Педагогический проект "Планета Оригами"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект по формированию предпосылок учебной деятельности средствами искусства оригами с планированием работы кружка "Волшебный мир оригами" и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_origami.docx | 34.96 КБ |
origami.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детский сад №2».
Педагогический проект
«Планета Оригами»
Ялуторовск, 2015
«Таинственный мир превращенья бумаги
Здесь все чародеи, волшебники, маги
Творят они сказки своими руками.
И мир тот волшебный зовут оригами».
Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.
Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника.
Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игра. Увеличение объема информации практически не оставляет свободного времени у детей, когда они могли бы самостоятельно играть.
Проблема третья – творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка.
Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает, развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
По значимости для развития детей японцы ставят оригами на первое место. Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что всё, что нужно иметь – это бумага и желание. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами. Мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками». Оригами способно одновременно поднять настроение и гармонировать работу полушарий головного мозга, потому что всё делается двумя руками. Эта деятельность воспитывает у детей аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, терпение, организованность, фантазию, творческие способности, интуитивное мышление. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли. Таким образом, оригами может существенно помочь в подготовке ребёнка к школьному обучению и вызвать интерес к искусству оригами.
Тип проекта: Информационный практико - ориентированый.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: Формирование предпосылок учебной деятельности детей средствами искусства оригами.
Задачи:
1.Обучать различным приёмам работы с бумагой.
2. Привлечь детей к созданию композиций в технике оригами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям, работать по схемам.
4. Развивать конструктивные и творческие способности.
5. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, мелкую моторику руки, глазомер.
6. Формировать принципы коллективизма в процессе совместной деятельности, коммуникативные способности детей.
7. Обогащать игровой опыт детей.
Методы обеспечения:
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, инструкция, художественное слово.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций и готовых поделок, показ с проговариванием действий.
- Практический метод.
- Игровой.
- Метод поощрения.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный.
Определяются цели и задачи, осуществляется сбор и уточнение информации. Составляется план работы.
Планирование работы кружка «Волшебный мир оригами».
№ п/п | Тема | Задачи | Продолжительность |
1. | ОКТЯБРЬ «Давайте поиграем» . | Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, научить складывать квадрат из прямоугольника, делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. | 25 мин |
2. | «В некотором царстве, в бумажном государстве…» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с основными базовыми формами; начать знакомить с историей искусства оригами | 25 мин |
3. | «Деревья» | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «воздушный змей»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении деревьев; воспитывать усидчивость, аккуратность | 25 мин |
4. | «Грибная пора» | Учить детей складывать прямоугольник пополам по диагонали - базовая форма «книжечка». Прямоугольник перегнуть пополам книжкой, совмещая короткие стороны. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. | 25 мин |
1. | НОЯБРЬ «Рыбы». | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары, создавать морскую композицию. | 25 мин |
2. | «Медуза» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; учить складывать квадрат пополам в базовой форме «треугольник»; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. | 25 мин |
3. | «Краб» | Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «треугольник», «Воздушный змей»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. | 25 мин |
4. | «Ветка рябины» | Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. | 25 мин |
1. | ДЕКАБРЬ «Лисичка» | Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. | 25 мин |
2. | «В лесу родилась ёлочка». | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибая полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная с самого большого треугольника. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | 25 мин |
3. | «Снеговик» | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. Соединять детали в единое, обучать приёмам декоративного украшения поделок. | 25 мин |
4. | «Новогоднее украшение» | Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. | 25 мин |
1. | ЯНВАРЬ «Веточка ели» | Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя базовую форму «треугольник»; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. | 25 мин |
2. | «Новогоднее панно» | Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помочь каждому ребёнку добиваться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. | 25 мин |
3. | «Снежинка» | Учить складывать бумагу базовой формой «книжечка», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке, развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. | 25 мин |
4. | «Морозные узоры» | Совершенствовать умения детей складывать базовую форму «воздушный змей», соединять одну деталь с другой, создавая композицию зимних узоров, показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. | 25 мин |
1. | ФЕВРАЛЬ «Твой дом» | Учить детей делить прямоугольник пополам, совмещая углы, создать композицию «Моя улица». | 25 мин |
2. | «Гном» | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим. | 25 мин |
3. | « День защитника Отечества» | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | 25 мин |
4. | «Ожившая сказка» | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. | 25 мин |
1. | МАРТ «Мамин праздник» | Учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой. | 25 мин |
2. | «Тюльпан» | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | 25 мин |
3. | «Панно «ХРИЗАНТЕМЫ» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами. | 25 мин |
4. | «Солнышки» | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги на основе новой базовой формы «воздушный змей»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | 25 мин |
1. | АПРЕЛЬ «Верные друзья» | Учить детей мастерить поделки из квадратного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. | 25 мин |
2. | «Ракета» | Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить складывать прямоугольник в базовую форму «книжечка»; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. | 25 мин |
3. | «Ваза с весенними ветками» | Закрепить умение складывать из бумаги базовую форму «воздушный змей»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание. | 25 мин |
4. | «Забавные зверушки» | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. | 25 мин |
1. | МАЙ «Бабочка» | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата базовую форму «воздушный змей, «треугольник»; упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | 25 мин |
2. | «Ромашка» | Закреплять навык в складывании из квадрата базовую форму «воздушный змей», упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей. | 25 мин |
3. | «Перелётные птицы» | Продолжать закреплять различные приёмы складывания бумаги квадратной формы; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту. | 25 мин |
4. | «В бумажном царстве-государстве» | Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. |
|
- Практический.
