Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 5 - 6 лет на 2016-2017 учебный год «Конструкторское бюро»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования.
В программу включена работа по знакомству детей старшего возраста с конструктором «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS - освоение приемов конструирования с использованием «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей; анализировать конструктивную и графическую модели, соотносить реальную конструкцию со схемой. Основное направление - это обучение детей работе с мелкими деталями, создание более сложных коллективных построек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-17_rabochaya_programma_konstruktorskoe_byuro_shaygardanova.docx | 66.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
( МАДОУ «Сказка»)
ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ «Сказка» протокол от «____» ____2016г. № ______ | УТВЕРЖДЕНО приказом МАДОУ «Сказка» от ____________ 2016г.№____ |
Рабочая программа
дополнительного образования по конструированию с детьми 5 - 6 лет
на 2016-2017 учебный год
«Конструкторское бюро»
Педагог
дополнительного
образования
Шайгарданова Г.Р.
г. Лабытнанги
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение
3.2. Материально-техническое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перспективный план на 2016 -17 учебный год
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
В документе перечисляются следующие виды деятельности, наиболее полно отвечающие потребностям детей дошкольного возраста:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещение и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
Разнообразные конструкторы позволяют организовать игровую, двигательную, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.
Конструирование – это специфическая деятельность, в результате которой дети создают из различных материалов, специальных строительных наборов и конструкторов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является сложным видом деятельности. В ходе конструирования развивается мелкая моторика и координация, приобретаются конструктивные навыки, развивается мышление, творческая активность и воображение ребёнка.
Конструирование охватывает все пять основных образовательных областей, которые определены Федеральным стандартом дошкольного образования.
Физическое развитие
Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребенка: ловкость и гибкость пальцев и кистей рук, точность движений, что является важным фактором общего развития.
Социально-коммуникативное развитие
Использование конструктора с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников, а также совместную деятельность со взрослым.
Познавательное и речевое развитие
Конструирование имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. В процессе конструирования формируются пространственные представления детей, которые являются базой для освоения важнейших учебных навыков: чтения, письма, счета.
В ходе практической деятельности дети осваивают понятия «вверх», «вниз», «спереди», «сзади», «выше», «ниже», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
Конструктивная деятельность формирует умения сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами.
Конструирование развивает логические способности дошкольников. Например, к анализу и синтезу (а как это сделано? из чего это состоит? как это построить из деталей?), к пониманию причинно-следственных связей в окружающем мире (что получится, если сделать так?), к абстрактному мышлению (ведь постройки лишь отдаленно напоминают реальные объекты окружающего мира): к исследовательской деятельности экспериментированию.
В программу включена работа по знакомству детей старшего возраста с конструктором «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS - освоение приемов конструирования с использованием «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей; анализировать конструктивную и графическую модели, соотносить реальную конструкцию со схемой. Основное направление - это обучение детей работе с мелкими деталями, создание более сложных коллективных построек
Срок реализации программы дополнительного образования «Конструкторское бюро» 1 год, объем курса36 учебных часа. Программа реализуется со старшей группы. Занятия проводятся: в старшей группе – 1 раз в неделю. Отбор форм и методов обусловлен возрастными физиологическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Диапазон использования с точки зрения конструктивно-игрового средства довольно широк.
Перед обучением детей играм с элементами конструктора, педагоги сами пробуют действовать с ними в ознакомительных целях и тщательно отрабатывают все игровые задания и приёмы, способы крепления, что оптимизирует ход обучающих занятий посредством создания обилия игровых ситуаций и поддержания познавательного и продуктивного интереса детей.
Обучение детей конструктивным навыкам с использованием конструктора проводится как на специальных занятиях, так и в ходе свободных игр с его элементами, в процессе которых дети знакомятся с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений.
Большое внимание уделяется активизации речи детей при составлении рассказов об этапах планирования будущей постройки, при составлении рассказов о её выполнении и о том, как они будут играть.
В ходе реализации поставленных задач особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей - умению комбинировать знакомые элементы по-новому. В этом помогают игровые творческие задания по обустройству жизненного пространства сказочных персонажей в играх-драматизациях по знакомым и любимым детьми произведениям детской художественной литературы, по созданию новых персонажей в знакомых сюжетных линиях, по моделированию фантазийных героев и обстоятельств их приключений.
