Проект «Внедрение ТИКО – конструирования в ДОУ» в рамках проекта «Наука в Подмосковье»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования детей «В стране ТИКО» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Внедрение ТИКО – конструирование в ДОУ» в рамках проекта «Наука в Подмосковье" | 103.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»
Проект
«Внедрение ТИКО – конструирования в совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
в рамках проекта «Наука в Подмосковье»
Составила:
Рощупкина Н.М., воспитатель
г. Балашиха,
2019 г.
Введение
Программа дополнительного образования детей «В стране ТИКО» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.
«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
В игре с конструктором ребенок учит не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время в детском саду интересно и с пользой. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Изучив курс «ТИКО – конструирование», дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества. Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста. Проект «ТИКО- конструирование» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Актуальность и педагогическая целесообразность проекта «ТИКО-моделирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Основные принципы реализации Проекта:
- Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
- Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип гуманизма. Предполагает гуманность, как качество, присущее людям - способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам.
- Принцип возрастного подхода – предполагает планирование изучаемого материала с использованием форм работы, опираясь на ведущий вид деятельности для дошкольника – игру, не предполагая заучивания конкретных законов и прав. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Целью Проекта является интеллектуально-творческое развитие детей в игре.
Задачи Проекта:
1. Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема | Продолжительность |
Декабрь | 1 | «Птица», «Кормушка». | 30 минут |
2 | «Дед Мороз», «Ёлочка». | 30 минут | |
3 | «Конструирование новогоднего символа» | 30 минут | |
4 | «Санки», «Снежинка». | 30 минут | |
5 | «Конструирование снежной крепости» | 30 минут | |
Январь | 1 | «Моделирование ледяной арктической пустыни» | 30 минут |
2 | «Сказка», «Колобок». | 30 минут | |
3 | «Маша и медведь», «Курочка Ряба». | 30 минут | |
4 | «Теремок», «Репка». | 30 минут | |
Февраль | 1 | «Военная техника», «Танк». | 30 минут |
2 | «Подводная лодка». | 30 минут | |
3 | «Пилотка военная», «Звезда». | 30 минут | |
4 | «Воздушный шар». | 30 минут | |
Март | 1 | «Весна», «Цветок», «Ваза». | 30 минут |
2 | «Птица», «Птенец». | 30 минут | |
3 | «Бабочки и цветок», «Рыбка». | 30 минут | |
4 | «Паук», «Паутина». | 30 минут |
Соотнесение технологии «ТИКО-моделирование» с ФГОС ДО
Технология «Сказочные лабиринты игры» | ФГОС ДО | |
Задачи | ||
Развивает познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое. Развивает наблюдательность, исследовательский подход к объектам и явлениям окружающей действительности. Развивает воображение, креативность, мышление (умение гибко и оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). Формирует базисные представления об окружающем мире, речевые умения. Педагогический процесс способствует интеллектуально-творческому развитию детей в игре. | Образовательный процесс построен на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития. Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в специфических видах деятельности, предоставляется возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Развивающее вариативное образование ориентированно на зону ближайшего развития. Организованные виды деятельности стимулируют развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества. | |
Развивающая среда | ||
- интеллектуально-игровой центр – объёмное или плоскостное «ТИКО-моделирование», «населённое» сказочными персонажами сказок, методик к конструированию, - способный меняться в зависимости от образовательной задачи; - один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей), способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников. | - содержательно насыщенная, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна; - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников; -трансформируемое пространство позволяет изменять пространственно-предметную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. | |
Ожидаемые результаты | ||
Развитие сенсорных способностей. Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи). Тренировка мелкой моторики. Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр. Развитие творческих способностей. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Фантазирование вслух, игра звуками и словами. Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания. Развитие воображения, фантазии. Овладение основными формами и видами игры. | Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивающимся и проявляющимся в игре. Владеет разными формами и видами игры. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Развита крупная и мелкая моторика. Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить, поделки из различных материалов. |
Содержание проекта
№ | Месяц; номер занятия | Название темы | Цель |
