конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников
презентация
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конструирование | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием , пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу Проблема актуальна тем, что в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе. Цель : Изучить особенности развития творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством конструирования. Задачи : Создать необходимые условия для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности; приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства ; Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи. Развивать мышление, воображение дошкольников, коммуникативные способности, конструкторские навыки и умения ; Воспитывать у детей инициативность, коммуникабельность, любознательность и находчивость, самостоятельность.
Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. техническое ( из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) Художественное ( из бумаги и картона, из бросового и природного материала) Выделяют два вида конструирования: Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры; создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета.
в процессе конструирования развивается: • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., ) • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) . формируются важные качества личности: • трудолюбие, • самостоятельность, • инициатива, • упорство при достижении цели, • организованность. воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе: • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ; • работать дружно, не мешая друг другу.
Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен. Строительный набор . это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, изготовлен из разных материалов и безопасен для крохи. В этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы . Ребенок может играть таким конструктором даже до школы. Конструкторы типа Лего . Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие. Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали. Магнитный конструктор. Конструктор для самых маленьких деток состоит из пластиковых деталей различных геометрических форм и встроенных в них магнитов, все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции. Все детали абсолютно безопасны для малышей – они большого размера и проглотить их просто невозможно. Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон , он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.
Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия , общий порядок работы. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы , которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек , конструкций , поделок Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию , при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть . Основными приемами обучения являются следующие:
формы организации обучения конструированию конструирование по образцу обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. конструирование по теме позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал. конструирование по замыслу развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок. конструирование по условиям задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
При правильно организованной деятельности дети приобретают: конструктивно-технические умения: -сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. -делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д. обобщенные умения: -целенаправленно рассматривать предметы сравнивать их между собой и расчленять на части видеть в них общее и различное находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение -других частей делать умозаключения и обобщения.
В ажнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность . В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца , к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: последовательности активности систематичности научности индивидуального подхода наглядности доступности прочности
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре . 1. Каждая игра представляет собой набор задач 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности 5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей
Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности . У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, особенно ловкость пальцев. Ребята узнают много нового о труде взрослых, учатся уважительному отношению к этому труду .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.
Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.
Выступление на Методическом Объединении для воспитателей старших групп Г.Реутов....
Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"...
"Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Консультация по теме: "Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников"...
Перспективное планирование по методической теме: «Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольника».
Дать детям знания о предметах,отоюражаемых в конструктивной деятельности....
Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников...