Обобщение опыта работы: «Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольника»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольника»
Подготовила: воспитатель средней группы
Калмыкова Елена Федоровна
2021г
Содержание
Введение
- Детское творчество и детское конструирование.
- Конструирование из строительного материала с детьми 3-7 лет.
- Конструирование из бумаги с детьми 3-7 лет.
- Конструирование из природного материала с детьми 3-7 лет.
5. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений.
Вывод
Введение
В современных условиях стремительно происходящих изменений в социально – экономической и технологических областях жизни нашего общества, многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности.
Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно – образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей, выявила, что нарушения речевого развития влечет за собой отклонения не только речевых, но и в двигательных, психических сферах. Анализируя все это, я поняла, что нужен подход для развития детей логопатов. Для себя определила позиции в общении с детьми педагог – партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Поставила цель – помочь детям с нарушением речи через конструирование, решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоциональной сферы, сенсорики, моторики пальцев рук.
Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.
Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизация общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых. По мнению Р.М. Чумичевой, в гуманистической парадигме детства и детского развития закладываются новые идеи, которые определяют детство на современном этапе развития общества:
- как производное начало, обозначающее бытие культурного целого и затем судьбу отдельного индивида; детство выступает источником саморазвития родовой культуры и культурно-исторической самоценностью, оно вносит особый вклад в становление человеческой культуры;
- как форму становления человеческой ментальности и формирования нового круга универсальных способностей; в период детства у ребёнка складываются новые структуры человеческой деятельности, её нормативные модели, а собственная деятельность ребёнка по воспроизведению культуры приобретает черты самодеятельности, с этим сопряжена культурно-творческая функция детства;
- как современный способ интеграции детей в современное сообщество, где воспроизводится идеальная форма взрослого (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон); в детской субкультуре появление режиссёрских игр приводит к "авторизации" - творческому переосмыслению образа взрослого в качестве проекции их собственной психологической будущности; проявляется диалогическое взаимодействие и персонификация взрослого и ребёнка;
- как определённую стадию интеграции нового поколения в мир культуры, где творческая деятельность ребёнка является элементом присвоения культуры, включающей в себя способы преобразования общественного опыта, воображения, изменяющее и дополняющее мир ребёнка, проблематизацию ситуации, инверсию как возвращение к ценностям, способам.
Осмысление проблемы дошкольного детства как социокультурного феномена, социального и личностного развития ребёнка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. На современном этапе в массовую педагогическую практику внедряются разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. При этом главным признаётся формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.
В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - где бы он ни проживал в нашей огромной стране - качественного образования и для обеспечения каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, 23 ноября 2009 года Министерство образования и науки Российской Федерации разработало и установило в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (пункт 6.2 статьи 9 Закона), федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
·сенсорное развитие;
·развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
·формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, "позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами".
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Вышесказанное подтверждает актуальность выбора педагогического исследования.
Анализ теории и практики по интересующей меня проблеме позволил выделить противоречие:
конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне;
Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования: "Конструирование в дошкольном образовательном учреждении".
Цель исследования: изучить содержание организационно-методической работы по конструированию в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: конструирование как практическая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования конструктивных и творческих умений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: организация системы руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать познавательно-эстетические потребности.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1) изучить и проанализировать условия развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать современные подходы по проблеме «Конструирование как средство развития творческих способностей ребенка дошкольника 3-7 лет»;
3) рассмотреть особенности применения различных материалов, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в конструктивной деятельности;
4) обосновать значение руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Методолого - теоретическая основа исследования: идеи и концепции умственного воспитания дошкольников (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Б.П. Никитин); методика обучения дошкольников конструктивной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова и др.), исследования по проблемам психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,), принципов творческого развития (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков); концепция и принципы построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, Л.П. Стрелкова, Р.М. Чумичева).
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных изданий и диссертационных исследований; синтез, обобщение, классификация;
-эмпирические: наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.
1.Детское творчество и детское конструирование.
Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.
С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства.
Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.
Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.
Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это — третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.
Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О.М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:
- «опредмечивание» — когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;
- «включение» — когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творчество.
Однако, как показало исследование (Л.А. Парамонова, О.А. Христ), способ «опредмечивания» при определенных условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, должна также ставить и другие задачи:
- развитие у детей мышления (логического и образного),
- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),
- развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:
- новизна продукта (субъективная),
- оригинальность,
- вариативность решений,
- интеллектуальная активность,
- эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Однако выявленные особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.
Например, дети шести лет по ходу игры в «путешественников» сооружают судно из крупных модулей, а дети четырех-пяти лет, играя в «детский сад», строят мебель для кукол. Как правило, такие постройки имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Процесс их создания не является для детей основной целью и по времени очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача, воспитателя и др.), что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.
А вот пример другого характера взаимоотношения игры и конструирования. Два мальчика шести лет сооружают на столе гараж для машин. Они отбирают кирпичики и малые пластины и строят заднюю стенку гаража из пластин, а боковые — из кирпичиков. Один из них предлагает сделать боковые стенки с окнами, чтобы в гараже было светло, а другой — построить фундамент и «яму» для починки машин. Дети разбирают стенки и строят сначала фундамент с полом, а затем стенки, чередуя кирпичики с кубиками так, что в них образуются окна. Далее пробуют провезти грузовую машинку и делают переднюю стенку из кирпичиков, оставляя отверстие — дверь. Наверху кладут перекрытия и крышу из больших призм. Но тут один мальчик замечает, что в гаражах крыши бывают более плоскими; они снимают призмы и строят крышу из пластин. В отверстие двери укладывают две длинные пластины — спуски для машин. Готовую постройку они показывают другим детям, а затем начинают играть: привозят две легковые машины к гаражу и, подражая звукам машины, подавая команду «Выгружай», ставят «сломанные» машины в гараж для ремонта и т.д.
Создание постройки занимает в данном случае значительную часть времени (30—35 мин.). Дети сооружают постройку достаточно сложной конструкции, воспроизводят основные ее части в соответствии с их практическим назначением. При этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.
И тут необходимо сказать о выявленной динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность — значит существенно обеднять развитие детей.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (ТВ. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).
Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом — бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:
- нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
- неустойчивость замысла — дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим;
- поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею — замыслу уделяется крайне мало внимания;
- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
- неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.
При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.). И это, наиболее успешно формируется в процессе компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с практическим.
Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Однако, как показали исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук выполненные на конструировании из строительного материала, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.
Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф.В. Изотова). Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (этот тип задач предложен А.Н. Давидчук). А можно использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (тип задач разработан основоположником рассматриваемой формы обучения Ф.Фребелем).
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. И, как показало исследование А.Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. Однако такой анализ обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части — кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.
Заметим, что конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед собой задачу.
Как показали исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.
Отметим, что данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как мы убедились, она может успешно использоваться и в других его видах в целях развития творчества.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы.
В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Однако, как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т.п.).
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали многолетние исследования, при определенных условиях. К ним относятся: наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.); обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.
Конструирование из строительного материала с детьми 3-7 лет.
Этот вид детского конструирования оказался наиболее изученным, и в результате фактически все рассмотренные выше формы обучения конструированию были разработаны относительно конструирования из строительного материала.
Однако, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Воспитатель вместе с детьми раннего возраста (до трех лет) строит кроватку и укладывает куклу спать, строит башенку, на которой будет сидеть птичка, ворота — через них будут ездить машинки и т.п., то есть организуется так называемое «сюжетное конструирование» (С.Л. Новоселова). В работе с детьми младшего возраста в основном используются образцы простейших конструкций практически той же тематики (стол, стульчик, лесенка и т.п.).
Что же касается более старших детей (после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в основном для игры. При этом сама деятельность конструирования большинства детей находится на крайне низком уровне.
