кружок оригами
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №53 «Лесная сказка»
Согласовано:
Со старшим воспитателем 3.09.2018
Рабочая программа кружка
«Волшебный квадрат» для детей от 5-7лет (2 года обучения).
Воспитатель: Калачева А.С.
Новосибирск 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития отечественного оригами происходит на наших глазах. Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами.
Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих
способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Занятия оригами:
-развивают способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие
информации;
-развивают пространственное воображение, зрительное восприятие, концентрацию внимания;
-учат читать чертежи, следовать устным инструкциям и последовательности действий;
-стимулируют развитие памяти, в том числе мышечной;
-развивают уверенность в собственных силах и коммуникативные способности;
-развивают творческие способности и исследовательские навыки;
-знакомят на практике с основными геометрическими понятиями.
Складывая фигурки из бумаги, ребёнок непроизвольно концентрирует своё внимание на этом процессе.
Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу.
Оригами повышает активность, требуя контроля обеих полушарий головного мозга, над движением обоих рук.
Психологические исследование влияния оригами на дошкольников показали, что это занятие:
-развивает навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки;
-повышает активность правого и левого полушарий головного мозга;
-активизирует творческое мышление;
-развивает интеллектуальные способности;
-развивает пространственное воображение;
-улучшает глазомер;
-стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование у детей умения рассмотреть возможности использования техники оригами для развития всесторонней личности ребёнка;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие
глазомера.
ЗАДАЧИ:
Дать представление об оригами как виде декоративно –прикладного искусства; изучить историю его возникновения, обучить приёмам и
технологии выполнения; выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления дошкольниками в технике оригами.
Воспитывать наблюдательность, художественно эстетический вкус детей.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно –тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. На 3 практических
занятиях используются разнообразные наглядные пособия (изготовленные на предыдущих занятиях, теле радиоаппаратура.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Срок реализации: 2 года. Программа реализуется в форме занятий с подгруппой 1раз в неделю.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
5-6 лет
–развивать пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности,
чертёжные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания,
уверенность в своих силах и способностях.
-воспитывает личность ребенка как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами.
-выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления дошкольниками изделий из оригами.
-в процессе работы использовать анализ научно
–практической и методической литера туры, разработку технологии выполнения оригами.
6-7 лет
–рассматривать возможность использования техники оригами для развития всесторонней личности ребёнка.
-развивать пространственное воображение
–учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделие в объёме.
-Развивать художественный вкус и творческие способности детей, активизировать воображение и фантазию.
-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
-При обучении оригами уделяется внимание созданию сюжетно
–тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
РЕЗУЛЬТАТ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:
У детей развивается точность движений рук, стимулируется развитие памяти, развивается коммуникабельность, творческие способности.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
проведение выставок, поделок для родителей к праздникам, участие в конкурсах.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ деятельности:
Конструирование
Аппликация
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи
Навыки рисования.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ: 5-6лет.
МЕСЯЦ ТЕМА ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛ
Сентябрь.1,2 занятие: Знакомство с оригами.
Заинтересовать детей, показ поделок из бумаги, воспитывать интерес к искусству оригами.
Цветная бумага, иллюстрации, поделки, музыкальное сопровождение.
Сентябрь. 3,4 занятие: «Сказка квадратика»
Вызвать интерес к занятиям по оригами, воспитывать аккуратность в работе.
Цветная бумага, поделка из бумаги.
Октябрь.1,2 занятие: Знакомство с базовой формой «треугольник».
Базовая форма «треугольник» Знакомство с базовой формой, сгибание квадрата по диагонали, воспитывать терпение и усидчивость.
Цветная бумага, базовая форма, муз. сопровождение.
Октябрь.3,4 занятие: «весёлые мордашки»
Закрепить умение складывать базовую форму треугольник, показ поделок на основании этой базовой формы.
Цветная бумага картинки животных, веселая музыка.
Ноябрь.1,2 занятие: Выполнение поделки «рыбка».
Учить складывать рыбку, рисовать на заготовке хвост, вырезать ненужные части ножницами.
Цветная бумага, заготовки, готовые поделки.
Ноябрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «гриб».
Учить подготавливать 2 квадрата(8х8) красного цвета, другой желтого(6х6) закрепить умение работать с базовой формой треугольник,
воспитывать терпение и усидчивость.
Цветная бумага 2-х цветов разных размеров, готовое изделие.
