Управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. ЛЕГО- самая популярная игра на планете. У слова ЛЕГО два значения "я учусь" и "я складываю". В настоящее время наблюдается повышенное внимание к применению легоконструирования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlencheskiy_proekt.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

  1. I. ВВЕДЕНИЕ
  1. Паспорт проекта.

Название проекта

«Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад № 6»»

Тип проекта

Управленческий

Разработчики проекта

Заместители заведующего по УВР - Сковытина Н.П., Мошнина О.В.

Старшие воспитатели – Полежаева И.Г., Гасанова Т.В., Кириллова М.А.

Руководитель проекта

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 6» – Линникова Л.А.

 

Участники проекта

АУП, педагогические работники, воспитанники, родители.

Цель проекта

Построение системы работы в МАДОУ «Детский сад № 6», направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

Задачи проекта

1. Создать в дошкольной образовательной организации условия для  технического творчества с целью удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.

2. Повысить квалификацию педагогов дошкольной образовательной организации, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.

3. Разработать дополнительную общеобразовательную программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 6-7-и лет в условиях дошкольной образовательной организации посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.

4. Организовать работу по подготовке и распространению опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6»

5. Совершенствовать материально-технические  условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.

6. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста. 

Сроки реализации проекта

2019 – 2021 учебные годы

Перечень основных мероприятий проекта

  • Анализ образовательной среды в МАДОУ «Детский сад № 6» (кадры, РППС, методическое, материально-техническое обеспечение)
  • Создание рабочей группы по реализации проекта
  • Диагностика  конструктивных способностей детей
  • Реализация мероприятий по внедрению легоконструирования и робототехники в образовательную деятельность с воспитанниками МАДОУ «Детский сад № 6»
  • Организация материально-технического обеспечения
  • Повышение квалификации педагогов по данному направлению

Планируемые  результаты

  • Повышение профессионального уровня педагогических работников по организации процесса обучения легоконструированию и робототехники в условиях МАДОУ «Детский сад № 6»
  • Разработана и апробирована  дополнительная общебразовательная программа социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет
  • Активное участие педагогических работников в обобщении и распространении педагогического опыта работы по данному направлению на различных уровнях
  • Пополнение материально-технической базы МАДОУ «Детский сад № 6», обновление развивающей предметно-пространственной среды в группах (ноутбуки, конструкторы Lego WeDo  9850, легоцентры детской активности)
  • Активное участие семей воспитанников организации образовательной деятельности по легоконструированию.

 

Источники финансирования

Внебюджетная деятельность, бюджет

Обоснование проблемы. Актуальность.

Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, в том числе и к ее образовательной составляющей.

Актуальность LEGO –технологии, робототехники  значима и актуальна, так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день, используются недостаточно. Данную стратегию образования в МАДОУ «Детский сад № 6» можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов.

Постановка и обоснование проблемы проекта

В реальной практике МАДОУ «Детский сад № 6» у детей наблюдается интерес к конструктивно-модельной деятельности, техническому творчеству. Однако отсутствие  необходимых условий  не позволяет   решить данную проблему в  полной мере. Анализ работы ДОО позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

  • требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности  детей, и   отсутствием организации целенаправленной образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO;
  • между имеющимися условиями и необходимостью изменения и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, способствующих организации конструктивно-модельной деятельности;
  • уровнем профессиональной компетентности педагогических работников и  уровнем овладения современными леготехнологиями в работе с дошкольниками.

Проанализировав все составляющие, управленческой командой было принято решение о разработке управленческого проекта.

1.3. Цель проекта

Цель проекта: Построение системы работы в МАДОУ «Детский сад № 6», направленной на организацию конструктивно-модельной деятельности и развитие технического творчества посредством использования Lego-конструирования и робототехники в образовательной деятельности.

1.4. Задачи проекта

  1. Cовершенствовать профессиональный уровень педагогических работников по организации процесса обучения легоконструированию и робототехники в условиях МАДОУ «Детский сад № 6»
  2. Разработать и апробировать  дополнительную общебразовательную программу социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет
  3. Организовать работу по обобщению и распостранению опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6».
  4. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
  5. Повысить компетентность родителей в вопросах влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуальное, творческое, личностное развитие детей дошкольного возраста.

1.5. Новизна проекта.