При этом необходимо поощрять детскую инициативу в создании индивидуальных и коллективных замыслов.
Объекты и проекты, смоделированные из деталей, можно использовать для организации различных творческих игр (режиссёрских, сюжетно-ролевых), также для удовлетворения эстетических потребностей детей, включая поделки-украшения или игрушки-украшения в оформлении интерьера группы, помещений детского сада к различным праздникам и знаменательным датам.
Использование конструктивно-игрового средства даёт широкие возможности активизации познавательной деятельности детей, совершенствованию сенсорно-тактильных и двигательной сфер, формированию поведения, становлению детской деятельности, развитию коммуникативных функций и творческих способностей, повышению интереса к обучению.
Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающей действительности.
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, установление связи между их назначением и строением.
- Обучение вариативным способам крепления элементов.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора.
- Обучение сравнению предметов по форме, размеру, цвету; нахождению закономерности и отличия, общих черт в конструкциях; оперированию понятиями расположения в пространстве, сопоставляя со схемами, планами, чертежами.
- Обучение видению конструкции конкретного объекта, умению анализировать ее основные части и создавать модели соответствующих объектов; абстрагироваться при конструировании; передавать особенности формы объекта в конструируемых моделях; создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединенные общей темой.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта.
- Обучение детей умению согласовывать свои действия с партнерами по игре и собственно-конструктивной деятельности.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу по предложенной или по свободно выбранной теме.
- Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
- Формирование понятий: основание, периметр, симметрия, план, схема.
- Формирование умения коллективной работы (в парах, тройках, в команде); умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Познакомить с деталями конструктора «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS. Учить простейшему анализу сооруженных построек: выделять форму, величину, цвет конструктивных деталей. Учить детей сравнивать предметы по длине и ширине. Обогащать речь детей словосочетаниями, например: «дорожка красного цвета длинная (широкая)». Учить детей выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями. Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий. Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение. Развивать и поддерживать замысел детей в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении. Учить оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки. Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого раздела дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек единым сюжетом.
На занятиях по замыслу детей необходимо учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
Всего 36 занятий в год: 1 раз в неделю с конструктором ««ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS, по 25 минут подгруппами по 10-12 человек во второй половине дня.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в конструировании. Способен выбирать самостоятельно тему для работы и участников совместной деятельности; выполнять анализ образца; намечать цель деятельности; давать общее описание будущего продукта; осваивать план разработки замысла; сравнивать полученную постройку с задуманной; сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи; использовать компьютер для воплощения своих творческих замыслов; классифицировать материал для создания модели; творчески подходить к решению задачи; доводить решение задачи до работающей модели; излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности; называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимать построчную запись алгоритмов; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Ребенок обладает развитым воображением, которое проявляется в техническом творчестве. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- работы по предложенным инструкциям;
- математические понятия: «устойчивость», «основание», «симметрия», «план», «схема»;
- методы конструирования по схеме, картинке, условию, заданной теме;
- способы создания более крупных конструкций из мелких деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- основные конструкции алгоритмов; схема алгоритма; этапы алгоритма.