По-видимому, это можно объяснить двумя причинами: во-первых, сформировавшимся у педагогов отношением к конструированию из строительного материала как к игре (об этом говорит и такая, укрепившаяся в практике категория, как «строительные игры») и, во-вторых, неразработанностью развивающей системы обучения этому виду конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов (хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в работе А.Н. Давидчук).
Система знаний и конструктивно-технических умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.
Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.
Конструирование из бумаги с детьми 3 -7 лет
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.
Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.
В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.
Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.
Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.
Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:
- использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
- формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).
В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.
Конструирование из природного материала с детьми 3-7 лет.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только (и не столько) их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают свое отношение к ним, передают им характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
И поэтому очень важно отойти от бытующей методики обучения детей созданию конкретных поделок из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик – желудей, сова – из распушенной шишки и т.п.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т.п.
Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно – образовательного процесса.
Проанализировав теоретический материал по творческому конструированию, а также ряд программ и методических пособий (Куцаковой Л. «Конструирование и ручной труд в детском саду», «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, методические пособия И.В.Новиковой «Конструирование из бумаги в детском саду», «Конструирование из природных материалов в детском саду» и др.) был составлен перспективный план на учебный год по творческому конструированию на 4 возрастные группы, а также разработаны и доработаны конспекты занятий. Предполагаемый план выстроен на основе постепенно усложняющих задач развития ребенка, на деятельностном подходе.
Особенностью представленных мною занятий является их взаимосвязь с опытом детей, который возникает не сам по себе, а в результате предварительной и последующей после занятия работы.
Методика занятий опирается с одной стороны, на задачи развития ребенка, а с другой, на многоаспектный контекст жизни детей. В разработанных конспектах реализованы новые методологические подходы к содержанию и процессу развивающего обучения дошкольников.
Относительно новые виды конструирования в дошкольных учреждениях.
Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. Мысленное оперирование образами — важная составляющая воображения и творческого конструирования. С этой целью необходимо организовать специальное обучение детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее поэтапное формирование у них пространственных представлений.
Одним из средств обучения является компьютерное конструирование — относительно новый вид конструирования в практике дошкольных учреждений. Использование компьютера органично включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений. Решению компьютерных задач предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины. Эти задачи педагоги могут с успехом использовать в своей работе, даже если в детском саду отсутствует компьютерный класс
и занятия на компьютерах не предусмотрены.
Упражнения и задания первого этапа
формирования пространственных
представлений ребенка
На первом этапе детей учат выделять конфигурацию объектов и формируют у них представление о траектории вращательного движения плоскостных фигур. Для этого дети решают практические и компьютерные задачи. Сначала детям предлагают игры «Сложи картинку», «Сложи яйцо», а затем — компьютерную игру «Построй домик».
В игре «Сложи картинку» используются открытки с доступным для детей сюжетом, разрезанные на четыре (шесть) части разной конфигурации. Эти части кладут на стол лицевой стороной вниз, чтобы дети ориентировались не на рисунок, а на конфигурацию частей. После того как дети, практически опробуя разные варианты расположения, находят верное решение и складывают картинку, им предлагают ее склеить, наложив сверху намазанный клеем лист бумаги. В результате дети могут сами убедиться в правильности своего решения (перевернуть картинку и посмотреть ее изображение).
В игре «Сложи яйцо» задача усложняется: нужно без практических пробующих действий, а только на основе зрительного соотнесения полуовалов собрать три целых «яйца».Прежде чем дать это задание, с детьми проводят подготовительную работу — анализируют объекты. Для этого на доску прикрепляют несколько половинок таких же разрезанных овалов (но больших размеров), расположенных ломаной линией разреза вниз, и вместе с детьми определяют количество выступов каждого разреза. Далее выделяют самый большой выступ и по отношению к нему все остальные. Затем каждому выступу находят свое место в другой половинке овала. Иначе говоря, детям дают ориентиры.
После такого обследования дети находят на своих карточках по две соответствующие половинки, закрашивают их одним цветом, затем вырезают и соединяют, образуя три целых овала-«яйца». Дети могут украсить их разными способами: нарисовать узоры красками, фломастерами или сделать аппликацию. Последнее дети делают с особым интересом, что очень оживляет занятие.
