Кружок "Оригами"
картотека по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа, схемы оригами - фигурок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цветик-семицветик | 764 КБ |
Программа, занятия | 365 КБ |
Елочка | 1.36 МБ |
Схемы оригами поделок | 882 КБ |
Папам к 23 февраля | 396 КБ |
8 марта. День влюбленных | 572.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа оригами «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Программа оригами Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера .
Программа оригами Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Цветик семицветик
Программа оригами Литература Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с. Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл. Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с. Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с. Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008. Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009
Программа оригами
Предварительный просмотр:
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» Протокол № от «______________»20_____г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» Н. Н. Свирюкова__________ |
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ОРИГАМИ»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Руководитель кружка:
педагог – психолог
Татьяна Викторовна Яценко
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к ЭМП.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать педагога;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами.
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Оригами» рассчитана на 2 года.
Возраст детей 10-12 детей.
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Год обучения | Количество занятий в месяц | Количество детей в группе | Количество занятий год |
Первый | 4 | 10-12 | 32 |
Второй | 4 | 10-12 | 32 |
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
Практическая часть
Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация воспитанниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «Развиваем воображение», «Поделки своими руками», «Ум на кончиках пальцев».
Формы подведения итогов реализации программы:
составление альбома лучших работ; проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с искусством оригами;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы и взаимодействия в коллективе.
Общие правила при обучении технике оригами
Заготовка должна иметь точную квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной, двусторонней.
Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование
Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон.
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
Салфетки: бумажная, тканевая.
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.
I год обучения старшая группа
Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление простых поделок доступных детям старшей группы.
Задачи:
Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук;
- научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба;
- научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
- закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации;
- воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции;
- приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги;
- формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки;
- помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.
К концу первого года обучения дети могут:
самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
по образцу изготавливать несложные поделки.
знать и называть геометрические фигуры;
ориентироваться на листе бумаги;
уметь намечать линии;
тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
II год обучения подготовительная к школе группа
Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.
Задачи:
Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук;
- познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран;
- познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами;
- учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»;
- закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
- продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку;
- развивать память и внимание;
- развивать творческие способности и исследовательские навыки.
К концу второго года обучения дети могут:
ориентироваться на листе бумаги
знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка «Оригами» (старшая группа)
№ | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||
1. | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | |||||||||||
2. | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | |||||||||||
3. | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | |||||||||||
4. | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | |||||||||||
5. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | |||||||||||
6. | Точность и аккуратность выполнении работы | |||||||||||
7. | Общее количество баллов | |||||||||||
8. | Процент усвоения программы |
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка «Оригами»
(подготовительная к школе группа)
№ | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||
1. | Знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами | |||||||||||
2. | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | |||||||||||
3. | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | |||||||||||
4. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу | |||||||||||
5. | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами | |||||||||||
6. | Точность и аккуратность выполнении работы | |||||||||||
7. | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | |||||||||||
8. | Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи | |||||||||||
9. | Общее количество баллов | |||||||||||
10. | Процент усвоения программы |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
КРУЖКА «ОРИГАМИ»
Первый год обучения
Старшая группа
Тема занятия |
СЕНТЯБРЬ Знакомство с искусством оригами |