К концу освоения программы «Конструкторское бюро»:
дети овладевают навыками работы с конструктором «ЗНАТОК» ARTEC BLOCKS. У детей развита мелкая моторика пальцев, движений кистей и рук в целом. Дети знают все конструктивные детали, способы их соединений. Умеют работать по схемам, по условиям, образцу. Могут принимать решения, планировать действия и предвидение их последствий. Развито умение говорить и слушать. Дети умеют доводить начатое дело до конца. Умеют обсуждать сходство и различие. У детей развит навык измерения, оценки, классификации, навыки общения, совместной работы, сотрудничества, умение делиться с другими, уважение к окружающим, настойчивость. Способность сосредоточиваться, принимать участие в коллективной работе, обсуждать и принимать чужие идеи. У детей развито воображение, наблюдательность и творческое чутьё.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Раздел I. Кабинет «Конструкторское бюро» | ||||
Знакомство с кабинетом Птичка | 1 | 1 | ||
Раздел II. Веселая стая | ||||
Уточка на пруду | 1 | 1 | ||
Пингвины на льдине | 1 | 1 | ||
Цапля | 1 | 1 | ||
Страус | 1 | 1 | ||
Попугай | 1 | 1 | ||
Веселая стая. Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел III. Веселая ферма | ||||
Корова | 1 | 1 | ||
Собака | 1 | 1 | ||
Кролик | 1 | 1 | ||
Загоны для домашних животных. Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел IV. Морские друзья | ||||
Рыбки | 1 | 1 | ||
Дельфин | 1 | 1 | ||
Кит | 1 | 1 | ||
Морские друзья. Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел V. Зоопарк и его обитатели | ||||
Черепаха | 1 | 1 | ||
Крокодил | 1 | 1 | ||
Слон | 1 | 1 | ||
Панда | 1 | 1 | ||
Лев | 1 | 1 | ||
Зоопарк. Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел VI. Транспорт | ||||
Спецтехника (пожарная, скорая помощь) | 1 | 1 | ||
Автомобиль | 1 | 1 | ||
Экскаватор | 1 | 1 | ||
Корабль | 1 | 1 | ||
Вертолет | 1 | 1 | ||
Самолет | ||||
Ракета | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел VII. Цветы и насекомые | ||||
Цветочная полянка | 1 | 1 | ||
Бабочка | 1 | 1 | ||
Стрекоза | 1 | 1 | ||
Жуки | 1 | 1 | ||
Девочка и мальчик играют на поляне | 1 | 1 | ||
Контрольное занятие. Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Всего часов | 36 | 36 |
2.2. Содержание программы
Раздел I. Кабинет КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
- Знакомство с кабинетом, с конструктором «ЗНАТОК Artek blocrs», с его деталями. Способы соединения деталей. Птичка. Учить строить простейшую постройку по образцу. Формировать бережное отношение к конструктору.
Раздел II. Веселая стая
- Уточка на пруду. Учить строить простейшие постройки по образцу: объемную - уточку, плоскостную - пруд прямоугольной формы. Развивать мышление и воображение. Формировать бережное отношение к конструктору. Закрепить названия деталей, форму, способы соединения. Расширять представления детей о птицах, о видах птиц: водоплавающие.
- Пингвины на льдине. Учить строить пингвина и льдину овальной формы по образцу, по карточке. Развивать мышление и воображение. Закрепить названия деталей, способы соединения, форму предметов. Расширять представления детей о птицах, о видах птиц – нелетающие, водоплавающие.
- Цапля. Учить создавать объемную фигуру птицы по карточке, по образцу. Учить точному соединению деталей. Развивать мышление и воображение. Расширять представления детей о птицах.
- Страус. Учить создавать объемную фигуру птицы по карточке, по образцу. Учить точному соединению деталей. Расширять представления детей о птицах. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Попугай. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Учить точному соединению деталей. Расширять представления детей о птицах. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Веселая стая. Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление и воображение.
Раздел III. Веселая ферма
- Корова. Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора по образцу. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Собака. Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора по образцу. Развивать мышление и воображение.Закрепить названия деталей, способы соединения.
- Кролик. Учить строить кролика из конструктора, анализируя образец. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Загоны для домашних животных. Конструирование по замыслу. Учить строить самостоятельно по своему замыслу загоны для домашних животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел IV. Морские друзья
- Рыбки. Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, творчество.
- Дельфин. Учить строить морских обитателей. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Кит. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о морских обитателях. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Морские друзья. Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию.
Раздел V. Зоопарк и его обитатели
- Черепаха. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Крокодил. Учить различать хищников от травоядных животных. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Слон. Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Панда. Учить строить панду. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление и воображение.
- Лев. Учить строить льва. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество.
- Зоопарк. Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Закреплять знания о животном мире. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию.
Раздел VI. Транспорт
- Спецтехника (пожарная, скорая помощь, полицейская машина). Познакомить детей с профессиями служб спасения. Учить строить из конструктора пожарную, полицейскую машины, машину скорой помощи. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать значимость профессии в жизни.
- Автомобиль. Продолжать учить правила дорожного движения. Закрепляем конструктивные навыки. Развивать мышление и воображение.
- Экскаватор. Закреплять знания о строительной технике. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Корабль. Дать обобщенное представление о кораблях. Научить способам конструирования корабликов. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Научить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Развивать творчество и логическое мышление.
