Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данная образовательная деятельность направлена   на закрепление  представлений о весне и  её признаках; на формирование  умений  воспринимать образ весны  в различных произведениях искусства, а также учить детей изготавливать  первых весенних птиц в технике оригами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Алёнушка» г.Строитель Скрыпченко Н.М.

Тема: «Весна красная, весна ясная»

Программное содержание:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, закреплять представления о её признаках. Формировать умение воспринимать образ весны  в различных произведениях искусства. Учить детей изготовлению птицы в технике оригами. Формировать умение составлять  общую композицию из выполненных поделок. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус.

Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия произведений живописи и музыки, развивать воображение, речь, зрительно-слуховую память.

Воспитывать интерес и любовь к искусству и родной природе через поэтическое слово, классическую музыку, произведения живописи. Воспитывать наблюдательность, внимание, способствовать развитию творческого мышления, инициативности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка».

Оборудование и материалы: репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Портрет композитора П.И.Чайковского.  Квадраты чёрного цвета (12x12 см) на каждого ребёнка; макет дерева;  

Музыкальный ряд: произведение  П.И.Чайковского «»

Литературный ряд: стихотворения В. Мусатова, народная потешка о весне

Ход образовательной деятельности:

  1. Введение в тему НОД, создание мотивации

Дети входят в музыкальный зал

Приветствие детей (дети стоят в кругу, взявшись за руки).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, ребята. Что вы видите? Это (сосульки, солнце, ручей, подснежник, ветка с почками….)

- Как вы думаете, чему мы посвятим, нашу сегодняшнюю встречу?   (Если затрудняются ответить, загадать загадку.  Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной поступью пройдёт – в лесу подснежник расцветёт.)

- Правильно. Сегодня мы с вами погорим о весне.

2. Основная часть

И я предлагаю поиграть в игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть признаки весны. Тот, кто назовёт правильно - пройдёт в ворота Весны!  Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий  проходит через них. (Варианты ответов: капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают).

- Молодцы! Вот и вспомнили признаки весны.

Пришла весна-вёснушка,

Весёлая гостьюшка:

Водяная, ветряная,

Травяная, солнечная…

Дождиком в окошко-

Стук, стук, стук!

Травкой у порожка-

Шух, шух, шух!

Ручейком в канавушках-

Жур, жур, жур!

Стали дни погожие,

Вот и мы, знать, дожили

До весны, до вёснушки,

До весёлой гостьюшки! 

Какое нежное и ласковое слово – весна! И нет уже сна. Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники-картины.  (Дети присаживаются на стулья).

- Послушайте, как композитор П.И. Чайковский (слайд портрета композитора)  в произведении «»  языком музыки передал прекрасные звуки весны.

- Понравилась вам музыка?

-  Какой  вам показалась эта музыка? Какая она по характеру?

- Соответствует ли времени года?

- А что вы представили, слушая это музыкальное произведение?  (Пение птиц, капель, журчание ручейка).

- Как можно назвать весну? Какая она?

Давайте попробуем передать своё настроение в движении под эту чудесную музыку, представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, легким облачком, скользящим по небу, первым весенним цветком….

А я, слушая это произведение, представила летящих птиц, несущих на своих крыльях весну.

- Какие же  птицы первыми приносят весть о приближении весны? Да, это грачи. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача - весну встречай».

- Давайте попробуем назвать слова, родственные слову «грач». Грачиха, грачата, грачонок, грачевник (скопление грачиных гнёзд), грачиные гнёзда.

Много грачей прилетает весной. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов запечатлел их на своей картине, которую так и назвал «Грачи прилетели» (слайд картины А.К. Саврасова).

- Посмотрите на грачей. Какими художник их изобразил? Шумными, чёрными, дружными, трудолюбивыми, радостными.

- Что они делают? Подновляют, ремонтируют гнёзда. Разговаривают на грачином языке, делятся друг с другом о своих планах на будущее: как обустроят свои  гнёзда, вырастят птенцов, будут их учить летать.

- Какие деревья выбрали грачи? Старую, корявую берёзу. Она толстая, ветви упругие. Гнёзда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

- Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь.

- Что чувствуется в картине? Радость пробуждения природы. Трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и лёгкая печаль по уходящей зиме.

- Какая весна изображена на картине? Почему вы так решили?

А вот и первый житель.  (Показываю поделку) Этот грач необыкновенный.

- Из чего он сделан? А ещё из чего можно сделать грача?  Пластилина, солёного теста, можно нарисовать, наклеить…..

 Этот грач волшебный и может превращаться  (разворачиваю грача). Раз, два, три… Что получилось? Листок бумаги. Какой формы лист бумаги? Квадратной.

Но вы тоже можете стать волшебниками и превратить листы бумаги в птиц. Хотите? Ну, тогда за работу.

Дети проходят к столам

3. Практическое задание

- Чтобы пальчики ваши были послушными, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи, прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач – накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять – выходи грачей считать.

Далее педагог показывает и рассказывает приёмы складывания листа.

Этапы выполнения птицы:

  1. Сложите базовую форму «воздушный змей». Перегните квадрат по диагонали. Опустите верхние стороны от вершины верхнего угла к линии перегиба.
  2.  Согните к линии перегиба стороны от нижнего угла.
  3. Согните поделку пополам.
  4. Отогнуть голову и крылья. Нарисовать глаза.

Во время практического выполнения работы  детьми воспитатель оказывает помощь по необходимости.

- А сейчас пойдёмте расселять жильцов на дерево. Грачевник получился, как настоящий!

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается,

Деревья все качаются.

Качаются деревья-

Качается деревня.

И сотни голосов

В тревоге за птенцов

Взлетают над деревней…

Давайте теперь тихонько от них отойдем, не будем им мешать.

4.Подведение итогов НОД. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось делать больше всего?

- Что для вас было самым трудным?

- Какое у вас настроение от сегодняшней встречи?

Друзья мои, а я вас благодарю за  ваше старание, за умение, и желаю вам, чтобы каждый год в гости к вам приходила весна во всей своей красе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Квест для детей старшего дошкольного возраста "Весна-красна"

Игровая обучающая ситуация в виде квеста помогает детям закрепить признаки весны в игровой форме...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Весна-Красна"

Развлечение "Весна-Красна" для детей старшего дошкольного возраста....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Весна-красна"

Целью данного проекта является закрепление знаний детей о весенних изменениях в живой и неживой природе....

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста "Весна красна!"

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста"Весна красна!"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста. «Весна идет! Весне дорогу!»

Обобщать и систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развиват...

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Весна красна цветами".

Конспект ОД  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Весна красна цветами"....