Организуется работа через занятия с применением эффективных методов и приёмов, где формируются знания, умения, навыки работы с бумагой. Дети составляют композиции из поделок.
- Анализ проектной деятельности и оценка результатов. Анализируется деятельность детей и полученные результаты с поставленными задачами.
- Презентация проекта.
Организуется презентация проекта через выставки поделок и показ электронной версии.
План работы:
- Подобрать специальную литературу по теме «Оригами».
- Изучить с детьми историю возникновения искусства оригами.
- Познакомить детей с базовыми формами оригами.
- Научить детей делать базовые формы, создавать сюжетные аппликации .
- Привлечь родителей к созданию коллективных работ, проведению мастер-классов.
Результаты.
Дети узнали.
«Оригами» с японского «сложенная бумага»: «ори» – сложенный, «гами» – бумага. То есть, это изготовление поделок из бумаги приёмами многократного сгибания и складывания. История оригами началось с изобретения бумаги в Китае около 1800 лет тому назад. Появились сложенные из бумаги веера, ширмы. Со временем оригами стало украшением японского быта, народных праздников. Возрождение оригами связано с трагедией, произошедшей в 1945 году, когда на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Никто не мог предположить, что люди, которые не погибли сразу, будут болеть долгие годы. И дети их тоже будут умирать от лучевой болезни. Среди детей, обречённых на гибель, возникло поверие о бумажном журавлике. Он стал символом жизни. Двенадцатилетняя девочка Садако Сасаки, после смерти которой был сделан монумент, посвящённый погибшим детям, успела сделать только 664 журавлика. Дети всего мира стали присылать в Японию бумажных журавликов. Движение «1000 журавликов» возродило интерес к древнему искусству во всём мире. Бумажный журавлик стал талисманом, приносящим счастье.
Чтобы работы получались правильными и красивыми, необходимо:
- научиться складывать базовые формы, умение их складывать залог успеха в
достижении результата;
- бумага должна хорошо сгибаться;
- сгибы должны быть хорошо проглажены;
- совмещение углов и сторон должно быть точным
Овладение детьми техникой оригами способствует художественно-эстетическому развитию. Модели, выполненные из цветной бумаги, доставляют удовольствие своим видом, радуют глаз создателя и зрителя.
Оригами способствует формированию добрых чувств к близким. Дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
Оригами способствует развитию речи ребенка, выполнив поделку ему необходимо о ней рассказать маме, бабушке, папе, другу и т.д. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, рассказы, стихи, придумывают новые истории.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.
Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.
Оригами для маленьких детей, безусловно, совместная деятельность и, прежде всего со взрослыми. Взрослый выступает не только в роли «переводчика», он – активное заинтересованное лицо. Главное – это атмосфера совместной деятельности, радость от возможности сделать и показать всем такую потрясающую модель. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители, владеющие техникой оригами, сами проводят мастер-классы с остальными воспитанниками.
Как ещё можно использовать оригами? Это изготовление поздравительных открыток, сувениров, создание книжек-сказок, альбомов-иллюстраций к книгам, плакатов по временам года, оформление интерьеров, костюмов, атрибутов для игр и занятий.