- Вертолет. Закрепить знания о профессии пилота, о воздушном транспорте. Учить строить вертолет по образцу. Учить помогать друг другу. Развивать мышление и воображение.
- Самолет. Закрепить знания о профессии летчиков, о воздушном транспорте. Учить строить самолет по схеме. Учить помогать друг другу. Развивать творчество и логическое мышление.
- Ракета. Закреплять знания о космонавтике. Продолжать формировать умение конструировать по карточке. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки.
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Закрепить знания о видах транспорта. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию, конструктивные навыки.
Раздел VII. На цветочной поляне
- Цветочная полянка. Закреплять знания о цветах. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Бабочка. Закреплять знания о насекомых. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки.
- Стрекоза. Закреплять знания о насекомых. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки.
- Жуки. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки.
- Девочка и мальчик играют на полянке. Научить детей конструировать фигуру человека. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки.
- Контрольное занятие. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Определить уровень освоения программного материала.
36.Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение программы
Методика проведения занятий предусматривает освоение теоретического материала и практические работы для закрепления теоретической информации, самоанализ и анализ.
В педагогическом процессе дополнительного образования детей используются различные технологии обучения:
- групповые технологии (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе);
- игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
- технологии дифференцированного обучения (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей);
- технология проблемного обучения.
Ведущим видом деятельности в возрасте 3-7 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приёмов (занимательные конструкторские игры, увлекательные задания, игры – головоломки, упражнения). В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. В основе обучения конструированию лежит индивидуальный и дифференцированный подход. По окончании каждой темы проводится занятие с использованием групповой формы. Целесообразность использования групповой формы обусловлена обширностью тем, возможностью конструировать пространство, объединенное одной большой темой, стимулируя развитие у детей коммуникативных навыков, а также обобщение и закрепление изученного материала.
Наряду с наглядными методами, многообразием вариантов сборки деталей конструктора в сочетании с самостоятельной конструкторской деятельностью используется частично – поисковый и проектно- конструкторский методы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
- Наборы конструктора серии «ЗНАТОК Artek blocrs»-«Game Greator» (130 деталей) – 100 штук.
- Фотоаппарат цифровой.
- Компьютер, цветной принтер.
- Мультимедийная доска.
- Документ - камера.
- Презентации по тематическим разделам.
- Картинки, фотографии по следующим темам: автомобили различного назначения: грузовые, легковые, «скорая помощь», «полиция», подъемные краны, трактор, автобус и др.; воздушный транспорт: вертолеты, самолеты разного вида и назначения; водный транспорт разного исторического периода и назначения; подводные лодки, батискафы; космические аппараты; поезда; растения; животные, насекомые, рыбы, рептилии, птицы; динозавры; люди разных профессий, дети.
ЛИТЕРАТУРА
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
- Кубики Artec «Набор Game Greator» «ЗНАТОК». Руководство по играм.
- Кубики Artec «Набор Отличная математика» «ЗНАТОК». Руководство
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
Приложение 1
Перспективный план на 2016 -17 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Программное содержание | ||
1 | 08.09.16 | Знакомство с кабинетом «Птичка» | Знакомство с кабинетом, с конструктором «ЗНАТОК Artek blocrs», с его деталями. Способы соединения деталей. Птичка. Учить строить простейшую постройку по образцу. Формировать бережное отношение к конструктору. | ||
2 | 15.09.16 | Уточка на пруду. | Учить строить простейшие постройки по образцу: объемную - уточку, плоскостную - пруд прямоугольной формы. Развивать мышление и воображение. Формировать бережное отношение к конструктору. Закрепить названия деталей, форму, способы соединения. Расширять представления детей о птицах, о видах птиц: водоплавающие. | ||
3 | 22.09.16 | Пингвины на льдине. | Учить строить пингвина и льдину овальной формы по образцу, по карточке. Развивать мышление и воображение. Закрепить названия деталей, способы соединения, форму предметов. Расширять представления детей о птицах, о видах птиц – нелетающие, водоплавающие. | ||
4 | 29.09.16 | Цапля. | Учить создавать объемную фигуру птицы по карточке, по образцу. Учить точному соединению деталей. Развивать мышление и воображение. Расширять представления детей о птицах. | ||
5 | 06.10.16 | Страус. | Учить создавать объемную фигуру птицы по карточке, по образцу. Учить точному соединению деталей. Расширять представления детей о птицах. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
