Использование техники художественного конструирования в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития изобразительно-художественной одаренности дошкольников»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Тема: «Использование техники художественного конструирования в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития изобразительно-художественной одаренности дошкольников»
Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к овладению методов работы с художественным конструированием.
Задачи:
- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- содействовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей.
Ход мастер – класса
Теоретическая часть
В эпоху информатизации люди научились работать с информацией: находить её, систематизировать, анализировать. Но, к величайшему сожалению, современные дети все меньше воображают и фантазируют! Им, с каждым годом, все сложнее представлять, все чаще они просто копируют и воспроизводят. Творчество – это огромная сила, наполняющая, мотивирующая, стимулирующая, придающая сил! Одним из способов развития творческих способностей является художественное конструирование.
В обучении художественному конструированию дошкольников использую формы, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:
- конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
- конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных сюжетов, выбирают способы их выполнения, материал);
- конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок).
Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, я приглашаю фокус-группу для практической части моего мастер-класса.
На первом этапе мы с детьми обсуждаем, какой материал у нас есть в развивающей среде, где его используют, какой бы еще они хотели видеть. Некоторые из них представлены на экране.
Вопросы к фокус-группе:
-Что общего в изображённых предметах?
-Чем они отличаются?
Несмотря на то, что все предметы различны между ними есть связь, их объединяет творческая мысль.
-А что общего у нас с Вами? (профессия, работа с детьми)
Все дни проживаемые нами наполнены разными событиями, которые непрерывно меняют друг друга, но одно остается неизменным.
Вопрос к фокус- группе:
Как вы думайте, что остается неизменным? (Части суток).
У всех утро начинается по разному, а с чего начинается ваше утро?
Я предлагаю вам выбрать, любую картинку, которая отражает именно ваше утро. И сконструировать его по образцу, то есть по картинке (Приложение№1), которую вы выбрали. Вы можете использовать для реализации ваших целей любой предложенный материал.
Прежде чем Вы начнёте, предлагаю Вам вспомнить, что Вас окружает в этот момент: какие предметы, люди, какие чувства Вы испытываете? Это может быть не отдельный предмет или фигура, или композиция из них, в зависимости от того, что для Вас представляет каждое утро.
(во время работы фокус группы): сюжетные и предметные картинки мы меняем в соответствии с темой недели, целевых ориентиров и детской инициативы.
Во время работы с материалом для конструирования мы решаем и образовательные задачи: закрепляем знания о природном материале, ткани, формах, цвета, и многое другое в зависимости от выбранного материала и способа его конструирования.
Важным этапом в работе с художественным конструированием является беседа с детьми после окончания конструирования.
Вопросы к фокус-группе:
- Презентуйте свою работу.
- Какие воспоминания всплыли в вашей памяти?
Утро позади и наступает день. У каждого из нас он проходит по разному.
Я предлагаю Вам сконструировать по замыслу ваш день. Вы можете использовать для реализации ваших целей любой предложенный материал.
(во время работы фокус группы):
Мы предлагаем в развивающей среде ребенку материал для работы, картинки, алгоритмы, но выбор материала для работы и форму работы по образцу либо по замыслу ребенок осуществляет самостоятельно. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
Вопросы к фокус-группе:
- Презентуйте свою работу.
- Почему Вы использовали этот материал, с чем он у Вас ассоциируется?
После насыщенного рабочего дня наступает время отдыха, встреча с семьёй и это время так же у всех проходит по-разному. Вспомните о том, как проходит у Вас свободное от работы время и отразите его в своих работах.
Я предлагаю Вам на выбор изобразить день или ночь, а также картинки, которые отображают это время суток или по замыслу вы можете выполнить свою работу.(Приложение №2)
(во время работы фокус группы):
Дети выбирают используемые материалы самостоятельно. Работая по замыслу, они полагаются на свою фантазию и эмоции, испытываемые в данный момент. В этом случае мы можем наблюдать не просто фигуры, а отдельные образы, сюжеты.
Также, работа с художественным конструированием развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность, обогащает новыми впечатлениями и активизирует творческие процессы.
Вопросы к фокус-группе:
Презентуйте свою работу.
Рефлексия
Я, предлагаю Вам два солнышка, у которого нет эмоций. Я предлагаю Вам добавить эмоции, которые вы испытали на моем мастер классе и которые испытывайте по его окончании, используя предложенный материал.
Список литературы:
1.Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошк. воспитание. - № 7 - 2015 - с. 8 - 13.
2.Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М.: Просвещение, 2014 – стр. 18-23.
3.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 2014 -175 с.
4.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Просвещение, 2014. Стр. 21-23
5.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 2015 г. - 369 с.
6.Интернет-ресурсы:https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovaniee-konstruirovanie.html
7.Интернет-ресурсы:https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei
8.Интернет-ресурсы:https://kladraz.ru/blogs/natalja-olegovna-shleigel/seminar-konstruirovanie-instrument-razvitija-lichnosti-rebenka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации
Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...
Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...
Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»
Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....
«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...