Семинар "Конструктор Лего как средство интеграции образовательных областей в процессе обучении дошкольников"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Социальная значимость конструкторов Лего состоит в том, что ребёнок выступает не в качестве потребителя, а в качестве творца: создаёт предметы, мир и жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_konstruktor_lego.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад № 2 «Рябинка»
Семинар
на тему
«Конструктор Лего - как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения дошкольников».
Составила и провела: Воспитатель средней группы Голышева Любовь Леонидовна
Январь 2016, г. Москва, г. Троицк
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.
Подчёркивая социальную значимость игрушек, через которые ребёнок познаёт об окружающем мире, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин в тоже время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. Ребёнок получает всё готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов – писал французский социолог и философ Роланд Бартес.
В тоже время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребёнку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы, мир и жизнь.
Многолетние усилия детских педагогов, учёных и конструкторов привели к созданию разветвлённой системы наборов ЛЕГО, которая нашла широкое применение во всём мире, а также и в нашей стране.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость разработки новых образовательных технологий, соответствующих принципам развивающего образования, интеграции образовательных областей, решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Эффективная предметно-игровая среда развития обучения ребёнка создаётся в том числе и при помощи ЛЕГО-технологий.
Занятия с конструктором разных типов в настоящее время является обязательной составляющей: учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Занятия с конструктором способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, координации, ориентации в пространстве, внимания, памяти, речи, воображения, формированию личностных качеств (самоконтроль, выдержка, упорство, усидчивость). Дети приобретают умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, способность к комбинированию. Особенно важно в Д/С развивать творческое мышление ребёнка, учить его мыслить нестандартно, фантазировать. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребёнок учится добру, созиданию. Слово «ЛЕГО» в переводе с латинского означает: «Я учился, я собирал», официально зарегистрировано в Дании 1 мая 1954 года, а в 1996 году ЛЕГО группа вышла в Интернет. В настоящее время обучающие наборы имеют следующую модификацию: ПРИМА – предназначено для детей от 6-ти месяцев до 2-х лет, ДУПЛО - для детей от 2-х до 5-ти лет, ФРИСТАЙЛ – старше 5-ти лет. Новое поколение – ЛЕГО-ВЕГО и РОБО-КИДС. Наборы ЛЕГО ДУПЛО наиболее доступны детям дошкольного возраста. ЛЕГО элементы имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме, основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики разных размеров, основных цветов. Кирпичики можно различать числом кнопочек для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками…, также окрашены в яркие основные цвета, имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Наборы также содержат фигуры человечков и животных. Вариантов скрепления ЛЕГО элементов достаточно много. Например, два кирпичика 2*4 можно скрепить между собой 24-мя способами. Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например: мальчики сооружали постройку из ЛЕГО, сначала они сделали поезд, потом – тоннель и мост, потом начали игру. Самостоятельно могут играть старшие дошкольники, у которых имеются достаточные знания об окружающем мире.
Созданные постройки из ЛЕГО используем в играх-театрализациях. Основой для игр-театрализаций являются народные сказки «Репка»2 «колобок,» «теремок» и др.». используем ЛЕГО элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие формы и речь, проводим с ЛЕГО. Педагог помещает разнообразные детали в чудесный мешочек и просит детей на ощупь найти элемент определённой формы (овал, кирпичик 2*4, сапожок и т.д.) . хорошие результаты дают проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Воспитатель выполняет ЛЕГО постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти её воспроизводят. ЛЕГО также используем и в процессе занятий по теме «Ознакомление с окружающим миром», темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, проходя тему Домашние животные, дети делали постройки лошади и жеребёнка, утки и утёнка, строили для них жилища. (подг. Гр.). О лошадке, которые сделал сам, ребёнок рассказывает охотнее, придумывает разные истории. ЛЕГО можно использовать при подготовке к обучению и грамоте, коррекции звукопроизношения. Применение дид. упр-ий с использованием ЛЕГО элементов достаточно эффективно при проведении НООД по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения. В наборах ЛЕГО есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки, твёрдые согласные – человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные – в зелёных.
Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, можно ребёнку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков. Очень нравиться детям составлять из ЛЕГО буквы и цифры.
Для успешного обучения конструктивно-игровой деятельности с помощью ЛЕГО необходимо проводить игру или НООД живо, непринуждённо, эмоционально. Необходимо, чтобы педагог сам попробовал в него (ЛЕГО) поиграть в ознакомительных целях и отработать все игровые задания и приёмы перед НООД, создавать игровые ситуации, способствующие занимательности игрового материала. Нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребёнка, даже если ребёнок сделал что-то не так. Играть дети с конструктором ЛЕГО начинают в детском саду с младшего возраста.
