Рабочая программа кружка развития творческих способностей детей «Сувенирный калейдоскоп»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа кружка развития творческих способностей детей «Сувенирный калейдоскоп»
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка развития творческих способностей детей «Сувенирный калейдоскоп»
Ступень обучения (возраст) – старшая группа
Воспитатель – Шкундина Валентина Павловна
Пояснительная записка
Программа кружка развития творческих способностей детей «Сувенирный калейдоскоп» предусматривает развитие изобразительных, художественно -конструкторских способностей, нетрадиционного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью чувствовать не только гармонию, но и создавать её в любой иной жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.
Основной целью Программы является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.
1.Направленность программы.
Программа «Сувенирный калейдоскоп» имеет научно-техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей старшего дошкольного возраста, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность.
Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности. По Закону «Об образовании» и по Конвенции у нас любой ребенок имеет право на массовое образование. Только для этого ему нужно создать специальные условия.
Необходимость продиктована тем, что дети социализируется в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей
Педагогическая целесоообразность.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. На занятиях кружка ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность приобретения практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости.
3. Цель и задачи программы.
Главная цель программы – развитие творческих способностей воспитанников, готовых преобразовать мир, сделать его красивее и интереснее, создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей детей.
Задачи программы:
• сохранение и развитие единого образовательного пространства дошкольного учреждения;
• создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
• развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;
• создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;
Ожидаемые результаты от реализации Программы
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
• Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
• Создание условий в дошкольном учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников.
Развивающие:
- развитие моторики рук;
- развитие у воспитанников внимания, воображения, памяти и чувства цвета, восприятие;
-развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи.
Воспитательные:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям;
- заложить основы культуры труда: привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию; формирование аккуратности в работе, усидчивости, терпения и трудолюбия.
Принципы реализации программы.
При разработке программы использовались такие принципы, как:
- Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
- Принцип доступности- заключается в простоте изложения и понимания материала;
– интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. “Вывести” ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;
– личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно, а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.
- Принцип результативности и стимулирования деятельности ребенка;
- Принцип дидактики - усвоения материала методом от простого к сложному, отбирается только то, что может воспринять ребенок;
-Принцип наглядности - предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
Продолжительность занятий определяется возрастом детей.
Для детей 4-5 лет – 15 минут. Для детей 5-6 лет – 25 минут. С дошкольниками 6-7 лет можно проводить занятия по 30 минут. Количество детей в группе 7-8 человек.
Программа состоит из четырёх блоков.
В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, картона, ткани ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники аппликация», «Как летают самолёты», «Традиции празднования Нового года» и др.).
Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Мозаика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др.
Организационно-воспитательный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данных циклов проводятся соответственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.
Проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению, загадок по тематике технического творчества.
8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Успешная реализация программы предполагает достижение следующих результатов:
1.Активизация интереса детей к занятиям техническим творчеством, расширение кругозора.
2. Развитие инициативы, активизация и реализация творческого потенциала.
3. Получение опыта организации содержательного досуга, опыта участия в конкурсах и выставках детского творчества.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Параметры | Критерии | Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий. |
Образовательные результаты
| Освоение детьми содержания образования. 1. Разнообразие универсальных учебных умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (моторики, воображения, памяти, речи, внимания). | Высокий: имеет четкие умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты. Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом. Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу. Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения. Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях. Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы. Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога. Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города, края. Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения. Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка. Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное. |
Эффектив-ность воспитательных воздействий.
| 1. Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе | Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина) Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает. Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения. Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива. Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива. Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе. |
Социально-педагогические результаты. | 1.Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Выполнение требований техники безопасности. 3. Характер отношений в коллективе. 4. Отношение к педагогу. | Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами. Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя. Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования. Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с инструментами. Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя. Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя. Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением. Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами. Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий. Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах. Средний: выполняет требования педагога, только под контролем. Низкий: игнорирует требования педагога, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению. |
9.Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
- Текущая аттестация - защита творческого проекта, практические работы, участие в конкурсах, выставках технического творчества.
- Промежуточная аттестация - собеседование, выставка работ.
- Итоговая аттестация - выставка, итоговое занятие.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ детских работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Виды и формы контроля.
Наименование темы | Вид контроля | Форма контроля | Срок контроля | Что контролируем |
1-ый год обучения | ||||
Работа с бумагой и картоном. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов бумаги, навыки работы с ножницами, техники безопасности. Умения выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы; работать по трафаретам и шаблонам; Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с природным материалом. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов природного материала, Техники безопасности. Умение изготавливать простейшие аппликации из природного материала. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с тканью. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов ткани, техники безопасности. Умение изготавливать салфетку, овладение техникой нанесения краски на ткань. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с ватой | Водный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание свойства ваты, приёмов работы с ней. Овладение навыками работы с ватой и ватными дисками. Качество и аккуратность выполнения работы. |
2-ой год обучения | ||||
Работа с бумагой и картоном. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов и свойств бумаги, техники безопасности.
