Дополнительная программа спортивно-технической направленности "Юный шахматист"
рабочая программа (старшая группа)

Недобежкина Ксения Александровна

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  • Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  • Учить детей применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и содержание программы

Разделы

Страницы

1. Пояснительная записка

3

2. Планируемые результаты освоения программы

6

3. Содержание программы

7

3.1. Дистанционное образование

8

4. Организационно-педагогические условия реализации программы

9

4.1. Учебный план

9

4.2. Календарный учебный график

9

4.3. Кадровые условия реализации программы

10

4.4. Материально-техническое обеспечение программы

10

4.5. Информационно-методические условия реализации программы

10

4.6. Методы и приемы

11

4.7. Работа с родителями

12

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Юный шахматист»» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы составлена на основе «Программы курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина, а также учебного пособия И.Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной  стране».

«Юный шахматист» является программой спортивно-технической  направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и обеспечивает целостный процесс психического, физического и умственного развития личности ребенка.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенное значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развивают умение концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…» - отмечал известный педагог Сухомлинский. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуацию и последствия ходов в уме – эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Мозг ребенка постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. В игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас неудовлетворенность. Развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь ребенку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личности.

В программе нет приоритетной установки сделать из ребенка шахматиста. Сами по себе шахматы развивают мысль, если так можно сказать, нейтральную по отношению к добру и злу, но нравственный урок честного спортивного единоборства переоценить трудно. Если в основу игры положить не самодовольное тщеславие, а здоровое честолюбие, то естественная энергия соперничества находит выход не в подавлении врага, а в совместных противоречивых поисках истины и гармонии. Шахматы могут помочь взрастить у детей не агрессивность или рабство, а чувство ответственности и радость творчества.

Шахматы по своей природе являются игрой. И для ребенка в начале обучения, прежде всего, игрой и остаются. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта и реальность такова, что все детские соревнования носят разную спортивную направленность.

Развитие личности ребенка через шахматную игру происходит на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость; терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе еще элементы науки и искусства, могут вырабатывать эти качества еще более эффективно и всесторонне. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейший стимул к самовоспитанию определенных качеств.

Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в реализации идеи использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника.

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  • Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  • Учить детей применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Категория обучающихся: Программа «Юный шахматист» предназначена для детей 5-6 лет.

Формы и режим обучения:

Форма занятий – очная, групповая. Группы формируются по возрасту.

Предполагается 48 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по август, один раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия – 30 минут.

2. Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья)
  • Названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
  • Правила хода и взятия каждой фигуры.

 К концу обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • Объявлять шах;
  • Ставить мат;
  • Решать элементарные задачи на мат в один ход.

 К концу обучения дети должны иметь представление:

  • О рокировке;
  • О взятии на проходе.

3. Содержание программы

Содержание дополнительной образовательной программы представлено календарно-тематическим планированием, включающим в себя цель образовательной деятельности, его содержание, средства обучения.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводная диагностика (сентябрь) и итоговая (май).

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Количество занятий в год: 48

Время реализации программы: 1 год.  

Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические задания и игры;
  • Проблемные и поисковые вопросы;
  • Шахматные сказки, загадки;
  • Практическая игра;
  • Теоретические занятия;
  • Шахматные досуги;
  • Подвижные игры шахматной тематики;
  • Речевые игры.

В образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом образовательной деятельности является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

 3.1 Дистанционное образование

В случае вступления в силу нормативного акта РФ о прекращении очной образовательной деятельности в образовательных организациях Липецка предусмотрена дистанционное образование.

Предусмотрен внеаудиторный модуль с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с помощью платформ Zoom/YouTube в режиме online. Или в режиме ofline предоставляется доступ к видеоматериалам.

Родитель (законный представитель) ребенка получает ссылку и пароль для входа в Вебинарную комнату для Zoom/ YouTube конференции или доступ к видеоматериалам, за 1 календарный день до проведения внеаудиторной деятельности.

Дистанционное образование включает в себя:

  • Методические рекомендации для родителей;
  • Видеоматериалы по ознакомлению с материалами занятия (инструктаж родителям рассылается за 1 календарный день до проведения внеаудиторного занятия);
  • Отработка практических умений на шахматных игровых платформах  (ссылка рассылается родителям в день проведения внеаудиторного занятия).