Затем детям предлагают компьютерную программу «Построй домик». (Эта игра
разработана под руководством Л.Парамоновой и создана для широкого потребления Ассоциацией «Компьютер и детство».)
На экране появляется контурное изображение домика, а рядом с ним — изображение рабочего стола, на котором находится половинка «разбитого» кирпича, имеющая определенную конфигурацию. Внизу экрана расположены в ряд изображения нескольких половинок «разбитых» кирпичей разной конфигурации. Из этого ряда ребенок только на основе зрительного анализа каждый раз выбирает ту половинку кирпича, которая соответствует другой, появляющейся на столе. И только в случае правильного подбора ребенок продвигается в «строительстве» дома. Действует ребенок путем нажатия трех определенных клавиш. Практика показывает, что программа «Построй домик» является одной из любимых детьми компьютерных программ.
Три описанных выше задания тесно связаны между собой и даются в порядке постепенного усложнения: сначала дети действуют путем практических проб, затем — с опорой на наглядность, и, наконец, используют умение зрительно соотносить части разной конфигурации для их объединения при решении компьютерной задачи — в опосредованной деятельности.
Задачи другого типа требуют от детей создания целостной конфигурации объекта по опорным точкам. В практической деятельности дети конструируют заборчики разной конфигурации. Эти задачи были разработаны Н.Н. Поддьяковым и успешно использовались им в целях обучения детей умению намечать очертания будущей постройки. А это, как показали наши исследования, способствует развитию умения выделять конфигурацию объекта, чтобы получить целостное представление о нем. Конструирование заборчиков можно организовать следующим образом. Воспитатель ставит на стол два домика (можно использовать готовые картонные домики или заранее построить из деталей строительного материала) и предлагает обнести их общим забором. Далее число домиков увеличивается, меняется их месторасположение, а задача остается той же. Последнее задание еще больше усложняется и выглядит так: в центре стола располагается один большой дом, а вокруг него — четыре маленьких, которые дети должны обнести общим забором так, чтобы центральный дом остался вне забора. В результате того, что домики каждый раз располагаются по-разному, у детей получаются заборчики разной конфигурации. Воспитатель обращает внимание детей на очертания, контуры этих конфигураций, что очень важно для освоения следующей за этим компьютерной программы «Лиса и цыплята».
В игре «Лиса и цыплята» на экране появляются цыплята, между ними — лиса. При каждом предъявлении количество цыплят и их расположение меняется, а внизу экрана появляются разные конфигурации «ограждений», пользуясь которыми дети спасают цыплят от лисы. При правильном выборе формы заборчика лиса оказывается за
ним, при неправильном — за забором остается кто-то из цыплят, и сразу пропадает с экрана. Дети видят, сколько цыплят они спасли (на это указывает и цифра на курином домике) и сколько спасти не удалось.
Для определения формы ограждения ребенок каждый раз прослеживает взором расположение цыплят и соотносит его с меняющимися внизу экрана формами, делая при этом их мысленный поворот. Точкой отсчета при этом является лиса (а не сам ребенок), а цыплята — опорные пункты для выбора конфигурации забора. Решение этих задач способствует переходу детей от ориентировки «от себя» к ориентировке «от объектов».
Упражнения и задания второго этапа формирования
пространственных представлений ребенка
На втором этапе обучения у детей важно сформировать представления об объемности предмета путем выделения в нем разных сторон. Для этого необходимо организовать анализ деталей строительного материала, направленный на определение формы каждой из граней. Провести эту работу с детьми можно на двух занятиях.
На первом занятии дети в процессе практической деятельности учатся выделять стороны таких деталей, как кубик, кирпичик, призма. Они обводят на бумаге грани этих деталей карандашом, каждую из них закрашивают определенным цветом и вырезают; делают отпечатки, закрашивая грани деталей красками и плотно прижимая их к бумаге. Вырезанными формами дети обклеивают детали, делают их разноцветными и строят сказочный цветной город.
