Проект по технической направленности «Юный конструктор»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Вместе с коллегами составили долгострочный проект над которым будем работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_konstruktor.docx | 181.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 общеразвивающего вида
Приложение 1 к Программе развития МБДОУ детского сада № 61 общеразвивающего вида
Проект «Юный конструктор»
Авторы проекта: Катченкова О.В. заведующий Кирогло Ю.С. ст. воспитатель Ступакова С.П. воспитатель
С. Ершово 2018г.
|
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.
Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико ориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда её познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления, речи, внимания памяти, воображения.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.
Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.
Конструктивная деятельность является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В процессе конструирования формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Введение в образовательную деятельность различных видов конструирования, как деятельность способствующая формированию первоначальным техническим навыкам у дошкольников. Задачи проекта:
- Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми младших, средних, старших, подготовительных групп;
- Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями
(картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);
- Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования;
- Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Участники проекта
Администрация, педагоги, родители и воспитанники МБДОУ детского сада № 61
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный, 2018-2020 гг.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Education, Lego Duplo, ТИКО- конструкторов в образовательном пространстве ДОУ.
Но при реализации данного проекта, как и любой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
- Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с детьми.
- Недостаточная возможность проявить личностные достижения в области конструирования не позволит удовлетворить запросы воспитанников.
- Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности
родителей в совместных творческих проектах.
Методы устранения рисков.
- Повышение квалификации педагогов за счет курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов;
- Поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты;
- Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;
- Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.)
Направления реализации проекта
- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках познавательной и исследовательской деятельности
-формирование мотивации к техническому творчеству на уровне дошкольного, в процессе использования технологий конструирования, Lego -конструирования и ТИКО-конструирования, конструирования из бросового материала.
- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках совместной экспериментально-исследовательской деятельности (совместные эксперименты, исследовательские проекты в рамках изучения предметного мира).
-формирование инженерного мышления у воспитанников средствами взаимодействия с другими образовательными организациями района и города, учреждениями культуры.
Механизмы и условия реализации проекта
Реализация направлений проекта возможна через разработку и апробацию организационно-содержательных условий, таких как:
- Разработка и апробация содержания образовательных программ дополнительного образования, учебных программ компонента учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
- Развитие материальной базы образовательной организации, эффективное использование групповых и вне групповых помещений детского сада.
- Формирование системы социальной поддержки одаренных детей.
- Развитие и подготовка педагогических кадров (формирование компетенций педагогов) для эффективной работы по формированию инженерного мышления воспитанников через разработку, отбор и апробацию эффективных методик, технологий и диагностического инструментария. Поддержка инновационной деятельности педагогических работников образовательных организаций.
Основные этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный этап.
Второй этап– содержательный этап. Третий этап– результативно-прогностический этап.
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок (период) выполнения | Ответственное лицо |
Подготовительный этап |
1. | Анализ программно-методического обеспечения | Август – сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель | ||
2. | Анализ предметно-развивающей среды | Август – сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель | ||
3. | Анализ кадровых условий. | Август – сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель | ||
4. | Обучение педагога методике конструирования | Сентябрь 2018г. | Катченкова О.В. заведующий | ||
5. | Разработка перспективного тематического плана реализации проекта в каждой возрастной группе, внесение изменений в образовательную программу, рабочие программы педагогов. | Сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель | ||
6. | Подготовка практического материала (дооборудование центров конструирования различными видами конструкторов, наглядно – иллюстративным материалом) | Сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель педагоги групп | ||
7. | Входящая педагогическая и психологическая диагностика конструктивных навыков, развития мышления, творческого воображения детей. | Сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель | ||
8. | Информирование родителей (законных представителей), опрос об участии детей в проекте | Сентябрь 2018г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель педагоги групп | ||
Содержательный этап | |||||
1. | Цикл непрерывно образовательной деятельности по обучению детей конструированию. | Октябрь 2018г. – май 2020г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель, педагоги групп | ||
2. | Серии развивающих игр с конструкторами в совместной деятельности педагогов с детьми. | Октябрь 2018г. – май 2020г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель, педагоги групп | ||
3. | Организация творческих выставок, конкурсов - представление результатов продуктивной деятельности. | Октябрь 2018г. – 2020г. | май | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель, педагоги групп | |
4. | Проведение открытых мероприятий (стажерских площадок, итоговых занятий) по реализации проекта для педагогического сообщества и родителей.
| Декабрь 2018г. – апрель 2020г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель, педагоги групп | ||
5. | Промежуточная диагностика конструктивных навыков, развития мышления, творческого воображения детей. | Конец учебного года | Кирогло Ю.С.- ст. воспитатель, педагоги групп | ||
Результативно-прогностический этап | |||||
1. | Итоговая педагогическая и психологическая диагностика конструктивных навыков, развития мышления, творческого воображения детей. | Май 2020г. | Кирогло Ю.С.- ст. воспитатель | ||
2. | Анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов с целью получения обратной связи по реализации проекта. | Май 2020г. | Кирогло Ю.С.- ст.воспитатель. | ||
3. | Публичный отчет о результатах реализации проекта (на родительских собраниях, на сайте детского сада). | Май 2020г. | КатченковаО.В. – заведующий, Кирогло Ю.С.- ст. воспитатель. |
Планируемые результаты
- Создание системы взаимодействия МБДОУ детского сада № 61 с социальными партнерами (образовательными организациями и организациями дополнительного образования) по формированию инженерного мышления у детей дошкольного и возраста;
- Разработка критериев определения уровня сформированности инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
- Разработка стартовой, текущей, итоговой диагностики на уровнях дошкольного образования по определению уровня сформированности инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
- Положительные результаты мониторинга реализации Программы по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
Материально-техническое обеспечение проекта
В соответствие с имеющимися видами конструкторов, приобретенных МБДОУ детским садом № 61 для реализации проекта планируется использование конструкторов:
- Lego Duplo
- Lego Education Мягкий конструктор
- Пластмассовый конструктор (разных размеров)
- Деревянный конструктор
- Металлический конструктор
- ТИКО-конструктор Тематические конструкторы
Организация образовательной деятельности по конструированию.
Конструктивная деятельность является идеальной формой, которая позволяет педагогу сочетать воспитание, развитие и образование детей в режиме игры.
Включение детей в конструкторскую деятельность происходит в форме непрерывно образовательной деятельности (НОД), а также совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной, экспериментирования).
План непрерывно образовательной деятельности по конструированию:
2 НОД в месяц в младших и средних группах (1 НОД в обязательной части, 1 НОД в части, формируемой участниками образовательных отношений);
4 НОД в месяц в старших и подготовительных группах (1 НОД в обязательной части, 3 НОД в части, формируемой участниками образовательных отношений).
Продолжительность НОД соответствует требованиям САНПиН: для детей от 3до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
При организации деятельности учитываются этапы развития конструктивной деятельности.
Выделяют
два этапа:
- подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования;
- творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования.
подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.
В разных возрастных группах учитываются знания об окружающем мире, полученные детьми на предыдущих этапах конструирования. Образовательная деятельность строится с учетом комплексно-тематического принципа планирования. Планирование в каждой возрастной группе включает девять тем, каждая из которых прорабатывается в течение месяца. Каждое тематическое конструирование завершается мероприятием, на котором демонстрируются созданные детьми модели (например, фото – выставкой, сюжетно-ролевой игрой, презентацией макета и т.д.)
Методические рекомендации для организаций конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Воспитательные задачи:
- сформировать интерес к конструированию;
- привить умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнения;
- воспитать аккуратность при работе с различными материалами; сформировать умение выполнять коллективную работу.
Развивающие задачи:
- развивать чувство формы при создании построек;
- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
- способствовать овладению конструктивным умениям: расположение детали в различных направлениях на разных плоскостях, надежное соединение деталей, соотношение постройки со схемами, подбор адекватных приемов соединения деталей; включить в активный словарь ребенка специальные понятия: «конструкция», «архитектура», «схема».
