Проект для детей старшего дошкольного возраста "Весна-красна"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Целью данного проекта является закрепление знаний детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna-krasna.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Весна-красна»


Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (2 недели)

Сроки проведения: с 15 по 26 марта 2021

Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

       Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Сформировать чувство гордости за родную природу. Вызвать желание и интерес у детей знакомиться с картинами русских художников.

       Задачи:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • Расширять знания о сезонных изменениях в природе весной.
  • Сформировать у детей положительное отношение к природе, желание оберегать её;
  • Развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук в различных видах деятельности.
  • Прививать навыки восприятия красоты весенней природы;

Актуальность проекта: 

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога.

Проблема:

  • Дети не имеют достаточных знаний о сезонных изменениях в природе, о признаках весны.

          Продукты проекта:

  • Создание с помощью конструкторов различных видов макета  «Весенний сад»
  • Коллективная работа «Цветущая полянка»
  • Создание совместно с детьми «Огорода на подоконнике»
  • Картотека стихов, загадок и пословиц о весне  

Ожидаемые результаты по проекту: приобретение детьми знаний о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны; дети смогут выразить в продукте своей деятельности красоту родного края весной; приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений, улучшение взаимоотношений  детей между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов.            

Этапы проекта:

 Подготовительный: Обогащение развивающей пространственной среды иллюстрациями, сюжетными картинками, макетами, репродукциями по лексической теме. Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта. Педагог продумывает разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей. С детьми ведутся беседы об изменениях в природе весной. В ходе бесед обсуждаются вопросы:  Как появляются почки на деревьях? Почему подснежники не боятся снега? Почему день становится длиннее? Почему возвращаются перелетные птицы?

Основной - проведение НОД по ФЦКМ «Изменения в природе весной», НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по сюжетной картинке»,  чтение и обсуждение рассказов, стихов о весне, о первых весенних цветах; подбор загадок, стихов и пословиц о весне. Рисование и аппликация на тему проекта.

 Завершающий - создание коллективных работ «Весенний сад», «Цветочная полянка», «Огород на подоконнике»; выпуск картотеки загадок, стихов и пословиц о весне;

Формы и методы реализации проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • создание и просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Свободное общение: «Весна - красна!», «Признаки весны», «Первые весенние гости», «Кто больше радуется весне?», «Первоцветы», «О чем поют весенние птицы?»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья идет в весенний лес», «Защитники природы»; «Магазин семян».

Беседы с детьми о безопасности: «Осторожно – гололед!», «Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период».

ПОЗНАНИЕ:

Рассказ педагога:  о весне, весенних месяцах; об изменениях, происходящих в природе; о деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, и об изменении в их жизни с приходом весны,

Рассматривание: сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и репродукций: И. Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», И. Левитан «Весна».

Исследовательская деятельность: Посев семян цветов для рассады; наблюдение за ветками деревьев; эксперименты с водой, испытание корабликов.

Конструирование:  «Скворечники для птиц», «Первые цветы» (крупный  Лего-конструктор)

Дидактические игры: Дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем»  «С какой ветки детки?», «Подбери слово» , «Кто где живет?» , «Назови растения» , «Угадай животное», «Чей листок?» , «Где растет?», «Что здесь лишнее»

Экскурсии: по участку детского сада

Наблюдение: за работой дворника, за таянием снега, за первой капелью, за появлением первых побегов на клумбе.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

ДИ: «Объясни словечко», «Исправь предложение», «Один-много», «Назови ласково»

ЧХЛ:  В. Бианки «Лесная газета»,   Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Составление рассказа: по картинке «Весна в лесу», по мнемотаблице «Опиши дерево»

Творческое рассказывание: «Что я видел в парке», «Мы гуляли на участке»

Составление картотеки стихов и пословиц о весне.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

 Подвижные игры: «На полянке», «Ручеек», «Мы – капельки», «Гори, гори ясно»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

рисование – «Подснежники», «Веточка мимозы»,  аппликация – «Скворечник»

П.И. Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»;

Работа с родителями:

Консультации в родительский уголок:

«Игры с детьми на прогулке в весенний период»

«Пришла весна, цветут сады…»

«Сезонные изменения в природе: что мы знаем о весне»

«Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период».

Заключение.

 Благодаря этому проекту работа с детьми получилась продуктивной, познавательной. Проект помог детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире.

 Поняли, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее. Дети делились полученной информацией и различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

                          Приложение 1

  Стихи о весне.