На втором занятии у детей формируется представление о том, что одна и та же форма может быть гранью разных геометрических фигур. Это занятие проводится по подгруппам (4–6 человек в каждой) в форме игры «Отгадай, что за деталь». На столе у воспитателя располагается подставка с большим картонным листом, имеющим несколько отверстий, разных по величине и форме: квадрат, прямоугольник, круг. Воспитатель через то или другое отверстие показывает грань одного из геометрических
тел (вырез отверстия совпадает с гранью по форме и размеру) и предлагает детям найти в имеющемся у них наборе деталь с такой же стороной. Отгадывание детали по одной
из ее сторон представляет для детей, как правило, большой интерес. Они с удовольствием обнаруживают, что одна и та же форма грани может быть в разных деталях (например, квадрат является гранью куба и призмы). Закончить это занятие можно игрой «Посмотри в бинокль». Дети по предложению воспитателя берут по две одинаковые детали (бруски, цилиндры, пластины) и, приставляя их к глазам, «смотрят в
бинокль», называя форму его окошечек.
Приобретенный в практической деятельности опыт выделения граней и их формы
у объемных фигур служит основой для перехода к компьютерной программе «Сосчитай
фигуры», в которой для анализа предъявляются изображения таких геометрических
тел, как куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, призма, и отдельных простых предметов, составленных из них (домик, качели, коляска и др.). В этой программе экран разделен на три зоны: зона предъявления, зона решения, зона полученного результата. В первой зоне изображается какое-то геометрическое тело (или какой-то предмет, например, качели), которое ребенок должен мысленно расчленить на составляющие его грани. Во второй зоне появляются все узнанные ребенком формы, и обозначается их количество, а в третьей — правильно проанализированное геометрическое тело. После трех неудачных попыток ребенка машина сама выдает правильный результат, а взрослый вместе с ребенком выясняют, в чем состояла его ошибка.
Таким образом, у детей формируются представления об объемности предмета путем выделения в нем разных сторон. Отрыв формы от самой фигуры и обратный процесс — «вращивание» формы в фигуру — способствуют формированию представления у детей не только об объемности тел, но и о том, что одна и та же форма может быть гранью разных геометрических тел. В результате дети могут, опираясь на изображение тела, определить его форму.
Упражнения и задания третьего этапа формирования
пространственных представлений ребенка
На третьем этапе обучения у детей важно сформировать умение не только выделять отдельные грани геометрического тела, но и удерживать в памяти их пространственное соотношение после поворота тела. С этой целью можно использовать
практическое конструирование и компьютерную программу «Волшебный гараж».
Практическое конструирование сводится к двум заданиям: постройке разноцветного забора и постройке волшебного города. Для выполнения первого задания детям дают набор кубиков с разноцветными гранями и предлагают построить забор так, чтобы верхняя его часть была красного цвета, внутренняя (обращенная к домику) — зеленого и внешняя — синего цвета. Несмотря на простоту конструкции, дети поначалу делают ошибки в подборе цветов, в основном ориентируясь только на один, как правило, красный. Воспитатель в этом случае должен повторить условия, акцентировать внимание детей на ошибках. Это стимулирует детей к поиску правильного решения, и, прежде чем установить очередной кубик, они неоднократно поворачивают его, держа в руках и отыскивая нужное его положение.
Для выполнения второго задания детей организуют по подгруппам (по трое в каждой). Затем дают набор кубиков и кирпичиков с гранями разных цветов и предъявляют образец домика, выполненный воспитателем из таких же деталей (кубиков и кирпичиков), но одноцветных. Каждый из трех детей получает свое задание, например: «Построй свой домик так, чтобы снаружи он был весь красный». Данная конструкция по сравнению с предыдущей (забором) — более сложная, но дети справляются с ней достаточно легко: они ищут сначала нужное положение каждой детали, сопровождая этот поиск рассуждениями типа: «Раз здесь синий, то к нему тоже нужно синий, а тогда наверху будет красный». С этой же целью можно использовать крупные модульные «Занимательные кубики».
