Кружок оригами "Волшебный квадратик"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Данный кружок расчитан на 1год .Обучение детей происходит на специально организованных занятиях по запросам родителей занятия длятся 25-30 минут. цель кружка обширная и охватывает ряд задач :Знакомить детей с основными геометрическими фигурами; круг, квадрат, треугольник.
Обучать различным способам работы с бумауой, развивать конструктивные умения.
Развивать психические процессы: память, речь, мышление, воображение.
Совершенствовать трудовые навыки.
И главное развивать интерес к совместной деятельности, умение сопережисать за сверстников и видеть результат своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami_na_2013-14gdocx.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
кружка по оригами
« Волшебный квадратик»
В старшей группе №4
На 2013-2014 учебный год.
Руководитель:
Суцкая Татьяна Юрьевна
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования « Волшебный квадратик» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Расширять коммуникативные способности детей;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Особенности организации НОД: программа кружка «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.
Методические приёмы:
- Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
- Показ видео и мультимедийных материалов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (содержание) | Кол–во часов | Дата проведения | ||
1. | ОКТЯБРЬ «Давайте поиграем» Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. | 25 мин. | |||
2. | «В некотором царстве, в бумажном государстве…» Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами. | 25 мин. | |||
3. | «Бабочка и лягушка» Цель: упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | 25 мин. | |||
4. | «Отгадываем загадку» Цель: учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер. | 25 мин. | |||
1. | НОЯБРЬ «Знакомимся со свойствами бумаги» Цель: познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. | 25 мин. | |||
2. | «Воздушный змей» Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. | 25 мин. | |||
3. | «Забавные зверушки» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. | 25 мин. | |||
4. | «Теремок» Цель: закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; вызвать у детей настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности. | 25 мин. | |||
1. | ДЕКАБРЬ «Лисичка с чёлочкой» Цель: повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. | 25 мин. | |||
2. | «Волшебные превращения стрелы» Цель: продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. | 25 мин. | |||
3. | «Ёлочка» Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | 25 мин. | |||
4. | «Новогоднее украшение» Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. | 25 мин. | |||
1. | ЯНВАРЬ «Дед мороз» Цель: закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. | 25 мин. | |||
2. | «Новогоднее панно» Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. | 25 мин. | |||
3. | «Коробочка» Цель: познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. | 25 мин. | |||
4. | «Ветка рябины» Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. | 25 мин. | |||
1. | ФЕВРАЛЬ «Ветка рябины» Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. | 25 мин. | |||
2. | «Гном» Цель: продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим. | 25 мин. | |||
3. | «Скоро День защитника Отечества» Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | 25 мин. | |||
4. | «Ожившая сказка» Цель: создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. | 25 мин. | |||
1. | МАРТ «Мамин праздник» Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой. | 25 мин. | |||
2. | «Цветы» Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | 25 мин. | |||
3. | «Панно «ХРИЗАНТЕМЫ» Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами. | 25 мин. | |||
4. | «Грач» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | 25 мин. | |||
1. | АПРЕЛЬ «Экскурсия в зоопарк» Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. | 25 мин. | |||
2. | «День Космонавтики» Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. | 25 мин. | |||
3. | «Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА» Цель: закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание. | 25 мин. | |||
4. | «Весёлые человечки» Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. | 25 мин. | |||
1. | МАЙ «Составим картину» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение. | 25 мин. | |||
2. | «Раз, два, три, лодочка плыви» Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей. | 25 мин. | |||
3. | «Журавлик» Цель: продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту. | 25 мин. | |||
4. | «В бумажном царстве – государстве» Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. | 25 мин. |
Итого: 13 часов 20 минут.
Литература:
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
- Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
- Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
- Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
- Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
- Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...
Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"
Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Открытое занятие для родителей Праздник веселого квадратика
Открытое занятие - развлечение для детей и родителей. Цель: создать у детей радостное настроение, сформировать у родителей представление по развитию у детей с нарушением зрения сенсорных навыков, инте...
Кружок «Школа фантазеров»-«Волшебный квадратик»
Особенностью программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование.Данная программа акт...
Кружок "Волшебный квадратик"
Кружковая деятельность...