  • Новизна проекта заключается:
  • в реализации дополнительной общеобразовательной программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 6-7-и лет;
  • в адаптации конструкторов нового поколения к образовательной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 6»

1.6. Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате реализации проекта планируется достижение   следующих результатов:

  • повышение профессионального уровня педагогических работников по организации образовательной деятельности легоконструирования и робототехники в условиях МАДОУ «Детский сад № 6»;
  • разработана и апробирована  дополнительная общебразовательная программа социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет;
  • активное участие педагогических работников в обобщении и распространении педагогического опыта работы по данному направлению на различных уровнях
  • Пополнение материально-технической базы МАДОУ «Детский сад № 6», обновление развивающей предметно-пространственной среды в группах (ноутбуки, конструкторы Lego WeDo  9850, легоцентры детской активности)
  • активное участие семей воспитанников организации образовательной деятельности по легоконструированию.

1.7. Сроки реализации проекта.

Сроки реализации проекта 2019 – 2021 гг.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1. Описание проекта.

Проект предусматривает совершенствование  подходов внедрения легоконструирования и робототехники в образовательную деятельность для воспитанников МАДОУ «Детский сад № 6», а также организацию и проведение обучающих практических семинаров, мастер-классов для педагогов по использованию конструкторов и робототехники в образовательной деятельности.

Введение легоконструирования и робототехники в МАДОУ «Детский сад № 6» неизбежно изменит картинку восприятия дошкольников. Игры в роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования, послужат хорошей почвой для дальнейшего изучения данного направления.

Возможность прикоснуться к неизвестному миру роботов для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

2.2. Основные направления проекта.

  • инновации в управленческой деятельности;
  • профессиональное развитие педагогов;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • курсы повышения квалификации;
  • развитие материально-технической базы;
  • внедрение легоконструирования и робототехники в образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад № 6»;
  • формирование современной качественной развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ «Детский сад № 6»

2.3. Механизм реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно

№ Задачи

Действия (наименование мероприятий)

Срок реализации

Планируемый результат

Этап 1.

Организационно – подготовительный

Январь 2019 г Разработать модель формирования навыков технического творчества дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство

1.Создание рабочей группы по реализации проекта;

определение участников проекта.

2-3 неделя января 2019 г

1. Издан приказ, разработано и утверждено положение о рабочей группе.

2.Определены функциональные

обязанности членов рабочей группы

Участники проекта:

- дети 3-7 лет,

-родители (законные представители)

детей возраста,

-педагогические работники МАДОУ «Детский сад № 6».

2.Выбор темы, разработка структуры модели внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство МАДОУ «Детский сад № 6», составление плана работы проекта

1.Определена тема, составлен план реализации проекта.

2. Создана структура модели и разработана система работы по внедрению LEGO-технологии в образовательное пространство МАДОУ «Детский сад № 6»

3.Определение возможности внедрения легоконструирования и робототехники в образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад № 6»:

-изучить, проанализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу

сопровождения проекта;

-анализ образовательной среды в ДОО (кадры, РППС, методическое, материально-техническое обеспечение)

 -исследование первичных конструктивных способностей детей.

1.Создан электронный банк методических, наглядно-дидактических пособий; подобрана литература

2. Разработан план обновления и оснащения развивающей предметно - пространственной среды по

формированию навыков технического творчества дошкольников

3.Проведена диагностика  конструктивных способности детей

 

4.Организация материально-технического обеспечения

Февраль-май 2019 г

-методические пособия;

-дидактические материалы;

-иллюстративно-наглядные материалы;

- конструкторы для центров в группах;

-конструкторы Lego WeDo  9850;

- ноутбуки для организации легоконструирования и робототехники

5. Определить механизм внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательную деятельность:

-в платные образовательные услуги;

-в организованную образовательную деятельность;

- в совместную деятельность;

- в самостоятельную деятельность;

Июнь –

Сентябрь 2019 г

Создали:

1.Легоцентры в группах

2.Разработана дополнительная общебразовательная программа социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет 3.Создана «Методическая копилка», включающая в себя:

- практический и методический материал;

- материалы проведения совместных мероприятий.

Организовать информационное обеспечение

В течение всего проекта

Информация на сайте МАДОУ «Детский сад № 6»

2 Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МАДОУ «Детский сад № 6» - участников реализации проекта

1.Определение

уровня профессиональной компетентности

педагогов

детского сада по освоению LEGO-технологий.

2. Организация курсов повышение квалификации педагогических работников; участия в обучающих  семинарах, мастер-классах, вебинарах,

фестивалях, конференциях.

2019-2020 учебный год

Аналитическая справка,

сертификаты, дипломы,

свидетельства,

удостоверения

Оргпроекты методических мероприятий,

протокол, практический и методический

материал, презентации.