После таких занятий детям предлагают компьютерную программу «Волшебный
гараж», в которой нужно загнать машинки разного цвета в гараж. Освоение этой программы осуществляется на трех занятиях.
На первом занятии детей учат правильно пользоваться клавишами и выделять передний вид куба (гаража). Воспитатель говорит: «Это волшебный гараж. Он может повернуться к тебе любой стороной, какой ты только захочешь. Вот этой волшебной палочкой (стрелочкой, находящейся внизу экрана) ты нажимаешь на клавишу любого цвета, и гараж поворачивается к тебе стороной этого цвета». Первый поворот делает взрослый, а далее дети действуют сами (на экране создается иллюзия поворота). Взрослый обращает внимание детей на соответствие цвета клавиши цвету стороны гаража, находящейся перед ними.
На втором занятии взрослый вводит новое условие: «Вы уже заметили, — говорит
он, — что к гаражу подъезжают машины разного цвета, но не всегда они попадают в гараж, потому что каждая из них может въезжать только в свой отсек гаража. Подумайте, как шофер узнает свой отсек?» Как правило, дети отвечают верно: «По цвету», — а взрослый продолжает: «Да, когда перед машиной находится отсек гаража такого же цвета, как и она, то дверь открывается, и она въезжает. Вот сейчас подъехала машина красного (синего и др.) цвета. Надо подумать, отсек какого цвета будет перед нами, когда гараж повернется к машине красным (синим и др.) цветом. Какой цвет будет перед нами (последние два слова интонационно подчеркиваются), такую клавишу и надо нажать».Такое постепенное введение детей в задачу позволяет большинству детей сразу же ухватить общий принцип решения задачи. Но всегда есть часть детей, которая испытывает определенные трудности и допускает ошибки. Поэтому на третьем занятии детей лучше объединить так, чтобы в паре был ребенок, успешно решающий все варианты задачи. Именно объяснение одного ребенка позволяет другому лучше осознать способ выполнения задания. Многовариантность задачи исключает момент запоминания детьми решения и ставит их в условия обдумывания каждого варианта.
В процессе овладения этой компьютерной программой у детей формируется умение делать мысленные повороты объекта вокруг своей оси на 90, 180, 270°, ориентируясь при этом не только на положение своего тела, но и на другой предмет, т.е. меняя точку отсчета. Таким образом, дети учатся выделять отдельные грани геометрической фигуры и оперировать ими в образном плане.
Упражнения и задания четвертого этапа формирования
пространственных представлений ребенка
На четвертом этапе обучения необходимо сформировать у детей умение выделять две стороны более сложного предмета (а не геометрического тела) и проецировать их на экране компьютера. В качестве такого предмета может быть ключ.
В практической деятельности организуется анализ формы разных ключей и скважин; дети подбирают вместе с воспитателем ключ к определенной скважине для того, чтобы открыть дверь. Затем каждый на бумаге обводит карандашом свой ключ; далее все ключи собираются вместе, и дети отгадывают, у кого какой ключ нарисован. В случае ошибки воспитатель просит детей подсчитать зубцы, посмотреть на их взаимное расположение (например, верхний дальше от среднего, чем нижний и т.п.). После этого детям можно давать компьютерную программу «Золотой ключик», содержащую два типа задач. Первый тип связан с выделением фронтальной проекции ключа, а второй — с выделением его профильной проекции. Эти два типа задач предлагают детям поочередно; каждый из них имеет несколько вариантов. Вначале в правом верхнем углу экрана появляется объемное изображение ключа, а в нижней части — четыре фронтальные проекции разных ключей. Дети должны найти среди них ту проекцию, которая соответствует ключу, изображенному в объеме. А затем детям дают задачу второго типа. В углу экрана остается то же объемное изображение ключа, а вместо профильных изображений ключей появляется изображение трех дверей с четко прорисованными скважинами, являющимися в данном случае профильными проекциями ключей. Детям надо найти, к какой из этих дверей подойдет нарисованный в объеме ключ, и тогда дверь открывается. В следующих вариантах (их семь) меняется форма ключа, и дети опять должны подобрать нужные проекции (фронтальную и профильную). Если решение правильное — то на экране появляется веселый Буратино, а если неправильное — Карабас-Барабас.