Образовательные задачи:
- продолжить знакомство с деталями конструктора, их свойствами и выразительными возможностями;
- познакомить с объемными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав конструктора;
- научить размещать в пространстве различные геометрические тела, создавая более сложную определенную конструкцию конкретного значения;
- научить определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом;
- научить видеть образ и соотносить его с формами конструкторов;
- продолжить знакомство с приемами создания конструкций, крепления деталей конструктора;
- обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования предлагаемых заготовок.
Перспективное тематическое планирование в младшей группе.
Месяц | Тема | Цели | ОД в совместной деятельности |
Октябрь | «Конструирование дорожек» Задание:
| Связь между постройками и линиями. Преобразование дорожки (прямая - извилистая, широкая - узкая, длинная короткая.) | Физическое развитие Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности, дорожкам разной ширины и длины, по дорожкам для профилактики плоскостопия. Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие.
|
Ноябрь | «Забор» Задание:
| Знакомство со способом размещения деталей на равном расстоянии друг от друга. Обучение использования мерки. Способы преобразования постройки в длину и высоту с добавлением ворот. | Физическое развитие:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно- эстетическое развитие:
|
Декабрь | «Ворота» Задание: 1. Как заборчик превратится в загородку (ферма). | Вызвать интерес к усложнениям постройки способом замыкания | Физическое развитие:
Познавательное развитие: |
| конструкции (загородка) и добавления ворот. |
Речевое развитие:
Тара - ра, тара- ра Собирайся детвора, Собирайся детвора, Отворяйте ворота!
Художественно-эстетическое развитие:
| |
Январь | «Башни» Задание: | Расширять опыт конструирования линейно- | Физическое развитие: «Зимние забавы» (Цель: строим башни из снега) |
| вертикальных построек. Знакомство с полукубом, их сравнение. Сравнение пирамиды с башней. Введение понятия «устойчивости» башни. |
конструирования, расширить творческое воображения, чувство формы, величины, пропорций.)
Художественно- эстетическое развитие:
| |
Февраль | «Мебель» Задание: | Расширять опыт конструирования мебели, создавая | Физическое развитие: Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по лавочкам; |
Играем в магазин «Мебель» | конструкции по образцу и представлению. |
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
| |
Март | «Лестница» Задание: | Расширять способы создания | Физическое развитие: |
| вертикальных построек «лестницы», познакомить с новой деталью – пластиной. |
|
| |||
Апрель | «Транспорт» Задание:
| Познакомить со способом создания устойчивой конструкции из разных деталей. Учить подбирать детали для изображения основных частей машины (кабина, кузов). Познакомить с новой детальюцилиндр. | Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
квадрате, треугольнике; о цвете; о величине )
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:
|
Игра-ситуация «Продуктовая машина» (цель: дать представление о полезной пище – овощах, фруктах, молочных продуктах)
| |||
Май | «Дом» Задание:
| Расширить понятие о создании замкнутых конструкций (гараж, дом), знакомство с аркой для изображения окошек. | Социально-коммуникативное развитие:
комната, нужно помочь кукле разместить мебель и вещи в ее квартире)
Познавательное развитие:
Физическое развитие:
повторяют движения )
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
|
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
- развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
- развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;
- выработать аккуратность при работе с конструкторами;
- сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.
Развивающие задачи:
- продолжить формирование чувства формы при создании конструкций;
- способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика/статика;
- продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти;
- закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;
- включить в словарь ребенка специальные понятия: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика».
Образовательные задачи:
- закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывать в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;
- научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;
- видеть образ и соотносить его с деталями конструктора;
- научить использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности;
- научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.
Перспективное тематическое планирование в средней группе.
Месяц | Тема | Цели | ОД в совместной деятельности |
Октябрь | «Мой город» Задание:
| Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Огнецвет «Кто начинает день?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
|
Ноябрь | «Наш быт» Задание:
| Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки. Развивать внимание, память, мелкую моторику. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
|
Физическое развитие
| |||
Декабрь | «Новый год» Задания:
| Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
«Новый год», Н. Найденова «Новый год», О. Высотская «Елочка» Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
догони». |
Январь | «Дома» Задания:
| Закрепить приемы построек сверху вниз. Закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, многогранник) и | Познавательное развитие
«Старинные дома» (иллюстрации из сказок), «Дома разных народов мира».