3.Организовать работу с родителями воспитанников по легоконструированию и робототехники.

Определить содержание и формы работы с родителями

В течение проекта

 Семейные техно-проекты; акции; совместные мероприятия.

Этап 2. Практический (реализационный)

 

Реализовать разработанную систему работы по формированию навыков технического творчества дошкольников средствами

LEGO-конструирования и робототехники в МАДОУ «Детский сад № 6».

1.Реализация дополнительной общебразовательной программы социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет

2. Внедрение

LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьями воспитанников.

3. Интеграция LEGO-конструирования и

робототехники с различными

образовательными областями.

4.Повышение профессиональной компетентности

педагогических работников через различные формы методической

работы.

5.Разработка методических пособий для работы

с детьми дошкольного возраста по LEGO-

конструированию и робототехнике.

6. Разработка сценариев и проведение

мероприятий (соревнования, выставки. фестивали и т.д) по

LEGO-конструированию и робототехники.

7. Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению LEGO-технологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.

В течение всего периода

 

1.Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

 2.Созданы детские проекты, совместные проекты педагогов и детей, детей и родителей: «Лучший Лего-мультфильм», «Приключения Роботов», «Робо-семья», «Робо-помощники в семье».

3.Организованы презентации, мастер-классы -«Использование конструктора Lego WeDo  9850 в работе с дошкольниками»

4. Создан электронный банк методических материалов (практические материалы, сценарии, фото и видео материал).

5.Участие в соревнованиях и конкурсах по легоконструированию и робототехники

6.День открытых дверей.

Оформление выставки «Удивительные возможности конструированию».

Этап 3. Заключительный (итоговый)

 

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования Лего-технологии в образовательную деятельность

1. Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

2. Распространение педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы для педагогов ДОУ, а также обучающие семинары с привлечением социальных партнеров.

3. Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту

 

-Презентация полученных результатов по проекту.

-Квест-игра для педагогов «Лего-поиск» Пополнение информационного банка методического материала, собранного в ходе работы по проекту»

-Разместить материал о проекте на сайте МАДОУ

2.6. Краткая аннотация проекта программы.

По итогам реализации проекта, на данный момент, в качестве продукта дополнительная общебразовательная программа социально-педагогической направленности «Легоконструирование» для детей 6-7 лет, которая могжет быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

В каждой программе есть пояснительная записка, в которой представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы с дошкольниками.

В программе представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация развивающей предметно-пространственной среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

2.7. Технологические особенности организации образовательного процесса.

При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:

- развивающего обучения;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования  воспитанников;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;

- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);

- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).

2.8. Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности  воспитанников 3-7 лет.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Риски при реализации проекта.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Прохождение КПК педагогами (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению).

3.2. Эффекты от реализации проекта.

- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе, сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством;

- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости МАДОУ «Детский сад № 6» родителями вырастет;

- для родителей воспитанников - позитивный имидж МАДОУ «Детский сад № 6»  на рынке образовательных услуг в городе;

- распространение опыта  работы педагогов МАДОУ «Детский сад № 6»  по созданию условий для легоконструирования и робототехники;

- для работников МАДОУ «Детский сад № 6»  – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост.

3.3. Формы трансляции опыта.

Опыт  ДОУ будет распространяться через:

- семинары, мастер-классы;

- публикации на сайте МАДОУ «Детский сад № 6»

-  участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.

Литература:

 

  1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.:Просвещение, 2009.
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия,2009. -230 с.
  4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Емельянова, И.Е.,МаксаеваЮ.А.Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., ШевалдинС.Г.УрокиЛего-конструирования в школе. –М.: Бином, 2011. – 120 с.
  8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  14. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  17. ЛуссТ.В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  21. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г .-58с.
  23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр   (Леготека) – М., 2007.-44с.
  24. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей МДОУ «Кизильский детский сад №2» LEGO-конструирование в образовательном процессе ДОУ.

Актуальность проекта:     Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностям...

Презентация кружка "LEGOLAND" - LEGO-конструирование и образовательная робототехника в детском саду

laquo;Робототехника»общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Юные исследователи, войдя в занимательный ми...

Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс ДОУ

Внедрение развивающей робототехники в образовательное пространство дошкольной организации, как результат инновационной деятельности.В настоящее время большую популярность в работе с дошкольникамиприоб...

Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"

Презентация управленческий проект "Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ "Детский сад № 6"...

Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6

Презентация управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...

Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6

Управленческий проект Внедрение LEGO - конструирования в образовательную деятельность МАДОУ Детский сад № 6...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...