После овладения этой компьютерной программой дети способны работать со следующей — «Конструктор». Они учатся изображать проекции объемной конструкции и, наоборот, создавать конструкции по ее видам.
В программе «Конструктор» заложены основные геометрические формы: треугольник, квадрат, круг, трапеция. Ребенок может, нажимая на разные клавиши, выбирать нужную форму, закрашивать ее (в красный, синий, зеленый цвета) и оперировать ею на плоскости экрана: передвигать в разных направлениях (по горизонтали, по вертикали, диагонали), постепенно поворачивать (каждый раз на 45°), уменьшать или увеличивать ее размеры. Все это позволяет детям создавать на экране разнообразные плоскостные конструкции.
Работа на компьютере самым тесным образом переплетается с практическим конструированием и представлена тремя типами задач.
Первый тип задач предусматривает составление одной из проекций предлагаемой детям объемной конструкции. На первом занятии перед ребенком ставят очень простую конструкцию (домик, автомобиль, кораблик и т.п.), состоящую из пяти знакомых деталей. Взрослый предлагает построить такую же на компьютере. Затем он начинает ее воспроизводить из деталей конструктора, а ребенок то же самое делает на компьютере. При этом взрослый, положив одну деталь, ждет, пока ребенок выбирает форму, соответствующую ее фронтальному виду, и определяет ее местонахождение, а затем только кладет следующую. Такая совместная деятельность помогает ребенку на начальном этапе устанавливать соответствие между заданной деталью и плоскостным ее изображением, задействовать уже имеющийся у него опыт.
На втором занятии задание можно усложнить. Объемный образец новой конструкции располагают в середине зала. Так как компьютеры стоят полукругом, то дети, сидящие за разными компьютерами, видят разные стороны конструкции-образца. Каждый ребенок, воспроизводя образец, изображает на компьютере ту сторону, что расположена прямо перед ним. В этом случае сравнение полученных проекций, проводимое вместе с детьми, имеет особо важное значение — оно подводит к пониманию того, что одна и та же конструкция имеет разные стороны, которые выглядят по-разному. Обсудив сначала вместе с воспитателем, дети убеждаются в этом, меняясь местами.
Второй тип задач предусматривает возведение постройки по одной из проекций.
Вначале педагог набирает на экране компьютера проекцию и предлагает построить по ней конструкцию. При этом он ее называет (дом, машина и др.) и говорит, что здесь изображена только одна сторона. Конечно же, несмотря на одну общую сторону, у детей получаются разные домики, разные машины, отличающиеся комбинаторикой деталей. А на следующем занятии дети сами составляют проекцию и по ней создают постройку: например, один ребенок набирает проекцию на компьютере, а двое других в соответствии с ней создают конструкцию. Здесь возможны различные варианты объединения детей. При этом взрослый помогает детям проанализировать уже готовые постройки и соотнести их с заданной проекцией. В результате дети приходят к выводу, что поскольку конструкции получаются разными, то для того, чтобы создать точную конструкцию, необходимо иметь несколько ее видов.
Третий тип задач используется на следующем занятии. Перед детьми ставят две-три похожие между собой конструкции, одна из которых спроецирована на экране. Воспитатель говорит: «Здесь изображены три вида одного из этих корабликов (домиков, мостиков, машин): вид спереди, вид сбоку и вид сверху. Сравните кораблики с этими видами и догадайтесь, какой из них изображен на компьютере». Таким же образом детям предлагают еще 2–3 варианта разных объектов и их изображений. Успешность выполнения этих заданий во многом зависит от тщательности анализа образцов самих конструкций и их проекций. Вариантов заданий такого типа может быть множество. В результате такой работы дети учатся проецировать объемные конструкции (выделять три ее вида) и создавать конструкцию по проекциям.