Социально-коммуникативное развитие
|
архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов. |
Пословицы и поговорки о жилище человека. С. Георгиев «Бабушкин садик». Зимовье зверей (в обр. А. Толстого). М. Горький «Про Иванушку-дурачка». Художественно-эстетическое развитие Игры со строительным материалом. «Дом фермера». «Дом лесника».
Физическое развитие
| ||
Февраль | «Безопасность на дорогах нашего города» Задание:
| Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику руки. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Игры со строительным материалом -светофор
|
Физическое развитие
| |||
Март | «Домашние животные» Задание:
| Продолжать развивать наглядно-действительное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
- «Животные мои друзья» -«Зачем человеку домашние животные»
Речевое развитие
-Загадки о животных -рассказы Е. Чарушина -С. Я. Маршак «Усатый- полосатый» - стихи о животных
Художественно-эстетическое развитие
-«Петух» -«Собака» -«Кошка» - «Будка для собаки»
Физическое развитие Подвижные игры «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лошадки» |
Апрель | «Космос» Задание: 1. Самолет. | Учить детей идентифицировать детали LEGO 9076, по образцу | Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций. -альбом «Путешествие в космос» |
| соединять их в конструктивную модель самолета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Воспитывать интерес к конструированию 3D-конструкций и участию в совместном проекте «Космос». | -плакат «Космос» Настольно-печатные игры.
-д/и «сказочные планеты»
Социально-коммуникативное развитие
-Уроки мудрого звездочета -Профессия «Космонавт» -Что такое космос?
Речевое развитие
-«Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» -сказка «Бельчонок и звезда»
Художественно-эстетическое развитие
-« Ракета» -«Летательный аппарат»
Физическое развитие
Эстафета «Веселые космические соревнования» | |
Май | «Мир природы» Задания: 1. Животные в зоопарке. |
| Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций.
-презентация «Животные зоопарка»
|
| Настольно-печатные игры. -«Чей след», «Чей хвост», «чья шуба» -«Хищники и травоядные» -«Один – много» Социально-коммуникативное развитие Беседы - Что такое зоопарк? -О правилах поведения в зоопарке -Профессии людей, которые работают в зоопарке
Речевое развитие Чтение художественной литературы -«Зоопарк от А до Я» -С. Я. Маршак «Детки в клетке» Художественно-эстетическое развитие
-«Животные в зоопарке» -«Вольер для обезьян» -«Аквариум для рыб»
Физическое развитие
|
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные задачи:
- Продолжать закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
- развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
- привить навык коллективной работы.
Развивающие задачи:
- продолжить формирование чувства и пластики при создании конструкций;
- формировать умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактура/статика в процессе конструирования;
- продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти; формировать умение планирования своей деятельности;
Образовательные задачи:
- совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида,) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, двери, лестницы, окна, балконы) входящие в состав конструкторов;
- научить создавать сюжетные конструктивные образы;
- помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
- научить выделять образ в различных геометрических телах;
- формировать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
- формировать навык в создании конструкций по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
- продолжать формировать умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
Перспективное тематическое планирование в старшей группе.
Месяц | Тема | Цели | ОД в совместной деятельности |
Октябрь | «Моя планета» Задания:
| Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов. Познакомить с профессией инженера – строителя, архитектора.
| Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Цель: Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
|
Ноябрь | «Транспорт-помощник» Задания:
| Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Дать начальные представления о профессии горного инженера, инженера – | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие. |
7. Коллективная работа «Автопарк». | механика, дорожного строителя. |
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
| |
Декабрь | «Новогодний калейдоскоп» Задания:
| Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
| |||
Январь | «В гостях у сказки» Задания:
| Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
|
Февраль | «Азбука безопасности» Задания: 1. Пожарная машина. | Привить навык коллективной работы. | Познавательное развитие |
| Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
| Д/и «Опасно - безопасно», «Спецтехника», «Не ошибись», «Что можно, а что нельзя?», «Доскажи словечко», «Экстренная помощь», «Позови на помощь», «Опасные предметы», «Кому ты откроешь дверь?». Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Кто спешит на помощь к нам - спецтехника», «Профессия - спасатель».
