Программа кружка "Тряпичная кукла"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа «Народная кукла» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tryapichnaya_kukla.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2075»
Россия, 142150, г. Москва, поселение Краснопахарское, с. Красная Пахра ИНН 5074019252; КПП 775101001 ОГРН 1035011454444 | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, e-mail: 2075@edu.mos.ru; web: www.sch2075.mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru |
Утверждаю
Директор ГБОУ г. Москвы
Школы №2075 ___________С.Б.Радюн «____»______________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Народная тряпичная кукла»
(название программы)
Уровень программы: дошкольная
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик(и) программы: Вершкова Светлана Алексеевна, Педагог-организатор ГБОУ Школы № 2075 | Разработчик(и) программы: Вершкова Светлана Алексеевна, Педагог-организатор ГБОУ Школы № 2075 |
Москва
2017г.
Содержание
- Пояснительная записка
1.1.Цель и задачи программы
1.2.Формы и методы обучения
1.3. Ожидаемые результаты
- Календарно-тематическое планирование
- Содержание календарно- тематического плана
- Требования к уровню развития воспитанников
- Перечень литературы
- Пояснительная записка
Работа кружка «Народная тряпичная кукла» - свободное объединение детей в группу для занятий, на основе общего интереса детей и пожелания родителей. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание ФГОС ДО.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Работа студии осуществляется в течение учебного года педагогом- организатором, в соответствии с направлением деятельности кружка. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май ). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут. Всего занятий в год – 25. Деятельность кружка осуществляется в группе. В конце учебного года (в мае) определяется уровень развития умения и навыков детей по данному направлению и проводится совместный мастер-класс для родителей и детей.
Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа «Народная кукла» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей старшего дошкольного возраста в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с традициями русского народа;
- Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- Познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Формировать умение скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
- Способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
- Предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- Прививать основы культуры труда;
- Способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде студии (мастерской), в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
показ;
объяснение;
наблюдение;
импровизации;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
анализ и самоанализ.
Используемые материалы:
ткань разной фактуры, тесьма, кружево, атласные ленты разной ширины, белая хлопчатобумажная ткань;
нитки мулине, шерстяные нитки, красные нитки (ирис, гарус);
лыко, солома, пакля, рогоз;
береста, веточки деревьев;
вата, тонкий синтепон, ватин.
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года.
Форма обучения: мелкогрупповая от 5 до 12 человек
30 минут – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Учебный план
предмет | форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю |
Изготовление тряпичных кукол | фронтальная | 32 | 1 |
1.4. Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны
знать:
историю народной игрушки, определять название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении;
соблюдать правила безопасности труда;
уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.
- Календарно-тематическое планирование работы кружка
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Куклы из бабушкиного сундука». | 1 |
2 | Куклы из соломы. | 2 |
3 | Кукла «Пеленашка». | 1 |
4 | Кукла «Кувадка» | 1 |
5 | «Зайчик на пальчик». | 1 |
6 | « Сибирячка». | 1 |
7 | Кукла «Филипповка». | 2 |
8 | Кукла «Коза» | 2 |
9 | Кукла «Рождественский Ангел». | 1 |
10 | Кукла «День и ночь». | 2 |
11 | Кукла «Крупеничка». | 1 |
12 | «Домовёнок Кузя». | 2 |
13 | Кукла «Кубышка-Травница». | 2 |
14 | Кукла «Птичка». | 1 |
15 | Кукла «На здоровье». | 1 |
16 | Кукла «Желанница». | 2 |
17 | «Пасхальный кролик». | 1 |
18 | Кукла «На счастье» | 2 |
19 | Кукла бессонница | 1 |
20 | Кукла-мальчик | 2 |
21 | Кукла на здоровье | 1 |
22 | Мастер- классы для родителей: «Подарочный Зайчик». | 2 |
ИТОГО: | 32 |
3.Содержание календарно-тематического плана
ОКТЯБРЬ
Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука».
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание прикоснуться к изготовлению куколок.
Методические приёмы: Показ фильма о народной кукле. Беседа о народной игрушке с показом образцов.
Материал: Куклы для показа, иллюстрации с различными народными игрушками, Материалы для изготовления кукол: лоскутки ткани, нитки красные и белые, тесьма, ленточки, бусинки и др.
