Авторская разработка.Доклад-сообщение на тему:"Конструирование в ДОУ"
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_konstruirovaniya.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Игнатович С.А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района детский сад № 2 «Вишенка»
ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Данный доклад-сообщение будет интересен воспитателям всех возрастных групп и содержит следующие разделы:
- Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС.
- Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей.
- Примерное содержание уголка конструирования в группе детей четвёртого года жизни.
- Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности в средней группе.
- Уголок конструирования для старших дошкольников.
- Анализ оформления уголка конструирования в ДОУ.
- Паспорт уголка конструирования.
- Список литературы.
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой уголок, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.
Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС
Основные цели организации и работы уголка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):
- вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
- стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
- позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Для этого уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада.
Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей
В каждом возрасте дошкольники имеют свои психофизиологические особенности, которые следует учитывать при обустройстве и оформлении зоны конструирования и моделирования. Следуя нескольким простым советам, педагог сделает уголок конструирования в своей группе интересным и полезным малышам.
- Наполняйте уголок материалами в соответствии с требованиями программы к этому виду деятельности в разных группах:
- На третьем году жизни это конструирование из строительного материала.
- На четвёртом году жизни детей (вторая младшая группа) проводят строительное (конструкторы обычные, пазовые) и художественное (из бумаги) конструирование.
- В средней группе вводят конструирование из природного материала, а также моделирование из бумаги предметов обихода, мебели, одежды.
- В старшей группе полученные навыки совершенствуются и закрепляются, кроме того, вводится конструирование без объяснения и показа образца, а лишь по рисунку, схеме, серии последовательных изображений.
2. Избегайте в оформлении уголка чрезмерно ярких, «кричащих» красок, пестроты. Строительный материал, бумажные заготовки сами по себе красочны и послужат украшением уголка, да и мебель в дошкольных учреждениях сейчас многоцветная. В названии и оформлении будет достаточно скомбинировать 3–4 цвета и их оттенка, гармонирующих с общей цветовой гаммой дизайна группового помещения.
3. Не используйте в оформлении уголка неизвестных детям персонажей.
- Малыши младших групп незнакомы с Незнайкой, Чиполлино, Самоделкиным, поэтому герои сказок для старшего дошкольного возраста должны украшать уголки старших групп. В младших группах будут уместны изображения любимцев детворы: зайчика, мишки, лисички. Интересны и понятны маленьким воспитанникам изображения ребятишек, занимающихся конструированием. Этих персонажей младшие дошкольники воспримут как друзей и захотят подражать им.
- Старшие воспитанники интересуются техникой, архитектурой, и в оформлении уголка можно использовать силуэты замка, сказочного городка, изображение строительной техники (грузовичка, подъёмного крана, вертолёта, везущего груз на тросе).
- И старшие, и младшие воспитанники обожают Фиксиков из популярного развивающего мультфильма. Эти персонажи будут понятны и любимы в каждой группе.
4. Название уголка предназначено детям. Его пишут зачастую для взрослых, чтобы обозначить зону деятельности в группе. Но такой подход противоречит самой сути развивающей среды, каждый элемент которой должен быть направлен на развитие ребёнка. Надпись: «Уголок конструирования» не даст информации маленькому любознайке, если ребёнок увидит её и поинтересуется, что здесь написано.
Название уголка должно быть доступным пониманию детворы и служить развитию мышления:
- В младших группах зону конструирования и моделирования можно назвать «Маленькие строители», «Весёлые кубики». Такие названия педагог сможет объяснить, опираясь на непосредственный опыт детей.
- Старшие дошкольники почти все умеют читать, и название должно быть чётким, с крупными буквами, чтобы стимулировать потребность детей в чтении. «Страна фантазии», «Город мастеров», «Маленькие зодчие» — такие названия уголка и заинтересуют воспитанников, и послужат темой для увлекательной беседы о труде, мастерстве, искусстве зодчества.