С чего начинать игру. Лучше всего - с внимательного знакомства, с устройством и возможностями конструктора – сначала педагога, а потом ребёнка. Сначала на I этапе проводить лучше коллективную спонтанную игру детей (8-10 детей), затем индивидуальная спонтанная игра, а затем рекомендовать играть родителям (маме) вместе с ребёнком дома. Спонтанные игры целесообразнее начинать на ковре. Обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала детей во время игры, можно использовать музыку. Пусть дети потрогают, пощупают ЛЕГО- элементы и просто поиграют с ними, откроют для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО – элементов, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с другом и что из этого получается. Пусть поиграет со своей постройкой.
Во время проведения НООД с ЛЕГО – элементами решаем такие задачи: учим детей соединять ЛЕГО – элементы между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО – кирпичики 2х2, 2х4, 2х6, 2х8; ЛЕГО – формочки, ЛЕГО - кирпичики с ЛЕГО – формочками в различных комбинациях. Воспитатель выполняет задания вместе с детьми, побуждая их к размышлениям и действиям вопросами: «А как ты думаешь, можно ли соединить по-другому? Как ещё можно прикрепить? Что ещё можно прикрепить?».
Проговорить с детьми, на что крепятся ЛЕГО – элементы (кнопочки, пупырышки, таблетки и т.д.). сформировать навык скрепления ЛЕГО – элементов в различных положениях и рассмотреть варианты скрепления кирпичиков с формочками, формочек с формочками.
Активизировать фантазию детей, задавая вопросы: «Подумай, на что похоже? А ещё на что?».
Кроме того, необходимо: научить детей воспринимать детей словесную инструкцию и выполнять её, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции, строить по образцу (картинка, картинка постройка из ЛЕГО-элементов).
Для развития интереса воспитатель может придумать маленькие сказки, а также на глазах у детей превратить детали в сказочного персонажа – ЛЕГО – друга, который будет помогать детям знакомиться с ЛЕГО, рассказывать сказки, давать задания, что повысит интерес и активность детей, будет хорошим стимулом для выполнения заданий.
Формирование речи у дошкольников происходит на фоне речи воспитателя: слушая рассказы, опираясь на метод вопросов и ответов, беседу, дети вносят приобретённый опыт в самостоятельную речь.
Активизация речи у детей происходит достаточно быстро, но у детей может возникнуть ряд трудностей при составлении рассказов об этапах планирования будущей постройки, при составлении рассказов о её выполнении и том, как они будут играть.
Воспитателю лучше задать вопрос типа: «Расскажи, как ты будешь делать?». Для более успешной работы детям можно предложить речевую схему, на основе которой они смогут строить свой рассказ.
В нашем детском саду, во всех возрастных группах имеется достаточное количество конструкторов разных типов. Дети с большим интересом и удовольствием играют с ним, выполняя разные постройки, как в свободной деятельности, так и в НООД. Используем ЛЕГО - элементы не только в НООД, но и включаем их в другие виды НООД. Так, во время проведения подвижных игр используем ЛЕГО – элементы.
Например, игра «Лего на голове» (кирпичик). Цель: развитие ловкости, координации движения. Правила: ребёнок кладёт на голову кирпичик ЛЕГО. Дети и воспитатель дают ем задания. Например: пройти два шага, присесть, поднять одну ногу и т.д. Если ребёнок выполняет три задания и не уронил кирпичик с головы, он выиграл и получает приз.
Игра «Передай кирпичик ЛЕГО». Цель: развитие координации движения. Правила: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу. По команде ведущего: «Передавай» дети передают кирпичик друг другу. Ведущий говорит: «Стоп». Он открывает глаза, и у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.
В старшем возрасте дети в играх более самостоятельные, и роль ведущих берут на себя дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышление. Здесь проводятся такие игры, как «Чья команда быстрее построит», «Таинственный мешочек». В НООД по конструированию используем конструктор ЛЕГО ДУПЛО для постройки загородок, сарайчиков для животных, заборчиков, ворот, мостов, домов, машин и т.д.
Конструктивная деятельность несомненно является средством разностороннего воспитания дошкольников, она даёт возможность развивать все психические процессы в единстве с формированием важнейших нравственных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей на примере обучения детей домашнему адресу в процессе режимных моментов
Данный материал предназначен для работы воспитателей по обучению детей запоминания домашнего адреса ...
Проектная деятельность дошкольников как средство интеграции образовательных областей
Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...
Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей
Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...
Методическое пособие - книжка«Рукавичка» как средство интеграции образовательных областей в работе с дошкольниками с ТНР
Развитие познавательных и речевых способностей через интеграцию разных видов деятельности у дошкольников с ТНР....
Презентация - Мастер-класс «Игровые технологии как средство интеграции образовательных областей в физическом развитии дошкольников»:
20.11.2018г. - 1 занятие. Тема: «Использование игровых технологий в системе физического воспитания младших дошкольников».Цель: познакомить педагогов с видами подвижных игр и научить состав...
Статья «Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников»
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса с учетом интегрированного подхода. При этом дается характеристика самого понятия, проводится обзор образовательных об...
Интеграция образовательных областей в процессе музыкального воспитания дошкольников"
Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занят...