Навыки работы с ножницами. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с природным материалом. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов природного материала. Умение самостоятельно планировать последовательность своей работы. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с тканью. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов ткани, техники безопасности. Умение изготавливать салфетку, овладение техникой нанесения краски на ткань. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с ватой. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Свойство ваты, приемы работы с ней. Качество и аккуратность выполнения работы. |
3-ий год обучения | ||||
Элементы графической грамоты | Вводный Текущий Итоговый | Беседа Практическая работа Выставка | Во время изучения темы Во время изучения темы В конце учебного года | Знание элементарных понятий о эскизе, чертеже и различиях между ними. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями выполнять простейшие чертежи по образцу. Знать принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов, способы соединения деталей из бумаги, картона |
Аппликация | Вводный Текущий Итоговый | Беседа Практическая работа Выставка | Во время изучения темы Во время изучения темы В конце учебного года | Знание разновидностей аппликации, технику их выполнения. Умение выполнять виды аппликации: мозаика, из салфеток, коллаж. Знание основных требований дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота) и умении их использовать в своих работах. |
Работа с тканью. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Знание видов ткани, техники безопасности. Умение изготавливать салфетку, овладение техникой нанесения краски на ткань. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Работа с ватой. | Вводный Текущий | Беседа Практическая работа | Во время изучения темы Во время изучения темы | Свойство ваты, приемы работы с ней. Качество и аккуратность выполнения работы. |
Разные материалы | Вводный Текущий Итоговый | Беседа Практическая работа Выставка | Во время изучения темы Во время изучения темы В конце учебного года | Знание видов материалов. Умение самостоятельно планировать последовательность своей работы. Качество и аккуратность выполнения работы. Знание основных требований дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота) и умении их использовать в своих работах. |
Учебно-тематический план.
1-ый год обучения
№ п/п | Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Работа с бумагой и картоном. Работа с природным материалом. Работа с тканью Работа с ватой. Выставки детского творчества. |
2-ой год занятий
№ п/п | Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Работа с бумагой и картоном. Работа с природным материалом. Работа с тканью. Работа с ватой. Выставки детского творчества. |
3-ий год занятий
№ п/п |
Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Элементы графической грамоты. Аппликация Работа с тканью. Работа с ватой. Работа с разными материалами Выставки детского творчества |
Содержание программы
1-ый год занятий
1. Вводное занятие. Рассказ об игрушки. Инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Практическая работа. Конкурс отгадывания загадок по теме «Техника».
2. Работа с бумагой и картоном. История возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Свойства бумаги и картона. Разница между бумагой и картоном. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Создание работ в технике «Мозаика». Работа с салфетками, аппликация из салфеток. Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полу объемная).
Практическая работа. Лабораторная работа «Свойства бумаги и картона». Аппликация из геометрических фигур «Собака», «Аквариум», Закладки для книг «Птица с цветком». Аппликация из салфеток «Цветы для мамы», «Сердечко из цветов», «Дельфин». Аппликация мозаика «Зимняя ночь». Аппликация «Божья коровка на листе», «Валентинки». Новогодние украшения: шар, цепочка из кругов. Панно «Дерево», «Новогоднее панно» из салфеток, «Пасхальный цыплёнок»
3. Работа с природным материалом. Общие сведения о природных материалах, их заготовке и обработке. Работа с природным материалом: семенами, крупой, растениями, шишками и др. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Аппликация из манной крупы «Цветы», «Кошки на крыше», «Узоры», «Зимушка-зима». Аппликация из семян «Жираф», «Грибы», «Кукуруза», «Козлик», «Ваза с цветами», Игрушки-сувениры из шишек «Совёнок», «Ёлочная игрушка», «Ёжик».
4. Работа с тканью. Общие сведения о видах и свойствах ткани, способы её обработки. Изготовление салфеток из ткани. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Лабораторная работа «Виды и свойства ткани». Изготовление салфеток.
5. Работа с ватой. Знакомство со свойствами ваты, изготовление аппликаций из ваты и ватных дисков. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Аппликация из ваты «Зайчик». Аппликация из ватных дисков «Снеговик», «Пудель», Панно «Лебеди».
6. Выставки детского творчества. Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского технического творчества.
Практическая работа. Выставки детского технического творчества «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенние фантазии», итоговая выставка.