1. | Декабрь. Занятие №1 | «Птица», «Кормушка». | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Материалы: конструктор «ТИКО – Архимед». ТИКО-поделки: птица, кормушка. |
2. | Декабрь. Занятие №2 | «Дед Мороз», «Ёлочка». | Учить взаимодействовать в процессе своей деятельности. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Материалы: конструктор «ТИКО – Архимед» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: символ 2019 года, Дед Мороз, елочка. |
3. | Декабрь. Занятие №3 | «Конструирование новогоднего символа». | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: символ 2019 года. |
4. | Декабрь. Занятие №4. | «Санки», «Снежинка». | Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: снежинка, санки. |
5. | Декабрь. Занятие №5. | «Конструирование снежной крепости». | Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр. Учить конструировать многогранник с помощью развёртки Знакомить с многогранником – додекаэдр. Развивать фантазию, воображение. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: снежная крепость. |
6. | Январь. Занятие №1. | «Моделирование ледяной арктической пустыни». | Конструирование сложных конструкций по образцу. Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. Знакомить с понятием «природная зона». Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки; белый медведь, льдина. |
7. | Январь. Занятие №2. | «Сказка», «Колобок». | Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк. |
8. | Январь. Занятие №3. | «Маша и медведь», «Курочка Ряба». | Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: девочка, медведь, бабушка, дедушка, курица, мышь. |
9. | Январь. Занятие №4. | «Теремок», «Репка». | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: теремок, мышь, лягушка, медведь, бабушка, дедушка, внучка, собака, кошка. |
10. | Февраль. Занятие №1. | «Военная техника», «Танк». | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Знакомить с различными видами военной техники. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: военная техника. |
11. | Февраль. Занятие №2. | «Подводная лодка». | Учить конструировать сложные конструкции по образцу. Знакомить с подводной лодкой и ее строением. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: подводная лодка. |
12. | Февраль. Занятие №3. | «Пилотка военная», «Звезда». | Ориентирование на плоскости. Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: пилотка военная, звезда. |
13. | Февраль. Занятие №4. | «Воздушный шар». | Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Закрепить умение конструировать логический квадрат. Познакомить с различными видами воздушного транспорта. Развивать координацию движений. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт. |
14. | Март. Занятие №1. | «Весна», «Цветок», «Ваза». | Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: цветок, ваза. |
15. | Март. Занятие №28 | «Птица», «Птенец». | Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме. Материалы: конструктор «ТИКО – Геометрия» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: птица. |
16. | Март. Занятие №3. | «Бабочки и цветок», «Рыбка». | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра. Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: бабочка, цветок, рыбка. |
17. | Март. Занятие №4. | «Паук», «Паутина». | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить с различными видами жуков. Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбо-кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: жук, лист. |
Планируемые результаты
от игр с использованием ТИКО-конструирования
у детей в соответствии с требованиями ФГОС за 2017-2018 учебный год:
- умеют сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и величине;
- понимают пространственные отношения, умеют разделять изображение на части, составлять целое из частей, сравнивать их между собой;
- умеют составлять фигуры по схемам и на слух;
- умеют составлять по силуэтной схеме фигурки из частей, составлять по замыслу предметные силуэты из частей;
- ориентируются на листе бумаги, решают логические задачи;
- составляют силуэты из геометрических фигур, по схеме воспринимают количество независимо от расположения и цвета;
- решают проблемные задачи, формулируют вопросы;
- сравнивают результат своей деятельности с образцом, анализируют схему фигуры и находят ошибки при её конструировании;
- решают головоломки, преодолевают возникающие трудности, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели;
- договариваются между собой;
- следуют общей цели и решают общую задачу;
- развитая крупная и мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Паровозик" в средней группе№3 "Почемучки" 03.10.2017.
Конструирование "Паровозик"....
Паспорт проекта по ТИКО-конструированию
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабоч...
Управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"
Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. ЛЕГО- самая популярная игра на планете. У слова ЛЕГО два значения ...
Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"
Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"...
Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...
Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6
Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...
Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6
Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...