Проект «Мир оригами»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
ПРОЕКТ
"МИР ОРИГАМИ"
Продолжительность проекта:
- 1год (2015 – 2016 гг.)
Вид проекта:
- творческий
Участники проекта:
- воспитатели группы
- дети средней группы
- родители
Автор: Лебедева Инна Витальевна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №2»
г. Курчатова, Курской области
Актуальность проекта.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Особое значение для развития этих основ играет оригами.
Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но, ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место.
Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Проект «Мир оригами» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Проект «Мир оригами»
Цель проекта:
– развитие творческих способностей и интереса к изобразительному конструированию путём овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи проекта:
- формировать умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- способствовать овладению различных приемов работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- формировать умения самостоятельно видоизменять конструкцию; создавать из разных конструкций целостный образ, применять его в игровой деятельности;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Материал и оборудование:
- двухсторонняя цветная бумага;
- ножницы;
- клей;
- цветной картон;
- цветные нитки;
- графитный карандаш;
- заготовки для глаз.
Этапы проекта.
I этап - подготовительный:
На первом этапе способы конструирования выносятся из конспекта практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик, и т. д.) отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом используются игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме.
-Отбор наглядного и методического материала, подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми, творческих работ.
-Размещение в родительском уголке статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
-Родительское собрание на тему: «Развитие у детей творческих способностей, фантазии и воображения средствами оригами»
II этап – практический:
На втором этапе ставится задача проблемного характера: соотносить усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию либо прямо, либо трансформировано. Таким образом, обеспечивается их обобщение.
- «Аквариум»
- Панно «Дед мороз»
- панно «Домашние и дикие животные»
-Выставки творческих работ детей и воспитателей;
- Коллективные работы с детьми;
Для реализации намеченных задач составлен перспективный план проекта.
III этап – заключительный:
На третьем этапе предусмотрено создание условий для самостоятельного конструирования. В результате формируется умение конструировать самостоятельно и творчески, то есть претворять на практике новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения.
Презентация проекта «Мир оригами» была организована в следующих формах;
-выставка продуктов творческой деятельности детей и воспитателя;
-мастер – класс для родителей «Оригами – как средство развития и воспитания дошкольников».
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы:
1. Ребёнок знает:
- свойства, назначение и использование бумажных конструкций;
- основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
2. Ребёнок умеет:
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- использовать при создании конструкции различные приёмы работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям;
- самостоятельно видоизменять конструкцию; создавать из разных конструкций целостный образ, применять его в игровой деятельности.
Условия реализации Программы.
Программа предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях с детьми средней группы (4-5 лет).
Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять 10 человек.
Организация образовательной деятельности:
- количество занятий в месяц – 2, в год – 18;
- длительность занятий - не более 20 мин.
Реализовать программу "МИР ОРИГАМИ" можно в первую и во вторую половину дня, важно, чтобы при составлении расписания занятий не нарушались требования СанПин.