Декабрь.1,2 занятие: Выполнение поделки «колпачок для феи».
Закрепить умение работать по базовой форме «треугольник», научить складывать колпачок, делить угол на три равные части,
развивать глазомер. Блестящая бумага, готовая поделка, веселая музыка.
Декабрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «Ёлка».
Учить самостоятельно подготавливать бумагу к работе квадраты 3-х размеров, закрепить навык работы с ножницами, воспитывать
желание украшать ёлку своими поделками.
Зелёная бумага, готовая поделка, муз. сопровождение.
Январь.1,2 занятие: Выполнение поделки «Корона».
Научить поэтапной работе, развивать самостоятельность.
Разноцветная бумага, готовое изделие.
Январь.3,4 занятие: Выполнение поделки «шляпка красной шапочки».
Знакомства с изготовлением головных уборов, оказать помощь затрудняющимся.
Блестящая бумага, готовая шляпа.
Февраль.1,2 занятие: Знакомство с базовой формой «дом».
Базовая форма «дом». Знакомство с формой, показ изделий. Белая бумага, готовое изделие.
Февраль.3,4 занятие: Выполнение поделки «пилотка».
Изготовление пилотки по базовой форме «дом», показ изделия. Ватман, готовое изделие.
Март.1,2 занятие: «Праздник девочек».
Рассказ о празднике, как он отмечается в Японии, показ бумажных кукол, приготовленных к празднику,
вызвать интерес к праздникам у других народов.
Иллюстрации, веселая музыка.
Март.3,4 занятие: Выполнение поделки «цветы к 8»
Научить складывать простой цветок, вызвать интерес, сделать подарок маме.
Букет цветов, иллюстрации, муз. Сопровождения 7 марта».
Апрель.1,2 занятие: Выполнение поделки «кораблик».
Научить складывать кораблик, вызвать интерес к раскрашиванию.
Белая бумага, макет кораблика.
Апрель.3,4 занятие: Выполнение поделки «лодка».
Научить складывать лодку, показ процесса выворачивания наизнанку, воспитание усидчивости.
Голубая бумага, макет лодки, веселая музыка.
Май.1,2 занятие: Знакомство с базовой формой «воздушный змей».
Знакомство с формой, учить совмещать углы, точно доводя их до середины.
Цветная бумага, базовая форма, закрепить умение.
Май.3,4 занятие: Выполнение поделки «кресло».
Закрепить базовую форму дом, закрепить поэтапное складывание. Черная бумага, готовая поделка.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:6-7ЛЕТ
МЕСЯЦ ТЕМА ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛ
Сентябрь.1,2 занятие: Что такое базовая форма?
Складывание базовой формы «двойной треугольник», закрепить полученные ранее знания, вызвать у детей интерес к оригами.
Наглядный материал, базовая форма, чертежи.
Сентябрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «корзинка».
Учить детей складывать корзинку на основе базовой формы «двойной треугольник», учить сгибать острые углы и вставлять один в
другой, воспитывать желание украшать корзинку.
Готовое изделие, чертеж базовой формы.
Октябрь.1,2 занятие: Выполнение поделки «головастик».
Рассказать о том, кто такие головастики, закрепить умение сгибать и проглаживать углы, украшать используя разноцветную бумагу.
Готовая поделка, иллюстрация, веселая музыка.
Октябрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «жук на ниточке».
Обобщать знания детей о жуках, складывание жука из бумаги, воспитывать. Наглядная картинка.
Иллюстрации, готовая поделка. 8 желание использовать свои поделки для дальнейшей игры.
Ноябрь.1,2 занятие: Складывание базовой формы «конверт».
Научить детей складывать «конверт», учить четко доводить все углы квадрата до центра и проглаживать линию сгиба. Базовая
Форма «квадрат», заготовки. Наглядный материал.
Ноябрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «лягушачий хор».
Учить складывать лягушек и украшать их. Готовое изделие, наглядный материал.
Декабрь.1,2 занятие: Выполнение поделки «розовый слон».
Учить изготавливать слона на основе базовой формы, воспитывать желание использовать в настольных играх.
Базовая форма «воздушный змей», готовая поделка, иллюстрации, муз. Сопров.
Декабрь.3,4 занятие: Выполнение поделки «пятиугольная звезда».
Учить складывать звезду на основе базовой формы «треугольник», рассказать о легенде почему на елку вешают звезду.
Готовая поделка, базовая форма «треугольник», муз. сопров.