Занятие 2.Куклы из соломы.
Цель: Познакомить детей с одним из видов народной игрушки «Соломенной куклой». Рассказать об истории её возникновения. (Таких соломенных кукол делали во время сенокоса, во время уборки хлеба, чтобы был богатый урожай). Вызвать интерес к кукле, желание сделать её своими руками.
Методические приёмы: Рассматривание куклы, беседа о способе изготовления, совместная деятельность ребенка и взрослого, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Солома, тонкая проволока, красные нитки, лоскутки ткани, тесьма.
Занятие 3.Кукла «Пеленашка».
Цель. Познакомить детей с куклой, с историей её создания. Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах. Развивать умение декорировать куколку яркими кусочками ткани, ленточками, радоваться своим успехам.
Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.
Материал: белая ткань для закрутки, цветные лоскутки квадратной и треугольной формы, нитки красного цвета, кружева, атласные ленточки.
Занятие 4. Кукла «Кувадка»
Цель. Расширять знания детей о русской народной кукле. Вызвать интерес к кукле «Кувадке» и желание сделать её своими руками. Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками. Развивать мелкую моторику пальцев рук при намотке ниток крестообразно.
Методические приёмы: Просмотр слайдов с куклой «Кувадкой». Беседа об её изготовлении с показом последовательности работы. Создание общей гирлянды из куколок разного цвета и ленточек. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: Лоскутки цветной ткани 10*10, 10*20, красные нитки, узкие атласные ленты.
НОЯБРЬ
Занятие 5 «Зайчик на пальчик».
Цель: Учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты. Расширять знания детей о народной игрушке, вызвать желание сделать её своими руками. Формировать простейшие способы украшения игрушки. Развивать трудолюбие, умение добиваться хороших результатов.
Методические приёмы: Беседа об игрушке с показом образцов, с чтением народного фольклёра о Зайчике. Показ изготовления игрушки с поэтапным выполнением работы детей. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 6. Кукла « Сибирячка».
Цель: Учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.
Методические приёмы: Рассматривание куклы с беседой о русском костюме, о многослойности женской одежды холодных сибирских территорий. Изготовление куклы поэтапно в определённой последовательности. Помощь детям в завязывании узелков.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, белая ткань прямоугольной формы 8*12, круг цветной ткани , нитки, вата, тесьма.
Занятие 7,8. Кукла «Филипповка».
Цель: Продолжать знакомство с народной куклой. Расширять знания об обрядовых куклах. «Шестиручка», или Филипповка – эту куклу дарили женщинам, как помощницу в домашних делах, которая оберегает от усталости, травм, скрашивает тяжёлый домашний труд. Вызвать желание у детей сделать куколку в подарок маме. Воспитывать любовь к родному человеку, трудолюбие, умение качественно выполнять задание.
Методические приёмы: Беседа об обереговых куклах с показом образцов. Изготовление куклы из пряжи с добавлением ткани и декорированием ленточками, тесёмками, бусинками. Помощь в работе затрудняющимся детям.
Материал: Образцы обереговых кукол, пряжа, лоскутки яркой ткани. тесьма, ленточки, бусинки.
ДЕКАБРЬ
Занятие 9, 10. Кукла «Коза»
Цель: Познакомить детей с народной куклой «Козой», символизирующей богатство, обильный урожай, здоровье. Это прекрасный образ Новогоднего праздника, веселья, перехода к новому году. Продолжать воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, желание сделать игрушку своими руками. Закреплять умение сматывать детали нитками, завязывать узелки, заплетать косички, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приёмы: беседа об игрушке, с выяснением способа её изготовления. Поэтапная работа над образом. Декорирование куклы различными элементами. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: Лыко, лоскутки яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине, тесьма, узкие ленточки.
Занятие 11.Кукла «Рождественский Ангел».
Цель: Продолжать знакомство с народной куклой. Вызвать желание сделать подарок- украшение на Новогоднюю ёлку. Развивать умение скреплять детали путём сматывания ниток крестообразно, закрепляя узелками. Освоить способ изготовления куклы без ножниц и иглы. Развивать творческие способности, умение добиваться хороших результатов своего труда.
Методические приёмы: Беседа с выявлением способа изготовления куклы, её украшением, предназначением. Помощь в крестообразной намоткой ниток..