Апрель! Апрель!

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Веселые льдинки

И. Демьянов

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – веселые льдинки.

Весенняя гроза

Ф.И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Весна

В. Кудлачев

Еще неделя пролетит,

И март капелью зазвенит.

За ним апрель в цветах придет,

И землю солнышко зальет.

По рощам, паркам соловьи

Концерты вновь начнут свои.

Весна пришла

Т. Дмитриев

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Весна

К. Кубилинскас

Весна пришла по-снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

- А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.                                                                                                                                              Приложение 1

Весна идёт

Агния Барто

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

по двору текло.

В полдень подморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро

Корочкой стекла.

Расколол я тонкое

Звонкое стекло,

Озеро широкое

Снова потекло.

Говорят прохожие:

- Вот весна идёт!-

А это я работаю,

Разбиваю лёд.

Весна пришла

Натали Самоний

От счастья плачут ивы,

Роняя наземь слёзы:

Весна пришла, встречайте!

И веточкой берёзы

Она стучит в окошки:

Закончилась зима!

И почкой, как ладошкой,

Всех будит ото сна.

Весна пришла

Е. Стюарт

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая.

Ручьи задорно булькают,

Сугробы подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зиме совсем недужится –

Пора ей в путь сбираться…

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться!

И меж снегами влажными

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки.

Приложение 2.

Загадки о весне

Прилетела ласточка,

Распустила перья.

Солнце греет ласково,

Что это за время? Весна

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает? В марте

Посмотрите, на проталинке,

Показался цветик маленький.

Он замерз и чуть живой,

Торчит из шапки снеговой. Подснежник

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка. Ручеек

Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерим ему… Скворечник

Пробивается в апреле,

Все поля позеленели!

Покрывает как ковром

Поле, луг и даже двор! Трава

Не пешеход, а идет,

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку,

Назовите-ка отгадку? Дождь

В самый разгар весенней поры,

Капает сок с белоснежной коры. Береза

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. Сосулька

Приложение 3.

Пословицы и поговорки о весне.

Без первой ласточки весна не обходится.

Весенний день год кормит.

Весна днем красна.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Весной трех погожих дней подряд не бывает.

Весной запашку затянешь — ножки протянешь.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весною сутки мочит, а час сушит.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Весною день упустишь — годом не вернешь.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Матушка весна всем красна.

После самой лютой зимы все равно придет весна.

Пришел марток— надевай семеро порток.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Увидел грача — весну встречай.

Хороший год по весне видно.

Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

Март — не весна, а предвесенье.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Март зиму кончает, весну начинает.

И в марте мороз на нос садится.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Иногда и март морозом хвалится.

Март сухой да мокрый май, будет каша и каравай.

Апрель с водою — май с травою.

Апрельский цветок ломает снежок.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Май холодный — не будешь голодный.

Май холодный — год хлебородный.

Майский мороз не выдавит слез.

Дождь в мае хлеба подымает.

Пришел май — только успевай да не зевай.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Приложение 4.

Игры

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель игры: Закрепить знания детей по теме «весна».

Ход игры: Воспитатель зачитывает детям четверостишия- загадки, ребята должны понять смысл этого стихотворения и добавить последнее слово.

- Теплу и солнцу каждый рад

Ведь наступает месяц… Март

- Звенит веселая капель,

Значит, пришел уже… Апрель

Не спи, поля все засевай,

Ведь наступает месяц… Май

- Очнулась природа от долгого сна,

Красавица радует всех нас… Весна

- За окном звенит она

И поет: «Пришла весна»!

А холодные сосульки

Превратила она в струйки.

Слышно с крыши «Шлеп, шлеп, шлеп!»

Это маленький потоп. Весенняя капель

- Строим мы для птичек дом,

Чтобы жили они в нем.

Вот скворец сел на орешник,

Для него готов… Скворечник

- Гнездышко из веток,

Для любимых деток.

Кто те детки — сорванцы?

Дружно просят есть… Птенцы

- Вот снег растаял и с полей

Бежит проворливый… Ручей

- Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась.

Затрещал, ломаясь, лед,

Значит скоро… Ледоход

Пальчиковая игра "Капель" Е. Г. Карельская

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке.

Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе.

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.

Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек.

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.

Шаловливые сосульки Ю. Клюшников

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Подснежник

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «Люди старшего поколения!»

Цель проекта:Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья». Задачи:развивать эмоционально-эст...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...