ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ МАЛЫШЕЙ
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Фауст Светлана Владимировна

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ МАЛЫШЕЙ

Значение развития творческих способностей в жизни ребёнка очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, познавательной активности ребёнка ,его памяти и внимания.

На протяжении многих лет работы с детьми-логопатами я пришла к выводу , что при наличии у них нарушений в развитии мелкой моторики , общей скованности, дискоординации движений , таким детям реализовывать свои творческие замыслы легче, пользуясь готовыми формами чем, использовать метод прямого изображения. Поэтому в своей работе я широко использую плоскостное конструирование.

В детском конструировании выделяется два типа конструирования –

  • Техническое
  • Художественное

Остановимся на художественном конструировании с детьми .

В этом виде конструирования дети не только и не столько отражают структуру объекта, сколько выражают своё отношение к ним, используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Обучение художественному конструированию ,своих малышей ,я осуществляю при помощи разных видов плоскостного конструктора-

  • Плоскостной конструктор из бумаги
  • Конструктор для работы на ковралине (основа конструктора – ковралин или лидерин)
  • Магнитная геометрическая мозаика
  • Конструктор «Палочки -липучки»

Все виды конструктора имеют различные цвета, формы и размеры .Детали строить этих конструкторов позволяют детям строить различные предметные , сюжетные, декоративные и пейзажные композиции, передавать структурные признаки объекта и выражать своё отношение к нему.

Свою работу по обучению детей художественному конструированию я делю на несколько этапов.

1 этап – дети обучаются конструированию схематических образов разных объектов. Приёмы обучения идут от простого к сложному:

Выполнение задания по образцу(приём «наложения»)

  1. «теневое изображение»
  2. «цветовое изображение»
  3. «контурное»

2 этап –обучение побуждает детей преобразовывать , детализировать схематические образы и создавать характерные персонажи знакомых сказок, используя символические средства:

Воспроизведение по образцу с усложнениями

  1. «выложи рядом»
  2. «чего не хватает?»
  3. «что лишнее?»
  4. 3 этап- развитие художественного конструирования. На этом этапе дети учатся  преобразовывать и видоизменять конструкции  (по высоте, длине..), размещать предметы в пространстве, активно заполняя всю рабочую поверхность .

На этом этапе я использую различные игры и упражнения  для обучения детей художественному конструированию.

Например :

«Геометрический сортёр»

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»

«Волшебные дорожки» (палочки Кюзинера и альбом для конструирования)

«Геометрическая мозаика»- с карточками заданиями

«Магнитная мозаика»

 

«Чёрные фигурки» (карточки с чёрно-белым изображением предметов по всем лексическим темам)

 

«Снежный ком»- учить решать конструктивные задачи по ходу придумывания сказки, истории.

«Я построю сказку сам»( используется конструктор из бумаги или конструктор для работы на ковралине)

Цель: развитие конструктивных способностей, расширение знаний об окружающем мире, развитие творческого воображения

         

Художественное конструирование по сказке происходит у детей в несколько этапов:

  1. Чтение самой сказки и рассматривание иллюстраций к ней
  2. Беседа по увиденной иллюстрации(Кто? Где? Какой?)
  3. Художественное конструирование с педагогом, рассказывание о том, что получилось
  4. Та же иллюстрация но чего-то не хватает (Дострой, добавь- это помогает детям усвоить конструирование отдельных объектов картины, развивает внимательность )
  5. Дети самостоятельно создают художественные иллюстрации, добавляя свои  элементы

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ МАЛЫШЕЙ

Значение развития творческих способностей в жизни ребёнка очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, познавательной активности ребёнка ,его памяти и внимания.

На протяжении многих лет работы с детьми-логопатами я пришла к выводу , что при наличии у них нарушений в развитии мелкой моторики , общей скованности, дискоординации движений , таким детям реализовывать свои творческие замыслы легче, пользуясь готовыми формами чем, использовать метод прямого изображения. Поэтому в своей работе я широко использую плоскостное конструирование.

В детском конструировании выделяется два типа конструирования –

  • Техническое
  • Художественное

Остановимся на художественном конструировании с детьми .

В этом виде конструирования дети не только и не столько отражают структуру объекта, сколько выражают своё отношение к ним, используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Обучение художественному конструированию ,своих малышей ,я осуществляю при помощи разных видов плоскостного конструктора-

  • Плоскостной конструктор из бумаги
  • Конструктор для работы на ковралине (основа конструктора – ковралин или лидерин)
  • Магнитная геометрическая мозаика
  • Конструктор «Палочки -липучки»

Все виды конструктора имеют различные цвета, формы и размеры .Детали строить этих конструкторов позволяют детям строить различные предметные , сюжетные, декоративные и пейзажные композиции, передавать структурные признаки объекта и выражать своё отношение к нему.

Свою работу по обучению детей художественному конструированию я делю на несколько этапов.

1 этап – дети обучаются конструированию схематических образов разных объектов. Приёмы обучения идут от простого к сложному:

Выполнение задания по образцу(приём «наложения»)

  1. «теневое изображение»
  2. «цветовое изображение»
  3. «контурное»

2 этап –обучение побуждает детей преобразовывать , детализировать схематические образы и создавать характерные персонажи знакомых сказок, используя символические средства:

Воспроизведение по образцу с усложнениями

  1. «выложи рядом»
  2. «чего не хватает?»
  3. «что лишнее?»
  4. 3 этап- развитие художественного конструирования. На этом этапе дети учатся  преобразовывать и видоизменять конструкции  (по высоте, длине..), размещать предметы в пространстве, активно заполняя всю рабочую поверхность .

На этом этапе я использую различные игры и упражнения  для обучения детей художественному конструированию.

Например :

«Геометрический сортёр»

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»

«Волшебные дорожки» (палочки Кюзинера и альбом для конструирования)

«Геометрическая мозаика»- с карточками заданиями

«Магнитная мозаика»

 

«Чёрные фигурки» (карточки с чёрно-белым изображением предметов по всем лексическим темам)

 

«Снежный ком»- учить решать конструктивные задачи по ходу придумывания сказки, истории.

«Я построю сказку сам»( используется конструктор из бумаги или конструктор для работы на ковралине)

Цель: развитие конструктивных способностей, расширение знаний об окружающем мире, развитие творческого воображения

         

Художественное конструирование по сказке происходит у детей в несколько этапов:

  1. Чтение самой сказки и рассматривание иллюстраций к ней
  2. Беседа по увиденной иллюстрации(Кто? Где? Какой?)
  3. Художественное конструирование с педагогом, рассказывание о том, что получилось
  4. Та же иллюстрация но чего-то не хватает (Дострой, добавь- это помогает детям усвоить конструирование отдельных объектов картины, развивает внимательность )
  5. Дети самостоятельно создают художественные иллюстрации, добавляя свои  элементы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhestvennoe_konstruirovanie_v_razvitii_malyshey.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».

В своей консультации я знакомлю коллег с работой Г.Урадовских ,с разработанным ею мягким конструктором, и использованием его в своей работе....

Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"

Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...

Консультация для родителей: «Художественное конструирование в развитии творческих способностей ребёнка».

Когда ребёнок создаёт поделки своими руками вместе с родителями, он не только развивает творческое воображение, моторику рук и свою фантазию, но и укрепляет отношения между детьми и родителями....