Материал: белый лоскуток 20*20 см., лоскуток (можно арганзу) 15*15 см., ленточка, нитки золотистого цвета, вата.
ЯНВАРЬ
Занятие 12, 13. Кукла «День и ночь».
Цель: Продолжать знакомство детей с русской народной куклой, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой. Такую куклу «День и ночь2 дарили на свадьбу, на новый год. Учить детей определять способ изготовления куклы, делать куклу своими руками, добиваясь хороших результатов, испытывать радость создания игрушки.
Методические приёмы: Беседа с детьми о народной кукле с показом слайдов и образцов. Показ способа заматывания и завязывания ниток, подбирая их по цвету. Уточнение завязывания рукавов с аккуратным сворачиванием ткани.
Материал: Кусочки ткани белого и синего (чёрного) цвета размером 20*2по два на каждую куклу (тюль, капрон, шёлк), нитки яркого красного цвета, тесьма, атласные узкие ленточки.
Занятие 14. Кукла «Крупеничка».
Цель: Познакомить детей со сказкой о «Крупеничке», о её большой защитной силе. Учить создавать куклу из детского носочка, заполненного разной крупой. Закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Совершенствовать умение украшать готовую куклу дополнительными элементами декора, сочетать цвет лоскутов, нитей.
Методические приёмы: Рассмотреть элементы русского народного костюма, отметить его красоту, уточнить назначение каждого предмета. Предложить детям зоготовку (мешочек), наполнить его крупой, крепко завязать нитками, украсить тесьмой, ленточками.
Материал: мешочек для куклы, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 15, 16. «Домовёнок Кузя».
Цель: Расширять знания детей о народных игрушках. Вызвать желание сделать игрушку, соблюдая последовательность выполнения работы. Учить делать поделку из различного материала: ткани и пряжи. Соблюдая правила скрепления деталей между собой. Развивать творческие способности.
Методические приёмы: Показ мультфильма, рассматривание игрушки с уточнением последовательности работы, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Кусок яркой ткани размером 15*15см., лыко, пряжа, нитки красного цвета, бусинки, ленточки.
Занятие 17. 18. Кукла «Кубышка-Травница».
Цель: познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Методические приёмы: Рассмотреть куклу. Отмечая элементы её наряда. Изготовление куколки с применением сухой травы. Помощь затрудняющимся детям.
Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 20*20 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.
МАРТ
Занятие 19. Кукла «Птичка».
Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности. Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.
Методические приёмы: Беседа об обрядовой кукле «Птичке», о традициях весенних игр с птицами, чтение закличек. Выполнение работы в определённой последовательности, помощь затрудняющимся детям.
Материал: лоскут ткани квадратной формы размером 15*15 или 12*12 см., вата, нитки.
Занятие 20. Кукла «На здоровье».
Цель: Расширять знания детей о русской обрядовой кукле. Предложить сделать куклу из льняных ниток, соблюдая традиции: работать в спокойной обстановке, желая здоровья, подарить бабушке, чтобы она была здорова и жила долго. Учить детей равномерно наматывать нитки, правильно их соединять, закрепляя крестовой намоткой красного цвета. Упражнять в плетении косичек.
Методические приёмы: Рассказать детям о предназначении куклы, о способе её выполнения, помочь в намотке и распределении ниток.
Материал: Льняные нитки светлых тонов, картон шириной 10 см.. хлопчатобумажные нитки красного цвета.
Занятие 21, 22. Кукла «Желанница».
Цель: Продолжать знакомство с русской обрядовой куклой «Желанницей», которую девушки делали для себя, хранили в укромном месте, делились с ней секретами, рассказывали о своих сокровенных желаниях. Предложить детям сделать куколку, соблюдая определённую последовательность в действиях, пользуясь в работе уже полученными навыками, добиваясь хороших результатов.
Методические приёмы: Поэтапное выполнение работы, показ способа изготовления туловища с использованием палочки, помощь затрудняющимся детям.
Материал: белый лоскут 15*20 см., красный лоскут 6*15 см., прямоугольный лоскут светлой ткани 7*15 см., другой лоскут 7*15 см., цветной лоскут 5*7 см., два лоскута ярко окрашенной пестрой ткани 5*7 см., тесьма, нити, игла.