Превращения квадратика |
Дом |
Для чего нужна дверь |
ОКТЯБРЬ Гриб |
В осеннем лесу (коллективное панно) |
Стакан |
Кот |
НОЯБРЬ Собачья семейка |
Муха |
Старое дерево |
Ветка рябины |
ДЕКАБРЬ Лисичка - сестричка |
Домики для лисички и зайчика |
Царевна-ёлочка |
Дед Мороз |
ЯНВАРЬ Снеговик |
Снегирь |
Гномик |
Корона |
ФЕВРАЛЬ Стул |
Поздравительная открытка к 23 февраля |
Кораблики в море (коллективная композиция) |
Мамин праздник (поздравительная открытка к 8 Марта) |
МАРТ Весна красна |
Серая шейка |
Жар птица |
Ракета |
АПРЕЛЬ Шаттл |
Панно «Цветочный луг» |
Коралловая рыбка |
Медуза |
МАЙ Итоговое занятие Композиция Морское дно |
Итоговое занятие Всего: 7 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
КРУЖКА «ОРИГАМИ»
Второй год обучения
Подготовительная к школе группа
Тема занятия |
Сентябрь Давайте поиграем |
В некотором царстве, в бумажном государстве |
Бабочка и лягушка |
Отгадываем загадку |
ОКТЯБРЬ Знакомимся со свойствами бумаги |
Воздушный змей |
Забавные зверушки |
Теремок |
НОЯБРЬ Лисичка с чёлочкой |
Волшебные превращения стрелы |
Ёлочка |
Новогоднее украшение |
ДЕКАБРЬ Дед мороз |
Новогоднее панно |
Коробочка |
Ветка рябины |
ЯНВАРЬ Ветка рябины-2 |
Гном |
Скоро День защитника Отечества |
Ожившая сказка |
ФЕВРАЛЬ Мамин праздник |
Цветы |
Панно «ХРИЗАНТЕМЫ |
Грач |
МАРТ Экскурсия в зоопарк |
День Космонавтики |
Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА |
Весёлые человечки |
АПРЕЛЬ Составим картину |
Раз, два, три, лодочка плыви |
Журавлик |
В бумажном царстве – государстве |
МАЙ Коралловая рыбка |
Медуза |
Итоговое занятие Композиция Морское дно |
Итоговое занятие Всего: 7 часов |
Итого: 14 часов
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» Н. Н. Свирюкова________ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
КРУЖКА «ОРИГАМИ»
Старшая группа
НА 20__ - 20__ уч. г.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1. | СЕНТЯБРЬ Знакомство с искусством оригами | Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
2. | Превращения квадратика | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение, ориентир на плоскости, внимание, память. |
3. | Дом | Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба (рука – глаз). Превращение квадратика в дом (развитие воображения). |
4. | Для чего нужна дверь | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам (рука-глаз) Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик. |
1. | ОКТЯБРЬ Гриб | Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». |
2. | В осеннем лесу (коллективное панно) | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости. |
3. | Стакан | Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Развитие речи, памяти. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник». |
4. | Кот | Познакомить с базовой формой «треугольник» (геометрические фигуры). Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник» (внимание). Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз (ориентир на плоскости) Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта (воображение). |
1. | НОЯБРЬ Собачья семейка | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя (дом.животные). Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (воображение). |
2. | Муха | Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха». |
3. | Старое дерево | Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию (развитие внимания, памяти, речи, воображения). |
4. | Ветка рябины | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. Развивать внимание, память. |
1. | ДЕКАБРЬ Лисичка - сестричка | Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушный змей» (развитие самостоятельности, самооценки, памяти) Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос (развитие воображения). |
2. | Домики для лисички и зайчика | Учить определять точку пересечения линий (глазомер). Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию (развитие воображение). |
3. | Царевна-ёлочка | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности (развитие памяти, внимания, мышления). Украшение ёлочки (воображение). |
4. | Дед Мороз | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям, соединять детали в единое целое (слуховое внимание, память, мышление). Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность (воображение). |
1. | ЯНВАРЬ Снеговик | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос). Развивать внимание, мышление, речь. |
2. | Снегирь | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы (память, слуховое внимание). |
3. | Гномик | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. |
4. | Корона | Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону (развивать слуховое внимание, речь, память). |
1. | ФЕВРАЛЬ Стул | Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». |
2. | Поздравительная открытка к 23 февраля | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. |
3. | Кораблики в море (коллективная композиция) | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. |
4. | Мамин праздник (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей ( развитие внимания, памяти). Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. |
1. | МАРТ Весна красна | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей»( развитие памяти). Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей (внимания) Придать выразительность, используя аппликацию (развитие воображения). |
2. | Серая шейка | Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. Развитие памяти, мышления, воображения. |
3. | Жар птица | Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. |
4. | Ракета | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
1. | АПРЕЛЬ Шаттл | Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком. Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму. |
2. | Панно «Цветочный луг» | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
3. | Коралловая рыбка | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
4. | Медуза | Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза. |
