Проект в младшей группе "Проворные ладошки"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Проект в младшей группе "Проворные ладошки". Развитие мелкой моторики через использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 110.04 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
ПРОЕКТ
Развитие мелкой моторики через использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста
«Проворные ладошки»
Автор:
Горай Елена Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
Московская область
г.о. Клин
2018г.
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Проворные ладошки» |
Автор проекта | Горай Елена Владимировна |
Команда проекта | Воспитатели МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»: Горай Е.В., Артемьева П.В., Ревуцкая Т.Ф., воспитанники младшего дошкольного авозраста. |
Обоснование актуальности проекта | У детей дошкольного возраста часто наблюдается низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий |
Цель и задачи проекта | Развивать моторику рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные формы работы для детей: 1.Развивать двигательные реакции рук детей; 2.Развивать ловкость, 2.Расширять словарный запас детей; 3. Развивать моторные процессы; 4.Формировать мыслительные навыки; для родителей: 1.Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей; 2.Повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук; 3.Показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника; 4. Привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей. для педагогов: 1. Создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста; 2.Способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости: 3.Предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. |
Краткое содержание проекта | Проект «Проворные ладошки» осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет через тактильный (телесный) контакт расположить к себе детей и тем самым облегчить процесс образования; совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать память, внимание, терпеливость; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. |
Целевая аудитория | Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители. |
Кадровое обеспечение проекта | Воспитатели: Горай Е.В., Артемьева П.В., Ревуцкая Т.Ф.; мл. воспитатель -Невзорова Л.М.; Муз. руководитель - Королева В.В.; Психолог – Зуева С.С.; Ст. воспитатель – Чаганова Л.В.; родители воспитанников. |
Ресурсное обеспечение | Учебно – методические: дидактические пособия и игры, наглядный материал. Материально – технические: проекционная система, оргтехника. Интеллектуальные: методические разработки. Нравственно-волевые - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд участников проекта. Информационные: интернет-порталы; методическая литература; обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.). |
География проекта | Московская область, г.о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА». |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2017 - Май 2018 |
Бюджет проекта | Проект реализован на собственные средства. |
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ВВЕДЕНИЕ
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пояснительная записка.
Возраст 1-2 года – один из важнейших этапов развития. В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь мозговые центры, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.
При правильном сенсорном развитии в этом возрасте ребенок сможет:
- нанизывать на стержень пирамидки в 4-5 колец (от большого к маленькому);
- соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы.
- Игры: «Подбери по цвету», «Прокати шарик».
Возраст 2 – 3 года важный и сложный период в развитии ребенка. Развитие мелкой моторики остается наиболее важной задачей. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, скоординированных движений его пальчиков. Это связано с тем, что малыш учится выполнять множество ранее не доступных ему действий: одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Поэтому в возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов. Накапливая знания об их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве, ребенок получает не только полезные навыки, но и бесценные знания об окружающем мире. Так сенсорное развитие становится основой развития интеллекта.
При правильном сенсорном развитии в этом возрасте ребенок сможет:
- выполнять руками самые разнообразные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать и разбирать на части и т.д.);
- подбирать предметы по форме, цвету, размеру.
- знать и правильно использовать разнообразные строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр и др.);
- подбирать для этих игр дополнительные сюжетные игрушки в соответствии с размерами построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д.);
- обращаться с самыми простыми пластмассовыми и мягкими конструкторами.
3 – 4 года период очень сложный и интересный. Мелкая моторика рук остается одним из важнейших направлений в развитии малыша. Она активно воздействует на такие свойства сознания, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В возрасте 3 - 4 лет ведущая задача в сенсорном воспитании детей - закрепить знания об общепринятых сенсорных эталонах (цвет, форма, размер) и научиться точным и скоординированным движениям.
При правильном сенсорном развитии ребенок сможет:
- распределять самые разные предметы по группам на основании их сенсорного изучения и по образцу сенсорного эталона (цвет, форма, размер и т.д.);
- строить логические цепочки предметов от большего к меньшему и наоборот, от короткого до самого длинного и т.д.
В возрасте 3 - 4 лет ребенок готов в полной мере знакомиться с миром конструкторов и мозаики. В процессе игры с конструкторами у ребенка совершенствуются конструктивные умения. Кроме этого, работа с небольшими деталями благотворно влияет на мелкую моторику и координацию, сборка различных деталей в единое целое развивает у детей пространственное мышление, креативность, фантазию, воображение. А также завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, задания на развитие мускулатуры пальцев рук: подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на шнурок по величине и цвету.
Актуальность.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.
3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Отличительные особенности.
Данный проект направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика проекта позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Проект отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель: развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
для детей:
1.Развивать двигательные реакции рук детей;
2.Развивать ловкость,
2.Расширять словарный запас детей;
3. Развивать моторные процессы;
4.Формировать мыслительные навыки;
для родителей:
1.Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей;
2.Повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;
3.Показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;
4. Привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей.
для педагогов:
1. Создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
2.Способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости:
3.Предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Направленность:
Проект включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- конструирование;
- графические упражнения;
- игры и действия с предметами;
- лепка;
- аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого, ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Вид проекта: образовательный, игровой, долгосрочный.
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- родители.
Формы работы по проекту:
- занятия;
- игры;
- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;
- практикум для родителей;
- анкетирование родителей.
- ПРОЕКТ
- ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Этапы | Мероприятия | Прогнозируемый результат | Сроки выполне-ния |
Подгото- вительный |
|
Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. |
Сентябрь-октябрь |
Основной |
|
Развитие мелкой моторики рук. |
В течение года
Октябрь
Ноябрь
Декабрь |
Заключи- тельный |
Проведение контрольного диагностического обследования. Анкетирование родителей Итоговое занятие | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. |
Май |
Диагностика проекта.
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
• Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
• Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
• Поочередно постукивать пальчиками по столу.
• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Ожидаемые результаты.
Дети:
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор»; «мозаика»;
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
- понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “трафарет”;
- понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”.
должны уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
- изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- выполнять шнуровку.
Родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагоги:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
- ВЫВОДЫ
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
- Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.
- Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На начало проекта «Проворные ладошки».
На конец проекта «Проворные ладошки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект семейного клуба «Веселые ладошки»
В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...
Проект по художественно-эстетическому воспитания детей младшей группы "Ладошки"
Развитие у детей мелкой моторики и творческих способностей через использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности....
Конспект занятия для детей в 1 младшей группе «Ладошка»
Количество детей: 11Возраст детей: 2-3 годаЦель:- Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать.- Развивать такт...
Педагогический проект в младшей группе по нравственному воспитанию «Доброта в ладошках»
Актуальность проекта:Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладева...
Познавательно-игровой проект в младшей группе "Чистые ладошки"
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового ребенка. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья...
Проект в младшей группе "Чистые ладошки"
Цель: Формировать первоначальные представления воспитанников о культурно – гигиенических навыках. Объяснить детям, как влияет качество мытья рук на здоровье человека, показать важность чист...