АПРЕЛЬ
Занятие 23. «Пасхальный кролик».
Цель: Учить создавать игрушку, основанную на народных праздниках. Вызвать желание сделать игрушку из кусочка ткани путём сворачивания её в определённой последовательности и скрепления деталей нитками. Совершенствовать умение декорировать игрушку бантиками, добиваться хороших результатов.
Методические приёмы: Рассматривание игрушек с выяснением способа изготовления. Напоминание правильного сматывания нитками деталей, прочного завязывания узелков. Помощь в скручивании и закреплении лапок.
Материал: Белая ткань 10*25 см., ленточки, красные нити.
Занятие 24, 25. Кукла «На счастье».
Цель: Познакомить детей с маленькой куколкой «На счастье». Расширять знания об обрядовой кукле, которая имела очень маленький размер и которую девушки могли всегда носить с собой, верить в то, что она приносит счастье. Вызвать интерес и желание сделать куколку для себя или в подарок маме. Закреплять навыки скручивания ткани, скрепления её нитками красного цвета. Совершенствовать умение делать сложную поделку, поэтапно выполняя работу. Развивать творческие способности, умение украшать свою поделку.
Методические приёмы: Провести изготовление куклы в два этапа. 1Сделать ножки и голову с руками;2 Соединить детали крестовой намоткой, сделать волосы, надеть юбку. Помочь детям закрепить волосы, заплести косу.
Материал: 2 лоскутка белой ткани размером 10*10 см., лоскут цветной ткани шириной 6-9 см., красные нити, пряжа для волос, узкие атласные ленточки.
Занятие 26. « Бессоница».
Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани.
Методические приёмы: Рассказать детям о предназначении куклы, о способе её выполнения, помочь в намотке и распределении ниток.
Материал: 2 лоскутка белой ткани размером 10*10 см., лоскут цветной ткани шириной 6-9 см., красные нити, пряжа для волос, узкие атласные ленточки.
Май
Занятие 27,28. « Кукла — мальчик».
Цель: закрепить умение детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами мужского русского костюма, учить создавать из ткани образ мальчика. Упражнять в изготовлении шнура для пояса из двух нитей.
Методические приёмы: Провести изготовление куклы в два этапа. 1Сделать ножки и голову с руками;2 Соединить детали крестовой намоткой, сделать волосы, надеть рубаху. Помочь детям сделать порты.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 29,30. Мастер- классы для родителей: «Подарочный Зайчик».
Цель: Предложить детям сделать знакомые игрушки в подарок малышам. Совершенствовать умение сворачивать ткань в определённой последовательности, скрепляя детали нитками, крепко завязывая узелки. Развивать творческие способности, умение украшать свою поделку.
Методические приёмы: Беседа о предстоящей работе, установление последовательности действий детей, помощь затрудняющимся детям.
Материал: Кусок белой ткани размером 10-20 см., красные нитки, атласные ленточки, тесьма.
4.Требования к уровню развития воспитанников
Усвоение детьми программного материала определяется в конце учебного года при помощи следующих критериев:
1. Может определить название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении;
2. Называет факты из истории создания народной куклы.
3. Соблюдает правила безопасности труда;
4. Умеет правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
5. Правильно выбирает необходимый для изготовления кукол материал;
6. Умеет работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
7. Владеет навыками изготовления различных видов народных кукол: сворачивание ткани, скручивание ниток, скрепление узелками.
8. Умение декорировать игрушку различными материалами.
Методы определения уровня усвоения программного содержания:
- Наблюдение, беседа.
- Перечень литературы
- Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
- Белова Н. Игрушки к празднику. Эксмо. Домино. 2005. - 74с.
- Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- 166с.
- Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
- Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009.
- Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
- ."Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006; Котова И.Н., Котова А.С
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
- Фасмер М. Этимологический словарь.2008.
- Энциклопедия по истории, М, 2004;
- Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
- http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://www.treeland.ru История народной куклы
- http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
- http://www.rukukla.ru Народные куклы.
- http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
- http://www.karusel-ca.ru
- http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
- http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
- http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
- http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
Элективная программа "Народная кукла"
Программа разработана для кружка по изготовлению народной куклы....
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)
Программа предназначена для воспитателей детских садов для организации работы в музейной педагогике....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»
Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки"...