Перспективный план:
Сентябрь
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | Знакомство с искусством "Оригами" | Познакомить детей с искусством "Оригами", с поделками в этом стиле. Закрепить знания детей о свойствах и качествах бумаги, о её разнообразии. | Слайдовая презентация. Различные виды бумаги. |
2. | Складываем квадрат делаем из «Платочка» «Косыночку» | Формировать умение детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветная бумага, размер 15X15 см. |
Октябрь
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. |
«Воздушный змей» | Формировать умение детей складывать базовую форму треугольник и по намеченной диагонали соединять стороны треугольника. | Цветная бумага, размер 15X15 см. |
2. |
«Книжка» | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Воспитывать интерес к процессу складывания. | бумага белого цвета, размер 28X20 см - 2 шт., разноцветная бумага, размер 28X20 см - 1 шт., клей. |
Ноябрь
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | «Зайчик» | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Цветная бумага серого и белого цвета, размер 10X10 см, заготовки для глаз, ножницы, клей, фломастеры. |
2. | «Бабочка» | Формировать умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. | Разноцветная бумага, размер 10X10 см, фломастеры, ножницы, клей. |
Декабрь
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | «Туловище для животных» | Продолжать формировать умение детей делать бумажные фигурки из бумаги, учить чётко, выполнять инструкции педагога. | Разноцветная бумага, размер 10X10 см., ножницы. |
2. | «Ёлочка» | Продолжать формировать умения самостоятельно создавать конструкцию из бумаги, используя известные приёмы складывания. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | Три квадрата зеленого цвета, фон-картон любого цвета, клей. |
Январь
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | « Божья ко коровка» | Продолжать формировать умение сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов вверх наискосок. Закрепить умение дополнять конструкцию деталями. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | Цветная бумага, размер 15X15,10X10см, фломастеры. |
2. | «Лиса» | Продолжать формировать умение детей слушать устные инструкции педагога. Закрепить основные геометрические понятия. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. | Цветная бумага оранжевого цвета, размер 15X15 см, 15X7,5см, фломастеры, клей карандаш. |
Февраль
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | « Щенок» | Формировать умение перегибать «косынку» пополам. Понимать, что детали головы и туловища выполняются из квадратов разной величины. Закрепить умение создавать композицию из полученных деталей. Воспитывать аккуратность. | Цветная бумага коричневого цвета, размер 15X15, 10X10, фломастеры, клей. |
2. | Подарок папе на 23 февраля «Кораблик» | Продолжать формировать умение детей складывать фигурки из треугольника, упражнять в свободном выборе цвета. Развивать мелкую моторику рук, поощрять использование готовых поделок в игровой деятельность. | Разноцветная бумага, размер 20X15 см. |
Март
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | Подарок маме «Тюльпан» | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Разноцветный картон, разноцветная бумага, размер 10X10 см.,ножницы, клей. |
2. | «Котёнок» | Закрепить умение складывать базовые формы, изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Формировать умение складывать треугольник пополам «косынкой», отгибать углы от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | Цветная бумага, размер 15X15 см. - 2 шт., фломастеры, клей. |
Апрель
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. |
«Грибы» | Закрепить умение базовых форм, воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога. | Цветной картон, разноцветная бумага, размер 10X10 см, клей, ножницы, бумажные обрезки. |
2. | «Ёжик» | Продолжать формировать умение детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать интерес к работе с бумагой. | Цветная бумага, размер 10X10 см., клей карандаш, фломастеры. |
Май
№ | Тема | Цель | Материал и оборудование |
1. | «Аквариум с морскими обитателями» | Закрепить усвоенные приемы техники оригами. Поощрять самостоятельность в работе. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветные квадраты, размер 10X10, 15X15 см., ножницы, клей, ватман. |
2. | Панно «Транспорт» | Закрепить усвоенные приемы техники оригами. Поощрять самостоятельность в работе. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветная бумага, размер 5X5, 10X10, 15X15, 20X20 см, клей, ватман. |
Список литературы:
1. Агапова И.А. 100 наилучших оригами для детей. М.: ООО ИКГЦ "Лада", 2010.
2. Галайдина О.Н. Презентация Оригами в детском саду. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/24/....
3. Дёгтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-valentina-degteva/72070-or...
4. Жукова И.В. Куклы-оригами. Донецк: «Издательство Скиф», 2011.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Мозаика-Синтез, 2011.
6. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду.
Лика-пресс, 2010.
7. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. "Издательство Обруч", 2010.
8. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Академия развития, 2011.
9. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. Санкт-Петербург, 2012.
10.Сайт для воспитателей: Маам.ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе
"Театр-оригами" в подготовительной группе...
Педагогический проект "Планета Оригами"
Педагогический проект по формированию предпосылок учебной деятельности средствами искусства оригами с планированием работы кружка "Волшебный мир оригами" и презентацией....
Проект по оригами "Волшебная страна бумажных фантазий"
Конструирование из бумаги...
проект по оригами для подготовительной логопедической группы
Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, ...
Проект по оригами в подготовительной группе
Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и со...
ПРОЕКТ Тема: «Оригами»
Формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками....
Проект "Мир оригами"
Развитие ориентировки в пространстве посредством техники оригами...