- Иногда можно обойтись без названия, расположив над уголком плакат или фотографии детей, занимающихся конструированием, и всем будет понятно, для чего он предназначен.
5. Оставляйте больше простора для творчества. Готовые наборы кубиков, куклы и зверята, игрушечный транспорт — это замечательно. Но опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что любимые игрушки детей — вовсе не восхитительные магазинные «чудо-конструкторы», а самые обычные коробки, дощечки, деревянные чурочки, одноразовые тарелки, стаканы и прочие предметы, которые взрослыми не рассматриваются как игровые.
Бросовый материал очень ценен для конструирования: он даёт детям представления о пластичности и изменчивости форм, ведь такой материал дешев, его можно сминать, деформировать, изменять по своему усмотрению, комбинировать с другими. Например, изготовить кукол из перевёрнутых бумажных стаканчиков, пририсовав личико и сделав причёску из ниток, и поселить их в доме из картонных коробок, где мебелью будут коробки поменьше, из-под продуктов и соков. Девочки с удовольствием пользуются в игре веерами и сумочками, которые сами же и сконструировали из пластиковых тарелок, а мальчики играют машинками, сделанными из молочных пакетов и катушек.
6. Уделяйте внимание эстетическому воспитанию детей. Среди оборудования уголка должны быть материалы, применение которых превратит конструирование в изготовление маленьких произведений искусства: пайетки, стразы на клейкой основе, кружевная тесьма, плоские изображения цветов, листьев и т. д. Украсив свои поделки из бумаги и природного материала, дети будут не играть с ними, а любоваться, захотят порадовать близких подарком, сделанным собственными руками, поймут, что труд человека приносит не только пользу, но и создаёт красоту.
Примерное содержание уголка конструирования в группе детей четвёртого года жизни
Задачами педагога в области обучения детей второй младшей группы конструированию являются:
- Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу.
- Учить различать и называть детали конструктора и использовать их в постройке, подбирать детали по размеру, цвету.
- Развивать самостоятельность детей, побуждая к изменению, дополнению построек (замена деталей, пристраивание и надстраивание), поощрять конструирование по замыслу.
- Учить обыгрывать сооружения, объединять их в единый сюжет, пользоваться дополнительными материалами, игрушками.
- Продолжать учить детей конструированию из бумаги, используя приёмы «сминания», «разрывания», «скручивания», дополняя поделки или создавая коллективные композиции: «Лошадка с длинной гривой», «Пушистые котята», «Снежинки падают на домик», «Яблоки на яблоне», «Цыплята на лугу».
- Знакомить с бумагой различной плотности и фактуры, вызвать желание изучать её свойства, исследовать.
- Воспитывать организованность, аккуратность, умение бережно относиться к строительному материалу, складывать его после игры.
Чтобы обеспечить выполнение этих задач, в уголок конструирования помещают:
- Крупный напольный конструктор.
- Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
- Пазовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).
- Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.
- Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
- Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. Она может быть, как в виде прямоугольных и квадратных листов, так и в форме круга, корзинки, дерева. На эту плотную основу дети накладывают детали (яблоки, сливы, мячики и прочее).
Отличным дополнением уголка в младшей группе будет крупная мозаика, пазлы, разрезные картинки — то есть игры, в которых необходимо складывать целое из частей.
Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности в средней группе
В средней группе вводится конструирование из природного материала. Кроме того, возрастают возможности детей к овладению новыми навыками, умениями, становятся более совершенными память и внимание. Поэтому задачи работы с детьми этого возраста расширяются. Основными заданиями педагога являются:
- Учить детей подмечать разнообразие зданий, строений, транспорта во время прогулок, экскурсий, стимулировать желание отразить увиденное в конструировании.
- Совершенствовать знание названий и свойств деталей в зависимости от формы: кубик более устойчив, поставленный на маленькое ребро кирпичик может упасть. Учить использовать каждую деталь в соответствии с её особенностями.
- Учить анализировать образец постройки, определять, какие материалы нужны для его воспроизведения.