5. | МАЙ Итоговое занятие Композиция Морское дно | Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях. |
6. | Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
КРУЖКА «ОРИГАМИ»
Подготовительная к школе группа
НА 20__ - 20__ уч. г.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1. | Сентябрь Давайте поиграем | Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. |
2. | В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжать знакомить с историей искусства оригами. 25 мин. |
3. | Бабочка и лягушка | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. 25 мин. |
4. | Отгадываем загадку | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер. 25 мин. |
1. | ОКТЯБРЬ Знакомимся со свойствами бумаги | Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. |
2. | Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. 25 мин. |
3. | Забавные зверушки | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. 25 мин. |
4. | Теремок | Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; вызвать у детей настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности. 25 мин. |
1. | НОЯБРЬ Лисичка с чёлочкой | Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. |
2. | Волшебные превращения стрелы | Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. 25 мин. |
3. | Ёлочка | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. 25 мин. |
4. | Новогоднее украшение | Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. 25 мин. |
1. | ДЕКАБРЬ Дед мороз | Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. |
2. | Новогоднее панно | Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. 25 мин. |
3. | Коробочка | Познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. 25 мин. |
4. | Ветка рябины | Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. 25 мин. |
1. | ЯНВАРЬ Ветка рябины-2 | Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. |
2. | Гном | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим. 25 мин. |
3. | Скоро День защитника Отечества | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. 25 мин. |
4. | Ожившая сказка | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. 25 мин. |
1. | ФЕВРАЛЬ Мамин праздник | Учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой. |
2. | Цветы | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. 25 мин. |
3. | Панно «ХРИЗАНТЕМЫ | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами. 25 мин. |
4. | Грач | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. 25 мин. |
1. | МАРТ Экскурсия в зоопарк | Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. |
2. | День Космонавтики | Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. 25 мин. |
3. | Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА | Закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание. 25 мин. |
4. | Весёлые человечки | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. 25 мин. |
1. | АПРЕЛЬ Составим картину | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение. |
2. | Раз, два, три, лодочка плыви | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей. 25 мин. |
3. | Журавлик | Продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту. 25 мин. |
4. | В бумажном царстве – государстве | Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. 25 мин. |
1. | МАЙ Коралловая рыбка | Коралловая рыбка Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
2. | Медуза | Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза. |
3. | Итоговое занятие Композиция Морское дно | Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях. |
4. | Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. |
Итого: 14 часов за два года обучения.
Литература
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
- Е.Ю. Дорогова, Ю.И. Дорогов. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
- Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
- Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
- Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
- Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
- Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы
1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami
3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
4. Юрий и Екатерина Шумаковы-«Ориландия»: http://www.oriland.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Как легко развить мелкую моторику руки, усидчивость, концентрацию и внимание ребенка " Оригами : Повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий; Активизируют творческое мышление; Повышают уровень интеллекта в целом; Повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние; Снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям; Улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев; Улучшают память и глазомер
ЕЛОЧКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ Ведущий произносит: - Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие. Вот если я скажу: "высокие" - поднимайте руки вверх "низкие" - приседайте и руки опускайте "широкие" - делайте круг шире "тонкие" - делайте круг уже. А теперь поиграем! (Ведущий играет, стараясь запутать детей)
ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ Мы с ребятами сыграем в интересную игру: То, чем елку наряжаем, я детишкам назову. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно, Если мы вам скажем верно, говорите "Да" в ответ. Ну, а если вдруг - неверно, говорите смело "Нет! " - Разноцветные хлопушки? - Одеяла и подушки? - Раскладушки и кроватки? - Мармеладки, шоколадки? - Шарики стеклянные? - Стулья деревянные? - Плюшевые мишки? - Буквари и книжки? - Бусы разноцветные? - А гирлянды светлые? - Снег из ваты белой? - Ранцы и портфели? - Туфли и сапожки? - Чашки, вилки, ложки? - Конфеты блестящие? - Тигры настоящие? - Шишки золотистые? - Звездочки лучистые?
Поделки своими руками к новому году на сайте:
Комментарии
Очень интересная презентация,
Очень интересная презентация, спасибо! Обязательно возьму в свою копилку.
Рада помочь :) и спасибо за
Рада помочь :) и спасибо за оценку...