Январь.1,2 занятие: Выполнение поделки «акула».
Расширять знания об акулах, учить выполнять поделку на основе базовой формы «рыба»
Иллюстрации, готовая поделка, базовая форма «рыба».
Январь.3,4 занятие: Выполнение поделки «осёл».
Учить изготавливать поделки для игры в театр, прививать умение аккуратно проглаживать углы.
Готовая поделка, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Февраль.1,2 занятие: Выполнение поделки «подводная лодка».
Вспомнить о том, как складывается пароход с двумя трубами и на его основе сложить подводную лодку.
Готовая поделка, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Февраль.3,4 занятие: «День святого Валентина».
Рассказ об этом празднике, изготовление поделки к празднику, вырезывание сердечка по намеченному контуру.
Рассматривание открыток, иллюстраций, готовые изделия.
Март.1,2 занятие: Выполнение поделки «корзинка с подснежниками».
Базовая форма «треугольник», выполнять поделку аккуратно. Готовая поделка, иллюстрации, базовая форма
«треугольник».
Март.3,4 занятие: Базовая форма «двойной квадрат».
Учить правильно вдавливать углы во внутрь, при изготовлении двойного квадрата.
Базовая форма двойной квадрат, заготовки.
Апрель.1,2 занятие: Выполнение поделки «жаба».
Вспомнить базовую форму «двойной квадрат», использование поделки в настольной игре.
Базовая форма, готовое изделие, музыкальное сопровождение.
Апрель.3,4 занятие: Выполнение поделки «кенгуру».
Закрепить умение создавать поделки для игры в театр, развивать мелкую моторику.
Готовое изделие, рассматривание иллюстраций, музыкальное сопровождение.
Май.1,2 занятие: Базовая форма «дверь».
Учить детей правильно складывать базовую форму, сгибание квадрата пополам.
Базовая форма, готовое изделие, веселая музыка.
Май.3,4 занятие: Выполнение поделки «самолётик».
Учить детей самостоятельно изготовлять поделку для дальнейшей игры, развивать внимание, глазомер, аккуратность.
Базовая форма «треугольник», готовое изделие, веселая музыка
Результаты обследования детей: кружка Оригами No п/п
Ф.И. воспитанника
Моторика рук
Ориентировка на листе бумаги
Умение складывать бумагу по инструкции педагога
Внимание, усидчивость
Уровни развити
Оценка результатов:
По всем показателям определяются, два уровня выполнения заданий; средний, низкий.
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания.
–Высокий уровень
–предполагает выполнение всех заданий по инструкции педагога.
–Средний уровень ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
–Низкий уровень
–невыполнение задания с помощью взрослого.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских
собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с
особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.
Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?
«История искусства оригами», «Поделки своими руками»,
«Рука развивает мозг».
Формы подведения итогов реализации программы
∙Составление альбома лучших работ.
∙Проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством
искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы.
Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
∙Научатся различным приемам работы с бумагой;
∙Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
∙Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
∙Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
∙Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
∙Познакомятся с искусством оригами;
∙Овладеют навыками культуры труда;
∙Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Программа составлена на основе:
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
4. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
6. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеева
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Принципы проведения:
*наглядность в обучении –осуществляется на восприятии наглядного материала;
*доступность –материал подобран с учетом возрастных особенностей воспитанников;
*развивающий и воспитательный характер об учения –на расширение кругозора, на развитие познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Опыт работы по дополнительному образованию. Кружок "Оригами"
В презентации представлена работа по дополнительному образованию. Кружок "Оригами".Добавлен файл с комментариями к презентации....
Кружок "Оригами"
Программа, схемы оригами - фигурок...
Занятия кружок "Оригами"
К программе кружка "Оригами"...
Кружок "Оригами"для детей старшей группы
Данный материал познакомит детей с искусством складывания из бумаги разных образов - оригами. Эта увлекательная работа будет развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, воображение, познакомит со...
Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат»
Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУКружок оригами «Волшебный квадрат»Воспитатель Яковлева Ольга АлександровнАктуальность: В настоящее время доказа...
Кружок оригами "Волшебный квадратик"
Данный кружок расчитан на 1год .Обучение детей происходит на специально организованных занятиях по запросам родителей занятия длятся 25-30 минут. цель кружка обширная и охватывает ряд задач :Знакомить...
Кружок "Оригами"
Перспективный план кружка "Оригами" в подготовительной группе...