2-ой год занятий
1. Вводное занятие. Значение техники в жизни людей. План работы кружка, инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, организация рабочего места, правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
2. Работа с бумагой и картоном. Организация рабочего месса. Рациональные способы работы с материалом. Аппликация объёмная, много детальная, мозаика из салфеток. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Сведения о воздухе, летательных аппаратах. Общие понятия об основных частях планера, самолёта, их моделей. Работа с шаблоном, сборка и регулирование моделей. Техника запуска модели. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Изготовление праздничных открыток «С новым годом!», «23 февраля», «С праздником весны!», «С праздником Светлой пасхи!». Аппликация мозаика из салфеток «Космос». Объёмная аппликация панно «У Новогодней ёлочки». Полуобъёмная аппликация «Кораблик». Изготовление сувениров «Вальс влюблённых», «Пчёлка». Аппликация мозаика «Гриб боровик», «Дельфины». Изготовление простейшей модели планера. Учебная модель планера. Планер фигурного полёта. Игры и соревнования с летающими моделями.
4. Работа с природным материалом. Работа с природным материалом: семенами, крупой, растениями, шишками и др. Самостоятельное составление композиций, изготовление панно и аппликаций по образцу. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Рождественский венок из шишек. Аппликация из крупы «Зимняя сказка». Декоративная тарелка. Ваза для цветов. Панно из срезов дерева. Веник оберег.
5. Работа с тканью. Изготовление салфеток из ткани. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Салфетки «Ваза с цветами».
6. Работа с ватой. Изготовление панно из ваты. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Изготовление панно из ваты «В зимнем лесу».
8.Выставки детского творчества. Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского технического творчества.
Практическая работа. Выставки детского технического творчества «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенние фантазии», итоговая выставка.
3-ий год занятий
1. Вводное занятие. План работы кружка, инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, организация рабочего места, правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
2.Элементы графической грамоты. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Выполнение простейших технических рисунков и чертежей геометрических фигур с нанесением линий вырезания и сгиба. Окружность, деление окружности на части. Изготовление чертежа моделей по шаблону и образцу чертежа. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Выполнение чертежа декоративной тарелки. Изготовление объёмной звёздочки. Изготовление модели автомобиля и лодки.
3. Аппликация. Организация рабочего месса. Рациональные способы работы с материалом. Аппликация коллаж. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации коллаж. Анализ образцов. Объёмная аппликация, изготовление праздничных открыток, сувениров. Работа с салфетками, аппликация из салфеток. Сведения о воздухе, летательных аппаратах. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Изготовление панно-коллаж «Осенний лес», «Наш любимый край», «Лошади», «С праздником пасхи», «Дюймовочка», «Под рождественской звездой». Аппликация из салфеток «Рождество», «Космос». Панно «Море мерцающих звёзд», «Зима», «Обрыв». Объёмная аппликация «Аквариум».
4. Работа с тканью. Изготовление салфеток из ткани. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Салфетки «Рождественский заяц».
5. Работа с ватой. Изготовление панно из ваты. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Изготовление панно из ваты «Снеговики».
6.Выставки детского творчества. Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского технического творчества.
Практическая работа. Выставки детского технического творчества «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенние фантазии», итоговая выставка.
Художественный ручной труд детей направлен на создание оригинальности поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материала. В процессе занятий дети должны научиться определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат работы, реализовывать свой замысел, умело обращаться с разными инструментами и материалами. Дети с большой готовностью и интересом участвуют в изготовлении праздничных сувениров, подарков. Очень важно проводить физкультминутки.
Список литературы для педагога:
- Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, что можно сделать их природного материала. – М.: Просвещение, 1991
- О.С.Молотобарова, Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1983
- В.В.Ищук, М.И.Нагибина, Календарные праздники. – Ярославль, 2000
- Ю.Б.Гомозова, Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль, 2000
- Журналы «Ручная работа»
- Н.Сократов, О.Багирова, С.Маннакова, Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г.
- Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990- 191 с.
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
- Выгонов В.В. Изделия из бумаги. -М.: Издательский дом МС, 2001.
- Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
- Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.
- Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
- Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. - М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
- Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Список литературы для детей:
- Книги-раскраски с рисунками
- Журналы «Коллекция идей»
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс» 2002.
- Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.
- Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000
- СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.
- Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М., 1990.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль - 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Сотвори радость"
Программа разработана для работы с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области "Художественное творчество",способствует развитию творческих способностей детей , развитию мелкой м...
Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»
Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....
Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:· содействовать полноценному ...
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...
Рабочая программа по Развитие творческих способностей детей во второй младшей и средней группы Нетрадиционная техника рисования, лепка
Цель– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Раскрытие интеллектуальных и творческих спо...
Рабочая программа по Развитие творческих способностей детей во второй младшей и средней группы Нетрадиционная техника рисования, лепка
Цель– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно - развивающую работу.
Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - сопереживание, отзы...