6 | 13.10.16 | Попугай. | Учить строить из конструктора, анализируя образец. Учить точному соединению деталей. Расширять представления детей о птицах. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
7 | 20.10.16 | Веселая стая. | Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление и воображение. | ||
8 | 27.10.16 | Корова. | Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора по образцу. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
9 | 03.11.16 | Собака. | Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора по образцу. Развивать мышление и воображение. Закрепить названия деталей, способы соединения. | ||
10 | 10.11.16 | Кролик. | Учить строить кролика из конструктора, анализируя образец. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
11 | 17.11.16 | Загоны для домашних животных. | Конструирование по замыслу. Учить строить самостоятельно по своему замыслу загоны для домашних животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
12 | 24.11.16 | Рыбки. | Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, творчество. | ||
13 | 01.12.16 | Дельфин. | Учить строить морских обитателей. Учить строить из конструктора, анализируя образец. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
14 | 08.12.16 | Кит. | Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о морских обитателях. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
15 | 15.12.16 | Морские друзья. | Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию. | ||
16 | 22.12.16 | Черепаха. | Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
17 | 29.12.16 | Крокодил. | Учить различать хищников от травоядных животных. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
18 | 12.10.17 | Слон. | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
19 | 19.01.17 | Панда. | Учить строить панду. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление и воображение. | ||
20 | 26.01.17 | Лев. | Учить строить льва. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Развивать мышление, воображение, фантазию, творчество. | ||
21 | 02.02.17 | Зоопарк. | Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Закреплять знания о животном мире. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию. | ||
22 | 09.02.17 | Спецтехника (пожарная, скорая помощь, полицейская машина). | Познакомить детей с профессиями служб спасения. Учить строить из конструктора пожарную, полицейскую машины, машину скорой помощи. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать значимость профессии в жизни. | ||
23 | 16.02.17 | Автомобиль. | Продолжать учить правила дорожного движения. Закрепляем конструктивные навыки. Развивать мышление и воображение. | ||
24 | 02.03.17 | Экскаватор. | Закреплять знания о строительной технике. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
25 | 09.03.17 | Корабль. | Дать обобщенное представление о кораблях. Научить способам конструирования корабликов. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Научить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Развивать творчество и логическое мышление. | ||
26 | 16.03.17 | Вертолет. | Закрепить знания о профессии пилота, о воздушном транспорте. Учить строить вертолет по образцу. Учить помогать друг другу. Развивать мышление и воображение. | ||
27 | 23.03.17 | Самолет. | Закрепить знания о профессии летчиков, о воздушном транспорте. Учить строить самолет по схеме. Учить помогать друг другу. Развивать творчество и логическое мышление. | ||
28 | 30.03.17 | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки. Закрепить знания о видах транспорта. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, мышление, воображение, фантазию, конструктивные навыки. | ||
29 | 06.04.17 | Ракета. | Закреплять знания о космонавтике. Продолжать формировать умение конструировать по карточке. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки. | ||
30 | 13.04.17 | Цветочная полянка. | Закреплять знания о цветах. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
31 | 20.04.17 | Бабочка. | Закреплять знания о насекомых. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки. | ||
32 | 27.04.17 | Стрекоза. | Закреплять знания о насекомых. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки. | ||
33 | 04.05.17 | Жуки. | Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закреплять знания о животных. Развивать мышление, творчество, фантазию, конструктивные навыки. | ||
34 | 11.05.17 | Девочка и мальчик играют на полянке. | Научить детей конструировать фигуру человека. Продолжать формировать умение конструировать по образцу. Развивать логическое мышление, воображение, конструктивные навыки. | ||
35 | 18.05.17 | Контрольное занятие. | Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Определить уровень освоения программного материала. | ||
36 | 25.05.17 | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области Старшая группа 2016-2017 учебный год
Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования . Старшая группа...
Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2016-2017
Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....
Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 6 - 7 лет на 2017-2018 учебный год «Конструкторское бюро»
Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей седьмого года жизни с конструктор...
Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по конструированию
Рабочая программадополнительного образования по конструированию...