«Спасатели», «Подводные работы». Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Катер водолазов. Скорая помощь. Пожарная машина. Полицейская машина.
Физическое развитие
| |
Март | «Весна шагает по планете» Задания:
| Научить использовать различные типы композиций при создании объемных конструкций. Научить создавать сюжетные конструктивные образы.
| Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Готовимся к прилёту скворцов» «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», «Семья дома», «Мамины помощницы». Речевое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
Ледокол. Скворечник для птиц. Цветок для мамы. Физическое развитие
| |||
Апрель | «Космос» Задания:
| Учить создавать 3Dмодель ракеты в соответствии с алгоритмом чередования деталей LEGO 9689;9222 в соответствии с фотографической схемой. Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании 3Dмодели. Дать начальные представления о профессии радиоинженера. | Познавательное развитие Беседы: «День космонавтики», «Солнечная система».
Социально-коммуникативное развитие Презентация «Профессия радиоинженера» Сюжетно-ролевые игры: «Полет на луну», «Космонавты». Речевое развитие
Носов «Незнайка на луне» (отрывок), Авдеев, «Космическая азбука». Художественно-эстетическое развитие
Самолёт. Космонавт. Звездолёт. Физическое развитие
одной ноге». |
Май | «Праздник весны и труда» Задания:
| Познакомить с плоскостным конструированием, совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в | Познавательное развитие Беседы: «Профессии», «Транспорт - помощник». Д/и: «Магазин семян», «Кому что нужно?», «Лабиринты». Социально-коммуникативное развитие |
| процессе создания конструктивного образа. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам. |
«Мы водители», «Едем к бабушке в деревню», «Наша мастерская», «Магазин семян». Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Транспорт. Коллективная работа «Огород». Физическое развитие
|
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности детей подготовительной к школе группе ( 6-7 лет).
Воспитательные задачи:
- закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
- развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
- привить навык коллективной работы.
Развивающие задачи:
- продолжить формирование чувства и пластики при создании конструкций;
- закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактура/статика в процессе конструирования;
- продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти;
- совершенствовать умение планирования своей деятельности;
- включить в словарь ребенка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника – наука о строении».
Образовательные задачи:
- совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов;
- научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;
- научить создавать сюжетные конструктивные образы;
- помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
- научить выделять образ в различных геометрических телах;
- совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
- формировать навык в создании конструкций по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
- научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
- закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
- выработать способность осознанию заменять одни детали другими.
Перспективное планирование в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Цели | ОД в совместной деятельности |
Октябрь | «Урожай» Задания:
| Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Продолжать учить работать вместе. Расширять представления о профессии инженерамеханика сельскохозяйственного производства. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Осень встречай – урожай собирай» «Все профессии важны, все профессии нужны» Сюжетно-ролевые игры: «Мы едем на дачу собирать урожай» «Конструкторское бюро»
Речевое развитие
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Е. Носов. «Тридцать зерен» Художественно-эстетическое развитие
Комбайн. Мельница.
Физическое развитие
|
Ноябрь | «Кто и как готовится к зиме» Задания:
| Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Закреплять представления о профессии инженерамеханика сельскохозяйственного производства. | Познавательное развитие Беседы: «Как фермерское хозяйство готовится к зиме» «Дело мастера боится»
Социально-коммуникативное развитие С/р игры: «Едем к бабушке в деревню» «Гараж сельскохозяйственной техники»
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Грузовые машины. Ферма.
|
Декабрь | «Город мастеров» Задания:
| Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. Расширять представления о профессии инженерастроителя, архитектора. | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему», Бианки «Лесные домишки» «Плохой молоток и непослушные гвозди» С. Маршак Пословицы и поговорки о труде и строительстве |
маленьких человечков». | Художественно-эстетическое развитие
Мебель. Гараж для нескольких машин. Коляска для малыша.
| ||
Январь | «Зимние забавы» Задания:
| Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. Закреплять представления о профессии инженерастроителя, архитектора, инженера-конструктора. | Познавательное развитие Беседы: «Почему ледовый городок должен быть прочным?» «Какие зимние забавы может устроить инженер- конструктор?» Рассматривание иллюстраций и альбомов « Зимние забавы». Социально-коммуникативное развитие
«Едем в гости к Деду Морозу» «Встречаем Новый год» Речевое развитие
«Айога», нанайск. сказка, обр. Д. Нагишкина Одоевский «Морозко» Чтение календарных обрядовых песен: « Коляда, коляда…» Художественно-эстетическое развитие
Сани Деда Мороза. Детский городок.