- Побуждать к творческому преобразованию построек, декорированию с использованием подручных средств, поощрять удачный подбор цветов, деталей, проявления креативного и нестандартного мышления в использовании бросового материала.
- Совершенствовать умение организовывать сюжетное конструирование: игру в строительство определённого объекта с разделением ролей.
- Обучать созданию простых конструкций из бумаги путём сгибания прямоугольника пополам и квадрата по диагонали, декорированию их предложенными готовыми формами либо орнаментом, дорисовыванием деталей по собственному желанию.
- Вызвать интерес и желание изготавливать поделки из природного материала, используя для крепления частей пластилин, учить видеть в природном материале схожесть с предметами и объектами окружающего мира, развивать внимание, смекалку.
- Воспитывать бережное отношение к оборудованию, понимание собственной роли в поддержании порядка, ответственность.
Учитывая это, уголок конструирования пополняют такими материалами:
- Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.
- Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения). Поскольку подобрать такие фигурки не очень просто, да и стоят они дорого, можно найти в интернете и распечатать двухсторонние изображений персонажей, для прочности заламинировать плёнкой и прикрепить подставку из гофрокартона. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
- Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.
- Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе.
- Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.
- Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.
- Пластилин для крепления деталей поделок, клей.
- Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).
Уголок конструирования для старших дошкольников
Дети шестого и седьмого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов, бумагой и природным материалом. Задачи педагога в работе с детьми этого возраста максимально расширяются. Обучение старших дошкольников конструированию направлено на:
- Формирование интереса к зданиям различного предназначения, умения подмечать особенности их конструкции, понимание того, как она связана с функциями постройки.
- Развитие умений анализировать постройку, её изображение, поощрять к самостоятельному возведению конструкций на основе увиденного.
- Формирование умения строить по рисунку, схеме, изготавливать модели транспорта (самолёт, паровоз, автомобиль) без образца, по рисунку или словесной инструкции, по памяти (разобрал и собрал).
- Развитие творчества, фантазии, самостоятельности в выборе темы конструирования: сказочный город, жилища фей, роботов, любимых персонажей, фантастический корабль, пиратский плот и т. д.
- Воспитание товарищества, коллективизма, умения считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.
- Закрепление уже известных способов конструирования из бумаги и обучение новому: скручиванию в конус, цилиндр, обучение созданию поделок на основе бумажного конуса и цилиндра.
- Развитие творческого воображения, креативного мышления, умения свободно преобразовывать форму, соединять изделия, образуя сюжетные композиции, поощрение инициативы и самостоятельности в выборе цвета, оформления поделки, дополнение её деталями (дорисовывание, наклеивание).
- Воспитание любви к природе, умения ценить её дары, видеть и беречь красоту вокруг себя, а также созданную своими руками.
Уголок конструирования в старших группах ДОУ наиболее разнообразен и богато оснащён, поскольку к прежним видам конструкторов в нём прибавляются:
- Металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые с креплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов. Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».
- Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.
- Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.
Анализ оформления уголка конструирования в ДОУ
Анализ оформления и содержания уголка проводит методист или старший воспитатель дошкольного учреждения во время тематической проверки состояния зон конструктивно-модельной деятельности всех групп. Самоанализ может провести педагог группы, чтобы наметить план дальнейшей работы по обновлению и пополнению материалов и оборудования уголка.
При анализе учитывают такие основные пункты:
- Соблюдение правил безопасности при организации уголка и подборе оснащения.
- Соответствие возрасту детей группы.
- Доступность, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре, могут ли дети сами его брать и складывать на место).
- Развивающая направленность зоны: даёт ли детям возможность организовывать сюжетные игры с постройками, узнавать новое, расширять кругозор (особенно важно в старших группах).
- Присутствуют ли в оснащении уголка: разные виды конструкторов, наборов для моделирования; игрушки для обыгрывания построек, изображения ролевых персонажей (прохожие, милиционер, работник кафе, больницы и т. д), фигурки животных, игрушечный транспорт разных размеров; материал для конструирования из бумаги, природного, бросового и вспомогательного (пластилин, клей, проволока, мелкие элементы для декорирования).
- Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
- Эстетичность, оригинальность и креативность оформления.
Результаты анализа обговариваются на педсовете, конструктивно-модельной деятельности могут быть посвящены круглые столы, семинары, педагогические практикумы, на которых воспитатели обмениваются идеями, творческими находками, передовым опытом.
К сожалению, ещё не во всех группах детских садов есть отдельные зоны конструирования, где воспитанники могли бы в полной мере проявить свои таланты и заняться увлекательной и полезной конструктивно-модельной деятельностью. Однако организация такого уголка — дело не сложное, напротив, увлекательное и нужное. Задавшись целью создать такой уголок, наполнить его богатым и разнообразным материалом, педагог найдёт поддержку коллег и родителей воспитанников, а лучшей наградой его труду послужат радость и творческие находки маленьких мастеров — детишек группы.
Паспорт уголка конструирования
Поскольку оборудование для конструирования отличается большим разнообразием, но требует постоянного пополнения и обновления, необходимо вести паспорт уголка. В нём будут указаны все имеющиеся материалы, основные и вспомогательные, виды конструкторов, развивающие игры и прочее. Это поможет воспитателю владеть ситуацией, знать, что требуется изменить, дополнить, а коллегам, молодым педагогам — ознакомиться со всем содержимым уголка и перенять опыт педагога.
Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ
Раздел | Содержание раздела |
Руководители уголка | Воспитатель или воспитатели группы, образование, категория |
Место размещения | Группа, ДОУ |
Цель и задачи уголка | Указываются цели и задачи, например: |
Пояснительная записка | Указываются актуальность создания уголка, основные виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы. |
Конструкторы строительные | Отдельно перечисляются конструкторы обычные (с указанием материала, из которого изготовлены) и тематические (с указанием тем). |
Конструкторы технические (для моделирования) | Указывается название конструктора, материал, тип крепления (штифтовый, на винтах). |
Материалы для конструирования из бумаги | Перечень материалов. |
Природный материал | Перечень материалов. |
Бросовый материал | Перечень материалов. |
Вспомогательные материалы | Перечень (пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок). |
Дидактические развивающие игры | Перечень игр, возможно краткое описание. |
Наглядные пособия, литература | Перечень литературы и пособий (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, схемы, фото). |
Конспекты | При желании воспитатель может дополнить паспорт конспектами различных видов деятельности в уголке, а также планом работы уголка на полугодие или год (темы и задачи совместной деятельности с детьми). |
Список литературы.
- Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2006. - 177 с.
- Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
3. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников .Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
4. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 240 с.
5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию :учебное пособие / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 2009. - 272 с.
6. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - с.76-84 с.
7. Урадовских, Г.А. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. - с.2-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ»
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот...
Конспект НОД по конструированию в средней группе по теме «Конструирование моста из строительного материала»
Конспект НОД по конструированию в средней группе по теме «Конструирование моста из строительного материала»Программное содержание: закрепить название рек Бия и Катунь. Совершенствовать уме...
Конспект ОД по лего-конструированию на тему: «Конструирование героев сказки «Три медведя» из LEGO DACTA»
Занятие подготовлено для детей 4-5лет по лего-конструированию с целью развития способности детей к конструированию героев сказки «Три медведя» из деталей конструктора LEGO DACTA....
Занятие по конструированию в средней группе по теме: «Конструирование. Дом для машины».
Развитие наглядного моделирования с использованием строительного материала....
Конспект занятия по "Lego-конструированию" тема: «Конструирование башни»
Тема занятия: «Конструирование башни»Цель: продолжить обучение построению зданий – конструирование башни. Задачи: Предметные:Научить конструированию башни из «Lego-ко...
Конспект занятия по конструированию Тема:конструирование с помощью палочек Кюизенера.
Конспект занятия по конструированиюТема:конструирование с помощью палочек Кюизенера....