Статья «Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса с учетом интегрированного подхода. При этом дается характеристика самого понятия, проводится обзор образовательных областей с учетом ФГОС, освещается принцип построения организованной деятельности в ДОУ, подводятся итоги построения педагогического процесса при условии соблюдения принципа интеграции.
Ключевые слова: ФГОС, дошкольное образование, деятельность, образовательная область, принцип интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников»
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса с учетом интегрированного подхода. При этом дается характеристика самого понятия, проводится обзор образовательных областей с учетом ФГОС, освещается принцип построения организованной деятельности в ДОУ, подводятся итоги построения педагогического процесса при условии соблюдения принципа интеграции.
Ключевые слова: ФГОС, дошкольное образование, деятельность, образовательная область, принцип интеграции.
Политика государства в наше время пропагандирует регуляцию функционирования и развития системы образования в интересах отдельного человека и общества в целом. Главной ее целью стало создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день на лицо интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях, а именно:
- признание уникальности периода детства и повышение внимания к личности ребенка – дошкольника;
- разработаны и обоснованы абсолютно новые требования к организации образовательного процесса.
В качестве основополагающего принципа развития современного дошкольного образования ФГОС рассматривает принцип интеграции образовательных областей.
Рассмотрим само определение понятия «Интеграция».
Интеграция – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Таким образом, принцип интеграции охватывает достаточно объемный спектр педагогических явлений и оказывает широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
Интегрированный подход становится все боле популярным и актуальным. Возникает вопрос: для чего нужна интеграция?
Для устранения барьеров между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.
В результате процесс обучения превращается в систему, которая объединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Использование интеграции в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению. В зависимости от возраста детей принцип интеграции в ДОУ позволяет показать мир во всем его многообразии путем привлечения научных знаний, предметов культурного наследия, шедевров литературного и художественного миров. Помимо этого, интеграция образовательных областей позволяет сформировать у детей способность самостоятельно систематизировать уже полученные знания и нетрадиционно подходить к решению проблем. Все это способствует становлению всесторонне развитой личности – достижению цели, которую преследует ФГОС.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта образовательная деятельность в детском саду строится в 5 направлениях:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально – коммуникативное развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие».
По своей сути интегрированный подход к образовательной деятельности – это объединение знаний из разных областей на равноправной основе, но при этом каждая область дополняет другую. Организуя образовательную деятельность, педагог решает сразу несколько задач из различных областей программы. При этом дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности. В условиях ФГОС их 9:
- Познавательно – исследовательская
- Игровая
- Двигательная
- Коммуникативная
- Музыкальная
- Изобразительная
- Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
- Конструирование, ручной труд
- Восприятие художественной литературы.
Реализация интегрированного процесса в ДОУ предполагает интеграцию даже в выборе темы занятия или мероприятия. Приведем пример. Так, если темой недели объявлена «Осень», то работа по образовательным областям может быть следующей:
- Социально – коммуникативное развитие: дидактические игры «С какого дерева листок» и др;
- Познавательное развитие: беседы об осени, наблюдение на прогулке за деревьями, листвой, небом;
- Речевое развитие: составление рассказов об осени, разучивание стихов;
- Художественно – эстетическое развитие: рассматривание репродукций картин известных художников, прослушивание произведений (А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», Ф. Шопен «Осенний вальс»);
- Физическое развитие: подвижные игры «Мы осенние листочки» итд.
Реализация интегрированного подхода в этом виде деятельности имеет свои плюсы:
- повышается мотивация детей к обучению;
- у детей формируется познавательный интерес к восприятию целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- развиваются все компоненты речи;
- у детей формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- включают способы снятия перенапряжения, исключают перегрузку;
- расширяется представление о понятиях, закономерностях;
- как итог, формируется разносторонне, гармонически и интеллектуально развитая личность.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ФГОС предлагает нам качественно новый подход к организации образовательной деятельности, реализация которого позволит добиться больших успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА"
В основной образовательной программе дошкольного образования определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дош...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Семинар "Конструктор Лего как средство интеграции образовательных областей в процессе обучении дошкольников"
Социальная значимость конструкторов Лего состоит в том, что ребёнок выступает не в качестве потребителя, а в качестве творца: создаёт предметы, мир и жизнь....
Презентация - Мастер-класс «Игровые технологии как средство интеграции образовательных областей в физическом развитии дошкольников»:
20.11.2018г. - 1 занятие. Тема: «Использование игровых технологий в системе физического воспитания младших дошкольников».Цель: познакомить педагогов с видами подвижных игр и научить состав...
Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельностиРечевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельностиРечевое общение в дошкольном возрасте ос...
Интеграция образовательных областей в процессе музыкального воспитания дошкольников"
Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занят...