4.Организационно - педагогические условия реализации программы

4.1. Учебный план

Название дополнительной общеобразовательной услуги

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

Форма проведения промежуточной аттестации

1

«Юный шахматист»

1

4 (1)

48 (12)

Зачетное занятие

Итого (максимальная недельная нагрузка)

1

4 (1)

48 (12)

4.2. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 01.09.2021 по 31.08.2022

Количество учебных недель в году

48

Количество учебных дней в неделю

1

Количество занятий в день

1

Режим проведения занятий

Начало проведения занятий: 17:00

Окончание проведений занятий: 17:30

Продолжительность занятий: 30мин

Содержание блока

Количество занятий

Количество часов

1.

Сказка о шахматном королевстве

1 (1)

1 (1)

2.

Просмотр развивающих м/ф

2 (1)

2 (1)

4.

Шахматная доска

3 (1)

3 (1)

5.

Шахматные фигуры

6 (2)

6 (2)

6.

Начальная расстановка фигур

2 (1)

2 (1)

7.

Шахматные позиции

5 (1)

5 (1)

8.

Тактические приемы

5 (2)

5 (2)

9.

Взятие фигур

8 (1)

8 (1)

10.

Игра с соперником

10 (1)

10 (1)

11.

Зачетное занятие

6 (1)

6 (1)

Итого

48 (12)

48 (12)

4.3. Кадровые условия реализации программы

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Юный шахматист» проводит воспитатель. Она имеет соответствующее образование и квалификацию для реализации целей и решения задач, определенных в программе.

4.4. Материально- техническое обеспечение программы

На занятиях используются:

  • Комплекты шахматных фигур с досками – 6-7 шт;
  • Шахматные игрушки и игры;
  • Дидактические игрушки: «Горизонталь – вертикаль», «Диагональ»;
  • Шахматное лото;
  • Шахматное домино;
  • Набор из белых и чёрных кубиков;
  • Набор фрагментов шахматной доски 2х2, 2х3, 3х3, 3х4;
  • Набор квадратов: чёрные и белые поля 30х30 см;
  • Нагрудные знаки с изображением фигур.

4.5. Информационно - методические условия реализации программы

1. Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник»– С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть, 2005

2. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику». – С.-П.; издательский дом «Литера», 2005

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI», 2006.

4. Петрушина Н.М., Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, 2007.

5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

6. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

7. https://chess.pro/learn#/

4.6. Методы и приемы

  • Практические занятия, специальные занятия  по закреплению теоретических знаний;
  • Внутренние  турниры (тематические, квалификационные);
  • Чтение сказок, рассказов, стихов;
  • Беседы;
  • Подвижные шахматные игры;
  • Игры-задания;
  • Просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами;
  • Игры-эстафеты;
  • Викторины;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает использование дистанционных образовательных технологий.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачетные занятия.

4.7. Работа с родителями

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Анкетирование на тему «Мой ребенок и шахматы».

Получение и анализ информации об отношении родителей к

шахматному образованию в семье.

Октябрь

Консультация для родителей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шахматы»

Декабрь

«Шахматный Новый Год»- конкурс на лучшую новогоднюю шахматную поделку

Январь

Рекомендации «Художественная литература для детей по шахматной тематике»

Февраль

Консультация для родителей: «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника». Обогащение знаний родителей по шахматному образованию детей

Март

Рекомендации на тему «Компьютерные игры в помощь». Распространение среди родителей знаний о шахматных компьютерных играх

Апрель

Рекомендации для родителей «Игры с шахматами для дошколят»

Май

Фотоконкурс на тему «Как я играю дома в шахматы». Развитие творческого взаимодействия родителей и детей

Июнь

Памятка «Правила шахматного турнира». Обогащение знаний

родителей по правилам шахматного турнира

Июль

Консультация на тему «Дидактические игры, которые помогут ориентироваться на шахматной доске». Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.

Август

Итоговое родительское собрание. Подведение итогов воспитательно-образовательной работы по обучению детей игре в шахматы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§  широкое использ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...