Физическое развитие
|
Февраль | «Маленькие исследователи» Задания:
| Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию. Знакомство с профессией инженера-технолога, инженера-электромеханика. Расширение представлений о профессии радиоинженера. | Познавательное развитие Беседы: «Для чего нужен микроскоп» «Кто такие исследователи» «Природные явления - для чего их изучают?»
Социально-коммуникативное развитие
«Моряки подводники» «Инженеры-конструкторы»
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Маяк. Микроскоп
Физическое развитие
|
Март | «Быть здоровыми хотим» Задания:
«Спортплощадка». | Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкций. Закреплять навыки строить по схемам. Продолжать учить работать в коллективе. | Познавательное развитие Беседы: «О важности спорта» «Виды спорта»
«Поликлиника» «Спортсмены» «Тренажерный зал»
|
Речевое развитие
Д. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу» С. Михалков «Я расту!»
Конструирование в свободной деятельности детей: Вратарь. Стадион.
Физическое развитие
| |||
Апрель | «Космос» Задания:
| Учить использовать базовые формы LEGO-конструктора 9580; 9222 для создания 3Dконструкций космодрома на основе мультимедийного сопровождения. Развивать конструктивное творчество с целью формирования пространственной системы познания окружающего мира. Воспитывать у детей творческую инициативу в создании вариативных 3Dмоделей. Закрепление представлений о профессиях инженератехнолога, инженераконструктора, инженераэлектромеханика. радиоинженера. | Познавательное развитие Беседы: «День космонавтики» беседы «Неизвестная вселенная», «Планеты Солнечной системы» «Первооткрыватели космоса»
Социально-коммуникативное развитие
«Полет на луну» «Космонавты» «Исследователи новой планеты»
Речевое развитие
Н. Носов «Незнайка на луне» (отрывок) «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»(албанская сказка), «Небесный олень», «О чём рассказал телескоп» П. Клушанцев |
Художественно-эстетическое развитие
Ракета. Космическая станция.
Физическое развитие
| |||
Май | «День Победы» Задания:
| Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкций. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Закрепление представлений о профессиях инженераконструктора, инженераэлектромеханика, радиоинженера. | Познавательное развитие Беседы: «Дети войны» «Разведчики»
Социально-коммуникативное развитие
«Танкисты» "Военный репортер". Речевое развитие
Н. Найденова «Хотим под мирным небом жить» Н.С. Тихонов «Враг у ворот», «Ночи Ленинграда» С. Михалков «Быль для детей», «Карта» Разучивание пословиц, поговорок, загадок о мужестве, смелости и стойкости воинов. Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
|
Формы работы с родителями.
Младшие группы
- Родительское собрание «Вечер вопросов и ответов по организации конструирования в младшей группе»
- Мастер – класс «Возможности конструктора «Лего-дупло»
- Практикум для родителей «Играем вместе!»
- Письменные консультации: «Виды детского конструирования в младшей группе», «Роль конструирования в развитии познавательной активности детей» 5. Консультации на сайте группы и детского сада (те же)
- Альбомы по тематике проекта.
- Открытые просмотры НОД для родителей.
- Фото-выставки по представлению собственных моделей конструирования.
- Презентации на сайте детского сада.
- Итоговые просмотры НОД для родителей.
- Выставки лучших работ детей.
Средние группы
- Родительское собрание «Знакомство с проектом по конструированию «Юный конструктор».
- Консультация – практикум «Волшебные кирпичики».
Цель: познакомить родителей с разными видами конструкторов, показать приемы соединения деталей между собой.
- Выставка совместных работ 4. Участие в интернет-конкурсе.