С большим увлечением дети занимаются оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка из бумажного листа. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но важно, что это своё. Многие сами пытаются что-то изобрести, придумать. При помощи карандашей и фломастеров фигурки становятся яркими, приобретают свой характер, неповторимость. Результат, конечно, важен. Но гораздо важнее сам процесс - складывания. Сколько сил, терпения, внимания, усидчивости он требует. А сколько приносит радости. После того, как сделали поделку, в неё можно поиграть. Дети придумывают свои игры с новыми игрушками, делают дома такие же. Значит, у детей появился интерес к этому замечательному искусству изготовления бумажных фигурок.
Систематические занятия с детьми оригами – это гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению: «Какому бы делу вы не решили посвятить себя, то чему вы научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На занятиях кружка «Волшебный мир оригами» Квадратный листочек бумаги, ловкие движения пальцев – и вот уже в руках появляется забавный зайчонок, рыжий лисёнок, смешной лягушонок. И это искусство складывания из бумаги дети постигают на занятиях в кружке «Волшебный мир оригами»
Маленьким детям трудно складывать сложные изделия. Однако даже с помощью 2-3 простейших складок можно превратить волшебный квадрат в луговой цветок .
Работа над многофигурной коллективной аппликацией
Коллективная сюжетная аппликация «Летнее разноцветье»
Оригами способствует развитию речи ребенка. Выполнив поделку, ему необходимо о ней рассказать маме, бабушке, папе, другу. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, рассказы, стихи.
Ожившая сказка В заключении занятия сделанные поделки дети «оживляют» волшебными словами, движениями рук. Ребята дают им имена и ожившие герои отправляются в сказочное путешествие.
Создание сюжетной аппликации Работа над сюжетной аппликацией в технике оригами позволяет развивать у ребят чувство соразмерности и композиции. На предварительно подготовленный фон накладываются самостоятельно сложенные фигурки .
Сюжетная аппликация «Осенняя сказка»
Создание сюжетной аппликации «Морские глубины» Во время работы над аппликацией ребята не только знакомятся с морскими жителями, средой их обитания, но и знакомятся с геометрическими формами и способами их преобразования, развивают конструктивные и творческие способности, учатся коллективно взаимодействовать.
Сюжетная аппликация «Морские глубины»
Приключение лягушонка Леонида
Приобщение ребенка к совместной деятельности со взрослыми Иногда предусматривается возможность участия в изготовлении поделок и родителей. При этом демонстрируется не только умение детей, но и заинтересованность родителей в совместной деятельности, проведение увлекательного и полезного досуга взрослых и детей. Настя с мамой делают лебедя на выставку в детский сад.
Мастер-класс по изготовлению цветов Оригами для маленьких детей, безусловно, совместная деятельность и, прежде всего со взрослыми. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам. Родители, владеющие техникой оригами, сами проводят мастер-классы с остальными воспитанниками.
Цветы с сюрпризом любимой бабушке Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из гафрированой . Вот такие замечательные цветы с сюрпризом (конфеткой) сделали в семье Насти к празднику пожилого человека и подарили бабушкам. Бабушки были очень рады.
«Вечный огонь. Модульное оригами». Мало осталось очевидцев Великой Отечественной войны. Может быть, среди наших знакомых их уже и нет вовсе. Современные дети не все даже знают, что это за война была и в чем ее суть. Изготавливая предложенную здесь поделку, можно в непринужденной форме, ненавязчиво рассказать ребенку, что это за вечный огонь и в честь кого он горит. Кроме того, это будет очень символично иметь у себя в доме бумажную модель вечного огня.
Наше творчество
Катя и Настя получили дипломы 3 степени в общероссийском конкурсе «Лучшая творческая работа». Девочки занимаются в кружке «Волшебный мир оригами» под руководством воспитателя Татьяны Валерьевны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе
"Театр-оригами" в подготовительной группе...
педагогический проект "Игра-драмматизация с использованием масок и игрушек оригами"
Проект оформлен в соответствии с современными требованиями:Пояснительная запискаАктуальность проектаЦельЗадачиГипотезаМесто проведенияАдресностьСодержание...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами
· Искусство оригами является не только увлекательным искусство...
Сообщение для педагогического совета "Оригами как способ познания мира"
Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, получило широкое распространение во в...
Педагогический проект «Оригами круглый год»
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью влад...
Обобщение педагогического опыта "Оригами- средство всестороннего развития ребенка"
Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в ...