Январь. Занятие №4.

«Теремок», «Репка».

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: теремок, мышь, лягушка, медведь, бабушка, дедушка, внучка, собака, кошка.

10.

Февраль. Занятие №1.

«Военная техника», «Танк».

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военной техники.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: военная техника.

11.

Февраль. Занятие №2.

«Подводная лодка».

Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Знакомить с подводной лодкой и ее строением.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: подводная лодка.

12.

Февраль.

Занятие №3.

«Пилотка военная», «Звезда».

Ориентирование на плоскости. Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: пилотка военная, звезда.

13.

Февраль. Занятие №4.

«Воздушный шар».

Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта. Развивать координацию движений.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт.

14.

Март.

Занятие №1.

«Весна», «Цветок», «Ваза».

Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений.  

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: цветок, ваза.

15.

Март. Занятие №28

«Птица», «Птенец».

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: птица.

16.

Март.

Занятие №3.

«Бабочки и цветок», «Рыбка».

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: бабочка, цветок, рыбка.

17.

Март. Занятие №4.

«Паук», «Паутина».

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбо-кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: жук, лист.

Планируемые результаты

 от игр с использованием ТИКО-конструирования

у детей в соответствии с требованиями ФГОС за 2017-2018 учебный год:

  1. умеют сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и величине;
  2. понимают пространственные отношения, умеют разделять изображение на части, составлять целое из частей, сравнивать их между собой;
  3. умеют составлять фигуры по схемам и на слух;
  4. умеют составлять по силуэтной схеме фигурки из частей, составлять по замыслу предметные силуэты из частей;
  5. ориентируются на листе бумаги, решают логические задачи;
  6. составляют силуэты из геометрических фигур, по схеме воспринимают количество независимо от расположения и цвета;
  7. решают проблемные задачи, формулируют вопросы;
  8.  сравнивают результат своей деятельности с образцом, анализируют схему фигуры и находят ошибки при её конструировании;
  9.  решают головоломки, преодолевают возникающие трудности, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели;
  10.  договариваются между собой;
  11. следуют общей цели и решают общую задачу;
  12. развитая крупная и мелкая моторика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта по ТИКО-конструированию

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабоч...

Управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"

Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. ЛЕГО- самая популярная игра на планете. У слова ЛЕГО два значения ...

Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"

Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"...

Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...

Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6

Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...

Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6

Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...