Задачи такого типа детям очень нравятся, и их можно повторить, используя крупные мягкие модули вместо мелкого строительного набора. При этом постройки-образцы должны быть самыми простыми по конструкции (содержать не более двух–четырех модулей). Однако воспроизведение крупногабаритной постройки на экране компьютера с помощью мелких плоскостных геометрических фигур значительно повысит эффект обучения. Дети в конце концов поймут, что, например, компьютерная форма куба — это изображение грани мелкого деревянного и крупного модульного куба, а значит, форма объекта не зависит от его размеров.
В этих заданиях большое значение имеет цвет. Поэтому детали одноцветного строительного конструктора следует оклеить цветной бумагой. Можно изготовить набор строительного материала из цветного картона по выкройкам, конфигурация которых показана на рисунке. Перед последней операцией склеивания в каждую деталь такого конструктора насыпаются мелкие камешки на одну четверть объема.
Обучение по вышеописанной системе, как показало экспериментальное исследование, способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие, и прежде всего на развитие образного мышления и воображения. А это, в свою очередь, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация и др.) и ее результаты. Образы, создаваемые детьми, отличаются большей выразительностью и оригинальностью. При этом разработанные содержание и принципы организации обучения могут составить важное звено в общей системе формирования творческого конструирования.
При проведении такого обучения особое внимание следует обратить на следующие моменты.
Во-первых, необходима организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой, поскольку дети, работая за компьютером, очень нуждаются в общении друг с другом. Стремление ребенка помочь другому, объяснить отдельные моменты программы, показать, как он сам справился с заданием, делают процесс обучения более живым и интересным, способствуют лучшему осознанию способов выполнения задач, что значительно повышает продуктивность обучения. Наиболее удачным является попарное объединение детей.
Во-вторых, введение соревновательных элементов (типа «Кто быстрее», «Кто больше» и т.п.), широко распространенных в компьютерных играх, отрицательно сказывается на обучении, поскольку не дает возможности спокойно обдумать свои действия; одни дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию, а другие — их игнорируют.
В-третьих, для фиксации внимания детей на полученном результате целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы: веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т.п. Более сильные моменты фиксации, особенно при отрицательных результатах (например, гуси-лебеди хватают детей), являются крайне нежелательными, поскольку одни дети, боясь ошибиться, резко снижают свою активность, а другие — наоборот, стремятся к неверному решению, начиная получать удовольствие от отрицательного подкрепления.
В-четвертых, описанное содержание обучения может стать одним из звеньев в общей дидактической системе детского сада. Оно связано с решением разных задач, кроме уже указанных: сенсорного воспитания, морального и эмоционального развития, формирования общения и др.
Кружковая работа в ДОУ по конструированию – как источник развития личности дошкольника.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный, может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребенком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый, взрослый.
Работа по формированию творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
- принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста);
- принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
- принцип постепенности погружения в проблему (создания проблемно – ситуативных заданий);
- принцип эмоционально – насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
- принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Программы кружковых работ составлены для работы с детьми разного возраста. Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд условий. Кружковую работу можно разделить на 3 этапа:
1 этап – подготовительный. Организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жестко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д. Возможность ребенка выбора цели из нескольких, т.е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам «открытый» временный конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе.
2 этап – моделирование системы работы по данной теме. На этом этапе педагог ДОУ стремится достичь конкретных целей и при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
3 этап – совершенствование творческого самовыражение. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.
Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем все делаем и проживаем вместе.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждением, терпение в ожидании результата. Личностно – ориентированный поход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а учавствуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
В своей работе я представила несколько видов кружков для разного возраста детей, с разными задачами.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а чувствуя уважение к себе, как равным постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.
Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...
Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...
Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"...
Обобщение опыта работы: "Использование ИКТ в развитии творческих способностей дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Дошкольный возраст является наиболее сенситивным (чувствительным) для развития творческих способностей. Для этого использую различные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ и др....
Семинар «Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–8 лет в СРЦ». август 2023
Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов....