Программа кружка "Тряпичная кукла"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа «Народная кукла» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2075»
Россия, 142150, г. Москва, поселение Краснопахарское, с. Красная Пахра ИНН 5074019252; КПП 775101001 ОГРН 1035011454444 | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, e-mail: 2075@edu.mos.ru; web: www.sch2075.mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru |
Утверждаю
Директор ГБОУ г. Москвы
Школы №2075 ___________С.Б.Радюн «____»______________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Народная тряпичная кукла»
(название программы)
Уровень программы: дошкольная
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик(и) программы: Вершкова Светлана Алексеевна, Педагог-организатор ГБОУ Школы № 2075 | Разработчик(и) программы: Вершкова Светлана Алексеевна, Педагог-организатор ГБОУ Школы № 2075 |
Москва
2017г.
Содержание
- Пояснительная записка
1.1.Цель и задачи программы
1.2.Формы и методы обучения
1.3. Ожидаемые результаты
- Календарно-тематическое планирование
- Содержание календарно- тематического плана
- Требования к уровню развития воспитанников
- Перечень литературы
- Пояснительная записка
Работа кружка «Народная тряпичная кукла» - свободное объединение детей в группу для занятий, на основе общего интереса детей и пожелания родителей. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание ФГОС ДО.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Работа студии осуществляется в течение учебного года педагогом- организатором, в соответствии с направлением деятельности кружка. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май ). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут. Всего занятий в год – 25. Деятельность кружка осуществляется в группе. В конце учебного года (в мае) определяется уровень развития умения и навыков детей по данному направлению и проводится совместный мастер-класс для родителей и детей.
Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа «Народная кукла» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей старшего дошкольного возраста в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с традициями русского народа;
- Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- Познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Формировать умение скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
- Способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
- Предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- Прививать основы культуры труда;
- Способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде студии (мастерской), в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
показ;
объяснение;
наблюдение;
импровизации;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
анализ и самоанализ.
Используемые материалы:
ткань разной фактуры, тесьма, кружево, атласные ленты разной ширины, белая хлопчатобумажная ткань;
нитки мулине, шерстяные нитки, красные нитки (ирис, гарус);
лыко, солома, пакля, рогоз;
береста, веточки деревьев;
вата, тонкий синтепон, ватин.
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года.
Форма обучения: мелкогрупповая от 5 до 12 человек
30 минут – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Учебный план
предмет | форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю |
Изготовление тряпичных кукол | фронтальная | 32 | 1 |
1.4. Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны
знать:
историю народной игрушки, определять название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении;
соблюдать правила безопасности труда;
уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.
- Календарно-тематическое планирование работы кружка
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Куклы из бабушкиного сундука». | 1 |
2 | Куклы из соломы. | 2 |
3 | Кукла «Пеленашка». | 1 |
4 | Кукла «Кувадка» | 1 |
5 | «Зайчик на пальчик». | 1 |
6 | « Сибирячка». | 1 |
7 | Кукла «Филипповка». | 2 |
8 | Кукла «Коза» | 2 |
9 | Кукла «Рождественский Ангел». | 1 |
10 | Кукла «День и ночь». | 2 |
11 | Кукла «Крупеничка». | 1 |
12 | «Домовёнок Кузя». | 2 |
13 | Кукла «Кубышка-Травница». | 2 |
14 | Кукла «Птичка». | 1 |
15 | Кукла «На здоровье». | 1 |
16 | Кукла «Желанница». | 2 |
17 | «Пасхальный кролик». | 1 |
18 | Кукла «На счастье» | 2 |
19 | Кукла бессонница | 1 |
20 | Кукла-мальчик | 2 |
21 | Кукла на здоровье | 1 |
22 | Мастер- классы для родителей: «Подарочный Зайчик». | 2 |
ИТОГО: | 32 |
3.Содержание календарно-тематического плана
ОКТЯБРЬ
Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука».
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание прикоснуться к изготовлению куколок.
Методические приёмы: Показ фильма о народной кукле. Беседа о народной игрушке с показом образцов.
Материал: Куклы для показа, иллюстрации с различными народными игрушками, Материалы для изготовления кукол: лоскутки ткани, нитки красные и белые, тесьма, ленточки, бусинки и др.
Занятие 2.Куклы из соломы.
Цель: Познакомить детей с одним из видов народной игрушки «Соломенной куклой». Рассказать об истории её возникновения. (Таких соломенных кукол делали во время сенокоса, во время уборки хлеба, чтобы был богатый урожай). Вызвать интерес к кукле, желание сделать её своими руками.
Методические приёмы: Рассматривание куклы, беседа о способе изготовления, совместная деятельность ребенка и взрослого, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Солома, тонкая проволока, красные нитки, лоскутки ткани, тесьма.
Занятие 3.Кукла «Пеленашка».
Цель. Познакомить детей с куклой, с историей её создания. Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах. Развивать умение декорировать куколку яркими кусочками ткани, ленточками, радоваться своим успехам.
Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.
Материал: белая ткань для закрутки, цветные лоскутки квадратной и треугольной формы, нитки красного цвета, кружева, атласные ленточки.
Занятие 4. Кукла «Кувадка»
Цель. Расширять знания детей о русской народной кукле. Вызвать интерес к кукле «Кувадке» и желание сделать её своими руками. Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками. Развивать мелкую моторику пальцев рук при намотке ниток крестообразно.
Методические приёмы: Просмотр слайдов с куклой «Кувадкой». Беседа об её изготовлении с показом последовательности работы. Создание общей гирлянды из куколок разного цвета и ленточек. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: Лоскутки цветной ткани 10*10, 10*20, красные нитки, узкие атласные ленты.
НОЯБРЬ
Занятие 5 «Зайчик на пальчик».
Цель: Учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты. Расширять знания детей о народной игрушке, вызвать желание сделать её своими руками. Формировать простейшие способы украшения игрушки. Развивать трудолюбие, умение добиваться хороших результатов.
Методические приёмы: Беседа об игрушке с показом образцов, с чтением народного фольклёра о Зайчике. Показ изготовления игрушки с поэтапным выполнением работы детей. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 6. Кукла « Сибирячка».
Цель: Учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.
Методические приёмы: Рассматривание куклы с беседой о русском костюме, о многослойности женской одежды холодных сибирских территорий. Изготовление куклы поэтапно в определённой последовательности. Помощь детям в завязывании узелков.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, белая ткань прямоугольной формы 8*12, круг цветной ткани , нитки, вата, тесьма.
Занятие 7,8. Кукла «Филипповка».
Цель: Продолжать знакомство с народной куклой. Расширять знания об обрядовых куклах. «Шестиручка», или Филипповка – эту куклу дарили женщинам, как помощницу в домашних делах, которая оберегает от усталости, травм, скрашивает тяжёлый домашний труд. Вызвать желание у детей сделать куколку в подарок маме. Воспитывать любовь к родному человеку, трудолюбие, умение качественно выполнять задание.
Методические приёмы: Беседа об обереговых куклах с показом образцов. Изготовление куклы из пряжи с добавлением ткани и декорированием ленточками, тесёмками, бусинками. Помощь в работе затрудняющимся детям.
Материал: Образцы обереговых кукол, пряжа, лоскутки яркой ткани. тесьма, ленточки, бусинки.
ДЕКАБРЬ
Занятие 9, 10. Кукла «Коза»
Цель: Познакомить детей с народной куклой «Козой», символизирующей богатство, обильный урожай, здоровье. Это прекрасный образ Новогоднего праздника, веселья, перехода к новому году. Продолжать воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, желание сделать игрушку своими руками. Закреплять умение сматывать детали нитками, завязывать узелки, заплетать косички, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приёмы: беседа об игрушке, с выяснением способа её изготовления. Поэтапная работа над образом. Декорирование куклы различными элементами. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: Лыко, лоскутки яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине, тесьма, узкие ленточки.
Занятие 11.Кукла «Рождественский Ангел».
Цель: Продолжать знакомство с народной куклой. Вызвать желание сделать подарок- украшение на Новогоднюю ёлку. Развивать умение скреплять детали путём сматывания ниток крестообразно, закрепляя узелками. Освоить способ изготовления куклы без ножниц и иглы. Развивать творческие способности, умение добиваться хороших результатов своего труда.
Методические приёмы: Беседа с выявлением способа изготовления куклы, её украшением, предназначением. Помощь в крестообразной намоткой ниток..
Материал: белый лоскуток 20*20 см., лоскуток (можно арганзу) 15*15 см., ленточка, нитки золотистого цвета, вата.
ЯНВАРЬ
Занятие 12, 13. Кукла «День и ночь».
Цель: Продолжать знакомство детей с русской народной куклой, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой. Такую куклу «День и ночь2 дарили на свадьбу, на новый год. Учить детей определять способ изготовления куклы, делать куклу своими руками, добиваясь хороших результатов, испытывать радость создания игрушки.
Методические приёмы: Беседа с детьми о народной кукле с показом слайдов и образцов. Показ способа заматывания и завязывания ниток, подбирая их по цвету. Уточнение завязывания рукавов с аккуратным сворачиванием ткани.
Материал: Кусочки ткани белого и синего (чёрного) цвета размером 20*2по два на каждую куклу (тюль, капрон, шёлк), нитки яркого красного цвета, тесьма, атласные узкие ленточки.
Занятие 14. Кукла «Крупеничка».
Цель: Познакомить детей со сказкой о «Крупеничке», о её большой защитной силе. Учить создавать куклу из детского носочка, заполненного разной крупой. Закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Совершенствовать умение украшать готовую куклу дополнительными элементами декора, сочетать цвет лоскутов, нитей.
Методические приёмы: Рассмотреть элементы русского народного костюма, отметить его красоту, уточнить назначение каждого предмета. Предложить детям зоготовку (мешочек), наполнить его крупой, крепко завязать нитками, украсить тесьмой, ленточками.
Материал: мешочек для куклы, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 15, 16. «Домовёнок Кузя».
Цель: Расширять знания детей о народных игрушках. Вызвать желание сделать игрушку, соблюдая последовательность выполнения работы. Учить делать поделку из различного материала: ткани и пряжи. Соблюдая правила скрепления деталей между собой. Развивать творческие способности.
Методические приёмы: Показ мультфильма, рассматривание игрушки с уточнением последовательности работы, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Кусок яркой ткани размером 15*15см., лыко, пряжа, нитки красного цвета, бусинки, ленточки.
Занятие 17. 18. Кукла «Кубышка-Травница».
Цель: познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Методические приёмы: Рассмотреть куклу. Отмечая элементы её наряда. Изготовление куколки с применением сухой травы. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 20*20 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.
МАРТ
Занятие 19. Кукла «Птичка».
Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности. Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.
Методические приёмы: Беседа об обрядовой кукле «Птичке», о традициях весенних игр с птицами, чтение закличек. Выполнение работы в определённой последовательности, помощь затрудняющимся детям.
Материал: лоскут ткани квадратной формы размером 15*15 или 12*12 см., вата, нитки.
Занятие 20. Кукла «На здоровье».
Цель: Расширять знания детей о русской обрядовой кукле. Предложить сделать куклу из льняных ниток, соблюдая традиции: работать в спокойной обстановке, желая здоровья, подарить бабушке, чтобы она была здорова и жила долго. Учить детей равномерно наматывать нитки, правильно их соединять, закрепляя крестовой намоткой красного цвета. Упражнять в плетении косичек.
Методические приёмы: Рассказать детям о предназначении куклы, о способе её выполнения, помочь в намотке и распределении ниток.
Материал: Льняные нитки светлых тонов, картон шириной 10 см.. хлопчатобумажные нитки красного цвета.
Занятие 21, 22. Кукла «Желанница».
Цель: Продолжать знакомство с русской обрядовой куклой «Желанницей», которую девушки делали для себя, хранили в укромном месте, делились с ней секретами, рассказывали о своих сокровенных желаниях. Предложить детям сделать куколку, соблюдая определённую последовательность в действиях, пользуясь в работе уже полученными навыками, добиваясь хороших результатов.
Методические приёмы: Поэтапное выполнение работы, показ способа изготовления туловища с использованием палочки, помощь затрудняющимся детям.
Материал: белый лоскут 15*20 см., красный лоскут 6*15 см., прямоугольный лоскут светлой ткани 7*15 см., другой лоскут 7*15 см., цветной лоскут 5*7 см., два лоскута ярко окрашенной пестрой ткани 5*7 см., тесьма, нити, игла.
АПРЕЛЬ
Занятие 23. «Пасхальный кролик».
Цель: Учить создавать игрушку, основанную на народных праздниках. Вызвать желание сделать игрушку из кусочка ткани путём сворачивания её в определённой последовательности и скрепления деталей нитками. Совершенствовать умение декорировать игрушку бантиками, добиваться хороших результатов.
Методические приёмы: Рассматривание игрушек с выяснением способа изготовления. Напоминание правильного сматывания нитками деталей, прочного завязывания узелков. Помощь в скручивании и закреплении лапок.
Материал: Белая ткань 10*25 см., ленточки, красные нити.
Занятие 24, 25. Кукла «На счастье».
Цель: Познакомить детей с маленькой куколкой «На счастье». Расширять знания об обрядовой кукле, которая имела очень маленький размер и которую девушки могли всегда носить с собой, верить в то, что она приносит счастье. Вызвать интерес и желание сделать куколку для себя или в подарок маме. Закреплять навыки скручивания ткани, скрепления её нитками красного цвета. Совершенствовать умение делать сложную поделку, поэтапно выполняя работу. Развивать творческие способности, умение украшать свою поделку.
Методические приёмы: Провести изготовление куклы в два этапа. 1Сделать ножки и голову с руками;2 Соединить детали крестовой намоткой, сделать волосы, надеть юбку. Помочь детям закрепить волосы, заплести косу.
Материал: 2 лоскутка белой ткани размером 10*10 см., лоскут цветной ткани шириной 6-9 см., красные нити, пряжа для волос, узкие атласные ленточки.
Занятие 26. « Бессоница».
Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани.
Методические приёмы: Рассказать детям о предназначении куклы, о способе её выполнения, помочь в намотке и распределении ниток.
Материал: 2 лоскутка белой ткани размером 10*10 см., лоскут цветной ткани шириной 6-9 см., красные нити, пряжа для волос, узкие атласные ленточки.
Май
Занятие 27,28. « Кукла — мальчик».
Цель: закрепить умение детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами мужского русского костюма, учить создавать из ткани образ мальчика. Упражнять в изготовлении шнура для пояса из двух нитей.
Методические приёмы: Провести изготовление куклы в два этапа. 1Сделать ножки и голову с руками;2 Соединить детали крестовой намоткой, сделать волосы, надеть рубаху. Помочь детям сделать порты.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 29,30. Мастер- классы для родителей: «Подарочный Зайчик».
Цель: Предложить детям сделать знакомые игрушки в подарок малышам. Совершенствовать умение сворачивать ткань в определённой последовательности, скрепляя детали нитками, крепко завязывая узелки. Развивать творческие способности, умение украшать свою поделку.
Методические приёмы: Беседа о предстоящей работе, установление последовательности действий детей, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Кусок белой ткани размером 10-20 см., красные нитки, атласные ленточки, тесьма.
4.Требования к уровню развития воспитанников
Усвоение детьми программного материала определяется в конце учебного года при помощи следующих критериев:
1. Может определить название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении;
2. Называет факты из истории создания народной куклы.
3. Соблюдает правила безопасности труда;
4. Умеет правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
5. Правильно выбирает необходимый для изготовления кукол материал;
6. Умеет работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
7. Владеет навыками изготовления различных видов народных кукол: сворачивание ткани, скручивание ниток, скрепление узелками.
8. Умение декорировать игрушку различными материалами.
Методы определения уровня усвоения программного содержания:
- Наблюдение, беседа.
- Перечень литературы
- Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
- Белова Н. Игрушки к празднику. Эксмо. Домино. 2005. - 74с.
- Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- 166с.
- Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
- Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009.
- Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
- ."Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006; Котова И.Н., Котова А.С
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
- Фасмер М. Этимологический словарь.2008.
- Энциклопедия по истории, М, 2004;
- Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
- http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://www.treeland.ru История народной куклы
- http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
- http://www.rukukla.ru Народные куклы.
- http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
- http://www.karusel-ca.ru
- http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
- http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
- http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
- http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/img-20190205-wa0000_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/img-20190205-wa0001_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/img-20190205-wa0002_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/img-20190205-wa0003.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-46478-1611154560.jpg)
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-106678-1584461800.jpg)
Элективная программа "Народная кукла"
Программа разработана для кружка по изготовлению народной куклы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-133098-1351453635.jpg)
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-390604-1550164576.jpg)
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-687959-1444835045.jpg)
ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)
Программа предназначена для воспитателей детских садов для организации работы в музейной педагогике....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-972031-1583296872.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1152414-1562763513.jpg)
Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»
Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки"...