- Фотовыставка «Дом моей мечты»
- Семинар-практикум «Развивающие игры с конструктором» (нетрадиционные приемы)
- Выставка совместных работ «Домашние животные» 8. Открытые просмотры НОД по лего - конструированию.
9. Анкетирование родителей.
Старшие группы
- Фотовыставка «Лего любит вся семья- мама, папа и я»
- Мастер-класс для родителей «Конструирование, как средство развития интеллекта»
- Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте детского сада. 4. Анкетирование на тему «Конструктивные способности дошкольников»
- Оформление стендового материала по конструированию.
- Письменные консультации: «Сегодня мы делаем вместе, а завтра ты делаешь сам»,
«Экспериментирование с конструктором как средство интеллектуального развития»
- Создание совместных построек (родители-дети)
- Пополнение предметно-развивающей среды конструкторами разных видов.
- Создание презентации «Успехи наших детей»
- Информационный стенд с советами об организации игр с конструкторами дома.
Подготовительные группы
- Консультация для родителей на родительском собрании о проекте «Юный конструктор»
- Фотовыставка поделок из конструктора, выполненных детьми дома
- Мастер - класс на родительском собрании «Построй свою постройку и презентуй ее»
- Консультация на сайте детского сада «Развиваем моторику через конструктор»
- Выставка детско-родительских работ из LEGO
- Мастер-класс по постройке различных моделей из конструктора «Первые механизмы»
- Творческая выставка двигающихся поделок из конструктора.
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
- Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием технологий конструирования в рамках реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
- Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству;
- Овладение педагогами технологиями конструирования и робототехники.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений и учреждениями дополнительного образования:
- Программа дополнительного образования по конструированию с использованием различных конструкторов (с приложениями перспективного тематического планирование по 4 возрастным группам, ряда конспектов образовательной деятельности);
- Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы для педагогов и родителей.
Для оценки эффективности реализации проекта будет проводится педагогическая и психологическая диагностика сформированности конструктивных навыков, психических процессов, сформированности прединженерного мышления. Входящая диагностика будет проведена в октябре 2017г., итоговая - в мае 2020г.
Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.
Диагностическая карта в младшей группе
Ф.И. ребенка | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта в средней группе
Ф.И. ребенка | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта в старшей группе
Ф.И. ребенка | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
Диагностическая карта в подготовительной группе | |||||||||||||||
Ф.И. ребенка | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологическая диагностика психических процессов.
(проводится педагогом-психологом)
Диагностическая карта в подготовительной группе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогическая оценка сформированности прединженерного мышления
Ф.И. ребенка | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Развитие проекта
- Разработка и реализация тематических проектов;
- Дооборудование центров конструирования конструкторами LEGO;
- Доработка критериев педагогической и психологической диагностики;
- Расширение спектра практико-ориентированных форм взаимодействия с родителями;
- Повышение уровня владения педагогами технологией конструктивной деятельности;
- Создание методического пособия, содержащего цикл конструктов НОД, совместной деятельности, тематических проектов по конструированию.
Технологическая карта НОД по конструированию
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Предварительный | Приветствие Настрой на деятельность |
|
|
|
Организационнопроблемный | Введение в игровую или проблемную ситуацию Актуализация знаний |
|
|
|
Целевой | Подведение детей к формулировке основной цели деятельности, решению проблемной ситуации |
|
|
|
Планирование деятельности | Совместное планирование деятельности |
|
|
|
Содержательный | Основной этап, который включает совместную деятельность по решению проблемной или игровой ситуации |
|
|
|
Рефлексивный | Беседа по вопросам, которая позволяет провести анализ деятельности |
|
|
|
Итоговый | Заключительный организационный момент
|
|
|
|
«Открытый конец» | Мотивация детей на дальнейшую совместную или самостоятельную конструктивную деятельность |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...
Рабочая программа дополнительного образования кружок технической направленности «Юный конструктор»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер»
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 6-7 лет. При ее реализации используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно привить навыки профессионально...
Дополнительная программа спортивно-технической направленности "Юный шахматист"
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.Задачи:Формировать устойчивый интерес дошкольн...